Гора Качканар

#гора, #карьер

17 сентября 2011 с товарищами по форуму БГО съездили в Качканар и посетили одноименную гору. Название горы Качканар переводится по-разному: "нар" по-мансийски означает "камень" или "гору", тюркская гипотеза предлагает "качка" - лысый", "нар" - верблюд. Местность уникальная: множество скал-останцев, самая известная скала "Верблюд", низкорослые хвойные деревья (кедр, сосна, ель), вершина высотой 873м. Рядом есть карьер горно-обогатительного комбината "Ванадий". Также здесь находится буддийский монастырь Шад Тчуп Линг (в тибетском произношении "Шеддублинг", тиб. bshad sgrub gling), что в переводе с тибетского означает "Место практики и реализации". Все перечисленные места мы посетили. Жаль, что не нашел главный тайник.

Выехали из Березовского в 8 утра. 260 км или 3 часа езды и вот мы у проходной Качканарского ГОК "Ванадий". Вообще, если "знаешь волшебное слово" или если есть договоренность с монахами, то можно и на машине проехать по территории комбината, дорога там проезжабельна для любого колесного транспорта, но такого "слова" мы не знали и поэтому дальше пошли пешком.

По пути мы удивлялись разным изыскам человекодеятельности. Например, былой фонтан на территории комбината.

Или высверленные отверстия в камне под взрывчатку.

Какое-то футбольное поле.

Наконец, просто красивая осенняя природа. В тот день погода была в буквальном смысле туманная.

Вскоре, через 2 километра вышли к смотровой площадки у карьера.

Сам карьер.

Внизу работают "игрушечные" экскаваторы и БелАЗы, ездят поезда - типичная "карьерная" деятельность.

Пока все любовались видом, я пошел искать и нашел тайник. Потом от смотровой площадки взяли курс на монастырь и пошли по укатанной дороге. В пути нам встретилась геологоразведовательная бурильная самоходка. Позже мы узнали, что у ГОК "Ванадий" свои планы на гору, вплоть чуть ли не до развертывания нового карьера, а пока они производят геологоразведку пробуривая то тут, то там...

По пути встретил небольшой рукотворный холмик из камней. Где-то читал что это делают туристы, но зачем, и оно ли это?

Подходим к монастырю. Вот уже и первые скалы-останцы показались за деревьями...

Вышли к перекрестку основной дороги с тропой на монастырь.

Висели некоторые лозунги, которые мне понравились.

Кирпичей не было. Вернее они были, но это были мего-кирпичики по 25 кг - блоки. Сергей, как человек "не равнодушный" к религиям первым схватил блок и понес его.

Ольга и Снежана взяли ношу по легче - пенопласт.

Ну а я тоже взял блок.

Только мы его носили по переменке с другим Алексеем.

Тропка была ухабистая, грязная после дождей. На минуту остановились у канатной дороги и думали оставить блок тут. Но проходящий мимо житель монастыря с мешком картошки за спиной сказал нам, что идти еще минут 5 и поэтому донести блок до финиша стало "делом чести". Наконец забрались но гору. Осмотрелись. "Мы в Китае?" - подумал я вслух.

На стенде висят правила монастыря.

Рядом стоит ступа - культовое сооружение, памятник просветленному уму.

Вот выдержки из правил со стенда.

Того монаха, как оказалось, зовут Дмитрий. Он любезно пригласил нас попить чаю, мы согласились. Мы зашли сквозь хозяйственные помещения и оказались на кухне деревенского типа. На кухне было несколько человек: девушка за печкой что-то готовила, рядом сидел ребенок, кто-то еще и бородатый мужичок. Этим мужичком оказался основатель монастыря русский лама Санье Тензин Докшит (в миру Михаил Санников). За чашкой чая посидели и пообщались с ламой. Пока мы сидели, пришли и ушли другие гости, кто-то из них был небольшим начальником с ГОК "Ванадий". После недолгого общения нам провели небольшую экскурсию по территории монастыря.

Как видно, основной стройматериал это камень добытый рукотворно на этой же горе. Кладка получается весьма красивая.

Дмитрий рассказывал о назначении зданий и попутно отвечал на наши бытовые вопросы типа "А это что?".

Как потом я заметил, на горе Качканар множество таких мест типа "каменных комнат". В этом проёме (на фото) тоже будет какое-то сооружение.

Нам разрешили залезть в этот проем. Оттуда открывается вид на небольшой курум у подножия скалы.

Еще одна ступа. Но эта находится в естественных каменных стенах образованными скалами.

На скале развивается флюгер указывающий направление ветра, выполненный в виде дракона.

Далее мы переместились в другое место, где находится канатная переправа грузов. Здесь Дмитрий нам поведал немного об истории монастыря, о ламе и как они добывают камень здесь. Добыть камень из скалы можно разными способами, один из них, это нагреть камень - поджечь на нем хворост (видно на фото), а потом резко остудить водой.

Где-то там внизу начинается канатная переправа и извилистая пешеходная тропа по склону горы выложенная из камней.

А это ветряк. С его помощью планируется добывать электроэнергию. В данный момент там кажется прицеплен обычный автогенератор, но не подключен.

Возвращаемся в помещение чтобы забрать свои рюкзаки.

Еще немного по общались с Дмитрием и Михаилом Санниковым (ламой Санье Тензин Докшит). Спросили где тропа на скалу "Верблюд" и попрощались.

Прошли еще немного по территории монастыря и наблюдали другую его деятельность - хозяйственную.

Вот искусственный прудик для сбора воды с насосом.

Среди деревьев на горе пасутся козлятки.

Ну а дальше мы только любовались горной природой. Живописные скалы, утоптанная тропа...

Небольшие кедры поросшие мхами и лишайниками...

Пушистые кусты можжевельника...

Множество камней (курумов)...

И, наконец, мы вышли к "верблюду".

Конечно же мы залезли на эту скалу - оседлали "верблюда".

Рядом с "верблюдом" видно другу скалу чем-то похожую на "пуделя".

В какой-то момент вдали снова туман рассеялся и выглянуло солнце, стало видно даль и карьер. Такие просветы были не длительными, и вскоре снова все засеивалось "туманом" или, я бы даже сказал, "водными массами", как на Таганае. Кстати, именно про Таганай вспомнил находясь на этой горе, т.к. природа и погода была чем-то похожа на Таганайскую...

Дальше пошли к вершине. Всю местность между монастырем и вершиной и далее я бы охарактеризовал как "полигон скал-останцев" которых там очень много и все они находятся небольшими кучками. Что еще мы оценили, это то, что здесь относительно чисто и нет мусора. Мусор видели только возле беседки и то, только в одной организованной куче.

С тропами там не все так точно, но троп там немного. Вот например тропа между "верблюдом" и вершиной помечена метками из белой краски. На фото белую краску плохо видно, но видно...

Вскоре мы пришли к вершине, на которую естественно все залезли.

В какой-то момент "водные массы" вновь рассеялись и солнце очень красиво осветило поселок Косья.

Даже стало видно территорию монастыря.

"Полигон" горы Качканар.

Явно выраженный двугорбый "верблюд".

Мне дали время поискать тайник. По квесту мне нужно было найти некий памятник (подозреваю что это за памятник, но не знаю где он) примерно в 400м к западу от вершины. Тропа которая идет от вершины на запад через несколько десятков метров раздваивается: направо (ближе к северу) тропа идет на спуск с горы в сторону п.Косья, налево (ближе к западу) тропа пропадает у обрыва. Но судя по фото это где-то на вершине... В общем искомого памятника не нашел и соответственно тайник тоже. Вернулся. Потом пошли обратно. Снова отдохнули в беседке возле "верблюда" и пошли вниз, но уже по другой тропе - искать некое "горное озеро". В пути встретился небольшой "висячий камень".

А "горное озеро" оказалось небольшим затопленным карьерчиком.

Возле которого кстати стоит такая же беседка.

Прошли обратно около 7-8 км и вернулись к машине.

Немного отъехали от людной проходной и перекусили на берегу пруда. И поехали домой...

Пеший пробег составил 23 км. Карта путешествия.

Спасибо всем за участие, за фотографии и Пановым за трансфер. Гора мне очень понравилась, природа просто потрясающая!

З.Ы. Уральский буддийский монастырь конечно интересное и примечательное место для туризма, но хочется сказать, что это не попсовый объект для посещения. Буддисты ценят ТИШИНУ, покой, умиротворенность... Посещать, думаю, его стоит лишь только тем, кому это действительно интересно, а не так, чтобы посмотреть на какую-то "диковинку". Они рады всяким пожертвованиям, даже провизией.

Интересные ссылки: http://shad-thup-ling.narod.ru и http://shad-tchup-ling.ru