Черновская канава

#Сысерть, #канал, #живность

В первый день вторых майских праздников я ничего глобального не планировал и хотел съездить куда-то недалеко. Еще с прошлого лета грезил Черновской канавой, что под Сысертью. К ней я пытался подобраться прошлым летом с двух сторон, но безрезультатно. Сейчас самое то время восполнить упущенное. 9 мая 2013 поехал в Сысерть с peshehod'ом.

Если бы не тайник, то вряд ли бы узнал про сие интересное гидротехническое сооружение, предположительно 19 века. Самая полная информация исходит от сысертского краеведа Алексея Минина, оказывается есть такой. Поэтому вся информация в этом посте именно с его сайта. В интернете у него аж три одинаковых ресурса, третий на народе.

Прошлым летом пытался зайти с двух сторон и неудачно: заходил сначала с асфальта на п.Асбест, но то дорогой ошибался, то в болото упирался; потом с грунтовки с тыла, но там дошел до речки Чёрной и там тоже болото. Сейчас наконец-то добрался. Оказывается я сувался в нужную дорожку, но на одной из развилок выбрал неправильную дорогу. Теперь идем строго по лесной дороге. Пару раз дорога пересекала живописные болота.

Вскоре мы увидели канаву, но эта была не той.

Черновская канава придерживается направления север-юг, а эта перпендикулярна - запад-восток. Назначение Черновской канавы - осушение болот и пополнение водных ресурсов. Не исключено, что была сеть канав притоков Черновской, чтобы больше воды с болот в нее поступало. Но, в данном случае эта канавка находится на некоторой возвышенности относительно ближайшего болота, поэтому в ней мало воды, и, я думаю, в основном питается за счет талых вод.

А вскоре уже показалась сама Черновская канава. Ее отличить легко: вдоль нее идет дорога, а по ту сторону идет параллельно каменная насыпь.

Немного информации.

На территории Сысертского городского округа в междуречье рек Северная Сысерть, Каменушка и Чёрная сохранились останки уникального гидротехнического сооружения под названием Черновская канава. Уникально оно тем, что данный проект задумывался как возможность, если и не повернуть реки вспять, то выполнить грандиозную возможность регулирования стока воды между тремя реками и двумя заводскими прудами Сысертским и Верхсысертским. Полтора века назад, а именно 1851-1861 гг. примерно к этому времени относится строительство данного сооружения, основным видом энергии для работающих Уральских заводов была текущая (падающая) вода. Вода приводила в движение все производственные механизмы, а, следовательно, ценилась вода и экономилась как в нынешнее время электричество или газ.

Основной целью данного гидротехнического сооружения было собрать часть воды в реках Чёрная, Каменушка и направить её вместо Сысертского пруда в Верхсысертский и только после использования на Верхсысертском заводе естественным путём по реке Сысерть перепустить в Сысертский пруд для вторичного использования на Сысертском заводе. На нижеприведённом рисунке (взятого с сайта Минина) голубым цветом помечен естественный сток в указанных реках и прудах, а красным цветом путь воды в результате использования Черновской канавы.

В среднем и нижнем течении канавы она действует до сих пор и исправно собирает воду из южной части Черновского болота в пруд на реке Каменушка, а из Терсутского болота в Северную Сысерть. Местами сооружённые бобровые плотины превратили канаву в полноводную реку. Но напоминаю, мы пошли к истокам канавы по верхнему ее течению.

Большое количество камней, которые доставались при выемке грунта аккуратно складывались таким образом, чтобы на глубоких участках можно было в последствии канаву расширить, а на низменных участках складывались со стороны болота, чтобы препятствовали оттоку воды в болото в процессе эксплуатации и играли роль своеобразной дамбы.

Примерно по середине канаву пересекает дорога Сысерть - п.Асбест. На картах она обозначена от этой дороги до реки Северная Сысерть. А вот ее верховья, т.е. от реки Чёрной она не обозначена, и мы идем именно туда. Тем не менее, вдоль канавы в ее верховьях, а порой и пересекая её, идет дорога.

По хорошо сохранившимся элементам сооружения можно судить, что перепускная канава была проложена полностью от реки Чёрная до реки Северная Сысерть, но по каким - то причинам не эксплуатировалась. Приведённые ниже фотографии, сделаны в среднем течении канавы и на самой высокой горке в пойме реки Чёрная, которую пересекает канава. Напрашивается вывод, что сооружение строилось с предварительным детальным расчётом и серьёзно.

На фото это не так видно, но размеры выдолбленной в скале канавы впечатляют.

Мы решаем пройти дальше еще с километр до того места откуда эта канава начинается, а именно со старой плотины. В ту сторону четко видны просеки.

И канава здесь более полноводная.

Проходили мимо фундамента какого-то дома. Интересно что это было? Охотничий дом или хозяйственная постройка, ведь плотина совсем под боком.

А вот и плотина.

Другой известный уральский краевед Майданик Б.З. на форуме Вечный странник пишет: "...мы увидели огромную заболоченную котловину и дамбу с развороченным водоспуском. Как раз отсюда Черновская канава и начинается. Так что можно предположить, что дамбе уже лет 150 как минимум. А другое моё предположение – что Ушковская канава под Черноисточинском в пуп дышит Черновской – эта и древнее и гораздо длиннее. Канава делилась на две половинки. Первая отводила часть воды речки Чёрная, по пути собирая ещё воду из болот и впадала в Каменушку. Через пару километров (вторая плотина) уже от Каменушки отходила вторая половинка канавы, изображенная на всех картах.". Вторую плотину я посетил прошлым летом, и т.к. она совсем у асфальтированной дороги, то место популярное для отдыха и рыбалки.

Почему канава на всём протяжении не была запущена в эксплуатацию пока объяснений в каких-либо источниках не найдено. Странным ещё является тот факт, что писатель, довольно детально описывающий историю Сысертского горного округа Бажов Павел Петрович тоже ни в одном сказе, повести или очерке не касается этой темы, хотя строительство такого грандиозного сооружения не могло остаться не замеченным.

Видимо разумно будет предположить, что переливная канава была не достроена из-за нехватки средств у хозяев завода или проект оказался не рабочим и канаву в верхнем течении запустить не смогли, хоть и в нижнем течении она является рабочей и по сей день. Когда активно эксплуатировались карьеры Асбестовского рудника, и велась добыча торфа (середина и вторая половина прошлого века), то туда направлялась вода, собираемая с дренажных осушительных канав Терсутского болота и водоотлива карьеров, которая благополучно сливалась в реку Северная Сысерть.

Брать за основу версию, что у хозяев не хватило средств на достройку почти готового сооружения, не комильфо, т.к. именно в 1845-1855 годах был подъём в развитии Сысертских заводов и был запущен Верхсысертский завод, собственно ради которого и нужно было данное грандиозное сооружение. Финансовые проблемы у хозяев заводов наступили в 1861 году, когда заводы за долги забрали в казённое управление, а в 1864 году были назначены в публичную продажу, но спасены от продажи благодаря вмешательству графа Ламберта. По Высочайшему повелению в этом же году заводы возвращены владельцам, с рассрочкой уплаты казенного долга на 37 лет. Так что причину, по которой канава не стала эксплуатироваться, стоит поискать в технической стороне вопроса.

Высотные отметки проблемного участка верхнего течения канавы её начала возле реки Чёрная 265 м., а окончания возле реки Каменушка 262 м. Совсем лёгкий расчёт показывает, что разница в высотах составляет 3 метра. При таком перепаде высот вода теоретически должна течь из высокой точки в низкую, но для длины канавы на данном участке в 4200 метров перепад высот явно очень мал, и выдержать при строительстве ровную в высотном плане линию дна канавы было бы очень сложно. При таком перепаде высот любой свалившийся в канаву камень, дерево или иной посторонний предмет коих в лесу множество просто делал бы канаву не рабочей. Для примера можно сравнить, что естественный перепад высот Чёрной речки в данной местности на таком же расстоянии составляет 13 метров. Поэтому перед строителями стояла задача за счёт верхнего пруда поднять уровень воды на высоту достаточную для большего перепада высот и организации интенсивного слива воды по всей длине канавы. Беря за основу высотные отметки топографической карты, и принимая во внимание высотные показатели навигатора на местности, можно сделать вывод, что строители вывели начало канавы на отметку 268 метров, обеспечив перепад высот около 6 метров.

Таким образом, анализ плановых и высотных отметок на местности позволяет сделать вывод, что на реке Чёрной необходимо было сделать пруд, высота плотины которого должна была быть не менее 3,5 - 4,0 метров и длиной 380 - 410 метров по месту заложения имеющейся плотины. В реальности же получается, что высота сооружённой земляной плотины составляет 2,5 - 3,0 метра, а длина 300 метров.

Напрашивается один вывод, что задуманный проект плотины однозначно реальный и рабочий, но выполнен с некоторым отклонением, которое можно было компенсировать увеличением длины плотины на 100 метров. Построить лишних 100 метров плотины после таких понесённых затрат в любом случае лучше чем бросить стройку, но она осталась незавершённой. Видимо всё-таки основную роль в прекращении стройки играли финансы, которых у хозяина завода не хватило.

Если события развивались, таким образом, а проанализировав техническую сторону вопроса другого вывода нет, то можно предположить что происходили эти события в период 1851-1861 годов. Ещё можно предположить, что стройка велась отечественными умельцами, иначе Бажов П.П. не преминул в каком-либо сказе или очерке кинуть камень в огород иноземцев, а так событие осталось незамеченным. Вроде и грандиозное, но и похвастать нечем...

---

Потом мы поехали дальше, по плану было посмотреть что из себя представляет Попова гора. Попова гора не впечатлила. Это обычная "возвышенность" с небольшими гранитными останцами. Быть может она примечательна какими-либо событиями?

Но больше впечатлило полузабытое кладбище по пути. Если ехать от Асбеста в сторону Косого брода, то есть действующее кладбище справа за поселком. А это находится вдали от большой дороги и слева. Суда по табличкам, последние могилы были в 60-70-х годах.

Постоянно видели вот такую птичку. Позже выяснил ее название - это зяблик.

Выезжаем обратно на асфальт.

На Мочаловские разрезы решили не ехать, оставлю на следующий раз для велопрогулки. Но остановились у карьера Асбест-камень.

Вода кажется такой чистой и прозрачного голубого цвета, как на море. Поэтому летом там яблоку негде упасть.

Потом поехали обратно в Сысерть. Прошлым летом я заприметил рядом с горой Бессонова одну (геодезическую) вышку. Мне позже захотелось на нее залезть. Теперь я это осуществил.

Вышка очень высокая, стоит как столб. Примерно 11 "этажей". На вид конструкция шаткая и не надежная. Внизу лежат венки.

Полезли. На каждом этаже что-то написано про смерть... Но погода была очень ветренная. Залезли где-то до этажа 5-6, а потом кааак ветер подует, и вышку зашатало очень сильно, кажется вот-вот упадет. Вспомнили какие сомнительные внизу крепления. Быстро сделали пару кадров и спустились. Снизу даже видно как вышку болтает...

Уверен, что вид с вершины вышки потрясающий и лучше, чем на горе Бессонова. Но что-то больше мне не особо хочется на такое экстремально опасное сооружение залазить. По крайней мере, не в ветренную погоду.