512 и 162 метров под землей

#Березовский, #шахта, #техноген, #веселуха

Посчастливилось мне 11 мая 2013 года побывать в Березовской "северной" шахте. Это одна из действующих шахт Березовского рудника. А Березовский рудник - это первый золотой рудник в России и самый долгодействующий золотой рудник в мире. Однако нигде в мире не эксплуатируются шахты с таким ничтожным содержанием золота, как здесь, всего лишь 2 грамма на тонну руды.

Сразу говорю, был я там полулегально (ибо посторонним там находиться нельзя) и поэтому очень удачно было там оказаться в выходной праздничный день, когда нет никакого начальства, и работают только те, у кого дежурство и смена. Напоминаю, был я там полулегально, т.е. по договоренности с неофициальным лицом. Если кто проболтается, значит будет исключен из списка избранных, как минимум...

Значит дело было так. 11 мая, как потом выяснилось, был запланирован подъем руды на поверхность. Но все равно наше посещение было запланировано до этого времени, т.е. на 7 утра. Не страшно если опускаешся с другими людьми, лишние вопросы никто не задает. Камеры есть, мимо них никак не пройдешь, но их смотрят только в случае, если "что-то случилось"...

В 7 утра, я не получая шахтовый фонарь (чтобы не спалиться) и имея свой, мы подходим к клети. Клеть - это типа "шахтный лифт", который опускает/поднимает людей и вагонетки. Заходим в кабину и готовимся спуститься вниз. Но, заминка, спускаться нельзя и мы выходим. Ждем около 10-15 минут и диспетчер даёт добро. Заходим в кабину и опускаемся в недра земли по стволу на 512 горизонт, т.е. на 512 м вниз от уровня земли. Чем дальше вниз, тем больше закладывает уши. Вскоре мы выходим. Ниже на фото ствол с двумя клетями - два "лифта". Вдоль всего ствола на протяжении всего спуска идет аварийная лестница. Представить только: клети не работают и из-под земли подниматься 512 метров вверх по сырой и грязной лестнице... Шахта старая, как впрочем любая из Березовского рудника. Поэтому все что я увидел, все что вы уведете на фото - все это старое, но рабочее.

Далеко от клети мы не отходили. Рядом с клетью находятся водосборники и насосные помещения.

Есть и некоторые "подсобные комнаты". Возможно для ремонта вагонеток.

Локомотив, который тащит за собой вагонетки. Этакий подземный поезд. Этот контактный провод, который питает "локомотивчик", называют троллеей.

К стволу уже подведены составы вагонеток с рудой, которые чуть позже будут поднимать. Я удивился когда узнал, что вагонетки поднимают по той же клети, что мы спустились. Всего две клети, и они маленькие, грузоподъемность каждой - одна вагонетка. И так работают более полувека! А там наверху руду сваливают в бункер и перерабатывают на ЦОФе - Центральной обогатительной фабрике, возле которой тянется хвостохранилище.

Лет ...дцать назад строили специальный элеватор большей грузоподъемности. Но пришли 90-ые, разруха и финансовые проблемы. И теперь стоит грандиозная башня высотой более чем в 25 этажей возле ЦОФ у песков. В 2008 году посчастливилось мне побывать на вершине этой башне, тогда еще она никак не охранялась. Где-то даже видео есть. Теперь там все перекрыто и надеюсь когда-нибудь его до строят и будут использовать по назначению.

Немного походил вокруг и осмотрелся.

Берегись электровоза!

На самом деле эти тоннели идут далеко далеко в недра Березовской земли...

Добытое перевозится на подобных вагонетках.

Этот тоннель пошел на Центральную шахту. Он, пожалуй, показался мне самым жутким.

Вода, которую откачивают. Если ее не откачивать, то весь город может провалиться под землю... В прошлом году 512 горизонт, там где мы сейчас ходим, был затоплен. Это событие было из разряда ЧС. Через несколько месяцев воду на 512 горизонте откачали и ситуация нормализовалась.

Бытуют слухи, что эту воду хотят продавать городу как чистую. Но что-то в ее чистоте я сомневаюсь, ведь это же техническая вода, а не природная.

Вот и водосборник, откуда насосы с 512 горизонта качают воду на 162 горизонт, а оттуда уже на поверхность.

ЦПП - центральная подземная подстанция. Расположена в околоствольном дворе и представляет собой распределительное устройство.

Эта дверь - "гермодверь", или как ее называют по проще "перемычка". Нужна как раз на случай затопления горизонта.

Выглядит это все в закрытом состоянии примерно вот так.

А это уже внутри ЦПП.

Это трансформаторы.

А это ЭВМ. По сути это сигнальный пульт на верх и "регулировщик движения".

Пульт управления ЛЕВой клети и ПРАВой клети.

А это таблица сигналов, видимо, на случай, когда ЭВМ неисправна...

Осмотр на 512 горизонте закончен, и мы возвращаемся к стволу. Снова вагонетки.

Информационные сообщения.

Ожидаем клеть.

Вот эта штука - это похоже привод устройства...

...который силком заталкивает вагонетку в клеть. Видите вертикальные лапки - они и толкают вагонетку.

Порядок в проводах просто "восхищает".

Вскоре на 512 горизонт прибыла очередная партия рабочих. Это "конечная остановка" на этой шахте по этому стволу. Мы заходим в клеть и уведомили диспетчеру, что нам нужно остановиться ненадолго на 162 горизонте.

На 162 горизонте люди реже бывают, чем на 512-ом. Ведь на 512 горизонте ведутся основные работы. При выходе из клети в глаза бросились необычные вагоны. Оказывается это пассажирские вагоны, которые доставляют рабочих до места работы в недрах шахты. Настоящий "шахтовый трамвай".

Локомотивчик.

ЦПП 162 горизонта.

На каждом горизонте, где есть насосы и пр., круглосуточно дежурят операторы.

Спуск вниз к насосам.

И в замкнутой "комнате" целая система трубопроводов и насосов. С этого горизонта воду откачивают на поверхность.

Потом еще немного осмотрелись.

Водосборник 162 горизонта.

Еще тоннели.

Деревянное строение - это сортир. В аккурат над канавкой водой.

Технический хлам.

ЭВМ 162 горизонта.

Особое умиление вызвал этот телефон с двойным "барабаном".

На этом мое путешествие под землю заканчивается. Идем обратно к стволу и поднимаемся "на гора", что на шахтерском жаргоне означает "поверхность 6 метров над землей", а именно 3 или 4 этаж здания (уже не помню), откуда производится посадка людей в ствол.

Поблагодарил своего проводника и поехал домой. Дома был уже в 9 утра. Погода на улице отличная, а день пропадает. Экстренно с агитрировал еще соучаснегов и поехали дальше путешествовать. Насыщенный получился день. Но об этом уже другая история...