Охонины брови. Вдоль Исети и Синары

#река Исеть, #полуразрушенная церковь, #живность

Т.к. маршрут задумывался в спешке, то быстренько накидал точки что есть посмотреть между Далматовским монастырем и Охониными бровями. В основном это были церкви, как действующие, так и полуразрушенные. Но главной (второй) целью был яр "Охонины брови". И так получилось, что мы двигались вверх вдоль Исети и Синары...

Из Далматово поехали в самую дальнюю точку нашего маршрута в село Широковское. Здесь виртуалка на церковь Иоанна Предтечи. Церковь как церковь... Однако съездили не зря. При подъезде получается интересный вид на село. Старинные дома, старинная церковь, кирпичный дом на котором кирпичом выложено мiнск-80 и дорога...

В 1683 году в 12 верстах на север от Далматовского Успенского монастыря на возвышенном берегу реки Суварыш стали появляться первые избушки, срубленные из берёзовых и осиновых брёвен (сосновый лес находился в исключительном пользование монастыря). Первым поселенцем был 32 летний Михаил Яковлевич Широков, в честь которого деревня получила название Широково.

Рядом находится ДК.

Старинное здание, похоже на школу или сельсовет, а перед ним памятник расстрелянным в годы Гражданской войны.

В 1737 году была заложена деревянная церковь в честь Иоанна Предтечи. Каменная церковь была заложена в 1784 году, строительство продолжалось 9 лет. В советское время Широковская церковь разделила участь многих русских храмов. В 1929 г. с нее были сняты колокола и кресты, а в 1932 году решением общего собрания сельскохозяйственной коммуны церковь была передана в распоряжение сельсовета под культурное учреждение. Но вместо культурного учреждения она надолго была превращена в склад.

Еще рядом есть мемориал погибшим в ВОВ.

Каких-то 12 км от Далматово и почти вся дорога идет через красивые поля. Не отказали себе в удовольствии сфотографироваться среди желтых полевых цветов.

Далее мы поехали в село Боровское. Попасть в него можно через Катайск, либо срезав путь по полевой грунтовке через деревню Гусиное. Естественно мы выбрали второе. Под ж/д-путями препятствие - две большие лужи. Вышел в сапогах и проверил глубину. Народная мудрость: если в резиновых (обычных) сапогах не начерпал воды, значит туксончег проедет. Отправил Данила снимать видео преодоления "брода". Но Данил что-то не то нажал и видео не заснялось, и к тому же оказался между двух луж, и не пройти ему никак. Пришлось после преодоления всех водных преград сдавать назад обратно в водную преграду, чтобы подхватить Данила. Этот момент на видео запечатлен.

Село оказалось немаленьким. Пробирались к монастырю сквозь многочисленные грунтовки и улочки. В селе уже у монастыря встретили одиноко гарцующего коня.

Женский монастырь Похвалы Божией Матери расположен в пяти километрах от города Катайска. История монастыря берёт начало с возведения в XIX веке приходского храма в честь перенесения мощей святого Николая Чудотворца, вокруг которого впоследствии и выросла нынешняя обитель.

8 октября 1863 г. в селе Боровском была заложена церковь, в которой с 1869 г. начались регулярные богослужения. Это шестилетнее строительство неожиданно стало предметом насмешек жителей окрестных сёл – мол, все вокруг давно и быстро отстроились, а вы всё копаетесь. Однако, Бог судил по-своему: настало революционное лихолетье, и из всего множества храмов нескольких близлежащих районов пережить его было суждено лишь Боровскому Свято-Никольскому.

Свято-Никольский храм был единственным островком Православия на всём пространстве от Свердловска до Шадринска (в которых ещё оставались действующие храмы) в течение советского периода.

Рядом с каменным вырос деревянный храм – крестильный. Крещение в нём совершается полным погружением в специально оборудованной крестообразной купели.

Троицкая часовня.

На высоком берегу Исети на территории женского монастыря за каменной стеной расположены: Свято-Никольский храм, деревянная Троицкая часовня, деревянная церковь. Здесь есть скотный и конный дворы, несколько огородов, трапезная, гостиница для паломников, иконописная и швейная мастерские. Но самое интересное, пожалуй, это сад. Храмовая территория с виду кажется небольшой, потому что все занято растительностью.

---

Далее мы отправляемся к устью реки Синары к урочищу "Охонины брови". Урочище находится недалеко от слияния рек Синары и Исети. Своим необычным названием оно обязано характерному ландшафту: памятник природы образован двумя смыкающимися береговыми дугами - "бровями". Длина величественного Белого яра, как его иногда называют, - более 200 м., а в высоту он достигает 15 м. Место смыкания бровей местные жители называют "носом". В результате подмыва породы берег в этом месте обнажен и обрывистой осыпью светлого мергеля (камнеподобной горной породы) спадает прямо в русло реки. Строго говоря, Охонины брови - не скала, а береговой утес или яр.

Именно так еще называется повесть Д.Н. Мамина-Сибиряка впервые опубликованной в 1892 году. В этой исторической повести писатель обратился к эпохе Пугачевского восстания. Сам Пугачев не появляется как персонаж, но описаны обычные люди участники движения. Это представители разных слоев, вовлеченных в борьбу против дворян, чиновников, владельцев горных заводов, верхушки духовенства. Легко угадываются в повести переиначенные писателем подлинные названия населенных пунктов: Усторожье - город Шадринск Пермской губернии, Баламутский завод - Каменский завод, Прокопьевский монастырь - Далматовский монастырь. Река Яровая в повести - река Исеть, по долине которой проехал Мамин-Сибиряк в 1890 г. Он доехал до Далматовского монастыря, собирая материал о восстании монастырских крестьян на Южном Урале в 1762-1764 гг. (дубинщина), подавленном воинской силой.

Главный герой произведения дьячок Арефа и его дочь Охоня. Причем, Охоня его не родная дочь, но от его жены. Это была среднего роста девушка с загорелым и румяным лицом. Туго заплетенная черная коса ползла по спине змеей. На скуластом лице Охони с приплюснутым носом и узкими темными глазами всего замечательнее были густые, черные, сросшиеся брови - союзные, как говорили в старину. Такие брови росли, по народному поверью, только у счастливых людей. Одета она была во все домашнее, как простая деревенская девка. На протяжении всего произведения описываются "похождения" дьячка. Но кончается все трагедией: Охоня была найдена зарезанной на горе, в виду Служней слободы.

Заканчивается повесть следующими строками: Сейчас от Прокопьевского монастыря, Дивьей обители и Служней слободы остались одни пустыри. Только по-прежнему высоко поднимается правый гористый берег Яровой, где шумел когда-то вековой бор. Теперь торчат одни пни, а от прежнего осталось одно название: народ называет и сейчас горы Охониными бровями. Таким образом, это урочище является как бы реальным местом в литературном произведении. И, возможно, прототип Охони действительно мог быть в действительности.

Порадовал ландшафт и дороги. Замечательный березовый лес и относительно хорошие (не разбитые) лесные дороги. Можно было подъехать на самую верхушку яра. Кто-то даже так сделал, видно было свежие автоследы по траве. Но я ехать не стал, потому что, во-первых, вдруг где скрытая яма, и во-вторых, не хотел мять травку и показывать другим, чтобы тут потом прокатали "автобан".

Курганская область по праву называется зауральским хлебным краем. Потому что здесь кругом поля.

Под яром протекает река Синара.

И где-то там недалеко она вливается в Исеть.

Яр обрывистый, и Синара, словно как Иртыш, "подъедает землю".

Склон яра состоит из осыпи светло-желтого мергеля. Мергель - камнеподобная горная порода смешанного глинисто-карбонатного состава.

Обратно пошли также как и пришли: по красивому "лесному полю" отмахиваясь от полчища комаров. Комаров в тот день было немеряно, их очень много и все они здоровенные и голодные. Воды в этом году было много, поэтому много комаров.

Выбрались из леса, проехали через синарский мост и по полям поехали к последней нашей цели - в село Зырянка. Где-то в пути сфотографировать яр Охонины брови со стороны.

На карте обозначена дорога "с покрытием" (асфальт). Но в реальности это "улучшенная" грунтовка. Наверно это такой же прикол в навителовском атласе, как в/ч - ДО (дом отдыха) или пионерлагерь. Едем по полевой грунтовке и видим у дороги необычный памятник. Останавливаемся и читаем: "Деревня Медведева 1695-1973. Погибли в Великой Отечественной войне... (список из 27 имен, причём фамилий всего две)". Помнят в Курганской области о заброшенных/несуществующих деревнях...

Приезжаем в Зырянку и подъезжаем к полуразрушенной церкви Богоявления Господня. Смотрю, у церкви стоит знакомый внедорожник. Так и есть, узнаю старых знакомых. Захожу в храм, здороваюсь. А вот они меня не сразу признали. А может слегка испугались после общения с участковым, который думал, что это "чёрные копатели".

Несмотря на сельский статус, архитектура его поражает своей завершённостью, как в элементах декора и убранства, так и в общем плане. Лепнина, декоративная роспись стен, классические фронтоны с коринфскими колоннами, отсылают к греческим корням православия. Собственно, храм представляет собой очередную вариацию на тему собора Святой Софии в Константинополе.

Церковь функционировала примерно до 30-х гг ХХ века. Колхозники прагматично не стали сносить огромное крытое помещение, а превратили его в зернохранилище, элеватор.

Вернулся в машину за вспышкой и начал осматриваться внутри.

Теперь у церкви есть свои "прихожане". Церковь служит прибежищем во время дождей или жары для крупного, мелкого, рогатого, а также двуногого скота.

Эти "прихожане" покрыли почти весь пол продуктами своей жизнедеятельности.

Пред алтарная часть.

Свод купола. Между окнами образы некоторых святых.

Половина фресок в сносном состоянии, другая половина словно покрыта оранжевой "ржавчиной".

НА стенах все фрески в плохом состоянии. Некоторые пробиты.

С годами уже выросла растительность на втором этаже.

Сделали еще попытку проехать к Иванову камню под Зырянкой. Но путь преградил овраг. Идти всего-то 500 м, но комары и время явно намекнули - пора домой.

Оставался лишь последний автоквест. На карте обозначен короткий путь в Свердловскую область - это грунтовка между деревнями Чернушка и Крайчикова. Если там дороги нет или она плохая, то ехать обратно в объезд. Дорога оказалась хорошей: ехали по полю, и где-то по середине пересекли границу областей. Далее снова карточные приколы: официально асфальт, реально - грунтовка, причем чередуются асфальт-грунтовка-асфальт-грунтовка. В деревнях асфальт, между деревнями грунтовки. Через Сипавское вышли на знакомый асфальт с Усть-Багаряка. По приезду домой на радостях купил 2л красного эля, который мне в последнее время нравится. Вот так прошел еще один день страны.

Автопробег составил 416,3 км. Расход бензина 9,4л/100км.

Использованы материалы с сайтов: geocaching.su, borovscoe.ru, sobory.ru.