Озеро Шитовское

#озеро, #писаница, #Шитовское, #остров

17 июля 2011 не хотел далеко выбираться и не давала покоя мысль о Шитовском озере, которое я посещал 7 мая сего года. На улице июль месяц, прокат лодок по любому уже работает. А значит можно доплыть до одного из семи островов, а именно до острова Репный, где когда-то возможно отдыхал маршал Жуков. Но и еще одна мысль не давала покоя. Вот что было написано в книге Олега Щетинина "Каменные останцы" о скалах на этом озере:

На южном побережье озера Шитовского на полуострове Балчуг в 350 метрах к югу от усадьбы Лесникова находится гранитная скала, называемая "Каменный палец" или просто "Палец". До середины прошлого века она стояла и была высотой до 7 м, но потом упала и раскололась. По данным сотрудника института археологии С.Е.Чаиркина, на плоскости скалы, обращенной на запад, на высоте около 1,5-1,7м видны несколько линий и фрагменты, напоминающие копытное животное. Датировка рисунков затруднена.

В качестве соучаснега изъявил желание побыть Михаил Step. Но он в Кедровке на даче. Поэтому Сначала поехал в Кедровку, а оттуда уже через Зеленый Бор приехали в поселок Балтым. Едем дальше по уже знакомой дорожке и поворачиваем после указателя на "оз.Шитовское" возле этой старой стеллы.

На этот раз мы не проезжали прямо через гору мимо обелиска, а объехали ее. И увидели вот этот лозунг, который раньше не видели.

Договариваемся о прокате лодки и идем к берегу получить транспортное средство. Оставляю в залог паспорт, оплата по факту.

Выделяют нам лодку под номером 14 и мы грузимся. Первое что бросается в глаза это зеленая зацветшая вода.

Сразу же берем курс на остров Репный.

В небе летает хишный птыц.

На окраине острова видно что уже толпа народу разбила палаточный лагерь, дымятся костры. Но в месте куда мы плывем никого нет, хотя и стойбищ там несколько, но народу нет. Причаливаем к лестнице.

Лестница метров 5 шириной видно что была сделана с размахом.

Поднялись по лестнице. И первое что мы увидели это кругом большое количество мусора и разрушенные части оборудованного места под когда-то бывшее кафе(?).

Декоративные заборчики почти полностью разрушены, осталось буквально 2-3 пролета. В центре всего этого покинутое с мусором костровище.

Однако место это среди липового леса когда-то было сделано для противоположных целей и наверное с душою. Это нельзя не заметить. На склоне горки сделана площадка, а какая лестница.

Жалко что это все рушится и некому восстановить...

Но по разрушениям эта достопримечательность теперь наверное "урбантриповская" нежели историческая.

Какого только мусора и хлама там нет?

Нашли тот самый "винный погреб". Готовлюсь к поискам - надеваю перчатки.

Аккуратно подлез под опоры и нашел рваный мешок. Не уж то разграбили?

Но автор проявил хорошую смекалку и так спрятал, что не так-то просто его отыскать. Контейнер был найден и он оказался без мешков. Скорее всего предыдущие посетители забыли просто накинуть мешок.

Содержимое было сырым. Пришлось позаботиться о нем:

Взял себе сырой блокнот - он все равно закончился. Взамен положил новый сухой блокнот и новые ништяки.

Немного видео. Внимание! На видео проскальзывают не цензурные слова...

Закончив дело, немного прошелся вглубь острова. Но ничего кроме небольших гранитных камней не нашел, а дальше уже был противоположный берег.

Эх, какая хорошая липовая роща...

На обратном пути немного пофотографировались на последок на полуразрушенных объектах.

Отплываем. У берега тут тоже вода кислотно-зеленого цвета. Ну точно "урбантриповская достопримечательность" - подумал я.

Чуть отплыли и вода уже не такая зеленая.

Но вода в озере сама по себе грязная и мутная, желто-красно-зеленого цвета. Наверное потому что все берега ее практически полностью заболочены.

Вот например остров Травяной. В двух местах растут высокие деревья, а от них на расстоянии нескольких сот метров болотистая местность или просто трава. Причалить в таких местах без болотных сапог не целесообразно.

Мы решили плыть до мыса Балчуг. Как пишет верхнепышминский краевед Владислав Григорьевич Непомнящий, с которым мне один раз посчастливилось повстречаться, название "Балчуг" произошло от московитов (жители Москвы), которые называли грязные заболоченные места в Замоскворечье. Можно предположить, что новосёлы, прибывшие из Подмосковья, выйдя к мысу на озере Шитовском, по привычке назвали его "Балчугом". По другим источникам "Балчуг" в переводе кажется с башкирского означает "болото". На берегу мыса есть база охотников и рыболовов, она значится на картах и ее видно у меня за спиной.

Пока греб, на меня прилетел какой-то жук.

На "пристани" нас встретила вот такая собачатина. "Смотрительница" уверила что собака не укусит.

Типичная база охотников со всеми сопутствующими постройками.

Мы спросили как нам найти скалу "Каменный палец". По началу "смотрительница" удивилась названию, а потом переспросила: "Вам к киту?". Скала получила разговорное название "кит", наверно потому что походит больше на эту рыбу. Напомню, скала сломлена и лежит на земле. Пока шли по тропинке в указанном нам направлении немного насобирали грибов.

А вскоре и нашли заветную скалу "Каменный палец", так и хочется сказать сломанного. Эта скала с писаницами находится в нескольких сот метрах от базы охотников и рыболовов.

Писаницы к сожалению сохранились плохо. Но следы красной краски увидеть можно. На фото ниже изображены писаницы (после компьютерной обработки).

Место разлома скалы. Почти идеально ровная плоскость.

Спрятали тайник в 42 метрах от этой скалы. Дальше пошли вглубь полуострова чтобы найти какие-нибудь другие скалы. В пути встретили вот такую интересную грибную массу на поваленном дереве.

Но других скал мы не нашли. Были только вкопанные в землю небольшие гранитные камни.

Вернулись к нашей лодке. С разрешения "смотрительницы" перекусили в беседке.

А дальше поплыли на нашу базу. Но уже ближе к другому берегу и остров Скопино мы получается оплыли с другой стороны. На фото ниже остров Скопино.

Все путешествие на веслах с изучением местности и перекусом заняло ровно 4,5 часа. За что с нас взяли 200 рублей. Для такого хоть и небольшого, но приятного путешествия это просто пустяки. Вот пункт проката лодок.

Наша лодка на которой мы плыли, если кому-то интересно.