Ирбитский музей мотозавода

Накануне дня посещения (7 марта 2014) позвонил в музей в 18-м часу (когда музей уже не должен работать). На удивление на том конце провода взяли трубку и подтвердили, что в праздничный субботний день музей работает, в остальные дни - нет. Поэтому оперативно задумал и осуществил поездку 8 марта 2014. Оперативно свое согласие на участие дали Андрей peshehod и Миша Step с женой Юлей.

Т.к. самая дальняя цель была за Туринском, а это почти 300 км в одну сторону, то выехали чуть пораньше, где-то в 7:35, а в 8:00 мы уже ехали по режевскому тракту. В музей приехали в 11-м часу, и действительно, музей работал в день 8 марта. Позже ребята сотрудники музея сказали: "Сегодня работаем только мы (всмысле музей)".

В музее представлена история ирбитского мотозавода от создания до наших дней. Среди экспонатов представлены мотоциклы сделанные на заводе, уникальные модели, в том числе экспериментальные, цирковые, спортивные. Сам музей словно зашифрован, т.к. его вход находится сбоку хитрого панельного здания, относящемуся к территории мотозавода. И если бы не маленькая вывеска, то найти будет его не просто. При входе в музей первое что мы видим, это дизайн-проект нового музея - музей в ближайшем будущем переедет в собственное здание, музей будет обновлен.

Сразу в глаза бросились ретро-мотоциклы иностранного происхождения. Далее решил начать осмотр с них, а потом углубиться в историю мотозавода.

Harley-Davidson "WLA-42" (США). Армейская модель второй мировой войны. 30 тыс. таких мотоциклов поступили по ленд-лизу для Красной Армии. Мог эксплуатироваться с боковым прицепом. Год выпуска 1942, масса (снаряженная) 257 кг, Vmax=100 км/ч, V=739 см3, мощность 25 л.с.

Royal Enfield J (Великобритания). С 1930 года компания начала применять буквенные обозначения своих моделей. Модель "Джей" имеет жесткую подвеску заднего колеса, цепной привод и систему смазки с сухим картером. Год выпуска 1936, масса (снаряженная) 165 кг, Vmax=105 км/ч, V=488 см3, мощность 20 л.с.

NSU 601 OSL (Германия). Во время второй мировой войны использовался германской армией, как средство связи и разведки. имел ножное управление коробкой передач в английском стиле. Мог эксплуатироваться с коляской. Год выпуска 1940, масса (снаряженная) 185 кг, Vmax=135 км/ч, V=562 см3, мощность 24 л.с.

Zundapp K-500 (Германия). Во время второй мировой войны использовался германской армией. Имел штампованную раму, ручное управление коробкой передач автомобильного типа. Мог эксплуатироваться с коляской. Год выпуска 1940, масса (снаряженная) 195 кг, Vmax=120 км/ч, V=498 см3, мощность 16 л.с.

BMW R-12 (Германия). К 1941 году на вооружении германской армии находилось 36 тыс. таких мотоциклов. Особенности конструкции: штампованная рама, передняя вилка с гидроамортизаторами, двухходовая коробка передач автомобильного типа. Мог эксплуатироваться с коляской. Год выпуска 1936, масса (снаряженная) 185 кг, Vmax=111 км/ч, V=745 см3, мощность 18 л.с.

Почему здесь стоят иностранные мотоциклы 1930-40-х годов? Оказывается, с них начинается рассказ о мотопромышленности в стране. В конце 1930-х годов Наркомат обороны СССР принял решение снабдить армию тяжелыми мотоциклами и укомплектовать их оружием. Вероятно это связано с модернизацией пехоты: снабдить пешую армию мобильными средствами передвижения и усилить вооружение. Мотоцикл, как транспорт, он небольшой в габаритах и сравнительно легче автомобиля и танка. Также мотоцикл удобный транспорт в плане проходимости по бездорожью, что для армии несомненный плюс. Мотоцикл проедет там, где не проедет автомобиль, его можно вытолкать собственными силами, меньший расход топлива.

Изобретать "новый велосипед" не стали, а решили взять за основу мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять этих мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. Два мотоцикла передали Московскому мотоциклетному заводу (ММЗ), созданному на базе велосипедного, один сохранили как образец, четвёртый разобрали по винтикам, последний отдали технологам. Исследовали химический состав каждой детали, изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления.

И вот, весной 1941 года на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) появляется на свет мотоцикл М-72. Но начавшаяся война внесла свои коррективы. Осенью 1941 года ММЗ был эвакуирован в Ирбит, так ММЗ превратился в ИМЗ. Начав в кратчайшие сроки выпускать мотоциклы для армии, он в течении всей войны производил модель М-72 - основной мотоцикл Красной Армии в войне. После войны завод продолжал (и продолжает) выпускать мотоциклы для армии, гражданские модели, широко известные под маркой "Урал", а также спортивные модели.

После постановления от 21 октября 1941 года, эшелоном из Москвы, затем в Казань, затем в Свердловск, затем в Ирбит было эвакуировано оборудование мотоциклетного завода.

Ирбитский мотоциклетный завод разместился на площадях бывшего пивоваренного завода. В бывшей солодовне пивзавода разместился сборочный и первый механический цехи; в цехе морса и кваса - локомобиль; в варочном отделении поместился термический цех, в засолочном - литейный. Но все цеха не могли разместиться на отведенной территории, поэтому некоторые из них пришлось расположить на Ирбитском автоприцепном заводе (АПЗ), расположенном в 3 км от основной территории. В клубе АПЗ разместился моторный цех, цех коробки передач - в цехе походных кухонь и саней, инструментальный цех - в цехе метизов.

Далее, пока никто не портит кадр, решил сфотографировать все остальные мотоциклы. Почти все представленные мотоциклы выпущены на ИМЗ, и выставлены в ряд, словно сквозь время, начиная с военных лет и до наших дней.

Первенец ИМЗ - это конечно же М-72. Выпускался с 1941 по 1955 годы для подразделений Советской Армии. Комплектовался ручным пулеметом Дегтерева. Год выпуска 1952, масса (сухая) 336 кг, Vmax=85 км/ч, V=745 см3, мощность 22 л.с.

BMW R-71. Памятник науки и техники I категории Национальное достояние России. Прототип советского мотоцикла М-72. С 1941 года снят с производства фирмы BMW. В боевых действиях Второй мировой войны не участвовал. Год выпуска 1940, масса (сухая) 330 кг, Vmax=85 км/ч, V=745 см3, мощность 22 л.с.

BMW R-75. Выпускался с 1941 по 1944 год для германской армии. Изначально предназначался для армии Роммеля в Африке. Конструктивная особенность: привод на колесо коляски, блокирующийся дифференциал, демультипликатор. Год выпуска 1941, масса (снаряженная) 420 кг, Vmax=92 км/ч, V=745 см3, мощность 26 л.с.

М-72М. Первая серийная модель ИМЗ, предназначенная для народного хозяйства. Конструктивные особенности: торсионная подвеска колеса коляски, другая окраска, отдельные детали в хромированном исполнении. Год выпуска 1956, масса (сухая) 336 кг, Vmax=85 км/ч, V=745 см3, мощность 22 л.с.

М-52. Памятник науки и техники I категории Национальное достояние России. Первая серийная модель ИМЗ с верхнеклапанным двигателем. Выпускалась с 1954 по 1961 год. Всего с модификациями было выпущено 678 шт. На этот экспонат установлена коляска "Штайб" (Германия). Год выпуска 1955, масса (сухая, соло) 185 кг, Vmax=110 км/ч, V=494 см3, мощность 25 л.с.

М-62. С этой модели мотоциклы ИМЗ получили название "Урал". Конструктивная особенность: автоматическое опережение угла зажигания. Год выпуска 1960, масса (сухая) 320 кг, Vmax=95 км/ч, V=649 см3, мощность 28 л.с.

ИМЗ-8.1036 "Ретро". Последняя модель Ирбитского мотозавода разработана в стиле старины с применением современных узлов: электростартер, тормоза с гидравлическим приводом, улучшенная отделка салона пассажира. Год выпуска 2005, масса (сухая) 326 кг, Vmax=105 км/ч, V=745 см3, мощность 45 л.с.

И-7Д. Памятник науки и техники I категории Национальное достояние России. Экспериментальная армейская модель. Конструктивные особенности: отключаемый привод на колесо коляски, демультипликатор. Год выпуска 1951, масса (сухая) 340 кг, Vmax=83 км/ч, V=745 см3, мощность 22 л.с.

М-65. Памятник науки и техники I категории Национальное достояние России. Экспериментальная модель, имеющая необычную, капотированную форму, рычажную переднюю вилку, электростартер, гидравлическую систему тормозов на заднее колесо и колесо коляски. Год выпуска 1966, масса (сухая) 348 кг, Vmax=95 км/ч, V=649 см3, мощность 30 л.с.

М-73. Памятник науки и техники I категории Национальное достояние России. Лучшая экспериментальная модель ИМЗ. Конструктивные особенности: оригинальный дизайн, пятиступенчатая коробка передач с задним ходом, электрозапуск, гидравлические тормоза и много другое. Год выпуска 1980, масса (сухая) 330 кг, Vmax=110 км/ч, V=745 см3, мощность 45 л.с.

ИМЗ-8.123 "Гель". Опытная модель, разработанная совместно с московской фирмой "Гель". Рекомендовалась для сотрудников МВД и МЧС. Год выпуска 1995, масса (сухая) 250 кг, Vmax=130 км/ч, V=649 см3, мощность 32 л.с.

BSA Lightning (Великобритания). Одна из самых скоростных серийных моделей фирмы. По заказу комплектовалась двухместной коляской фирмы Watsonian (Англия). Год выпуска 1967, масса (сухая) 177 кг, Vmax=180 км/ч, V=654 см3, мощность 48 л.с.

Слева направо.

Vincent Rapide B (Великобритания). Памятник науки и техники I категории Национальное достояние России. Знаменитая модель серии "Б". Конструктивной особенностью ходовой части является мощная штампованная хребтовина. В 1947 году приобретена торговым представительством СССР в целях творческого сотрудничества. Год выпуска 1947, масса 200 кг, Vmax=170 км/ч, V=1000 см3, мощность 45 л.с.

Gilera Saturno-Sport (Италия). Одна из самых универсальных и красивых моделей в мировой истории 50-х годов. Хороша в дорожном варианте и спортивном для шоссейных, кроссовых, многодневных гонок. Изготавливалась с 1946 по 1958 год в мелкосерийном производстве. Год выпуска 1955, масса (сухая) 175 кг, Vmax=134 км/ч, V=498 см3, мощность 22 л.с.

Honda GL 1000 "Gold Wing" (Япония). Первый классический вариант этой модели. В 70-х годах пользовался большим спросом на американском рынке. Выпуск ряда модификаций "Золотое крыло" продолжается в настоящее время. Год выпуска 1975, масса (сухая) 260 кг, Vmax=200 км/ч, V=999 см3, мощность 80 л.с.

Honda GL 1500 "Gold Wing" (Япония). Модель четвертого поколения - круизер, предназначен для дальних туристических поездок по дорогам с усовершенствованным покрытием. Год выпуска 1989, масса (сухая) 362 кг, Vmax=180 км/ч, V=1520 см3, мощность 98 л.с.

На этом мотоцикле разрешают сфотографироваться.

ИМЗ-8.103-40 "Турист". Юбилейный 3-х-миллионный мотоцикл Ирбитского мотозавода, выпущенный 26 октября 1993 года. Масса (сухая) 315 кг, Vmax=105 км/ч, V=649 см3, мощность 32 л.с.

ИМЗ-8.1231 "Соло-классик". Серийная дорожная модель, предназначенная для езды по дорогам с улучшенным покрытием. имеет двухуровневое сплошное сидение, прямой руль, двухдисковый тормоз переднего колеса. Год выпуска 1999, масса (сухая) 220 кг, Vmax=130 км/ч, V=650 см3, мощность 36 л.с.

ИМЗ-8.123 "Цирк". Изготовлено всего два мотоцикла по специальному заказу директора московского цирка на Цветном бульваре Юрия Никулина для исполнения Александром Курбановым байкерского номера "Икарийские игры", который более 10-ти лет пользовался успехом не только в России, но и за её пределами. Год выпуска 1995, масса (сухая) 240 кг, Vmax=130 км/ч, V=649 см3, мощность 36 л.с.

Акула - эксклюзивный мотоцикл, в стиле кастомайзинг, и нового направления в индивидуальном, творческом конструировании мотоциклетной техники. Разработан в мастерской "Демоны спокойствия" (г.Чайковский) под руководством Олега Скворцова. Использован двигатель экспериментального мотоцикла М-73 Ирбитского мотоциклетного завода. Год выпуска 2005, V=1000 см3, мощность 62 л.с.

ИМЗ-8.1234 "Вояж". Первая серийная модель ИМЗ изначально спроектированная для байкеров. Увеличенный вылет передней вилки, высокий руль, двухдисковый передний тормоз. Год выпуска 1996, масса (сухая) 250 кг, Vmax=130 км/ч, V=720 см3, мощность 40 л.с.

ИМЗ-8.1230 "Кобра". Байкерская модель в стиле "ретро". Конструктивная особенность: жесткая подвеска заднего колеса (отсутствие амортизаторов). Всего было изготовлено 16 штук. Год выпуска 1997, масса (сухая) 230 кг, Vmax=130 км/ч, V=720 см3, мощность 40 л.с.

ИМЗ-8.1237 "Волк". Стильная российская модель для настоящих мотоциклистов. Конструктивные особенности: электрозапуск, гидравлические тормоза. В 2000 году привлек особое внимание президента В.Путина. Год выпуска 2000, масса (сухая) 245 кг, Vmax=130 км/ч, V=745 см3, мощность 45 л.с.

На этом Волке тоже можно сфотографироваться. Вроде как, даже можно примерить байкерскую одежду (лежит на соседнем мотоцикле).

ИМЗ-8.103-10 "Гиннесс". В 1993 году этот мотоцикл принимал участие в установлении рекорда Гиннесса. Пройдено без остановки 25505 км - мотопробег "НОН-СТОП". Год выпуска 1993, масса (сухая) 310 кг, Vmax=105 км/ч, V=649 см3, мощность 32 л.с.

М-52С. Памятник науки и техники I категории Национальное достояние России. Спортивная модель для соревнований по шоссейно-кольцевым гонкам. Выпускалась небольшими партиями в экспериментальном цехе. Год выпуска 1961, масса 146 кг, Vmax=160 км/ч, V=494 см3, мощность 40 л.с.

С-51. Памятник науки и техники I категории Национальное достояние России. Спортивная экспериментальная модель для шоссейно-кольцевых гонок с оригинальным верхневальным двигателем. Всего изготовлено 2 экземпляра. Год выпуска 1961, масса 210 кг, Vmax=160 км/ч, V=494 см3, мощность 51 л.с.

Стрела-1. Спортивная модель для шоссейно-кольцевых гонок. Выпускалась в экспериментальном производстве небольшими партиями для лучших гонщиков СССР. Год выпуска 1969, масса 210 кг, Vmax=150 км/ч, V=649 см3, мощность 55 л.с.

Кросс-1000. Памятник науки и техники I категории Национальное достояние России. Спортивная кроссовая модель для сильнейших гонщиков СССР, принимавших участие в чемпионатах страны, Европы и мира. Год выпуска 1981, 240 кг, Vmax=85 км/ч, V=950 см3, мощность 62 л.с.

На самом деле все эти три гоночных мотоцикла с "коляской". Зачем коляска на гонках? Ответ напросился сам собой когда внимательно посмотрели на плакаты над этими мотоциклами.

Фотографии ирбитчан - чемпионов, победителей и призеров первенств, чемпионатов СССР, РСФСР, РФ.

Ирбитский мотоциклетный завод оставил особый след в истории отечественного автомобилестроения. В середине 1950-х годов в отделе Главного конструктора совместно с Московским научно-исследовательским автомоторным институтом (НАМИ) было заложено начало автомобильной темы на ИМЗ.
В 1955 году разработаны и изготовлены опытные образцы автомобиля "Белка" (городской и сельский вариант). Оригинальный дизайн разработан сотрудником НАМИ Ю.Долматовским.
В 1958 году по заказу Мин.обороны СССР изготовлен полноприводный, плавающий вездеход "032". Нестандартные технические решения позволяли его разносторонне использовать во время боевых действий. На базе шасси вездехода "032" создан полноприводный автомобиль "Огонек". Двигатель М-61 с принудительным воздушным охлаждением.
В 1960 году разработан и изготовлен легковой трехдверный автомобиль "Уралец". В его конструкции использовано шасси вездехода "032".
В 1962 году создан эксклюзивный макет микроавтобуса вместимостью 10-12 человек.
В дальнейшем автомобильная тема на ИМЗ развития не получила. Причиной стало решение Правительства СССР о строительстве завода малолитражных автомобилей в г.Запорожье.
В 1994 году автомобильная тема на ИМЗ снова стала актуальной. Совместно с НАМИ разработан легкий грузовик "Фермер" грузоподъемность 1,5 тонны.

Главные конструкторы мотоциклетного завода.

Снова вернемся к экспозиции рекорда Гиннеса. Здесь представлены: форма одного из рекордсмена (футболка, брюки, мотоботы, шлем), сертификаты Гиннесса за рекорды ирбитчан, книга рекордов Гиннесса 1993 года, бортовой журнал (тетрадь) мотомарафона 1993 года, памятная медаль 1991 года, номерной знак мотомарафонского мотоцикла.

Несколько фотофактов о рекордах ирбитчан. И несколько фактов о книге рекордов Гиннесса.

В музее очень понравилось: очень много старинных мотоциклов и прочих экспонатов, связанных с мотоспортом, о котором до этого дня не знали ничего. Сам город тоже очень понравился, обязательно вернусь сюда еще. А потом мы поехали в Туринск, но об этом в следующем посте...

Использована информация с Википедии.