Верхнепышминский музей военной техники "Боевая слава Урала"

15 декабря 2013 побывал в верхнепышминском музее военной техники "Боевая слава Урала".

История музея военной техники началась в 2005 году, когда праздновалась 60-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. В торжественной обстановке перед старой проходной ОАО "Уралэлектромедь" был открыт реконструированный мемориальный комплекс, посвященный памяти ветеранов-металлургов, павших в боях за Родину.

Первоначально у мемориала поставили отреставрированные 57-мм противотанковые пушки ЗИС-2. Постепенно начали устанавливать и другие образцы военной техники, восстановленные силами ОАО "Уралэлектромедь".

В связи со значительным расширением коллекции по инициативе директора ОАО "Уралэлектромедь" Александра Анатольевича Козицына и генерального директора ООО "УГМК-Холдинг" Андрея Анатольевича Козицына был создан музей боевой техники под открытым небом "Боевая слава Урала". Приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа № 310 от 23 октября 2006 года Верхнепышминская экспозиция получила официальный статус музея.

В 2009 году мы частично посетили этот мемориал, но тогда все было по другому, многое с того времени изменилось...

9 мая 2010 г. состоялось открытие обновленной экспозиции Музея военной техники ОАО "Уралэлектромедь". Перед посетителями выстроились более 70 единиц военной техники, начиная с пушки выпуска 1911 г. и заканчивая современными танками, до сих пор стоящими на вооружении Российской Армии. По признанию специалистов музей стал одним из крупнейших музеев военной техники в России, наравне с музеями Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти и Саратова.

В настоящее время коллекция содержит более 100 единиц военной техники и вооружения. Основа коллекции музея – техника 1930-1940-х гг., однако в последние годы становится все больше послевоенных боевых машин. Ведь важно сохранить память не только о Великой Отечественной войне, но и о событиях последних десятилетий.

Вертолеты МИ-... 1960-70 гг.

Зенитные пушки, самоходные установки и ракеты.

Порадовало наличие РХБЗ-машин: АРС (автомобильно-разливочная станция), ТМС (тепловая машина спецообработки), БРДМ-2рхб (бронированная разведывательно-дозорная машина), РХМ (разведывательная химическая машина). Мой ВУС подразумевает кататься на БРДМ... На сборах видел ТМС в действии - мощная и громкая штука, шумит как самолет, ведь на ней турбина...

Артиллерия...

203-мм самоходная пушка 2С7 "Пион" образца 1976 года.

Есть несколько самолетов...

Среди них: МИГ-21 (1962), СУ-17 (1970), СУ-24 (1975), МИГ-31 (1980) и пр.

Береговое и корабельное вооружение/артиллерия...

Торпеды и мины...

Большой водоплавающий автомобиль ЗиС-485 / БАВ. В боях не применялся, масса 7 тонн, 110 л.с. с расходом 47л/100км, перевозит 28 человек - хорошая земноводная лодка :)

Бронетранспортеры 1950-1970 гг...

Бронированные разведывательно-дозорные машины 1950-60 гг...

Боевые машины десанта, боевые машины пехоты 1960-80 гг...

Танки 1950-80 гг...

Самолет-разведчик Р-5 обр. 1928 г., штурмовик Ил-2 обр. 1942 г., фронтовой истребитель ЯК-9 обр. 1942 г., истребитель-бомбардировщик Bell P-63 Kingcobra обр. 1943 г.

Макет рубки средней дизельной подводной лодки типа "Щука" с торпедой, военного корабля, вооружение, мины и глубинная бомба.

Легкие танки 1920-40 гг...

Тяжелые и средние танки 1940 гг... Среди них легендарный Т-34.

Но, это все на улице... В июне 2011 года началось строительство, а 9 мая 2013 состоялось открытие Выставочного центра Музея. В нем показывают экспонаты легкой военной техники и вооружения, ретро автомобили и мотоциклы, экспонаты, показывающие историю наградной системы, стрелкового вооружения, проводится тематические работы со школьниками, занимаются военно-патриотическим воспитанием молодежи.

Площадь выставочного центра составляет 7 тыс. м2. В здании три экспозиционных этажа, и на них разместилось свыше 70 редчайших военных и гражданских экспонатов времен Второй Мировой войны и послевоенного периода. На втором и третьем этаже экспонаты размещены вдоль стен здания по периметру, в середине этажа нет полов. Таким образом, в центре здания образован большой холл, в котором подвешены полноразмерные макеты самолетов.

На первом этаже - коллекция автомобилей представительского класса, ставших символами советской эпохи - М-1, ЗИС-101, ЗИС-110 и другие.

Бронеавтомобили и машины военного назначения.

Грузовой автомобиль 1930-40 гг. выпуска. Этот автомобиль в 1933 году принял участие в автопробеге Москва - Кара-Кумы - Москва, успешно преодолев более 9000 км дорог и бездорожья.

Есть несколько мотоциклов М72 Ирбитского мотозавода.

Среди автомобилей также есть советский внедорожник ГАЗ-67, американские "Виллис" и "Додж", амфибия FORD GPA и другие.

Экспозиция второго этажа отражает историю отечественного автопрома в послевоенный период. Здесь установлены основные образцы машин марки ГАЗ, АЗЛК, ЗАЗ. Также есть несколько иностранных автомобилей, коллекция советских мотоциклов, мотороллеров и мотоколясок.

Интересно было наблюдать самолеты на уровне глаз между 2-3 этажами. Это копии боевых самолетов, которые применялись во время Великой Отечественной войны. Среди них ночной бомбардировщик - биплан По-2, известный по фильму "Небесный тихоход". А также самолеты И-15, И-16, Як-1, ЛАГГ-3 и МиГ-3.

На третьем этаже - экспозиция, посвященная истории наградной системы России, униформе и стрелковому оружию: начиная с эпохи Петра I и заканчивая периодом Великой Отечественной войны. Тематика экспозиции максимально приближена к уральскому региону - к примеру, посетители увидят образцы униформы Екатеринбургского пехотного и Оровайского пехотного полков. На этом этаже я практически не фотографировал. Сделал, так, пару кадров, поэтому фото мало. Вот, например, разобранный револьвер Наган модификации 1930 года.

Двойная диорама "Они сражались за Родину". Слева война в Афганистане, справа Великая Отечественная. Еще на третьем этаже есть голографические проекторы, разгадали их фишку.

Потом спустились на цокольный этаж посмотреть на тир. Но ничего, кроме буфета, не работало. На этом наше посещение музея закончилось. Нам понравилось, а главное БЕСПЛАТНО!

Использована информация сайтов: