#Байкал, #ж/д, #живность
Сегодня жаркий будет день – это стало понятно еще за завтраком. Самое время куда-нибудь сходить и не страдать от скуки...
Как уже говорил, поезда тут редкость, тем более грузовые. Все же один (за все время) мы увидели.
После завтрака образовалась делегация в Шарыжалгай состоящей из палатки стоящей на "третьей береговой линии": Стуков, Левченко и Юля. А я решил сходить в другую сторону в Маритуй. Никто со мной не пошел, рыбаки побоялись цифры в 13 км.
Я шел один в жару и по ж/д-путям. Собрал минимальный сухой паек: 1л кипяченой воды, 1 минисникерс и штук 10 печененаг. Мне этого сухпайка хватило, и на удивление даже не хотелось пить.
Пошел в ту же сторону что ходили вчера. Дошел до утёса чаек. Это скала с предполагаемым официальным названием мыс Столбы-1 возле тонеля № 25 с таким же названием. Чаек на скале великое множество.
Столько же чаек плавает в Байкале под скалой. Я почему-то всегда думал, что чайки не умеют плавать...
Летает их тоже много. Смотрится это зрелище потрясающе. Я видел много чаек, но чтобы столько на таком разнообразном ландшафте - еще нет.
Это молодая (пятнистая) чайка только полетела с воды.
Где-то рядом с мысом заметил на берегу Байкала подтопленные деревянные понтоны. Может это какая-то пристань?
Полюбовался птицами и пошел дальше, ныряя из тоннеля в тоннель.
Обнаружил новую тоннельную достопримечательность. Когда прорубали тоннели в скале, в некоторых из них пробивали выход к озеру.
Иду дальше.
Пришел к речке Шабартуй, онга такая же мелководная как Слюдянка. С точки зрения КБЖД это место примечательно двумя объектами: мостами и зданием электростанции. На всем участке КБЖД есть несколько участков с парой различных мостов и каждое по своему уникально. В данном случае, первый мост - железобетонный двухпролетный арочный виадук, второй - металлический мост с изогнутой фермой "ездой по верху" (изгиб фермы смотрит вниз).
Это здание старой электростанции. Забегу вперед, сказав о том, что в последний день купил книгу о КБЖД и в ней написано следующее. "В 1930-40-х гг. на станциях расширяются пути. Для размещения гарнизонов усиленной охраны стратегически важных объектов - тоннелей и мостов - дополнительно строятся воинские жилые дома, так называемые казармы НКВД, некоторые сохранились. В 1936 году дорогу электрифицировали, для этого на 90, 100, 110, 130, 145 км были возведены здания электростанций из бута и шлакоблоков. Все стоят и поныне и представляют собой угрюмое зрелище - полуразрушенные сооружения больших габаритов, не масштабные родным постройкам КБЖД."
Внутри здания заметил лошадей.
Пошел дальше. Зачем тут такая малая подпорная стенка - я так и не понял.
Впереди о.п.129км или деревня Баклань.
"Между станциями на участке порт Байкал - Култук во время первого строительного периода было организовано пять разъездов, которые при прокладке второго пути преобразованы в блокпосты. До наших дней сохранился только один - Бакланий (остальные ликвидированы в 1950-1970-е гг.)"
Это единственное на КБЖД здание разъезда 1-го пути с квартирами для служащих дороги. Но, похоже, и оно доживает свой век, а ведь могла бы стать гостиницей для туристов.
На этом здании висит табличка "памятник архитектуры". Табличка наверняка повешана несанкционированно, т.к. памятником архитектуры здесь может быть только здание станции (предыдущее фото).
Когда-то здесь был разъезд и блок пост. Теперь только один ж/д-путь окруженный жилыми, хозяйственными и бытовыми постройками.
Кстати, здесь есть пристань для судов.
Это видимо осталось от железной дороги.
Вероятно это кладовка путейцев.
Сразу за Бакланью на 128 км находится галерея. Галерея необычна тем, что с одной стороны она сложена из камня и похожа на тоннель, а с другой - железобетонная, как перед "мысом чаек".
Жители деревни сушат в ней сено.
На мой взгляд, это одна из лучших моих фотографий на КБЖД.
После галереи следует тоннель № 24 "Бакланий Убур". Также называется мыс. И перед тоннелем течет ключ Бакланий. К нему квадроциклом (который стоял у станции) наезжена тропа.
Снова прорубленное "окно" из тоннеля к Байкалу. На этот раз оно не зарешечено.
Предположительно это слеток мухоловки пеструшки. Слеток – эта та стадия развития птицы, когда она почти оперилась, но летает еще плохо.
Пройдя чуть дальше, снова появилась горная долина в окружении бетонных построек. Очень напомнило Шабартуй, но без здания и мостов.
Наличие "электробудки" насторожило. Было ощущение, что здесь тоже была электростанция.
Еще насторожил этот ряж (деревянный сруб, заполняемый глиной или камнями), который обычно я встречал на старинных плотинах. В книге о КБЖД нашел следующее упоминание. "Иная судьба у береговых стен, их байкальские волны не щадят, имеются разрушения, некоторые исчезли, заменены в советское время деревянными ряжами или деревянными волнобоями."
Становилось все жарче и Байкал так и манил искупаться... Дал себе обещание, что по возвращению обязательно искупаюсь.
Подходил к 123 км и здесь был необычный тоннель и рядом с ним подпорная стена. Было впечатление, что по по этой стене раньше ездили поезда.
Над входом в тонель висят годы постройки 1911-1913 гг. - значит это второй период строительства. Кстати, необычная кладка. Если везде блоки были сложены упорядочено, то здесь некоторая хаотичность камней.
Тоннель оказался длинным. Единственный тоннель на КБЖД (который я видел), в котором с потолка капает вода и есть дренажная штольня.
Тоннель был длинным и темным, что пришлось доставать фонарик.
Из-за воды кое-где образовались интересные сталактиты.
Вышел из тоннеля и увидел табличку. Теперь стало все понятным.
Это комплекс "Киркирейский", состоящий из двух тоннелей, подпорной стенки и акведука.
Все дело в реке Киркерей и колоссальном давлении от скалы. В первый период строительства был построен "малый" тоннель и из-за сильного горного давления тоннель был поврежден. Изначально строители хотели обойти на мысе Киркирей отвесный утёс, но из-за опасности возникновения завалов было принято решение пробить "большой" тоннель №18-bis с учетом капризного характера реки Киркирей. Для этого были сделаны дренажные штольни и акведук, чтобы отвести воду из тоннеля. Также на скале сделали плотину чтобы отвести течение реки.
На фото ниже изначальный "малый" тоннель № 18 "Киркерей-3".
Этот тоннель также примечателен и другим историческим событием.
Заброшенное железнодорожное полотно по линии первого пути с многочисленными подпорными стенками в подножье мыса Киркирей-3.
Только я вышел из этого тоннеля, так за мной выехала экскурсионная электричка и остановилась.
Я знал, что эта электричка меня настигает, т.к. по рации постоянно переговаривался с базой и делегатами в Шарыжалгай.
Для туристов тут люди из Маритуя продавали омуля горячего копчения. Купил для пробы три рыбки по 100р. Маритуйцы сказали, что в выходные магазин у них не работает, а сегодня как раз суббота. Делегаты из Шарыжалгая по сообщениям в рации добыли еду и бухло. Не увидел смысла дальше идти, хотя в Маритуе было на что посмотреть. Развернулся и пошел назад в лагерь с омулем в рюкзаке.
Вышел позже "шарыжалгайцев", а пришел раньше, ведь они неспеша шли и бухали прямо на рельсах и в тоннелях.
По прибытии первым делом искупался в Байкале (жара ведь) и потом поел подстывший борщ. Потом купался еще, употребляли "Чик-чик" - это разбавленный спирт байкальской водой с добавлением костяники и измельченных листочков смородины. Андрей впервые исполнил пионерскую песенку про коричневую пуговку, но об этом позже.
Под конец дня пошла большая туча с Хамар-Дабана, но она миновала нас и дождя не было.
Хорошая сегодня была радиалка, но было очень жарко. За день прошел около 20 км по ж/д-путям. Настроился завтра идти в Ангасолку (16 км), а обратно вернуться с мотаней. Приготовил даже еду.
---