Ростов-на-Дону

#Ростов-на-Дону, #остров

Это снова случилось - меня снова отправили в командировку. На этот раз в Ростов-на-Дону. Улетел 16 декабря 2011 в 22:20, вернулся 20 декабря 2011 в 4 утра. Удалось не только потрудиться во благо, но и хорошо провести досуг, а также найти пару тайничков.

Ростов-на-Дону - город в России, основанный в 1749 году указом императрицы Елизаветы Петровны. Расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах реки Дон, в 46 километрах от места её впадения в Азовское море, в 1067 километрах к югу от Москвы. Административный центр Ростовской области, с 13 мая 2000 года - административный центр Южного федерального округа. Ростов-на-Дону - Южная "столица" России с населением 1,092 млн человек - является крупным административным, культурным, научно-образовательным и промышленным центром страны. Город является важнейшим транспортным узлом Юга России, его именуют "Воротами Кавказа".

Теоретически мог вылететь в 13:05 через Москву. Но билеты мне купили на ночной рейс, прямой до Ростова (Красноярск - Екатеринбург - Ростов-на-Дону). Место попалось на самом последнем 13 ряду.

13 ряд, место у прохода (не у иллюминатора) и прямо возле клозета. Хорошее начало...

Самолетик небольшой, написано было везде CRJ-200. Сразу же заметил, что двигатели у него не на крыльях, а где-то на хвосту. Так что "VIP-место" было еще и самое шумное.

Вот и аэропорт аэровокзал Ростова-на-Дону. По сравнению с Кольцово вообще какой-то "колхозный", даже по интерьеру.

Меня там так сильно ждали, что сначала я сбросил вещи и заселился в гостиницу, а потом (в первом часу ночи) поехали на одну из точек, где предстояла работа. Час-два успешно отработался и я поехал в гостиницу ночевать. На следующий день, уже в субботу, снова вернулся на эту точку дабы убедиться в работоспособности рабочего места и отправились дальше кататься по "точкам".

Мимо проезжали "змиёвку" - так называется место массового уничтожения мирного населения (евреев) на окраине города, где нацистами было убито 27 тысяч человек. Змиёвская балка - балка (небольшая сухая долина, лог) в Ростове-на-Дону, правый приток Темерника (равнинная река, правый приток реки Дон). Изначально, как я читал в Ростовской газете, была табличка на которой было указано что там были убиты евреи. Но из-за "национального вопроса", и к тому же убиты были не только евреи, табличку изменили на политкорректную. Близко памятник осмотреть не удалось, удалось только сфотографировать из окна машины такси. Примечательно, что в этом месте дорога серпантинная и делает два крутых витка, как змея, даже адрес - Змиёвский проезд.

Мемориальный комплекс "Памяти жертв фашизма". Ребенок обхватил колени матери, словно пытаясь спрятаться за нею. Женщина, в ужасе воздевшая руки к небу, старик, протягивающий связанные руки… Да, здесь были в основном женщины, старики и дети. В память о них днем и ночью, круглый год горит у подножия памятника Вечный Огонь. В балке всегда тишина. Но остановись, прислушайся. И ты услышишь крики и стоны людей, плач детей, смертельную дробь автоматных очередей. Через десятилетия доносят до нас эти страшные звуки неугасаемая память и собирательный образ погибших, воплощенный в бетоне.

В тот день (в субботу) особо не фотографировал, т.к. был ударный день и фотографировать было нечего. Все субботние фотографии - из окна машин такси. В одном из перемещений между "точками" приметил строящееся здание и по виду похоже что из деревянного каркаса. Написано, что "аквапарк", это с деревянным каркасом?! Это страну не победить никогда... (с) Может быть просто металл покрашен так...

Кстати, в городе много больших дорог, колец, и, вследствие этого, развязки очень мудреные и по началу сложно ориентироваться где ты.

Следующий день - воскресенье, был объявлен досуговым. Заранее подготовился к геокэшерской цели, расспросил как добраться, позавтракал и в путь. Это гостиница, где я поселился. Все заметили мимолетную птицу?

Напротив отеля какое-то сооружение. Внешне напоминает комплекс летних декоративных бассейнов. Но почему-то бетон везде осыпается. Также напротив отеля площадь Ленина, но ее я почему-то не сфотографировал.

Сел в троллейбус и доехал до Соборной площади. Кстати, об общественном транспорте. Кондукторов как таковых я нигде не видел, все оплачивается водителю (при выходе), что было немного для меня в диковинку. Маршрутки 17р., троллейбус/автобус - 10р., причем среди маршруток не наблюдал газелек, только мини-автобусы Hyundai.

Указом Елизаветы Петровны, крепости, основанной в 1749 году, было дано имя митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия (1652-1709), незадолго до этого причисленного к лику святых Русской православной церковью.

Рядом центральный рынок. Там тоже был своеобразный квест: нужно было купить боссу рыбу.

Город мне запомнился одной особенностью. В Ростове-на-Дону очень много зданий со старинной и "изящной" малоэтажной архитектурой. Многие здания напоминают "трущобную" ветхость, что еще больше придает исторический оттенок.

Вышел к Ворошиловскому проспекту, по которому ехал от отеля. Этот проспект плавно переходит в мост через реку Дон. Сам город практически полностью расположен к северу от реки. К югу от реки (куда ведет этот мост) городской инфраструктуры уже мало, там (если судить по взору) уже степь и поля.

Еще одно угловое здание с интересной архитектурой.

На здании интересные часы, где вместо цифр знаки зодиака.

Пробрался сквозь стройки и сквер к берегу реки. Вода в реке имела какой-то зеленый цвет. Плавали малые судна.

Вдоль набережной стоят пришвартованные теплоходы.

Швартовы тоже имеют свою историю: отлиты на "Механическом заводе Д.А. Пастухова в 1899 году в городе Ростов-на-Дону".

Далее пошел по набережной в сторону востока к своей цели - к Зеленому острову. Вдоль набережной было несколько непонятных мне памятников побеленного бетона (?). Это скульптурная композиция "Спорт".

Скульптурная композиция "Разин с дружиной". Она состоит из семи фигур, отлитых в бетоне на Московском скульптурно-производственном комбинате. Скульптор в высокохудожественной форме выразил и суровый характер удалого атамана, его могучую, непреклонную волю, и мужество преданных дружинников, и трагическую обреченность сидящей в их окружении красивой и нежной княжны-персиянки.

Интересные клумбы сделанные из речной гальки.

Бюст адмирала Ушакова. Поставлен он здесь вероятно потому, что в Ростове-на-Дону есть филиал Новороссийской морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Река Дон мне показалась несколько мелководной, особенно у берега. Но ведь здесь развито судоходство. Вообще сложилось впечатление что пришвартованные теплоходы встали на мель...

Некоторые места на причале обособленные. Над надписью (еле видной на фотографии) РОСТОВ-НА-ДОНУ также написано: "Место стоянки корабля "Салют" городского клуба юных моряков. Корабль подарен Краснознаменной Каспийской флотилией в 1974 году".

Чуть дальше диковинка для уральца в этом городе: в середине декабря увидеть еще хоть какую-то красивую и необычную ("заморскую") растительность.

Набережная закончилась. Пришлось подниматься в гору к улицам. Тут же находится судостроительно-судоремонтный завод "Красный Дон" (бывший чугунолитейный завод), основанный в 1857 году. Основной профиль: малые сухогрузы, танкеры, отходосборщики, прогулочные суда, ремонт судов.

Напротив завода комплекс памяти павшим работникам завода "Красный Дон" в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. На постаменте вертикальной, трех лепестковой в плане металлической стелы укреплен барельеф с изображением лица и кисти руки солдата, сжимающей приклад винтовки. На постаменте стелы – тридцать фамилий работников предприятия, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Далее потихоньку поднимаюсь в горку по проспекту Богатяновский спуск. Надо сказать, хоть и географически местность тут "степная", но в самом городе, особенно вдоль реки Дон встречаются очень крутые подъемы и спуски.

Заметил необычный ансамбль: крепостная стена и некий мемориальный комплекс. Это оказался мемориальный комплекс "Богатый колодец". Это место памятник природы и истории где по преданию Петр I, испив воды из родника, в благодарность произнес: "Богатый источник!". А через несколько лет вспомнили про него и велели заложить крепость "на расстоянии две версты и 300 сажен, против урочища, называемого "Богатый Колодезь". Комплекс включает в себя:

Другие источники говорят другую версию. Задолго до создания города первый российский император Пётр I хотел создать на месте будущего города крепость для защиты южных границ Российской империи от набегов турок и крымских татар. Во время Азовских походов 1695-1696 годов армия будущего императора проходила по донским землям, припасы были практически на исходе. Пётр I испил воды из родника, впоследствии названного "Богатым Колодезем", как и назвали поселение около родника. Также ему понравилось место около родника из-за удобного расположения в низовье реки Дон и император хотел основать здесь крепость, но из-за Прутского договора это стало невозможным. Указом Елизаветы Петровны 15 декабря 1749 года была основана таможня на правом берегу Дона в его низовьях, в 46 километрах от устья реки, где она впадает в Азовское море.

Мемориальная доска была установлена в 1996 году после некоторых реконструкций.

Однако, заглянув во внутрь сквозь разбитое стекло окна (дверь была замурована), я лишь увидел все в полуразрушенном состоянии.

Поднялся в горку и повернул на одну из улиц, и двигался на восток. В идеале мне бы двигаться строго вдоль реки, но у берега промышленные объекты и прохода нет. Поэтому пришлось обходить с севера, т.е. идти вглубь города. Шел я среди унылых частных домишек, новых и старинных, полуразрушенных и совершенно новых. Тихо и спокойно. Именно такие места меня и привлекают: старинные, исторические, тихие... Вскоре я вышел к трамвайным линиям и они словно стали для меня ориентиром куда идти. Вывели они меня на большое пространство. Вдали видно еще одно "изящное" здание с логотипом Р/Д (РЖД). По карте ДубльГИСа здесь значится поликлиника РЖД.

А посреди этого пространства доминантой является мемориальный комплекс в честь освобождения г.Ростова-на-Дону и Монумент Славы в честь ратных подвигов советских воинов. Комплекс открыт к 40-летию освобождения города (1983 г.) от немецко-фашистских войск. Центральная часть монумента – 72-метровая стела. В верхней ее части установлена аллегорическая фигура богини победы Ники, обращенной к Дону. С обратной стороны стелы – орден Отечественной войны I степени, которым был награжден город Ростов-на-Дону. У основания стелы – композиция из тематических рельефов: "Фронт","Тыл","Мир". Чаша Вечного огня вмонтирована в бассейн с "закипающей", подсвечиваемой в вечернее время водой. С трех сторон к водяному барьеру, находящемуся на нижнем уровне монумента, ведут широкие лестницы.

И шел я так до финальной улицы 29-я линия, - она то и должна вывести к переправе на Зеленый остров. Уже подходя к реке увидел железную дорогу...

...и мост, которого нет. Читал ведь, что на зиму мост убирают и переправа только на лодке, а все тешил себя надеждой что это не так.

Умом туриста не понять
И километром не измерить
И килограммом не поднять
Догнать, увидеть, - и проверить.

Немного про Зелёный остров. Зелёный остров - речной остров, расположенный в нижнем течении реки Дон, в Ростовской области. Длина 4 км (с запада на восток), максимальная ширина - 1,5 км. С юга омывается основным руслом Дона, с севера - Нахичеванской протокой, к северу от которой находится городская застройка. Через Нахичеванскую протоку в створе 29-й линии перекинут понтонный мост, через который осуществляется доступ на остров. За въезд на Зелёный остров взимается плата. При въезде на мост установлен шлагбаум, но для пешеходов и велосипедистов доступ беспрепятственный. Остров с севера на юг пересекается железнодорожной линией Развилка - Батайск. Линия пересекает Нахичеванскую протоку и Дон по двум железнодорожным мостам.

Тем не менее не хотелось осознавать то, что проделал такой пеший путь зря. Разузнал у окружающих как туда переправится. Оказывается, каждый час мужичок перевозит на лодке (работает с 8 до 17 часов, цена 25р./в одну сторону) - вон, лодку видно на фото.

Время 14:02, неужели ждать час? Но, смотрю, перепавщик кого-то переправляет с того берега, вдруг согласится меня перевезти? Ура! Он меня все-таки перевез. Уверил его, что вернусь через час или два и сразу оплатил дорогу туда и обратно.

Только взошел на берег и тут снова мемориальный комплекс - на братской могиле воинов 230-го стрелкового полка НКВД, павших в боях Великой Отечественной войны. Надпись на памятнике: "Здесь, на Зеленом острове с 21 по 29 ноября 1941 года сражались солдаты 230 стрелкового полка войск НКВД, удерживая плацдарм для нанесения контр-удара по фашистским захватчикам при освобождении г.Ростов-на-Дону в 1941 году. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ СОЛДАТАМ ОТЧИЗНЫ!". Помимо разнообразия старинной архитектуры, в Ростове-на-Дону очень много всяких разных памятников и мемориальных комплексов. Все не перефотографируешь.

Здесь два тайника:

Сначала решил пойти к первому - на запад. Ох и сколько же тут мусора! Наверно из-за обилия спортивных баз и баз отдыха.

По пути была чья-то могила. Написано Осипова Александра Степановна 1888-24.12.1971

Если верить описанию местности (к тайнику), то здесь когда-то была деревня.

Отметился, и пошел обратно к мемориалу погибшим. От него уже пошел на восток. Туда вела вымощенная из камней дорога.

Железная дорога огорожена колючей проволокой и бегает на цепи собака.

Смешно вспомнить, а ведь я думал на остров в крайнем случае переправиться через ж/д-мост, хоть и предполагал, что обычно такие мосты охраняются.

Иду дальше. Меня пугают местные собаки. Я пугаю фазанов, которые прятались в кустах. Про фазанов мне позже рассказал переправщик на обратной дороге. Также он меня предупреждал, что на дорогу часто выходит лиса, но я ее не видел.

Увидел тропинку вдоль линии электропередач, она в аккурат вела по прямой к тайнику. Конечно же по ней и пошел, ибо времени было впритык.

Много времени потерял на поиски. Но все-таки нашел! Сам "тайник" не поворачивается язык сказать, что именно геокэшерский тайник, если бы не спрятанный контейнер. Пожалуй, я этот тайник запомню именно по способу закладки: на ровной поверхности на поляне без большой растительности закопан в мягком грунте на глубине 20-30 см (это так-то глубоко) и прикрыт камнем.

Пришел через два часа как и обещал. В этот момент пошел дождь и длился все оставшееся время. Переправщик увидел меня и начал заводить лодку. А пока он подъезжал ко мне, я успел сфотографироваться на фоне реки Дон по таймеру.

Карта путешествия. Синий трек - пешая часть, около 20 км, зеленая часть - на общественном транспорте.

В понедельник я проторчал в Ростовском ТЦ "МЕГА" весь день. Ихняя МЕГА такая же как и наша Екатеринбургская, даже открыта примерно в то же время в 2007 году, только вместо OBI гипермаркет стройматериалов Леруа Мерлен. В нашей МЕГЕ ИКЕЯ в правой части ТЦ, у них - в левой, а так все то же самое. В аэропорт приехал рано и час-полтора скоротал за чтением книжки про родной Екатеринбург. Прилетел уже 20 декабря в 4 утра и весь вторник отсыпался. Вот так я побывал в Ростове-на-Дону.

Использована информация с сайта http://ru.wikipedia.org, ДубльГИСа Ростов-на-Дону.