Багаряк и окрестности

#полуразрушенная церковь, #пещера, #Багаряк, #живность

16 марта 2013 в компании Scout66, Dvedevmed и Robin_Zone посетили село Багаряк в Челябинской области и некоторые окрестности. Причём, в самом Багаряке проезжали туда-сюда по нескольку раз в день...

Первая остановка была в селе Булзи. Здесь в полуразрушенном состоянии стоит церковь Покрова Пресвятой Богородицы, заложенной в 1835, освященной в мае 1841 и разрушенной в 1930-х годах. Село было названо, по имени поселенца. Говорят, это был татарин, сосланный из Казани за конокрадство. На новых землях, возможно, он "перевоспитался", раз бросил прежнее занятие и стал пастухом. Другие говорят, что Булза – не татарин, а башкир; иногда и вовсе называют это место "киргизским стойбищем". Точной даты основания села никто не знает. Не исключено, что село основано в 1710 году. Поэтому будет вернее расплывчатая формулировка – село "определилось" к середине 18 века. Крестьяне-основатели быстро обжились, разрослись, и уже с 1782 года Булзи стало центром волости.

Церковь - необычный для Южного Урала памятник архитектуры. Представляет собой тип храма "кораблём". Здание состоит из четырёх частей, расположенных на продольной оси: трёхчастного алтаря; кубовидного основного объёма, увенчанного восьмигранным барабаном; прямоугольного объёма трапезной с приделами, тянущимися от алтаря; трёхъярусной колокольни со служебными пристройками с северной и южной сторон. Архитектурно-художественное убранство фасадов решено в духе эклектики, тяготеющему к так называемому "кирпичному стилю" с элементами неовизантийского стиля. В советское время храм использовался как склад, западный вход был расширен для въезда автомобилей, внутреннее пространство разделено на ярусы. Ныне заброшен. Источник: temples.ru

Зашли во внутрь церкви и начали ее осматривать. Первое что бросилось в глаза - на земле много коровьего дерьма. Стало быть, теперь это храм для "всякой твари божьей" служащий укрытием в жаркую летнюю погоду - слышал где-то такое изречение...

Стройматериал - старинный кирпич, по которому сразу понятно, что построено еще задолго до революции.

Также здесь много мусора и даже есть "стоянка".

Но время берет свое, и церковь постепенно рушится и обваливается.

Кое-где есть фрески святых. Это похоже Николай Чудотворец.

А под куполом фреска обвалилась частично, и то что осталось, очень стало похоже на "святого" смотрящего с неба...

Мы с Костей вышли обратно на улицу, чтобы сделать несколько фото на улице с разных ракурсов. Архитектура мне очень понравилась, красный цвет кирпича очень гармонирует с соседней зеленой елью, похоже, сломленной от молнии.

А Саша и Лёха залезли на колокольню через лаз в потолке. Я не решился залазить, т.к. я не такой уж и "скалолаз"... Вот несколько фотографий с колокольни.

А мы дошли до памятника, который проехали мимо, когда подъезжали к церкви. Такой контраст мне непонятен и его я наблюдал не раз: рядом с разрушенными храмами стоят памятники "разрушителям"!

Я еще спустился вниз к речке Синара. Посмотрел на дорогу, которая ведет на Свободу и решил отложить путь на нее до сухого времени года.

Далее мы поехали в село Багаряк. Багаряк - крупное село на севере Челябинской области, в Каслинском районе. Расположено в 65 км к северо-востоку от райцентра, города Касли, в 25 км к северо-западу от железнодорожной станции Нижняя, на реке Багаряк (приток Синары). Население около 2 тыс. человек. Багаряк - одно из первых русских поселений на территории области, основано в 1688 году как Багарякская (Багаряцкая, Багарадская) слобода. Относилось к Екатеринбургскому уезду Пермской губернии. В 1935-1959 гг. административный центр одноимённого района.

Река Багаряк удивительная, чисто уральская. Весной – шумная, полноводная, с перекатами и быстрым течением. К осени, обмелев, становится нежной, спокойной и позволяет перейти себя вброд. Вода у нее чистая, прозрачная, с красноватым оттенком и "привкусом" меди – почвы здесь такие. Медь у Багаряка в корне. Древнее слово "багар" встречалось и у славян, и у курдов, и у древних ариев – и обозначало "красную медь", "огонь, тлеющий в золе". Багаряк так и переводят – плавильная, рудная, медная река. Чем дальше вверх по течению, тем больше "металлургических" артефактов. Что ж, для древней рудознатной иткульской культуры это закономерно. В междуречье Синары и Багаряка есть особая граница: здесь кончается Средний Урал и начинается Южный. Меняют свой образ леса: суровый северный колорит сменяется теплыми и просторными красками. Особенно это хорошо заметно в ярко-оранжевых и красных тонах лишайников на скалах вдоль реки Багаряк.

Красное место на плавильной речке русские присмотрели давно. Багаряк – старейшее село на Южном Урале, которое появилось за полвека до Челябинска. Как свидетельствует указная память в Тобольской приказной палате об основании Багарякской слободы, это произошло 31 октября 1688 года. "Память" - это особая инструкция, выданная по указу царевны Софьи, разрешающая устройство слободы.

В селе к своему удивлению увидели еще одну полуразрушенную церковь. Церковь Вознесения Господня была заложена 21 сентября 1818 года. 11 октября 1819 года, со дня освящения его, началось совершение богослужения в нем. Как и многие храмы, в начале 20 века был разрушен.

Его добротные стены, почти метровой толщины, не выдерживают испытания временем. Большие кирпичные своды медленно осыпаются; часть окон в храме заложена, что только усиливает сгустившийся мрак. Сквозь проломы видны еще фрагменты сохранившихся росписей. Специалисты говорят, что храм восстановлению практически не подлежит. Хотя история показывает, что для людей сообща невозможного мало.

Многие своды (второго этажа) деревянные и некоторые из них провалены.

Размеры бревен тоже впечатляют.

Здесь тоже сохранилась чудесным образом одна фреска. Она в большей степени обвалилась по контуру образа святого, лик почти не тронут.

Архитектура тоже весьма интересная. Продолжаем осматриваться.

Здесь даже есть какое-то подземелье, но оно засыпано...

Крыши тоже в плохом состоянии, местами серьезные разрушения.

Выходим из церкви и тут удача. Только выходим из храма в центре села и смотрю какие-то жирноватые птицы отлетели от церкви чуть дальше на метров 50. Похожи были на уток, но они с красным цветом (как в тему). Самый дальнобойный объектив был Юпитер-37А 135мм у Лёхи на Sony NEX и я сразу же говорю Лёхе: "Срочно сфоткай!!!". Он тоже любитель птичек фоткать. Птицы были опознаны позже - это серые куропатки. Вот что вычитал про них с Википедии: "Являются оседлыми птицами, живут в открытой местности. Питаются разнообразными семенами, иногда насекомыми. Гнёзда устраивают на земле в виде выстланных углублений, расположенных в укромных местах. Зимою переселяется к населенным местам, ночует во дворах, у построек, а также в кустах или у подножия барханов и холмов, собравшись тесной стайкой на снегу с подветренной стороны. Являются объектом охоты." Хм, как раз подходит по описанию!

Есть еще в Багаряке достопримечательность, которая открыта всем в любую погоду и в любое время суток. Это замечательный мост через реку Багаряк в самом центре села. Рассказывают, что до его постройки в 1899 году повозки и экипажи переезжали реку вброд по булыжной насыпи, скрытой под водой. Такое положение дел явно не соответствовало статусу волостного центра. Проект моста разработал академик архитектуры Ю.И. Дютель. Его пятипролетный, аркадный мост словно дополнил – повторяя и подражая – архитектурные элементы Вознесенской церкви и свел центр села в единый архитектурный ансамбль. Строил мост из бутового камня и гранитного плитняка инженер-строитель С.С. Козлов. Сегодня этот мост вызывает настоящее восхищение – путешественники, оторвавшись от объектива фотоаппарата, добавляют: прямо как в Венеции... Мост покрашен в голубой цвет, а опоры в красный - можно по фантазировать на тему российского флага, в любом случае смотрится красиво, особенно зимой. По мосту проедет только один транспорт, со встречным не разъехаться.

Забыл еще упомянуть о том, что с середины 19 века жизнь в селе бурлила по-настоящему. Село стало административным центром Багарякской волости. Зимой через село вереницей проходили обозы с товарами – челябинские, каслинские, кыштымские купцы везли товары на знаменитую Ирбитскую ярмарку. Наверное это и послужило причиной для строительства такого изумительного моста. Свой "торжок" с прилавками и навесами появился и на церковной площади. Вокруг нее по периметру стали расти купеческие дома. Затем появятся и земские здания, первым из которых стало начальное училище.

Затем мы отпарвились на кладбище. Там находится могила одного примечательного человека - советского дипкурьера Иоганна Махмасталя. Зимой 1926 года было нападение на рижский экспресс, в котором ехали дипкурьеры Теодор Нетте и Иоганн Махмасталь. Первого обессмертил своим стихотворением "Товарищу Нетте, пароходу и человеку" поэт Владимир Маяковский.

Во время нападения Нетте был убит сразу. В перестрелке Махмасталь, истекая кровью, держал под прицелом дверь купе и никого к себе не подпускал. Рассказывают, что "когда в Риге в поезд прибыл сотрудник советского постпредства (на беду Иоганн не знал его в лицо), Махмасталь запретил входить в купе и ему, угрожая пистолетом. Только когда приехал известный дипкурьеру сотрудник, Иоганн сдал почту и тут же потерял сознание". После этих событий Махмасталь будет работать в советском посольстве в Турции. В 1937 году его арестуют как врага народа, но через два года освободят по личному ходатайству М. Калинина. Осенью 1941 года красный дипкурьер уедет в эвакуацию – в Багаряк. По воспоминаниям жителей села, Махмасталь привез с собой фотоаппарат, делал снимки людей и менял их на продукты питания. Проживет он недолго – умрет через три месяца, в феврале 1942 года...

Возле Багарякской школы установлен бюст Иоганну Махмасталю, позабытому красному дипкурьеру, который героически защитил важную дипломатическую почту во время нападения на рижский экспресс зимой 1926 года.

Постепенно продвигаясь на запад, следующим нашим пунктом остановки было сего Огневское. Село Огневское – одно из старинных на Южном Урале, основанное в самом начале в самом начале 18 века (1701-1705 годы). Как и многие села, выросло из поселенческих заимок. Скорее всего, один из жителей Багарякской слободы: Огнев – решил подыскать для себя и своей семьи новое место. Заимка быстро разрослась в деревню, деревня – в село. Как свидетельствуют источники, в 1827 году в селе была построена церковь Святого Пророка Илии, в 1841 году - земское училище. В середине позапрошлого века в окрестностях села действовала алебастровая копь, принадлежащая церкви. Кроме того, жители занимались намывкой золота на реке. О добротности села говорит хотя бы то, что в 19 веке оно стало центром Огневской волости. И тут снова разрушенный храм и рядом мемориал разрушителям.

Особый колорит добавляет то, что рядом на столбе висит рупор, который вещает радио (типа "Маяк"). Это мысленно переносит тебя в советскую эпоху.

Мы приехали в село около 11:50. А в 12:00 как раз начались масличные гуляния возле церкви.

Сам храм заколочен-зарешечен, на дверях замок.

Так что храм мы обошли по кругу и во внутрь не попали. Хорошо хоть сделали фото "внутри храма" сквозь решетки окон.

Фрески здесь сохранились в гораздо лучшем состоянии. Но лучше фресок в полуразрушенной церкви, чем в Смолинской церкви (которая кстати тоже в честь Илии Пророка) я не видел.

Перекусили здесь у озера Большой Куяш у какого-то строящегося деревянного домика на берегу. Далее мы поехали в село Зотино, мало чем примечательное сегодня. Но исторически – это одно из первых русских поселений Багарякской слободы, которое появилось в самом начале 18 века. Его основал государственный крестьянин по фамилии Зотин. А уже через столетие село насчитывало почти тысячу жителей. Зотин, кстати, поселился на месте, обжитом еще в глубокой древности. Рядом с селом на левом берегу реки под нависшей скалой была обнаружена пещера, состоящая из двух гротов. Она была обитаема еще в каменном веке – как минимум, здесь нашли каменные орудия, черепки, наконечники стрел.

Мы надеялись посмотреть на Красный камень и вроде бы даже расчищенная дорога (в одну машину) пошла в нужном направлении. Но расчищена дорога была лишь до крайних домов. Мы едва разъехались с одной машиной и тут же развернулись сами - передумали, ведь это трата сил и времени, оставим на лето. Едем обратно и тут перед нами картина. Стоит посреди дороги та самая машина и хозяин говорит, что случайно запер машину, а ключи остались внутри. Минут 5 мы наблюдали как предпринимаются попытки открыть машину через багажник. Ведь нам не объехать никак. Потом решаем выйти помочь. Оказалось, что хозяин дергал не ту ручку. Вскоре выехали из Зотино обратно на дорогу и движемся к кульминации нашего путешествия - Зотинской пещере.

Машину оставили прямо у дороги, ведь дорога к реке заснежена. Что делать, только тропить по полю по целине...

Когда вышли на скалы, наблюдали несколько косуль. Спустились к реке и по их же следам пошли к пещере.

А виды здесь потрясающие...

Попасть в Зотинскую пещеру не так просто, особенно летом. С берега проход закрыт скалой, подобраться можно лишь на лодке или вплавь. Поэтому опытные спелеологи-туристы предпочитают бывать здесь зимой, когда лед крепок. Поэтому я и выбрал посещение этих мест зимой-весной с целью разведки, пока лед крепок. Кстати, Зотинская пещера считается самой крупной пещерой в системе карстового района реки Багаряк. Вдобавок – одной из самых низкорасположенных на Урале: чуть больше 120 метров над уровнем моря.

Вход представляет собой длинную высокую щель.

Как интересно, а-ля сталагмиты находятся вне пещеры, прямо на улице на крутом уклоне скалы!

Особых пещерных достопримечательностей тут нет, кроме живности. Здесь оказывается зимуют бабочки.

Конечно же летучие мыши и ...комары! На фото скопление чёрных точек выше мышек - это комары.

Есть пара ходов влево-вправо, но они недалекие и небольшие.

Побаловался немного с фонарем и воздухом.

Обратно на скалу поднимались своеобразным "траверсом" и с другой стороны скалы, закольцевавшись. Внизу оказывается хорошая большая поляна, наверняка летом здесь много народу бывает...

Обратно к машине пошли по своим же следам.

Но нас еще ожидало одно малое внедорожное приключение - "кюветный эксцесс" (термин придумал Саша). Начал разворачиваться и немного не подрасчитал габариты туксончега или просто понадеялся что впишусь в ширину дороги. Но я просчитался, моя ошибка, я совершил классическую ошибку: правым передним колесом я провалился в снег, причем так, что левое заднее колесо оказалось в воздухе!! Удивительно, но я не за паниковал, вообще не понимаю тех то паникую (хотя, признаться, иногда и я подвержен панике). Сначала думал меня толкнут трое соучаснегов (умелые туристы, но не джиперы (как я думаю)) и я выйду. Но Саша дал самый верный прогноз и самым первым - сами мы не выйдем, нам нужна помощь. Я подхватил его мысль и тут же попросил ловить машину, как раз кто-то мимо проезжал. Костя махнул рукой, и, о чудо, первая же машина остановилась - это была пузотерка. Вышло двое м.ч. Я попросил-предложил меня дернуть назад, но те отказались и сказали что не будут этого делать, может быть не хотели, а может понимали что это не поможет, ведь тукчончег явно тяжелее их автомобиля. Тут же остановилась еще одна машина, такая же легковушка, видимо из любопытства. Всё как-то быстро происходит,- подумал я. Второй раз прозвучала идея "наших", надо перевесить машину, надо утяжелить багажник - декренить авто, точнее выровнять. Я не видел как, сколько их, и кто это сделал, но машину выровняли. Я за рулем, враскачку кое-как вышел, полный привод сделал свое дело. Проезжавшие мимо помощники видимо долго еще обсуждали случившееся. Все действие произошло буквально минут за 10. Я никак этого не ожидал, но внутренне был к этому готов, т.к. был уверен в соучаснегах, а опыт у меня уже был негативный. Я же поблагодарил случайных мужиков, и мы уехали в сторону Багаряка. Оказывается еще мир не без добрых людей, есть еще в России добрые люди внутри, особенно когда дело касается бездорожья. А дороги в России - это отдельная философия... А есичесна, я думаю, пусть они помогли, но поржали потом между собой - я их понимаю, я бы также сделал, но все равно им спасибо!

След от "кюветного эксцесса".

Потом началась серия покатушек по Багаряку туда-сюда по одни и тем же дорогам. Уж очень хотелось как-то выйти на каменский тракт через Багаряк. Не той дорогой, что идет на запад от Багаряка через Зотино, а именно к северу от Багаряка. Таких дорог было целых две и обе вызывали сомнения, т.к. в картах они обозначены как "неполноценные дороги" (не асфальт).

Дорога № 1, поехали сначала по ней. Это та дорога, которая идет вдоль кладбища (где мы посетили могилу Махмасталя) в село Гаево, а оттуда Старикова, а дальше можно в Подкорытова, Троицкое, Маминское и т.д., и на каменский тракт. Но, расчищено только до Гаево, а нужная дорога имеет все признаки лесной грунтовки и естественно не расчищена. Облом, возвращаемся назад и едем к дороге № 2.

Дорога № 2, вдоль озера Шаблиш и Червяное в село Рыбниковское, там я был, и оттуда можно уехать через Большой Сунгуль и порог ревун - уже ездил там. На карте дорога обозначено более позитивно, но расчищена в ширину одного автомобиля. Сунулись, а навстречу нам несколько машин. Мы только заехали, а они все на выезд. Поинтересовались до куда дорога расчищена. Оказалось, что только до деревни Шаблиш. Т.е. ситуация примерно как с Гаево.

В общем не получилось. Но не беда, на сегодня приключений уже хватит. Решаем возвращаться через Ч-тракт.

Сколько раз проезжали по Багаряку и не одно старинное здание так и не сфотографировали, а их там предостаточно. В селе сохранилось несколько исторических зданий, и многие из них повторяют судьбу Вознесенской церкви.

О торговом достатке Багаряка свидетельствуют величественные двухэтажные руины из красного кирпича. До революции вот это здание принадлежало государственному Крестьянскому банку (как и сегодня, банки могли позволить себе строительную роскошь). В советские годы здесь размещался клуб – причем, размещался с большим комфортом: не каждый провинциальный город мог похвастаться таким зданием. К сожалению, в наши пореформенные годы клуб сгорел подчистую – осталась только кирпичная кладка. В Багаряке, кстати, рассказывают, что "кто-то из челябинских олигархов имел виды на банковские стены, собирался вложить средства, отдать селу сколько-то квадратных метров площади, а на остальных расположиться сам. Посмотрел, оценил размеры вложений и, судя по всему, передумал..."

Ну а в качестве "утешительного приза" заехал ив Клеопино поглядеть уже на действующий храм Святого Пророка Илии. Пророк Илия в России один из высоко чтимых святых. Он был одним из самых принципиальных и безкомпромиссных борцов с языческими жрецами за истинную веру. 2 августа - Ильин день. В этот же день - день ВДВ, пророк Илия считается покровителем ВДВ (примерно как Николай Чудотворец покровитель путешественников (мореплавателей)), и еще считается что после ильина дня день уходит на убыль ("Илья пророк за собой два часа уволок") и после этого дня почему то не желательно купаться... По преданию он вознесся в небо на огненной колеснице и произошло это на территории современной Иордании (улавливаете нить с ВДВ?), которая мне тоже очень понравилась.

Использована информация с сайта raritet-chel.ucoz.ru. Фотографии мои и соучаснегов. Автопробег примерно 436 км.