Арамашевский краеведческий музей

#Алапаевск

Теперь, пока еще лежит снег и, несмотря на весенний месяц, природа в спячке - самое время посещать музеи. 30 марта 2013, под предводительством Шурика, в составе 5 человек посетили два интересных музея в Алапаевском районе. А именно, Арамашевский краеведческий и Коптеловский музей истории и быта крестьян. Признаться, главной целью был Коптеловский музей, он был интересен именно Шурику. В дополнение я предложил посетить еще один какой-нибудь музей и больше целился в Костино. Но, увы, там телефон не ответил. И была более близкая альтернатива в Арамашево, там трубку взяли и ответили.

Сначала поехали в село Арамашево. В этом селе я побывал осенью 2011 года, но тогда музей не входил в планы. Хорошее время восполнить пробел.

Несколько исторических справок.
Арамашевский историко-краеведческий музей основан в 1962 году на базе Арамашевской средней школы. Идея создания принадлежит A.M. Батакову, учителю биологии. Работа пo созданию музея была начата учителем географии И.С. Кесаревым при активной поддержке его коллег: М.З. Шурыгиной, М.В. Телегиной, Н.Д. Кокшаровой, Е.А. Краснопевцевой, В.Д. Доронина, В.А. Чепуштанова, С.С. Краснопевцева и многих других добровольных помощников и энтузиастов. Первоначально музей представлял одну классную комнату, где был сосредоточен материал, собранный учащимися и педагогами школы в туристических походах. В 1964 году музей получил статус школьного и был оформлен как самостоятельное учреждение. В 1972 году музей был перемещен в здание деревянного интерната школы. В 2003 году музей перемешен в старинный купеческий дом по улице Советской, бывшая торговая лавка - дом купца Загайнова. Двухэтажное здание построено в конце 19 - начале 20 века. Музей начал заново функционировать в июле 2003 года уже как муниципальный.

В настоящее время в музее открыты следующие залы:

Музей посвящен истории этих краев, в частности, начиная с возникновения Арамашевской слободы в 1655 году. Древнейшее село Арамашево является первым русским поселением в среднем течении реки Реж. Более трехсот лет назад приехали сюда первые поселенцы. Село Арамашево находилось в юго-восточной части Верхотурского уезда, ныне Алапаевского района, Свердловской области. На левом берегу реки Реж, в 3 км на запад от железнодорожной станции "Самоцвет", в 32 км на юг от г.Алапаевска и 120 км на север от Екатеринбурга.

"Год 1655. Арамашевская слобода. Около церкви поставлен острог рубленный: в вышину тот острог 2 сажени печатных! (1 печ. сажень - 2.1 м); да 4 башни рубленыя четыреугольная с проезжими воротами, пятая башня глухая рубленная: а в вышину те башни 3 сажени печатных, а в них по два моста (помосты, устроенные на разной высоте от земли, стоя на которых можно было стрелять сквозь отверстия, проделанные в стенах башни). А крепостей около острогу поставлены надолбы двойные (надолбы - ряд деревянных столбов, поставленных в землю вертикально, на верхние, тонко отесанные концы которых насажены горизонтальные бревна, посредством насквозь продолбленных в них отверстий); а круг острогу и башен 180 сажен печатных". Н.К. Чупин "Геогр. и статист. Словарь Пермской губернии" 1873 г., т.1, с.28). К округу Арамашевской слободы в 1680 г. принадлежали 23 деревни современных Алапаевского, Режевского и Артемовского районов. А в 1734 г. таких селений было 31.

Визитной карточкой села является камень Церковный с расположенным на нем Храмом во имя Казанской иконы Божьей Матери. Макет (первой) деревянной церкви Казанской иконы Божьей матери.

Рядом (напротив входа) лежат минералы и горные породы района, а также кости ископаемых животных, найденных здесь.

Мы проходим через низкий проём в зал где стилизованная русская изба.

В одном углу расположены следующие вещи.
Сундуки. Применялись для хранения различных пожитков, одежды и др.
Валёк. Использовался для выколачивания белья во время стирки.
Рубель и каток. Использовали для разглаживания ткани. Ткань плотно накатывали на каток, а сверху прокатывали рабочей частью рубеля.
Утюги. Гончарная посуда. Керосиновые лампы. Зеркала. Балалайки.

Напротив, рядом с печью стоят:
Ступа с пестом. Приспособление для изготовления круп из неочищенных зёрен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается.
Маслобойка. Приспособление для изготовления коровьего (сливочного) масла.
Светец. Приспособление для держания горящей лучины.
Гончарная посуда. Применялась для приготовления пищи в духовой печи и подачи её на стол, хранения продуктов, иногда для засолки, квашения овощей.
Подойники. Рукомойник-умывальник. И даже, "кухонный комбайн" - тёрка с ручным приводом.

В противоположном углу целая коллекция самоваров.

Затем, в буквальном смысле слова, нам предложили влезть в "шкуру" деревенского жителя. Т.е. началось представление, где актеры мы же сами, а костюмы - реквизит музея.

Итак, действующие лица: Надежда - деревенская жена, Шурик - деревенский муж. Жена повязала платок "для дома".

Муж пришел домой голодный (Шурик любит поесть), жена готовится кормить мужа, муж удивлен.

А потом "семья" занимается с детьми.

Хэппи енд :) Художественный ассистент - Анастасия, главная героиня Надежда, главный герой и продюсер Александр, группа поддержки Никита, оператор фотографирует, режиссер-постановщик и монтаж - экскурсовод.

Далее зал народных ремесел.
Считалось, что если на деревне есть кузнец, то эта деревня живет хорошо. Кузнечное дело во все времена восхвалялось, и было востребовано.

На стенде представлены некоторые кузнечные изделия: железная кошка, железный метр, пила для распиливания бревна на доски, коновязь, скребок для очистки бревен от коры, лучковая пила, растяжка от ворот, ножницы по металлу, табакорезка.

Однако в ходу были и деревянные изделия: вилы, грабли, цеп (им выбивали зёрна из колосьев), серп, коса-горбуша, литовка, кистень (ударное оружие), хлыст, скребок для отделения шкуры.

Помимо всего, есть еще множество изделий из металла, деревянных и плетеных изделий.

Как говорится, что природа даровала, тем и пользовались.

Особенно мое внимание привлекли вот такие головоломки, которые собрали прямо в бутылке. Я вообще любитель всяких удивительных головоломок, но, к сожалению, не всегда их решаю.

Ткацкие станки, швейное дело - тоже было востребовано в быту.

Сейчас мы перемещаемся в другой зал - где история теле- и радиотехники. Чесно говоря, я сомневаюсь, что это все было именно в Арамашево. Такие экспонаты обычно собираются отовсюду. В любом случае, посмотреть интересно, вспомнить какие раньше были вещи и как стремительно движется электронный прогресс.

Потом мы прошли в комнату - прототип деревенского школьного класса. Тут нам снова предложили исполнить маленькие роли. Сложно мне представить Шурика учителем, но рассказать интересно он может.

Послушные ученицы слушают внимательно. А подрастающее поколение еще не все понимает...

Наверное эпизод "дергания за волосы или косу" у многих вызывает некоторые воспоминания...

Математические счеты, книжная полка с учебниками и справочниками, геометрические формы, кости животных - инвентарь для обучения.

Полистали нам интересную и старинную книгу. Крестьянство не отличалось большой грамотностью. И специально для них издавали настольную книгу, которая рассказывала как им и для чего работать (как заботливо), юридические аспекты, о вреде пьянства и защите Родины. А название-то какое...

Затем нам предложили пописать перьями и чернилами.

Признаться, писать чернилами это вам не ручкой, это нужно иметь навык.

Но писать чернилами приятно, и многие были просто в восторге и с таким интересом писали...

Затем третий ролевой эпизод, тоже с переодеваниями. На этот раз нам предложили стать советскими пионерами. Мы даже по дудели в горн. К сожалению, я пионерство не застал, пионеров упразднили за год до того как я пошел в третий класс.

Последний зал - боевой славы. Тут нам дали примерить только головные уборы: гражданские и военные, первой половины 20 века.

Макет пулемета Максим. Экскурсовод в этом зале нам призналась, что выставлено в музее не все, чтобы выставить всё, нужна сигнализация, которая стоит немалых денег.

Макет Катышенского железнодорожного моста станции Самоцвет, дважды взорванного во время Гражданской войны (при отступлении красными и белыми). Мне стало, где такой мост находился или может находится?

Первая половина 20 века известна двумя самыми кровавыми войнами, которые коснулись, наверное, каждого населенного пункта. Это Гражданская война и Великая Отечественная война.

Но были и еще печальные страницы истории. Например, война в Афганистане. Наверное, большее количество обмундирования я видел только в Областном краеведческом музее.

Потом нам предложили чай. Вот никогда, нигде и не в каком музее не предлагали просто так чай! Пришли на кухню, где только что сидели дети. Попили чаю, оставили положительный отзыв в книге отзывов. Поблагодарили экскурсовода, и вышли из музея.

Напоследок спустились вниз к реке к подножию Церковного камня.

У подножия Церковного камня находится исторический родник "Крещенский" со святой водой, которой можно умыться и набрать с собой.

Потом поехали в Коптелово, но об этом будет следующий пост.

Использована информация с сайта aramashevo.ru и с музейных экспонатов.