Верхнесинячихинский краеведческий музей

#Алапаевск, #Романовы, #ж/д

В июне страна снова подарила нам три дня выходных. Конечно, хотелось бы снова их провести на Таганае, но в этот раз не получилось: ожидались дожди, с соучаснегами просто беда... Но Урал большой и альтернативных вариантов масса. И тут я вспомнил про Алапаевский район, куда так давно хочу попасть. Тут и мама говорит, мол мечтаю побывать в Нижней Синячихе. Решено, 10 июня 2012 едем посещать Верхнюю и Нижнюю Синячиху!

Этому решению по способствовало то, что накануне мы созвонились, и там посоветовали приехать до 13:00. С нами согласилась поехать Настя (LISKA), поэтому мы сначала поехали в ЕКБ, а потом обратно, и на режевской тракт. Приехали мы в Верхнюю Синячиху к 11:00.

Более 200 лет назад здесь жили манси(вогулы). Назвали речку, которая здесь протекала, Сяньга. Когда пришли русские, они добавили окончание - "чиха" и река получила название Синячиха. В 1769 году в связи с обнаружением в районе реки Синячиха железной руды, начата постройка Верхне-Синячихинского завода. Это дало жизнь новому "населенному пункту". 15 сентября 1768 года владелец Алапаевского завода коллежский асессор Савва Яковлевич Яковлев пишет челобитную в Государственную Берг-коллегию с дозволении построить новый завод на р.Синячихе. Указом канцелярии Главного заводов правления от 25 июня 1769 года Яковлеву было разрешено приступить к построению железоделательного завода без помощи из казны, т.е. на свои средства, и все работы производить вольным наймом. Новый завод получил название Верхнесинячихинский, а старый, существующий с 1724 года – Нижнесинячихинский.

Строительство началось с возведения плотины (длина 150 сажен, ширина в основании 30 сажен, по поверхности 16 сажен, высота 4,5 сажени). 7 мая 1772 года завод начал действовать в составе 1 доменной печи, 4 действующих и 2 запасных молотов.

После смерти С.Я. Яковлева в 1784 году Верхнесинячихинский завод вместе с Алапаевским перешли в собственность его младшего сына Сергея Саввича Яковлева. Горное положение 1806 года закрепило создание горных округов и ограничивало дробление горнозаводских владений при продажах и переходах по наследству. Вокруг Алапаевского завода складывается Алапаевский горный округ, в состав которого входит и Верхнесинячихинский завод, рудники и вспомогательные производства, объединенные производственными связями.

Единственным способом выделки железа на уральских заводах в 18 – в начале 19 вв. был кричный способ. Главными техническими устройствами были кричный горн, похожий на увеличенный кузнечный, и вододействующий молот весом в 16-20 пудов. Крица – сыродутное железо, представляет собой тестообразный комок непроплавленного железа с включением шлака. В горн укладывали древесный уголь, а сверху - чугун. Для получения одной крицы требовалось 11 пудов чугуна. Готовность крицы определялась просто: к "спелой" крице должен прилипать железный лом. Из горна крицу на тележке перемещали к молоту, где её проковывали, удаляя таким образом шлаки. Затем специальным топором разрубали на 4-6 частей. Из одной крицы выковывали до 7,5 пудов железа. Железо ковалось полосовое шириной 3 дюйма (7,6 см) и толщиной 0,5 дюйма. За 12-часовую смену мастер, подмастерье и 4 работника изготовляли 2 крицы. В неделю на одном молоте выковывали 140-180 пудов железа. На ВСМЗ работало 8 горнов и 4 молота. Успех кричной работы зависел от силы, ловкости и ручного мастерства работников.

В 1827 году пять старых заводов (в т.ч. и Верхнесинячихинский) были закрыты в связи с пуском нового Нейво-Алапаевского железоделательного завода. В течение 23 лет после закрытия завод пришел в запустение. В 1850 году по инициативе Управляющего Алапаевского горного округа Ильи Петровича Чайковского завод был восстановлен и введен в эксплуатацию. Кстати, Илья Петрович Чайковский - отец известного русского композитора Петра Ильича Чайковского. Некоторое время они жили в Алапаевске, ныне в их доме музей.

При этом был произведен ряд усовершенствований производства. Вместо водяных колес были установлены водяные турбины И.Е. Сафонова, что увеличивало выпуск металла и улучшало его качество. Турбина И.Е. Сафонова создана в 1837 году. Размеры: внешний диаметр - 12 футов, внутренний диаметр - 9,5 футов. Число оборотов в минуту - 25, мощность - 36 л.с. На ВСМЗ установлена в 1850 году.

Кричные горны заменили на более экономичные и производительные пудлинговые печи. К 1860 году на заводе работало 7 пудлинговых печей и одна запасная. Сработали они до 1910 года. Ниже на фото макет в 1/2 величины.

Пудлингование - процесс предела чугуна в мягкое малоуглеродистое железо. Способ изобретен в Англии Г. Кортом в 1784 году. Пудлинговая печь - пламенная отражательная печь. В пудлинговой печи горение происходило в отдельной топке, и топливо не соприкасалось с металлом.

Качество выпускаемого чугуна было высоким. Железо Алапаевских горных заводов под маркой "Яковлевское железо" получило 3 государственных герба на мануфактурной выставке в Москве в 1865 году, на всероссийских выставках 1862 и 1870 годов, а на выставке в Лондоне в 1851 и 1862 годах - золотые медали. Железо вывозилось 2 путями: в основном зимой санным путем до р.Чусовой и далее баржами по рекам до Петербурга или через Ирбит в Тюмень.

Общий план заводских строений Верхнесинячихинского завода с прилегающими к нему площадями для склада запасов руды, угля, дров и прочего. Составлен 15 июня 1890 г.

Макет строений и оборудования Верхнесинячихинского завода в 1910 году.

Доменная печь Верхнесинячихинского завода конца 19 века.

Помимо всех металлургических макетов в музее порадовало присутствие старинных аппаратов: машинка счетная немецкая электромеханическая "Rheinmetall" (конец 1940 - начало 1950-х гг.), арифмометр "Счётмаш ВК-1" - механическая вычислительная машинка (1960-е гг.), арифмометр "Феликс М" (1970-е гг.), коммутатор диспетчера.

Далее мы перемещаемся в зал истории народного образования и тут первое что привлекает внимание - это кинопроектор школьный КПШ-4 (1977 г.) и старинный фотоаппарат!

Макет здания школы углехимкомбината (1945 г.) и первого здания земского начального училища открытого 21 сентября 1875 года. Макеты изготовлены Вотиновым В.М.

Немного "школьных артефактов" первой половины 20 века - 1950-х годов.

Следующая комната - зал памяти Романовых. Но не тех Романовых, что были расстреляны в Екатеринбурге, а те, что их родственники и были убиты в то же время под Алапаевском. Речь идет о следующих именах:

Это убийство было не менее кровавым и даже чем-то более жестоким. На следующий день после расстрела царской семьи в Екатеринбурге в ночь на 18 июля 1918 г. они были сброшены в шахту на р.Межной живьем! Затем шахту забросали гранатами. Но погибли они не сразу. А кто-то из местных тогда даже из-под земли слышал пение. Почерк алапаевского убийства схож с екатеринбургским: в обоих случаях жертв сбрасывали в заброшенную шахту в лесу, также в обоих случаях предпринимались попытки обрушить эту шахту гранатами. Вместе с тем алапаевское убийство отличалось значительно большей жестокостью: жертвы были заживо сброшены в шахту, где в течение нескольких дней умирали от ран и голода. Единственным исключением стал великий князь Сергей Михайлович, который оказал сопротивление, и был застрелен.

Забыл упомянуть. В коридоре из которого мы попадали в каждую комнату, стоит макет углевыжигательной печи лесохимического завода - одного из заводов в Верхней Синячихе. Он вступил в строй 1941 году и с него началось превращение Верхней Синячихи в центр лесной промышленности района.

Стране были нужны древесный уголь и химпорошок. Поэтому правительство СССР 9 мая 1941 года утвердило проект на строительство древесно-угольного химкомбината в составе углевыжигательных печей системы профессора Козлова В.Н. - лауреата государственной премии, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора технических наук. В июне 1941 года начались изыскательские работы по выбору площадки для строительства углехимкомбината. 25 нюня 1941 года приказом №88 по тресту "Алапаевсклесдревмет" создано управление по строительству углехимкомбината и начались строительные ра6оты.

Далее мы поднимаемся на второй этаж и попадаем в зал посвященном детскому творчеству.

В 50-е годы 20 века в школьную программу вводятся новые предметы: ручной труд и практические занятия в мастерских и на школьных участках. С открытием в 1954 году нового здания школы №1 по ул.Черепановской, старое здание по ул.Советской было передано под мастерские. Заведующим школьными мастерскими стал Заякин Александр Васильевич. В 1957 году учителем слесарного дела становится Комшилов Геннадий Васильевич, учителем столярного дела – Татаринов Василий Антонович.

Большую помощь в организации мастерских оказало руководство ВСМЗ. Школе передали несколько станков и инструменты. В начале 60-х годов для мастерских строится специальное помещение (пристрой к школе №1). Учителя школьных мастерских организуют технические кружки: Г.В. Комшилов – кружок юных техников, В.А. Татаринов – кружок резьбы по дереву.

В 1976 году на базе кружков и школьных мастерских была создана районная станция юных техников (СЮТ), первым директором которой стал Г.В. Комшилов. СЮТ объединяла следующие секции:

  1. Мягкая игрушка (руководитель – Фисенко Евгения Павловна)
  2. Мотоциклетная (Елькин Сергей Генрихович)
  3. Картинг (Комшилов Г.В.)
  4. Авиамодельная (Комшилов Г.В.)
  5. Фотография (Устюгов Николай Александрович)
  6. Радиотехническая (Вилков Александр Петрович, Быков Юрий Александрович)
  7. Начальное техническое моделирование (из бумаги, Фисенко Е.П.)
  8. Судомодельная (Татаринов В.А., кружок работал при школе №2)

СЮТ имела филиалы в с.Костино, с.Нижняя Синячиха и других поселках.

В 1991 году станцию юных техников объединили со станцией юных натуралистов в Центр детского творчества, в 1992 году ЦДТ был преобразован Центр дополнительного образования (ЦДО). Работы, представленные в этом зале, выполнены бывшими кружковцами СЮТ.

Ниже фото моделей судов, кранов, картинга. Некоторые модели даже имеют привод на моторчике для демонстрации. Но нам не демонстрировали, т.к. нас торопили - ожидалась большая группа школьников. Да и по виду можно сказать что многие модели уже не рабочие. Не знаю, в действии мы к сожалению ничего не видели.

Особое внимание цепляет макет острога Невьянской слободы в центре зала.

И другие изделия из дерева, в частности из бересты и спичек.

Наверное в каждом музее историческом или краеведческом музее есть хоть какое-нибудь упоминание о Великой Отечественной войне. На фоне панорамы "Форсирование Днепра" здесь стоит стенд с фотографиями участников войны. Из Верхней Синячихи есть три героя Советского союза.

А вот это то, чего я никогда не видел. Здесь образцы земли (!) взятые с мест известных сражений или иных, имеющих свое значение в этой войне. Наш экскурсовод сопроводитель уверил, что земля привезена именно с тех мест.

Также представлены предметы с той войны: оружие, инвентарь солдат и все то, что было на той войне.

Далее мы пошли в следующий зал. В коридоре второго этажа стоит множество предметов из быта.

Часы, гармошки, самовары...

Но главное в этом зале - это обширная коллекция бумажных денег. Я еще нигде такой обширной коллекции не видел.

Это тоже зацепило внимание в коридоре.

Зал-комнтата дома мастерового.

Завершающей частью осмотра второго этажа музея стал уголок природы. Вот нигде ни в каком музее я не видел образцов деревьев. Это вторая изюминка музея совместно с образцами земли, которую я подметил.

Чучела домашних животных.

Чучела не домашних животных.

Кабаны.

Олень.

Ммм... медведи...

Рысь в охоте.

Совы.

Лоси. И многие другие животные, даже рыбы (но там фото не получилось).

Нам только осталось осмотреть экспонаты на первом этаже при входе, которые мы благополучно пропустили. Это станок для подковывания лошадей. Ручная работа, ВСМЗ, 1 половина 20 века, дерево.

Чучело лошади запряженной в телегу.

Верхнесинячихинский железоделательный завод. Художественная копия с фото 1900 г. Автор Батаков С.А., 1989 г. Фанера, масло.

Конечно сувениры.

И изречение, которое как нельзя кстати. Как я с ним согласен!

Но, оказывается есть еще один зал - зал камней, полезных ископаемых и исторических находок (кости мамонтов). Мы подождали пока оттуда выйдут толпы детей и зашли.

А некоторые образцы просто произведение искусства...

После осмотра музея, мы перекусили и поехали искать тайник. Все нашли и сфотографировались у родника, который был неподалеку, в нем и умылись.

Затем поехали по ошибочной координате станции УЖД. Но поняли, что приехали совсем не в ту местность и поехали обратно в сторону Махнево. Тут недалеко от музея и увидели станцию Алапаевской УЖД "Синячиха".

Следующей целью был памятник на месте гибели коммуниста - начальника милиции 3 района Алапаевского уезда Евгения Ивановича Рудакова и его жены - Клавдии Николаевны. 24 июня 1920 года Евгений Иванович выехал из города Алапаевска в село Топорково и по дороге погиб в неравной схватке с белобандитами.

Махнево оставлю на потом. Развернулся и поехали в сторону Нижней Синячихи. Но находясь еще в Верхней Синячихе, сделали пару остановок. Сначала осмотрели развалины церкви.

А потом плотину пруда.

А впереди нас ждал осмотр монастыря Новомученников Российских и музей-заповедник деревянного зодчества в Нижней Синячихе.

В заключение хочется сказать следующее. Я никак не ожидал, что этот музей мне особенно понравится. Я ожидал обычный небольшой краеведческий музей, а тут целое двухэтажное здание с богатейшими экспонатами! Есть действительно на что посмотреть. Зал детского творчества вообще поразил. Оказывается, уральцы не только славятся камнерезными и металлургическими достижениями, но и другими техническими навыками. Что до Алапаевского района, знакомство с которым практически для меня началось с этого музея, то он на меня произвел "уважительное восхищение". У него своя история и своя особенная жизнь, и все это под боком. Режевской и Алапаевский районы - пока самые для меня любимые районы области!

Использована информация с музейных экспонатов и Википедии.

З.Ы. Одна из фотографий в этом посте не на своем месте. Какая? - пусть это будет "загадкой". Решить ее может тот, кто был в этом музее.