Алапаевская узкоколейная железная дорога

#ж/д

Невзрачные места, унылые пейзажи, болота и Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД) - это было давней мечтой. Мечта осуществилась 21-23 августа 2014.

В такое путешествие лучше отправляться компанией, так говорят многие кто на ней был, и теперь я с этим согласен. Компании у меня не нашлось. Все кому предлагал, половина хотела, но все отказались. Пришлось обратиться за помщью к Паше Uraloved'у. Он согласился сам поехать и найти ему соучанегов для него не проблема. По итогу нас набралось 4 человека. Стартовали в четверг 21 августа в 15:00 от МОТИВа и уже полшестого вечера ставили машину на стоянке в Алапаевске. Спасибо, кстате, (бывшему?) геокэшеру Hisa, он поделился информацией по АУЖД и координатами автостоянки, путешествуя в 2012 году.

Где находится депо и нынешний вокзал я знал, т.к. был тут летом в 2012 году, когда катался по Алапаевску. Почему я сказал "нынешний вокзал"? В декабре 1999 года был ликвидирован вокзал Алапаевск II. На территории депо АУЖД, в одном из уже имевшихся к тому моменту зданий, был оборудован новый зал ожидания.

Кроме того, вблизи депо был построен новый тупик и низкая посадочная платформа. Уникальное место: комбинация классической ж/д-колеи 1524 мм и узкоколейки 750 мм. По одним и тем же рельсам может ездить разный транспорт.

Собссна, вот тупиковый путь с низкой платформой и в конце вокзал (зал ожидания).

Зашли в вокзал и осмотрелись. Касса еще не работает, но она откроется незадолго до отправления. А отправление у нас в 19:30.

В зале висит схема всей АУЖД. Даже недействующие (разобранные) участки обозначены.

Потом прогулялись немного по территории депо. Это наш состав, в котором мы поедем до Санкино.

Это тепловозное депо.

Через некоторое время из него выйдет этот тепловоз ТУ7-2388, который прицепит вагоны и увезет нас в Санкино.

Прогулялись еще немного по депо. Забавно было посмотреть на узкоколейные вагоны другого назначения: цистерны, платформы, крытые- и полукрытые-, другие "хозяйственные" вагоны.

Это снегоочиститель типа СО-750 - советский, Камбарского завода. Предназначен для патрульной службы на железных дорогах для уборки снега на магистральных путях. Кузов снегоочистителя деревянный, привод всех органов ручной, снегоочистители оборудовались световой сигнализацией и отоплением печкой буржуйкой, установленной внутри кузова.

Заводкое клеймо на снегоочистителе.

Думаю пора внести ясность краткой (исторической) справкой.

АУЖД одна из крупнейших узкоколейных железных дорог мира и является своеобразным историческим и техническим памятником. Ширина колеи 750 мм. В СССР колея 750 мм была самой распространённой после колеи 1520 мм и была де-факто стандартом для лесовозных и торфовозных железных дорог. Максимальная протяжённость АУЖД (в 1970-е годы), по разным оценкам, составляла около 500-600 километров.

Строиться УЖД начала Алапаевским железоделательным заводом. Еще в 1893 году было предложено подвозить древесный уголь к заводу по железнодорожному транспорту. Эту идею нашли разумной, и в 1894 году силами жителей окрестных деревень началась стройка. Колея 750 мм возможно была выбрана потому, что требовала меньше затрат, как финансовых, так и материальных (рельсы, шпалы, насыпи, техника). Официально АУЖД открылась в 1898 году на участке Алапаевск-Мугай (ныне разобранный участок). Развитию сети УЖД также способствовало развитие Верхне-Синячихинского и Нейво-Шайтанского завода - требовалось больше угля с лесных дач и руды. Но к 1936 году Алапаевский, Нейво-Шайтанский и Верхне-Синячихинский заводы, отказавшись от потребления древесного угля, перешли на использование кокса и каменного угля. Внутризаводские пути в Алапаевске и Синячихе перешили на широкую колею. Основным грузом АУЖД стал лес.

Вскоре Алапаевский завод отказался от УЖД и передал ее во владение тресту "Алапаевсклес", грузы которого составляли 70% от общего объёма грузоперевозок. В 1958-1961 годах был построен участок Муратково-Санкино. Вскоре линия прошла за реку Туру и протянулась на десятки километров в глубину малонаселённой местности. На 149 километре от Алапаевска появился посёлок Калач, ставшим самым дальним лесным посёлком на АУЖД. Посёлок Шемейное, расположенный немногим ближе Калача, появился раньше до прихода в эти места рельсового пути.

В 1960-х годах началась замена паровозов тепловозами ТУ2 (Тепловоз узкоколейный, тип второй). Начал курсировать пассажирский поезд. 1970-е годы следует признать пиком развития АУЖД. Вместе с тем, тогда же начинают разбираться некоторые участки пути. С 1970 года АУЖД полностью перешла на тепловозную тягу. Наиболее распространённым типом локомотивов АУЖД стали тепловозы ТУ4. Позднее поступала новая техника - тепловозы ТУ6А, ТУ7, ТУ8. Но их успели приобрести сравнительно немного, поэтому ТУ4 и поныне находятся в большинстве.

В 1990-х годах в России началась "обвальная" ликвидация узкоколейных железных дорог. Но благодаря своим масштабам, крупнейшая сеть АУЖД не могла быть разрушена единовременно и полностью. Переход на новую форму экономических отношений по времени совпал с истощением лесных запасов на большинстве линий АУЖД. Многие посёлки были признаны неперспективными и подлежащими расселению. Главным событием 1990-х годов стало изменение принадлежности АУЖД, она вышла из подчинения АО "Алапаевсклес", и была передана в муниципальную собственность. С того момента, практически единственный источник существования АУЖД - дотации из районного бюджета. В декабре 1999 год вокзал АУЖД был перенесен поближе к депо. Постановлением администрации Алапаевского района от 20 января 2001 были сокращены размеры пассажирского движения. Поезда стали курсировать лишь четыре раза в неделю (до этого момента движение было ежедневным).

Сейчас на АУЖД выполняются регулярные пассажирские перевозки. АУЖД - "дорога жизни" для нескольких населённых пунктов Алапаевского района, таких как: Ельничная, Гаранинка, Строкинка, Берёзовка, Муратково, Санкино, Калач. Основные грузовые перевозки производятся зимой, когда вывозится заготовленный лес (в основном из района Калача). Перевозят также грузы, необходимые для нужд населения. Несмотря на всё, даже сегодня Алапаевская узкоколейная железная дорога на самом длинном участке Алапаевск-Калач (149 км) является самой протяженной (пассажирской) узкоколейной линией в России, а может даже и в мире! Структура и управление идентична РЖД МПС, но не имеет никакого к ней отношения. Вот только как долго она еще проживет...

Постепенно парк АУЖД ветшает и приходит в негодность. Сокращается много техники и ресурсов, а также сотрудников. Например, дежурные по станции остались только на крупных станциях - Ельничная и Муратково, в Верхней Синячихе теперь нет дежурного. Есть кондуктор, который ехал с нами в поезде.

Спиленные светофоры. Нигде не видел действовавшего светофора.

Далее прогулялись еще по депо. Посмотрели на памятный ТУ2, мемориал ВОВ и прочее. В музей снова не попали, был закрыт, похоже он работает только в понедельник. Все это можно посмотреть в посте за 2012 год. Здесь итак много фотографий.

Вот и время подошло, приехал на платформу поезд.

У некоторых вагонов оказались разбитые стекла. Позже проводницы (кассиры) рассказали, что это какие-то вандалы в Алапаевске расстреляли из травматики.

Общим мнением решили ехать в Санкино в общем жестком вагоне, чтобы "прочувствовать" поездку в полной мере. А обратно для разнообразия и для комфорта в плацкарте. Билет в жесткий вагон до Санкино стоил 94 рубля.

-

И вот мы отъезжаем из Алапаевска и едем в алапаевскую глубинку.

Проводники охотно разрешают выходить в тамбур и открывать двери, "подышать" так сказать... Да и сами они так выходят.

Сцепка вагонов похоже держится всего на двух цепях. Вагон качает как на корабле.

Станция Синичиха. Она же Верхняя Синячиха. Наш вагон пополнился пассажирами. Раньше тут дежурный по станции выходил встречал и провожал поезд, перекрывал переезд. Переезд перекрыл кондуктор который ехал с нами в вагоне. Потом поезд проехал через дорогу, остановился, и подождал пока кондуктор откроет переезд и вернется в поезд.

Станция Угольная. Географически это северная окраина Верхней Синячихи (в сторону Махнево) возле фанерного комбината.

Станция Ельничная. Из интервью главы Ельничной сельской администрации Виктора Матвеевич Журавлёва в газету Алапаевская искра от 21.09.2012: "Считается, что начало поселку было положено в 1914 году. И основана Ельничная была как посёлок железнодорожников. Здесь находился транспортный узел, паровозное депо. Занимались перевозкой грузов — древесного угля, а впоследствии древесины. Никакого производства здесь никогда не было, даже лесозаготовки не велись. Вся жизнь строилась вокруг железной дороги."

Наш вагон остановился напротив памятника ВОВ.

На Ельничной поезд стоит около 10-15 минут. Раньше здесь от поезда отцепляли вагон и тепловоз вез его в Гаранинку, теперь и этот поезд сократили. В первом вагоне ехал груз с продовольствием. Поезд стоит и ждет пока разгрузят вагон, а раньше еще за это время отцепляли вагон. Самое яркое представление о том, что АУЖД это дорога жизни.

Впервые увидели "пионерки". Про них Википедия говорит: пионерка (также жаргонное "бешеная табуретка") - лёгкая, как правило, самодельная мотодрезина. В 1950-ых годах серийно выпускалась лёгкая дрезина ТД-5 и ТД-5У "Пионерка" (узкоколейная). Её распространённость привела к тому, что в России и странах СНГ название "Пионерка" стало нарицательным, и так стали называть различные самодельные устройства. Самодельные пионерки часто используются на узкоколейках местными жителями, как личный транспорт.

В поезде окна не открываются и было немного душно. Иногда выходили в тамбур подышать. Так необычно было наблюдать, как поезд в темноте едет по глухому лесу среди болот.

На предпоследней станции Муратково из нашего вагона вышли все пассажиры. Нас окончательно свалило в сон и все уложились "штабелями" на скамейки как могли.

В Санкино прибыли во втором часу ночи. Поезд приехал на первый путь, а на втором пути уже стоял тепловоз с одним вагоном в Калач. Проводница между собой обменялись информацией, что в Калач едет 4 человека. Один из нас пошел в здание вокзала за билетами, а мы пошли в вагон. Слышно было слова местных жителей: "О, снова туристы..."

Проводница попалась какая-то угрюмая. Видимо была расстроена тем, что ей придется ехать в Калач. Ведь туда рактически никто не ездит, а если ездят, то на собственных "пионерках". Вагон оказался комбинированным: такие же жесткие сидячие места, но вдоль другой стороны вагона было четыре лежачих места.

Зачем-то зажгли буржуйку и стало очень жарко. Я как раз спал напротив печки и было очень жарко. Пару раз выходил в тамбур и наблюдал за тем, как тепловоз везет вагон в темноту и болота.

Еще я сделал открытие: оказывается в вагонах есть туалет, но с жутко скрипящей дверью и без света, впрочем как во всем вагоне. Дорога настолько глухая, что вагон постоянно ширкался об деревья. Высунешь голову и тут же прячешь, чтобы веткой тебе не прилетело. Вагон жутко качало, даже хуже чем ехали в Санкино. Часто казалось, что вагон накренился и вот-вот упадёт на бок.

В Калач приехали раньше времени на полчаса. Абсолютно глухая деревня, темнота и не единого огонька света. Пока мы выходили, тепловоз уже успел отцепиться и переехать на соседний путь. Проводница закрыла вагон на замок (вагон остался на станции), залезла к машинисту и уехала обратно в Санкино. Крайне был удивлен, как оперативно работают на АУЖД. За 10 минут машинисты успеют и вагон отцепить, и на другой путь перехать, и покурить еще успеют.

Тепловоз уехал и мы остались в глуши и в темноте. Лишь где-то вдалеке залаяли дворовые собаки. Думаем что делать. Решаем дойти до моста через речку Янсаевку и поспать в палатках, хоть и было тепло. Но столько много гнуса я еще не видел. Очень много гнуса и вместе с ним летают летучие мыши. Ставим палатки прямо на насыпи, где раньше шла линия УЖД, ибо больше негде и ложимся спать.

Утром проснулись в одиннадцатом часу от того, что кто-то из местных ходил по мосту и установил жерди. Для чего? Единственная правдоподобная версия которая у нас возникла - чтобы коровы не перешли мост. Тут же возник ответ на другой вопрос - почему поезд едет в ночь? Наверное потому, что народ едет на работу в Алапаевск и приезжает утром, плюс ночью на пути не выходят коровы.

Решаем дойти до условного конца пути. Идем дальше по линии мимо соседней деревушки Чащевитка. Если Калач полуглухой поселок, то кто же живет здесь? Однако, что в Калаче, что в Чащевитке видно что люди живут, как минимум огороды ухожены.

Дорога абсолютно прямая, но рельсов здесь нет. Вспоминая фотографии и чью-то информацию, еще в 2012 и возможно в 2013 году здесь еще был путь узкоколейки. Стало быть разобрали. Вспомнили, что ночью видели путевой тупик заваленный бревнами возле остатков депо.

Так и есть. Еще недавно пути шли до кладбища. На кладбище похоронены практически одни старики. Все памятники и кресты старые. Один памятник новый мраморный от минобороны (герою войны?).

Вернулись обратно к мосту. Река Янсаевка оказалась багрово-черного болотистого цвета и, соответственно, ее вода не пригодна для приготовления пищи. Придется искать воду в Калаче.

Надежность моста тоже не внушает доверия. А ведь по нему еще недавно ездили.

Идем в Калач. Огороды кажутся ухоженными. Стало быть жизь еще тут есть.

Но вскоре появляются разрушенные дома.

Частная линия УЖД в огород. Такие частные линии подходят под прямым углом к ветке. По ним выкатываются "пионерки" и ставятся на рельсы.

Встречаются деревянные кресты на фоне полуразрушенных домов. Невольно приходит мысль о том, что Калач это гнездо старообрядцев.

Но еще в поезде в Санкино кондуктор нам рассказал, что кресты могут означать смерть от поездов. Много людей погибло на "пионерках" при встрече с поездами. Пионерка, увидев поезд, снимается вручную с рельсов и пропускает поезд. А если не успеет то разбивается об поезд, и как правило с хозяевами. А на этой фотографии болотный камыш напоминает большую могилу.

Много старых разрушенных деревянных зданий.

И даже кирпичные хозяйственные корпуса заброшены.

Вот мы подходим к депо. От депо мало что осталось.

Вот он конец пути АУЖД, сразу после депо. Теперь самый длинный участок АУЖД в аккурат 150 км.

НА путях стоит только один вагон-цистерна. Другие вагоны стоят в поле и уже без колес. Рядом с ними отрезанные крыши тепловозов и тракторов.

Вообще диву даешься, насколько это "игрушечная колея" 750 мм и как вообще по ней могут ездить вагоны со скоростью до 30 км/ч.

Тут от депо дорожка пошла в поселок. Решаем зайти в поселок, осмотреться, найти колодец/колонку и выйти к станции. Начинается серия заброшенных домов объектов инфраструктуры.

Почта. Индекс 624653.

Памятник ВОВ и вероятно за ним клуб.

Калачинская сельская администрация. Часы работы с 9:00 до 17:00, перерыв с 12:12 до 13:00, выходной суббота и воскресенье. Думаю, эта информация уже не актуальная. Ибо как мы выяснили позже, с 3 августа 2014 в поселке полностью отсутствует электричество.

Магазин "Промышленные товары".

Центральная улица.

Не все дома пустуют.

Но многие заброшены и рушатся.

Кумаринское лесничество в Калаче от ФГУ "Синячихинский лесхоз".

Станция и при ней магазин "Тополек" ЧП С.В. Шаламова. Дверь на замке, подперта трубой, и ничего не работает уже давно. В Калаче нет ни одного действующего магазина.

В Калаче нашли колодец, но в нем вода отвратительная. Увидели маленьких детей погодок, каждый меньше другого, старшему лет пять. Спросили у них где есть еще колодец и дали им на троих шоколадку.

Сделали общее фото на фоне станции и вагона.

Еще одна частная узкоколейка под "пионерку". Хм, ночью видели здесь пионерку, а сейчас её нет.

Отошли немного от станции и на полянке устроили обед.

Ребята привыкли все делать на костре. Но это долго и с костром ничего не получалось. Хорошо что я взял газовый баллон и горелку. Быстро сварили чай и суп.

После обеда пошли в сторону Шемейного. Рюкзаки естесственно спрятали, чтобы лишние килограммы не тащить. Тут нам встретились калачевцы на "пионерках". Увидели, так сказать, "пионерки" в действии.

Шли и все больше дивились состоянию рельсов и шпал. Где-то рельсы потенциально опасные. Где-то шпалы совсем прогнили.

Иногда не то что шпалы держат рельсы, а рельсы держат шпалы!

Но все же есть участки где шпалы совсем недавно поменяли на новые.

Есть условный переезд. Эта дорога идет с Шемейного. Естественно, по ней никто не ездит уже много лет. Впрочем для опытных жыперов эта дорога может быть интересна. А такие рельсы можно переехать поперек.

Вот такая "прямая" линия узкоколейки.

Через километров пять пришли к месту где когда-то была деревня Шемейное. Абсолютно ничего от селения не осталось. Лишь один путь УЖД, старая заросшая дорога в Калач, поля и пруд. На карте этот пруд значится на речке Крылатка, которая впадает в Янсаевку.

Пруд весьма живописный, но вода в нем такого же багрово-черного болотистого цвета.

Мост у пруда.

Пробрались на берег пруда, тут интересная растительность.

Долго думали, искупаться или нет. Но все же так и не искупались, т.к. вода грязная. Пошли обратно в Калач.

У Калача увидели еще один брошенный вагон - платформа для леса.

Взяли рюкзаки с остатками супа и пошли в Калач к станции. Решили там поужинать и дожидаться поезда.

Запасы воды иссякли и поэтому два человека пошли к колодцу. Возвращаются они в компании двух девиц. Одна из них, мат перемат, заявляет чтобы мы удалили некоторые фотографии. Ну ладно, удалил. Но этой алкоголичке показалось этого мало и она дальше устроила скандал. Причем позже пришел ее мужык (двенеделибухавши) и еще пара жителей и те вели себя адекватно и мирно. Потом они ушли. Подальше от конфликта и мы отошли в лес.

С приходом поезда мы пришли на станцию и сразу же залезли в вагон. Позже в вагон заявилась эта же алкоголичка и снова начала угрожать и орать. Даже кочергой махала. В итоге проводница со словами "Э не дорогуша, ты мне такая тут не нужна" выгнала её и мы спокойно уехали в Санкино. Было обещано, что в Санкино нас "встретят" и туда позвонено. Позвонено с вышки, что возле станции. Но как могло быть позвонено, если у них нету электричества и не ловит связь?

В Санкино нас никто не встретил. Кассирша добродушно поинтересовалась, как прошел наш "отдых". Снова удивился оперативности машиниста. Пока мы вышли и дошли до вокзала, машинист уже успел отцепиться, переехать и снова зацепиться, а потом ждать новых пассажиров в Калач.

На этот раз взяли билеты в плацкарт. Плацкарт на АУЖД это штука уникальная! Здесь даже показалось комфортнее чем в обычном поезде. Все места боковые, тольео лежачие места и лишь один стол у проводницы.

Сразу легли спать, и так ехали до самого Алапаевска.

---

Вот так закончилось наше путешествие по Алапаевское "железной дороги жизни". Увиденных людей в Калаче можно по пальцам пересчитать. Несколько испортил впечатления конфликт с калачевской алкоголичкой, требовавшей удалить сделанные фотографии. В остальном везде были добрые и открытые люди.

Использована информация с сайта vAlapaevske.ru (а те взяли на сайте infojd.ru) и Википедии. Фотографии мои и Павла Распопова (Uraloved). Еще фотоотчет можно посмотреть здесь: http://vk.com/wall164188491_8241

---

После этого путешествия покатались еще немного по Алапаевскому району. Продолжение следует >>