Вечер музеев

#Екатеринбург

На следующий день после ПВД вдоль реки Каменки наступило 18 ноября 2013. И в этот день проходило мероприятие под названием "Вечер музеев". 18 ноября 2013 года в Екатеринбурге этот "вечер" оказывается проходит уже в пятый раз. Почему именно 18 ноября в будний день? А потому, что это приурочено к историческому дню рождения города Екатеринбурга. В этот день несколько музеев открыли свои двери в необычное время - с 18:00 до 22:00 - чтобы самые занятые посетители после трудового дня смогли познакомиться с текущими экспозициями в удобном формате экспресс-экскурсий, которые начинаются примерно каждые полчаса. Вход посетителей в этот вечер на все музейные площадки (которые участвовали в мероприятии) осуществлялся бесплатно! Т.е. это некий аналог и продолжение "Ночи музеев", которое проходит в третье воскресенье мая (в день майской прогулки).

Для этого мероприятия даже выпросил у товарища ширик 10-22 попользоваться на пару дней. Наводку на сайт увидел в обсуждениях группы Геокэшеры Урала. Поскольку в фотографический музей "Дом Метенкова" собиралась группа, а с некоторыми её участниками у меня конфликтные отношения, то исключил этот музей из свого плана, но об этом позже. Впрочем, кого не хотел увидеть не увидел, а кого хотел бы встретить - неожиданно увидел. Из предложенных музейных площадок многие я посетил давно уже, а в некоторые давно целился. Причем в некоторые музеи наверное никогда бы и не сходил сам - это в основном литературные. Среди прочих был музей, который меня давно привлекал - дом-музей Д.Н.Мамина-Сибиряка из группы "объединенных музеев писателей Урала". Уж так сложилось, что художественная литература меня не особо интересует, но творчество Д.Н.Мамина-Сибиряка мне интересно, т.к. оно имеет реальную основу, а именно природу Урала. К тому же, здесь не "что-то литературное", а обстановка и убранство дома, где жила семья писателя, и сам он здесь часто бывал, и работал. В январе 2011 я был в Висиме в доме-музее писателя, там где прошло детство Дмитрия Мамина. А этот дом связан с его следующим жизненном этапом. Адрес дома - ул.Пушкина, 27 (ул.Соборная, 27 - улица проходила у Екатериненского собора, которого сейчас не существует).

Внимание! Много букав! Информация взята с музейных подписей. Поскольку музей литературный, то и написано много... Читать тоже немного тяжело...

Музей расположен в мемориальном доме, принадлежавшему свое время известному русскому писателю Д.Н.Мамину-Сибиряку.
Дом по улице Пушкина, 27 (бывшей Соборной, 27) Д.Н.Мамин-Сибиряк купил в 1885 году на гонорар от романа "Приваловские миллионы". Дом был деревянный, рубленный на четыре небольшие комнаты. В купчей, составленной 9 марта 1885 года, говорится, что рядом с домом находятся деревянные службы, навес и погреб. Покупка обошлась Мамину в две тысячи четыреста рублей.
Подлинный план дома, сделанный в 1884 году, представлен в прихожей. Здесь же "Окладной лист о налоге с недвижимых имуществ по г.Екатеринбургу за 1888 год" на имя Д.Н.Мамина.
В доме поселилась семья Маминых: мать писателя А.С. Мамина, сестра Лиза, братья Николай и Владимир. Был здесь и кабинет Д.Н.Мамина-Сибиряка. Расположение дома оказалось чрезвычайно удобным: в центре Екатеринбурга, на тихой зеленой улице, рядом с домом М.Я. Алексеевой, жены писателя, недалеко от домов самых близких друзей. Д.Н.Мамин-Сибиряк любил этот дом, называл его "своим родным углом" в Екатеринбурге и всю последующую жизнь был с ним связан.
В 1891 г. Д.Н.Мамин-Сибиряк уехал в Петербург, но в доме на Соборной, 27 оставались мать и самые близкие родственники. Еженедельно писатель шлет сюда письма, денежные переводы, в 1903 г. приезжает сам в гости.
В конце 90-х годов А.С. Мамина и сестра писателя Е.Н. Удинцева несколько расширили дом: справа был сделан кирпичный пристрой с нынешней прихожей и комнатой для Николая Наркисовича, слева прирублена столовая, фасад дома облицован кирпичом.
Д.Н.Мамин-Сибиряк принимал активное участие в перестройке дома, давал свои советы в письмах, набрасывал план его реконструкции.
В 1903 г., будучи в Екатеринбурге, писатель видел свой дом уже таким, каким он остался до наших дней.
Музей был организован в конце 30-х годов и в 1941 году открылся для посетителей. Однако война прервала его работу, и вторично он распахнул свои двери в 1946 году.

Когда в 1885 году Д.Н.Мамин-Сибиряк покупал дом на ул. Соборной, 27, этой комнаты не было. Она была пристроена в 1892-м году, после отъезда писателя в Петербург.
Вдали от близких, от родного Урала, он особенно остро ощущал кровную связь с родиной: "Милые, зеленые горы!.. Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше", - писал Д.Н.Мамин-Сибиряк в книге воспоминаний "Из далекого прошлого" (1902 г.). На круглом столике представлен экземпляр с дарственной надписью крестнику Олегу.
В экспозиции этой комнаты отражен взгляд мудрого, зрелого человека и писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка на свое детство и юность. Не случайно фотографии родителей, прижизненные издания автобиографических книг, документы и фотографии разных периодов жизни и учебы показаны на фоне мемориальных вещей последних лет - портрета 1910 года и кресла-качалки.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в 1852 году в уральском рабочем поселке Висим.
Отец его - небогатый заводской священник Наркис Матвеевич Мамин. Мать, Анна Семеновна Мамина, происходила также из духовной семьи. Родителей будущего писателя отличали исключительная честность, демократизм, трудолюбие. Анна Семеновна и Наркис Матвеевич были великолепными воспитателями своих четверых детей. Об атмосфере семьи, о своих родителях очень тепло сказал позднее в письме к матери сам писатель: "Бесконечно благодарен, мама, тебе и покойному папе за то воспитание, которое я получил, за ту обстановку, простую, трезвую, трудящуюся, честную, в которой я вырос".
Отец писателя был человеком незаурядным. Это был своеобразный сельский интеллигент, умело сочетавший выполнение пастырского долга, преподавательскую деятельность и научные опыты. Будучи корреспондентом Уральского общества любителей естествознания, он вел наблюдения над периодическими явлениями из жизни растений, записывал результаты и посылал их в правление УОЛЕ.
Матери принадлежит заслуга приобщения детей к литературе. Она сама была настолько образованна и начитанна, что совершенно не походила на "пресловутую деревенскую попадью". (В экспозиции представлены книги из висимской библиотеки.)
Учиться детям Маминых пришлось в заводской школе, где преподавал Наркис Матвеевич, рукоделие и домоводство в школе для девочек вела Анна Семеновна.
В 1866-1872 годах - учеба Дмитрия Наркисовича в Екатеринбургском духовном училище и в Пермской семинарии. К этому периоду относится увлечение будущего писатели естественными науками и демократической литературой.
В 1872 году, уйдя по собственному желанию из семинарии, Д.Н.Мамин уезжает в Петербург, где поступает в Медико-хирургическую академию, а позднее переводится на юридический факультет Петербургского университета. Закончить университет ему не пришлось по болезни.
На студенческие годы падает начало писательской работы Д.Н.Мамина. Фрагменты ранних произведений представлены в экспозиции. Об этом периоде жизни впоследствии он напишет автобиографический роман "Черты из жизни Пепко". ("Русское богатство", 1894 г.)
С 1877 г. Д.Н.Мамин снова на Урале.

В марте 1878 года после смерти отца Дмитрий Наркисович переехал в Екатеринбург, а вскоре перебралась сюда и вся его семья.
Первые годы жили на частных квартирах в центре города. Дмитрий Наркисович поселился на Колобовской, 41, в доме жены, М.Я.Алексеевой, женщины образованной, обладающей хорошим литературным вкусом, занимался репетиторством иногда по двенадцать часов в день, продолжал упорно трудиться над своими произведениями.
В доме по улице Соборной, 27 он бывает почти каждый день, общается с родными и работает, ведь именно здесь находится его личный кабинет - удобный, где все под руками. Сестра Елизавета днем была на занятиях, и через его комнату никто не ходил. В доме тихо и спокойно, и ничто не отвлекало от творчества.
После отъезда Д.Н.Мамина-Сибиряка из Екатеринбурга обстановка его кабинета долгое время сохранялась родственниками. По воспоминаниям племянников писателя она была восстановлена в новой экспозиции музея. Здесь демонстрируются многие подлинные вещи, принадлежавшие Д.Н.Мамину-Сибиряку: настольная лампа, блокнот, стаканчик для карандашей, портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина и другие предметы на письменном столе. Акварель "Вид на реку Чусовую" выполнена самим писателем. Под акварелью полочка каслинского литья с бюстом Л.Н.Толстого.

Слева на стене большая картина, написанная маслом. Она принадлежит кисти друга писателя в петербургский период его жизни - А.К.Денисова-Уральского. На картине изображена Чусовая, которую Д.Н.Мамин-Сибиряк называл одной из самых красивых российских рек, по ней не один раз сплавлялся вместе с бурлаками и описал в целом ряде произведений, в частности, в очерке "Бойцы".

Эта комната принадлежала сестре писателя Елизавете Наркисовне Маминой (1866-1925), в замужестве Удинцевой.
В 1885 году Лиза окончила екатеринбургскую женскую гимназию, затем училась на педагогических курсах, приобрела профессию преподавателя русского языка. Будучи молодой учительницей, Елизавета Мамина давала частные уроки в Екатеринбурге, пользуясь постоянной помощью и советами брата Дмитрия как опытного преподавателя. Жизненный принцип Мамина: "нужно быть просто человеком, который не забывает своей семьи, любит свою родину и работает для своего отечества", - был близок и ей. В 1914 году Е.Н. Удинцева (Мамина) была награждена серебряной медалью "За усердие" на Александровской ленте.
В Екатеринбурге Дмитрий Наркисович живет богатой творческой и общественной жизнью. Он заведует драматической частью музыкального кружка, является присяжным заседателем городского суда, сотрудничает в газете "Екатеринбургская неделя", становится членом УОЛЕ.
В экспозиции на полочке представлены фотографии Д.Н.Мамина-Сибиряка, в том числе с учениками, а также фото писателя-народника Эртеля из коллекции Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Также представлен диплом Д.Н.Мамина-Сибиряка как действительного члена УОЛЕ. На стене и комоде – фотографии основателей Общества: О.Е. Клера, Н.К. Чупина, его активных членов – Д.А. и С.А.Удинцевых и других.
Писатель много путешествует по Уралу, собирает материал для своих произведений. Он напряженно занимается самообразованием, оттачивает литературное мастерство.
С начала 80-х годов Д.Н.Мамин-Сибиряк начинает активно печататься. В толстых журналах ("Дело", "Отечественные записки", "Вестник Европы" и другие) появляются его рассказы и очерки. В петербургском журнале "Дело" №3 за 1882 год был напечатан очерк "В камнях", под которым молодой писатель впервые подписался псевдонимом Д. Сибиряк. Свои крупные произведения, романы, он подписывал уже именем Д.Н.Мамин-Сибиряк.
"Приваловские миллионы" были опубликованы в 1883 году в журнале "Дело". В основу сюжета романа легла история опеки и разорения Кыштымских и Сергинско-Уфалейских заводов. Действие романа происходит в старом Екатеринбурге (г.Узел).
Во втором романе "Горное гнездо" ("Отечественные записки", 1884 г.) Мамин-Сибиряк описывает жизнь и нравы правящей верхушки тагильских заводов.
В "Трёх концах" ("Русская мысль", 1890 г.) дана история Висимского завода (Ключевской завод в романе), изображены жизнь и нравы взаимоотношения жителей трех районов Висима после отмены крепостного права. В экспозиции демонстрируется фотография старого Екатеринбурга, кыштымских заводов, гравюра Уткина – А.Н. Демидов, предметы старательского быта жителей Висима.

На столе - фотографии Елизаветы-гимназистки и ее будущего мужа Дмитрия Аристарховича Удинцева, а также тетрадь для записывания домашних заданий.
Мамин-Сибиряк всегда с уважением относился к труду сестры, она же, в свою очередь, была одной из самых страстных поклонниц его таланта.

Эта комната связана с именем Анны Семеновны Маминой, матери писателя. Анна Семеновна (1831-1910) родилась в Горном Щите в семье сельского священника, Семена Степановича Степанова. В возрасте семнадцати лет она вышла замуж за выпускника Пермской семинарии Наркиса Матвеевича Мамина (1827-1878). Супруги переехали в село Егва. Здесь родился их первенец Николай. Затем семья Маминых перебралась на жительство в поселок Висимо-Шайтанского завода. Почти четверть века прожила Анна Семеновна в Висиме. Там родились её дети: Дмитрий, Владимир, Елизавета. В 1876 году Мамины переселились в Нижнюю Салду. Здесь в возрасте 46 лет Анна Семеновна овдовела.
После переезда в Екатеринбург в августе 1878 года семье Маминых пришлось семь лет скитаться по частным квартирам, которые снимал для них Дмитрий Наркисович. Закончился этот период лишь в марте 1885 года покупкой дома на улице Соборной, 27. Анна Семеновна прожила в этом доме 25 лет. В те годы, когда Д.Н.Мамин-Сибиряк жил в Екатеринбурге, её комната называлась "чайной", т.к. здесь по вечерам собиралась вся семья и за чайным столом обсуждались новости. С матерью у писателя с детства и до конца жизни были исключительно дружеские отношения. Сохранилось более 450 писем Дмитрия Наркисовича Анне Семеновне, написанных в разные годы. Многие из них адресованы именно в этот дом на Соборную, 27, позже переименованную в Пушкинскую. Мать была именно тем человеком, с которым Дмитрий Наркисович делился всем: творческими планами, семейными радостями и горестями. После отъезда писателя в Петербург Анна Семеновна почти ежегодно ездила к нему и внучке Аленушке, а сам Мамин-Сибиряк каждое воскресенье "заводил семейные часы и садился писать ей письмо".
Скончалась Анна Семеновна в 1910 году в этом доме.
Когда её не стало, Дмитрий Наркисович написал своему племяннику Борису Удинцеву: "Ты, конечно, целую жизнь будешь помнить о любящем крыле бабушки и расскажешь своим детям, какие русские женщины бывают и какими они должны быть". Анне Семеновне писатель посвятил несколько произведений: "Счастливая мать", "Отъезд", "Семья и школа", "Из далекого прошлого". Она незримо присутствует и во многих других произведениях писателя. В комнате все восстановлено так, как когда-то было. Некоторые из вещей мемориальные, принадлежали в свое время семье: портрет Наркиса Матвеевича на стене, альбом для фотографий, вышивка крестом, выполненная Анной Семеновной, ковер на полу, купоны денежных переводов из Петербурга, конверты писем с почтительной надписью: "Её высокоблагородию Анне Семеновне Маминой".

До перестройки дома эта комната была больше, почти вплотную примыкала к комнате Анны Семеновны. Она принадлежала братьям писателя – Николаю Наркисовичу и Владимиру Наркисовичу Маминым.
Николай Наркисович (1850-1916) – старший брат Д.Н.Мамина-Сибиряка. (Фото на конторке) Родился в селе Егва. С 1864 по 1866 год учился в екатеринбургском духовном училище. В 1866 году поступил в пермскую семинарию, но проучился там всего лишь год, был отчислен со второго курса за "тихие" успехи и "громкое" поведение. Впоследствии Н.Н. Мамин служил канцеляристом, переходил с места на место, не имея постоянного заработка.
Старший брат всю жизнь поставлял Дмитрию Наркисовичу различные сведения. На конторке лежит первая страница рукописи рассказа "Башка". В основу сюжета этого произведения лежит история, поведанная писателю Николаем Наркисовичем. Он был способным и талантливым человеком: играл на скрипке и гитаре, был замечательным рассказчиком, отличным переплетчиком, грамотным писарем. Некоторые произведения Мамина-Сибиряка перед отправкой в редакции переписывались именно им. В экспозиции представлены фотография и рисунки, выполненные современником писателя, художником и литератором С.И.Яковлевым.
Владимир Наркисович (1863-1909) (фото слева на полке) - младший брат Д.Н.Мамина-Сибиряка. Родился в Висиме. С 1874 по 1882 год учился в екатеринбургской мужской гимназии. Окончил её с золотой медалью. С 1882 по 1887 год учился в московском университете на филологическом факультете, затем в ярославском Демидовском юридическом лицее. Дмитрий Наркисович старался по возможности материально поддерживать своего брата. Владимир Наркисович получил блестящее образование и был большой эстет, взгляды братьев на литературу часто не совпадали, но это не мешало их искренней братской любви и дружбе.
С 1890 года Владимир служил присяжным заседателем в Екатеринбурге. Он был автором научных трудов по юриспруденции. Один из них представлен в экспозиции. Владимир Наркисович был не только хорошим юристом и блестящим оратором, но и пробовал себя в качестве театрального критика. В октябре 1887 года журнал "Наблюдатель" опубликовал пьесу Д.Н.Мамина-Сибиряка "Золотопромышленники". В ноябре она была поставлена в Екатеринбурге, а спустя месяц в московском театре А.Ф. Корша. Эту постановку видел В.Н. Мамин. В экспозиции демонстрируется первая публикация пьесы "Золотопромышленники" в №10 журнала "Наблюдатель" за 1887 г., а также рукопись второй редакции "Золотопромышленников", вышедшей под названием "На золотом дне". Ко времени увлечения театром относится роман Д.Н.Мамина-Сибиряка с актрисой М.М. Абрамовой, закончившейся гражданским браком и отъездом писателя в Петербург в 1981 году. В марте 1892 года после трудных родов М.М. Абрамова скончалась. Д.Н.Мамин-Сибиряк тяжело пережил смерть жены. "Вихрем пронеслись пятнадцать месяцев счастья, и осталось черное горе, тяжелое, как могильная плита. На руках у меня осталась наша девочка Елена – все мое счастье", - писал он матери 25 марта 1892 года. В экспозиции на ломберном столике представлена статья Д.Н.Мамина-Сибиряка, посвященная памяти М.М. Абрамовой, опубликованная в №4 журнала "Дневник артиста" за 1892 год.

В 1900 году закончилась реконструкция, была пристроена столовая, и дом писателя приобрел свой современный вид.
Д.Н.Мамин-Сибиряк в то время уже девять лет жил вдали от родных, воспитывая свою единственную дочь Аленушку. Всю любовь и нежность отдавал ей отец, так и называвший её - "отецкая дочь". Аленушка родилась слабым и болезненным ребенком. Здоровье её было причиной переживаний писателя. Он постарался дать ей хорошее домашнее образование, научил любить литературу, искусство. Два года Аленушка прожила в семье друга писателя, издательницы журнала для детей "Мир Божий" А.А. Давыдовой. Ее воспитательницей стала гувернантка младшей дочери Давыдовой Ольга Францевна Гувале. Она как могла, старалась заменить Аленушке мать (В экспозиции представлена открытка Аленушки, начинающаяся словами: "Милая мама..."), была надежным другом и помощником писателя, пользовалась особым расположением его матери. В феврале 1900 года Д.Н.Мамин-Сибиряк и О.Ф. Гувале обвенчались. Ольга Францевна серьезно занималась образованием Аленушки. Девочка рисовала, сочиняла стихи, некоторые из них были опубликованы. Но жизнь её оборвалась в неполных 22 года в 1914 г. от воспаления легких. Похоронена Елена Дмитриевна Мамина вместе с отцом на Волковом кладбище.
С именем Аленушки мы связываем не только личную жизнь писателя, но и его творчество. Именно в 90-е годы Мамин особенно активно публикуется в журналах для детей и юношества: "Мир Божий", "Детское чтение" и др. В этот период появляются его замечательные "Аленушкнны сказки", посвященные дочери и названные её именем, рассказы и сказки для детей: "Серая шейка", "Зимовье на Студеной", "Дедушкино золото", "Упрямый козёл", "Приёмыш", "Кормилец", "Вертел" и др. В этих произведениях Мамин продолжает лучшие традиции русской демократической литературы: прививает детям любовь к труду, к миру природы, учит их настоящей дружбе и благородству.
Свои детские произведения писатель с удовольствием присылает в Екатеринбург с дарственными надписями племянникам: Борису, Ольге, Анне, Наталье и Татьяне. Дмитрий Наркисович всегда с большой любовью и заботой относился к детям Елизаветы Наркисовны и приучил к тому же свою дочь Аленушку, которая особенно любила Бориса как старшего брата и друга. Практически все родственники Д.Н.Мамина подолгу гостили у него в Петербурге, всем им он писал письма, давал дельные советы, дарил фотографии и книги с автографами, на имя матери посылал денежные переводы, оставаясь заботливым сыном и членом своей семьи.
В экспозиции представлены фотографии Аленушки, над этажеркой с детскими книгами ее акварель - "Домик в Павловске", семейные фотографии Маминых: портретные снимки О.Ф. Гувале и Д.Н.Мамина-Сибиряка с дарственной надписью жене, любительская семенная фотография, на которой в числе прочих сфотографирована родная сестра М.М. Абрамовой - Лиза Гейнрих (в будущем - Куприна), которая десять лет жила и воспитывалась в доме Маминых. В горке - стаканы и бокалы из семьи Маминых. Часы на стене были и в Висимском, и в этом доме. Над пианино - большая фотография Удинцевых 1915 г., сфотографировавшихся двумя семьями. В кресле с высокой спинкой - Елизавета Наркисовна. Демонстрируются также прижизненные издания некоторых детских книг, журналы, в которых писатель сотрудничал.

В последней комнате музея, бывшей кухне, представлены экспонаты, рассказывающие о петербургском периоде жизни Д.Н.Мамина-Сибиряка (1891-1912 гг.) Живя в столице, писатель близко сошелся с редакциями многих прогрессивных журналов, его связывала личная дружба со многими русскими писателям, восторженно отзывающимися о его яркой талантливости, прекрасных человеческих качествах: А.П. Чеховым, А.И. Куприяновым, В.Г. Короленко, И.А. Буниным, А.М. Горьким и другими. (Их фотографии представлены на стене.)
В 90-е годы Д.Н.Мамин-Сибиряк продолжил публикацию своих уральских романов ("Золото", "Хлеб"), а также произведений, материал к которым собирал, живя на Урале (повесть "Охонины брови", "Легенды"). В 90-е годы им написано несколько крупных романов из жизни петербургской интеллигенции и цикл рассказов для взрослых и детей. (На комоде представлены материалы, иллюстрирующие работу писателя над повестями и романами, рисунки С.И. Яковлева к роману "Золото", произведение А.И. Куприна с дарственной надписью О.Ф. Гувале и др.)

В экспозиции последней комнаты представлены личные вещи Д.Н.Мамина из его последней петербургской квартиры по ул. Верейской, 3: шкафы с книгами, картины, скульптура медведя каслинского литья, подаренная В.Н. Маминым, фотографии (в том числе портрет писателя 1910 года, фото Е.Д. Маминой в возрасте 19-и лет, а также фотография членов юбилейного комитета 1912 г.), предметы из восточной и археологической коллекций. После смерти Д.Н.Мамина они были присланы на Урал в Общество любителей естествознания его женой Ольгой Францевной Гувале. Позднее переданы открывшемуся литературному музею им. Д.Н.Мамина-Сибиряка.

В последние годы Мамин часто болеет, подолгу живет в пригородах Петербурга (Царское Село, Павловск), несколько отходит от литературных кругов. В 1911 году в Павловске его разбил паралич и осенью 1912 года его не стало. (Для сравнения, присутствуют две фотографии: одна где он уже "в возрасте", и вторая - незадолго до смерти, уже парализованный) Похороны состоялись 4 ноября на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В конце тридцатых годов 20-го века могилу перенесли на Волково кладбище на Литераторские мостки. Туда же был перенесен прах Аленушки и ее матери – М.М. Абрамовой.

Незадолго до смерти писателя общественность отметила его 60-летие. Дмитрий Наркисович получил массу приветствий, адресов, телеграмм. Особую ценность представляет поздравительный адрес, выполненный замечательным художником и другом писателя А.К. Денисовым-Уральским.

Чтож, на этом экскурсия заканчивается. Очень порадовало в этом музее то, что здесь зафиксировано много фактов и присутствуют предметы, которые видели писателя при жизни. Оставляем отзыв, одеваемся, уходим. Наша следующая цель - дом М.Я. Алексеевой на ул.Колобовская, 41 (ныне ул.Толмачева, 41). Выходим на улицу, а тут наоборот заходят Ольга и Максим M&B. Видимо они были удивлены, что встретили меня (хоть и предполагали что "кого-нибудь встретят").
Ольга: "О, привет, ты тоже в музей?"
Я: "Мы уже осмотрелись и идем на Толмачева 41, где он (Мамин-Сибиряк) жил"
Ольга: "Аа, понятно..."
Я: "Был рад вас увидеть..."
Диалог был коротким. Действительно был рад их увидеть, несмотря ни на что... Потом мы еще встретились, но об этом позже.

Следующий музей "Литературная жизнь Урала XIX века" из группы "объединенных музеев писателей Урала". Д.Н.Мамин-Сибиряк жил здесь 12 лет, тут собиралась творческая интеллигенция, звучала музыка и художественное слово. Сейчас в доме музей – экспозиция рассказывает о екатеринбургском периоде Д.Н.Мамина-Сибиряка, о судьбах многих других русских и уральских писателей. Я подозреваю, что этот и еще некоторые музеи не пользуются особой популярностью. Признаться, даже я немного разочарован, т.к. в этом музее много и кратко рассказывается о многих (малоизвестных) уральских писателях 19 века и совсем немного о Д.Н.Мамине-Сибиряке. Мне тема писателей и их творчества не интересна, поэтому я в нее даже не вдавался и соответственно писать не буду. Я ожидал здесь узнать что-то новое именно о Д.Н.Мамине-Сибиряке. Но то что узнал, не особо впечатлило...

Понравилось кое-где убранство и некоторые предметы, как например, такой граммофон.

Еще там была экспозиция (временная?) "Государи и город" приуроченная в 2013 году к 400-летию дома Романовых и 290-летию Екатеринбурга. Вот такая тема мне интересна!

14 марта (по старому стилю) 1613 г. в Ипатьевском монастыре г.Костромы Михаил Фёдорович Романов после долгих уговоров изъявил, наконец, согласие вступить на царский престол в Москве.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге, в доме инженера Н.Ипатьева, был расстрелян последний российский царь Николай II вместе с наследником, супругой и дочерьми. Монархическая форма правления в стране прекратила существование.
Екатеринбург вошёл в историю как место, где прервалась более чем трёхвековая история правящей династии России, но разве только этот трагический момент связывает город и государей? Экспонаты выставки предлагают посмотреть на прошлое с другой стороны.
Одиннадцать властителей из рода Романовых оставили свой след на страницах екатеринбургских летописей.
В разные годы при разных монархах в городе происходили не только эти, но и другие интересные события, меру и значимость которых определяет история.

При Петре I начался отсчёт времени существования Екатеринбурга, который отмечает теперь своё 290-летие.

Неожиданно тут увидел фотографию бюста Петра на плотинке. Давно эту тему копаю, но не активно. До революции на Плотинке стояли памятники Петру I и Екатерине I. Как раз на том месте, где сейчас стоят бюсты Бажова и Мамина-Сибиряка. В 1917 проезжавшие через Екатеринбург революционные солдаты памятники уничтожили.

Екатерина I дала заводу-крепости своё имя, а первый общегородской праздник (предтеча современного Дня города) состоялся в день её именин - 24 ноября 1723 г.

В царствование Анны Иоанновны Екатеринбург по воле В.Н. Татищева на некоторое время стал Екатеринском.

Во времена Елизаветы Петровны начала работать гранильная фабрика (1751), и был заложен каменный Екатерининский собор (1758).

Государыня Екатерина II даровала Екатеринбургу статус города (1781) и герб (1783), а в 1787 г. заработала городская дума.

При Павле I был сформирован Екатеринбургский мушкетёрский полк (1796), позднее прославившийся на полях сражений Отечественной войны 1812 г., Крымской войны и Первой мировой войны.

Александр I - единственный правящий монарх, посетивший Екатеринбург. Это было в 1824 г.

Николай I утвердил план города (1829), по которому Екатеринбург развивался и строился долгое время.

Александр II побывал в городе ещё в юности, наследником престола (1837), а в 1861 г. по его воле заводские крепостные стали свободными.

В эпоху Александра III, при поддержке членов семьи Романовых состоялась знаменитая Сибирско-уральская научно-промышленная выставка (1887).

Наконец, Николай II - последний русский царь, который был расстрелян с семьей и прислугой в Ипатьевском доме в Екатеринбурге (кстати, почти напротив дома на Колобовской 41).

Жизнь в доме на Колобовской, 41 была насыщена творчеством, встречами с друзьями.
За 12 лет в Екатеринбурге было написано 7 романов: "Приваловские миллионы" (1883); "Горное гнездо" (1884); "Жилка" (1884); "Бурный поток" (1886); "Именинник" (1888); "Общий любимец публики" (1889); "Три конца" (1890), множество очерков и рассказов, пьеса "На золотом дне" (1887). На этажерке первые публикации.
Жена писателя М.Я. Алексеева оказала благотворное влияние на его творческое развитие. Из письма Д.Н.Мамина-Сибиряка к матери: "Я слишком многим обязан Марии Якимовне во всем, а в моих рассказах добрая половина принадлежит ей".
Романы "Приваловские миллионы" и "Три конца" посвящены жене. Брак с М.Я. Алексеевой (~1845-1921) был гражданским. Познакомились в Нижней Салде в 1877 г. Она была женой управителя Верхнесалдинского завода и дочерью Якима Колмогорова - старовера, крепостного самородка, дослужившегося до помощника управляющего Тагильскими заводами. Она хорошо знала жизнь заводской горной верхушки. Была редактором и первым критиком произведений писателя. Одна из образованнейших женщин Екатеринбурга. Как и Мамин была членом УОЛЕ. Западных авторов читала в подлиннике. Ценила русскую литературу, много стихов знала наизусть, прекрасная музыкантша. Дом был пронизан музыкой: Шуберт, Бетховен, Григ. Любимые композиторы Мамина: Россини, Шопен, Вагнер.
Дмитрий Наркисович - страстный коллекционер. В витринах - холодное оружие: наваха (Испания), катана (Япония), нож и палочки (Китай), кинжал (Азия). Триптих со святыми, крест с четками (уральская работа), перстень с камеей из агата (Урал), очечник, очки (Китай).
Дважды Мамин выезжал в Москву (1881/82; 1885/86, с августа по май) с целью издания своих произведений и общения с писателями. Результатом первой поездки явились очерки "От Урала до Москвы". В Москве продолжил работу над "Приваловскими миллионами". Завязал отношения с журналами "Слово", "Дело", "Устои", "Русская мысль" и др. По предложению редакции "Русские ведомости" принял участие в переписи населения Москвы в январе 1882 г. (в группе Л. Толстого).
Посещал литературные "четверги" в ресторане "Эрмитаж", знакомился с известными писателями: Нефедовым, Плещеевым, Эртелем. В Румянцевском музее "...аки пчела собираю мёд с редких изданий..."
В Москве Д.Н.Мамин-Сибиряк бывал на концертах, в театрах. В лавках букинистов у Сухаревской башни покупал книги.

Жизнь в доме шла размеренно. С утра до 2-х - 4-х часов дня Мамин писал, далее репетиторство, иногда по 12 часов (до 1882 г.). Дмитрий Наркисович репетировал за курс гимназии, Мария Якимовна давала уроки музыки. Вечером отдых в кругу друзей или посещение матери.
Вокруг Мамина и Алексеевой образовался небольшой дружеский кружок екатеринбургской интеллигенции. В "маминский кружок" входили: писатель Н.В. Казанцев, судебные чиновники И.Н. Климшин и М.К. Кетов, адвокат Н.Ф. Магницкий, податной инспектор А.А. Фолькман, земский служащий Д.А. Удинцев.
Их объединяло увлечение литературой, музыкой, сочувствие демократическим идеям. Вместе с писателем тяжело переживали закрытие журнала "Отечественные записки", в котором прекратилось печатание "Горного гнезда".
В доме весело справляли Рождество, Именины. За столом "разливалось море остроумия". Пили чай, вино было редкостью. Себя участники кружка называли "Общество взаимных льстецов" - театр для себя.
Сохранились отрывки из дневников Марии Якимовны, письма, из которых можно узнать о непростых отношениях родственников к этому гражданскому браку.
В 1891 году Д.Н.Мамин-Сибиряк и М.Я. Алексеева расстались. Писатель уехал в Петербург с актрисой М.М. Абрамовой. М.Я. Алексеева переехала в другой дом (ул. Береговая), где открыла первую в Екатеринбурге женскую ремесленную школу.

Последний по плану был музей Ф.М. Решетникова также из группы "объединенных музеев писателей Урала". Но интересовало не творчество и жизнь Ф.М. Решетникова (кстати, именно дом Ф.М. Решетникова был закрыт и не работал), а "почтовое подворье". При доме-музее есть этнографическая экспозиция "Екатеринбург почтовый и его жители": здесь можно погулять по почтовому подворью старого Екатеринбурга, познакомиться с непростой работой почтальона и ямщика и с творчеством кузнечного мастера.

Начало и развитие почтового дела в России восходит ко времени Киевской Руси. Уже в X веке существовал "повоз" - обязанность населения предоставлять лошадей "от стана к стану" для княжеских гонцов и слуг.
Последующая история русской почты связана с ямами - почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке, в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.
В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV-XVI векам почтовая связь установилась по всей стране. Расстояние между станциями составляло 40-100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.
Источник: История почты России

Таким образом, почта является первой транспортно-логистической связью между городами. Соответственно, расстояния между городами измерялось протяженностью от одной почтовой станции к другой. Поэтому возле почтового подворья стоит верстовой столб. А современный нулевой километр Свердловской области находится под крыльцом Екатеринбургского Главпочтампа.

Поскольку время было уже около 19-20 часов, а это как оказалось самое массовое время, то первое что мы увидели, когда зашли на территорию музея - это большая толпа народа. Среди этой толпы вновь встретил Ольгу и Максима M&B.

Итак, при каждой почтовой станции должна была быть конюшня и кузница. Здесь можно было накормить коня, почистить его и подковать. На месте нынешней конюшни в 18 веке находились городские конюшни. В стене сохранились фрагменты оригинальной кладки из так называемого бутова камня.

Справа от входа в конюшню висят изображения повозок для перевозки почты, скребок, которым вычищали грязь из-под копыт перед подковкой, подковы разных размеров, металлические путы и колоколъчик-ботало.

Деревянная лестница ведет на сеновал. Для заготовки сена использовались косы, грабли и вилы. Длинная коса называется литовка, а короткая - горбуша - получила свое название из-за формы.

На следующей стене находятся предметы упряжи: хомуты, уздечка, дуга. Колечко под дугой называется зга, оно использовалось для того, чтобы вешать на него колокольчик.

Повозка на колесах у стены - бричка.

Далее в экспозиции находятся специальные весы для взвешивания овса. Каждой лошади полагалась определенная порция овса в день. В больших бочках - долбленках держали сено и воду. Долбленки изготавливались из ствола дерева, которое сначала выжигалось изнутри, а затем выдалбливалось.

В 1998 году совместно с архитектурной академией (УралГАХА) и ассоциацией "Кузнецы Урала" была открыта кузница с настоящим горном и наковальнями. В кузнице проходят мастер-классы по кузнечному ремеслу. На сеновале конюшни представлена выставка кованых изделий "Кузнец - всем ремеслам отец".

Потом мы переходим в соседнее помещение - каретный сарай. Помещение маленькое, народу много - все фотографии получились как попало... Каретный сарай использовался для ремонта и постоя повозок.

Маленькие сани с бархатной обивкой сидения называются щегольки. Городские щеголи ездили на них в гости или и театр. Щегольки очень легкие и быстрые в передвижении сани.

Для долгих зимних путешествий использовались большие сани на полозьях - кибитки. Они плотно укрывались овчиной, а внутри саней устанавливалась маленькая печка. Такая повозка рассчитана на тройку лошадей.

Следующие сани называются розвальни, или дровни (см. в центре фото). Это крестьянские сани. В них перевозили дрова, сено, мешки с мукой, продукты питания и т.д.

На санях под названием кошева (см. на фото слева) любили кататься в такие праздники, как Масленица и Рождество. Кошева украшалась лентами и цветами. В своих произведениях Ф.М.Решетников не раз упоминает подобные сани, называя их "кораблем".

Летняя повозка называется тарантас. Первоначально это был неудобный транспорт, из-за отсутствия рессор его очень сильно трясло. Этим объясняется и название повозки: слово "тарантить" обозначает по словарю Даля "трясти". Покрышки тарантаса изготовлены из каучука.

За тарантасом спрятался металлический сундук. Это касса почтальона. Касса была несгораемая, а замок в ней - музыкальный. Если кто-нибудь пытался вскрыть кассу, звучала музыка, и почтальон мог поймать вора.

Потом все пошли в кузницу. Там кузнец показывал мастер-класс. Но там помещение еще меньше, а народу не убавилось. Поэтому там было не протолкнуться. Сделал пару кадров на вытянутой руке (не глядя) и вышел во двор.

Вышли во двор и ждем Ольгу, она как-то просочилась в толпу и фоткала там все подряд. Договорились сходить на набережную и там пофотографировать вечерний город.

Ожидалась какая-то особенная иллюминация (про которую ничего не знаю), но ее не было. Но это не помешало сделать хорошие снимки на длинной выдержке.

Думаю понятно, что в качестве штатива использовался бетонный столбик забора на набережной.

Поболтали на предмет недавних поездок на север области. Потом попрощались с Ольгой и Максимом и пошли в сторону машины. Однако я изрядно замерз и перспектива дальше мерзнуть в холодной машине не вдохновляла, и время еще 21:00. Тут родилось спонтанное решение зайти еще в какой-нибудь музей. Но только не литературный! На ум пришел только фотографический дом-музей В.Л. Метенкова. Те, кого не хотел бы встретить должны по идее уже оттуда уйти. Вот так и зашли погреться в фотографический музей :)

Там проходила выставка какого-то фотохудожника, который собирал абстракции из кадров фотопленок. Я сего искусства не оценил. Мне было интересно другое...

А мне интересно было взглянуть на старые фотографии Екатеринбурга и Урала. Недаром Вениамин Леонтьевич Метенков носит звание фотолетописец Урала! Крайне удивился, когда увидел памятник Екатерине I на плотинке (по соседству с Петром I). Фото памятника Петра I сфотографировал в одном музее, а Екатерину I - в другом, и все в один день... бывает же такое... А ведь давно искал эти фотографии в интернете и не находил!

Потом еще немного походили и с интересом разглядывали фотографии с Урала. Многие места узнал, был в них. А некоторые теперь уже и не существуют, например, гора Благодать в Кушве.

Отогрелись, и разошлись по домам. Вот так закончился полезный на знания и события вечер музеев.

З.Ы. Не уверен, но тех, кого не хотел увидеть, возможно увидел из окна машины, когда уезжал. Они выходили из почтового подворья. Редкий случай когда все удачно разминулись.