Сатка. Тоннель

#тоннель, #р.Ай, #техноген

1 февраля 2015. Из кордона "У трех вершин" мы отправились в Сатку. Точнее наш путь лежал через Сатку к интересному подземелью - дренажному тоннелю. Это было под лозунгом, который вот уже третий год подряд действует: "февраль - месяц подземелий".

Сатка необычный и техногенный город. При подъезде к городу все удивились обширному виду на отвалы, чья высота на одном уровне с горами!

Сатка основана в 1758 году с появлением чугуноплавильного и железоделательного завода. Завод несколько раз передавался из рук в руки, но в итоге в 1811 году отошел к казне. В 1898 году вблизи Саткинского завода на Карагайской горе были обнаружены залежи синего камня - магнезита, который обладает огнестойкими качествами и может применяться при выплавке металлов. Это открытие на века определило судьбу города и района. С открытием месторождения магнезита был построен завод по производству огнеупорных изделий "Магнезит". © Википедия

В Сатке находится администрация НП "Зюраткуль". А также "Сонькина лагуна". Сонькина лагуна - это один из проектов известного саткинского предпринимателя, ген.директора ЗАО "Зюраткуль" Юрия Ивановича Китова. Назвал он эту акваторию в честь внучки Сони. К слову, до 2012 года на берегу озера Зюраткуль была известная "Китова пристань". Но, из-за разногласий с директором нац.парка, "Китова пристань", которая всех радовала (причём бесплатно!), перестала существовать. Эх, а я так и не успел её посетить... Об этом писали журналисты: http://chelyabinsk.ru/text/weekend/537333.html.

Сонькина лагуна - это зона отдыха на территории Саткинского пруда, построена в 2010 году, т.е. параллельно (или чуть позже) с Китовой пристанью. Здесь удалось совместить воедино разные стили, эпохи и культуры.

На территории комплекса находится множество разнообразных статуй и фигур. Под лучами солнца переливается купол православного храма.

Утром в воскресенье было как-то безлюдно. Вход закрыт. Посещение стоило 300р./чел. Решили, что не будем заходить, а лишь осмотрим со внешней стороны и через забор (что увидим).

Вдалеке на территории городского пруда видно остров "Дупло орла" - тоже проект Ю.И. Китова. Фантазия создателя превратила остров в настоящий средневековый форт с комнатой пыток, комнатой кривых зеркал, гигантскими напольными шахматами, рестораном, домиками и пр. Пишут, что летом в стоимость билета входит поездка на катере до этого острова.

Паровоз. Неужели здесь есть железная дорога?

Смотровая башня.

Старый замок. Кажется в нем банкетный зал.

План-схема Сонькиной лагуны.

Сонькина лагуна является логическим продолжением единого архитектурного ансамбля, в который входят офис ЗАО "Зюраткуль", гостиница "Старый Город" и банкетный зал "Старый Замок".

Порадовали полуголые девушки-манекены на мотоциклах.

Я почему-то думал, что тут администрация нац.парка. Но теперь понял - это все владения Китова - ЗАО "Зюраткуль".

И чей тогда этот герб? Или это логотип?

Старинные пушки.

А этот товарищ Сталин вероятно "похищен" из поселка Тайгинка (что под Кыштымом).

Гостиница "Старый город".

Фасад гостиницы понравился разнообразными статуями и лепниной.

Чуть ниже по улице дымит старинный действующий завод. Почему я подумал что старинный? - примерно такой же завод-музей в Нижнем Тагиле.

Пародия на Ленина.

Дурачества Сержа.

Раскрашенный памятник фронтовику-гармонисту.

Затем мы поехали искать наше подземелье.

Краткая справка.
К середине 1930-х гг. в стране началось расширение сырьевой базы алюминиевой промышленности. В результате интенсивных поисков и разведочных работ в 1934-35 гг. были открыты месторождения бокситов на западном склоне Южного Урала в бассейне рек Ай и Юрюзань. А в 1936 году было образовано предприятие Южно-Уральские бокситовые рудники, которое начало вести горные работы на месторождении Кукшикской группы, с 1938 - на Ново-Пристанских месторождениях. Разработка бокситов велась открытым способом (число карьеров доходило до 40).

С вводом в эксплуатацию подземных рудников встала проблема большой обводнённости разработок. Одной из мер снижения притока воды в шахты стало отведение вод реки Каменки от района разработки бокситов. Русло реки было запружено, а вода была направлена по каналу в специально пробитый в известняках дренажный тоннель. В 1971 году тоннель был введён в эксплуатацию. Тоннель представляет из себя горизонтальный ход квадратного сечения 3,8 х 3,8 метра с арочным сводом, длиной 3345 метров, простирающийся в направлении с севера на юг и 5 вертикальных вентиляционных скважин диаметров 30-60 см. Начинается тоннель на берегу реки Ай бетонным порталом высотой 6 метров (нижний вход). На всём протяжении имеет ровный ступенчатый пол с одинаковым уклоном 2%, только на последних 250 метрах (перед верхним входом) круто уходит вверх.

Сначала мы поехали в поселок Межевой. Именно там выход тоннеля (НИЖНИЙ вход), здесь река Каменка из тоннеля вытекает в реку Ай. Здесь построили каскадный водопад, разбили сквер, окультурили территорию. Отсюда начинаются многие сплавы по Аю. В нижнем входе - тонкий лед и глубина воды по "йети", а значит, мы не пройдем.

Решаем по рекомендациям зайти через верхний вход, который в 3,3 км отсюда где-то в лесу. Ищем дорогу, и по расчищенной грунтовке выезжаем на поляну с бревнами. Паркуемся (ювелирно).

До места остается 1,1 км. Переодеваемся, и выходим по нефтепроводу в лес к тоннелю.

От нефтепровода пришлось ломиться в лес по целине метров триста.

А вот и ВЕРХНИЙ вход.

Переодеваемся: кто-то в Л-1, кто-то в ОЗК, кто-то в болотные сапоги, а кто-то в обычные сапоги-сапожки.

Это волноломы. Здесь тоннель имеет вертикальный уклон вниз. Влажность высокая.

Первоначально было боязно из-за обилия воды. Даже подстраховывались веревкой. Но на первой большой водной преграде двое не пошли дальше из-за того, что они были в обычных сапогах. Потом решили идти без веревки, т.к. идем аккуратно.

Сейчас самый сезон ходить по подземельям. Это удобно тем, что в это время года мало воды, а для дренажного тоннеля это актуально. Средняя глубина воды "полколена", самое глубокое по-колено (50-70см). Обычные сапоги не подойдут, точнее не пройдут. Болотные сапоги оптимальный вариант, либо химзащита или гидрокостюм.

На удачу нашли тайник почти случайно. Шагомеры, накануне установленные на андройдофоны, показали разное значение, среднее расстояние от верхнего входа получилось ~2,2км. Фотографии все делали на обратном пути.

Это наверное та самая вертикальная вентиляционная скважина из немногих диаметром 30-60 см. Одну из таких мы видели на поверхности в лесу.

Раз уж тоннель прорублен в известняках, то тут много белых кальцитовых натеков. Но иногда встречаются натеки красного цвета. Есть предположение, что это нефть (вспоминая соседство с нефтепроводом).

Иногда в тоннеле есть бетонные перекрытия. Некоторые из них обрушились.

Вылезли довольные из тоннеля и вернулись к машине. Поужинали. И через Сатку поехали домой. Через час уже стемнеет. До темноты успели по М5 доехать до Златоуста. Доехали домой благополучно. Все было хорошо: и место, и время, и компания, и настроение. Спасибо всем!

Вот так закончилось путешествие 1 февраля и ничего не предвещало беды. 2 февраля поехал на работу и тоже было все хорошо. А вот вечером... Завожу машину и двигатель тарахтит как трактор. Поехал, и тут загорелась лампа давления масла. Остановился, посмотрел уровень масла - ниже нижнего. Удача: совсем рядом купил такое же масло, какое залито в двигатель. Залил, завел - не помогло. Двигатель застучал, а это значит что придется делать капитальный ремонт или замену, короче дорогое и большое дело. Позже увез на эвакуаторе... Итог - я пешеход, и это во многом предопределило мою дальнейшую деятельность и настроение...

---

Использованы фотографии Scout66'a и информация с сайтов: