Исторический реализм Павла Рыженко

Выставка Павла Рыженко "Исторический реализм" подготовлена СОКМ'ом в рамках программы "Шедевры частных коллекций". Впервые в Екатеринбурге экспонируются работы знаменитого художника русской академической живописи, в центре внимания которого всегда были история России и ее герои. Живопись Павла Рыженко пронизывает светлая любовь к России. Изучение великой истории нашего народа стало для него источником глубокого вдохновения. Перед посетителями выставки развернулась огромная историческая панорама. Отсюда и название "Исторический реализм": речь не только о живописном стиле, но и о сюжетах. Помимо батальных сцен, в пяти музейных залах были представлены картины, посвященные русским князьям, царям и святым, а также собирательные образы казаков, гренадеров, воинов. Всего экспонировалось 34 полотна, но их в действительности больше. Все писаны маслом по холсту. Размеры картин более чем впечатляют! Другие картины Павла Рыженко, а также их описание, можно посмотреть на его официальном сайте.

«Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа», - так формулировал свою задачу сам художник.

Павел Викторович Рыженко родился в Калуге в 1970 году. С 12 лет он учился в художественной школе при Московском государственном академическом институте имени В.И. Сурикова, а в 1990 году поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества к Илье Глазунову. «Павел Рыженко - страстный в работе и талантливый художник, у него большое будущее», - отзывался мастер о своем ученике.

Живопись Павла Рыженко пронизывает искренний патриотизм, светлая любовь к России, нашей вере и культуре. Изучение великой истории великого народа, православной Руси и Российской империи стало для него бездонным источником вдохновения. Он уверенно шел по своему пути: человек духа, Павел Викторович и в повседневности вел праведную, наполненную истинно православным устремлением жизнь.

Наследуя русской живописной традиции, Рыженко обращается к знаменитым историческим сюжетам и образам, известным всем со школьной скамьи. При этом в его прочтении они оказываются актуальными и удивительно созвучными современной России. Его работы наполнены неподдельной нежностью к людям, на которых стоит наша страна. И, без ложного преувеличения, можно сказать, что и сам он был одним из таких подвижников.

После окончания Академии художник там же преподавал, но главное - активно и плодотворно работал. Дипломная картина «Калка» положила начало целой серии произведений на исторические сюжеты. «Стоход», «Брусиловский прорыв», «Поле Куликово», «Невская битва» и другие полотна - отнюдь не иллюстрации к беспристрастному учебнику истории. На каждой картине разворачивается панорама поворотных событий нашей истории, но в центре внимания всегда человек, со всем многообразием его чувств и осознанием трагичности момента.

В экспозиции представлены и произведения, посвященные образам русских князей, царей и святых, а также собирательным образам казаков, гренадеров, воинов. В лучших традициях русской академической школы каждая картина детально проработана: все униформы, знаки отличия, костюмы и детали быта воспроизведены практически с энциклопедической точностью.

При этом грандиозность замысла и воплощения в произведениях Рыженко поражает: «В живописи я придерживаюсь стиля классического реализма, наиболее глубоко отражающего суть и сам дух исторических событий, интересующих меня как художника, посвятившего свое творчество истории России», - говорил Павел Викторович.

В рамках экспозиции каждая картина сопровождается размышлениями Павла Рыженко, а также исторической справкой, чтобы зрители смогли глубже проникнуть в мир художника и воздать должное великой истории России.

Биография:

Павел Рыженко родился 11 июля 1970 года в Калуге, где и провел детство.

В 1981 году будущий художник поступил в Московскую художественную школу при институте имени Сурикова, и уже тогда источником его вдохновения стали лучшие образцы классической живописи. В 1990 году после службы в армии Рыженко поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества и попал к профессору, народному художнику России Илье Сергеевичу Глазунову. Обучение у Глазунова предопределило дальнейший творческий выбор художника: его полотна посвящены духовному пути России, пролегающему через разные эпохи и исторические события нашей страны.

В 1996 году Рыженко окончил Академию, представив дипломную картину «Калка» — свое первое масштабное полотно, посвященное знаковому событию русской истории. В следующем году он стал преподавать там же, в академии (кафедры архитектуры, затем - реставрации, затем композиции). В 2002-м, закончив аспирантуру по творческой специальности «живопись» (кафедра живописи и рисунка), он получил ученое звание доцента.

С 2007 года Рыженко работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Здесь художник проявил себя как опытный монументалист. За годы работы им были созданы исторические диорамы «Крещение Руси» (6x32 м), «Начало войны 22 июня 1941 года» (9x4 м), «Битва дивизии Полосухина на Бородине в ноябре 1941 года» (9x4 м).

Исторические картины занимают особое место в творчестве П.В. Рыженко: «Победа Пересвета» и «Молитва Пересвета» (2003), «Царь Алексей Михайлович Тишайший» (2006). Помимо полотен о давно ушедших временах художник создал цикл работ, посвященных последнему русскому императору, кровавым дням русской революции, братоубийственной гражданской войне.

В 2011 году за высокие достижения в изобразительном искусстве и пропаганду военно-патриотической и мемориально-исторической темы Павел Рыженко представлен к присвоению почетного звания «Заслуженный художник Российской Федерации».

16 июля 2014 года Павел Викторович Рыженко ушел из жизни.

--------------------------------------------------------------------------------

Каждая картина сопровождается авторскими размышлениями, а также исторической справкой, что делает ее восприятие более объемным и познавательным. Итак, смотрим картины, читаем, размышяем и восхищаемся!

--------------------------------------------------------------------------------

Челубей, 2014 год

Художник о своей картине:

...Как и Пересвет, он укреплял свой дух. Но Пересвет молился, он шел к жизни вечной, Пересвет радовался. Челубей же, будучи буддистом, размышлял. Он, окруженный падальщиками, обкуривал свое оружие. Именно это оружие должно было сразить христианина, схимника, пробить дорогу Мамаю. Это оружие должно было уничтожить зарождающуюся могучую Россию. Однако потомки Челубея сами влились в русскую реку. Служили России до смерти. Именно потомки Челубея воевали в Ливонии в рядах воинства Иоанна Грозного, стояли против Ваффен-СС на Курской дуге. Это та тайна русской истории, которая уже окутала Челубея. Великого воина, пока еще не знающего, что ждет его и потомков...

Историческая справка:

Куликовская битва (1380 год) началась с поединка двух богатырей, представлявших войска противников. Такова была традиция: каждая сторона выставляла лучшего и сильнейшего для демонстрации силы и мощи. Тюркский богатырь Челубей представлял Мамаево войско, и он вышел на поле боя первым. Вид его был устрашающим: огромный, сильный, в доспехах. Ни один русский воин не решался выйти на поединок с Челубеем. Только Пересвет, благословленный Сергием Радонежским, осмелился выступить против него. Воины схлестнулись с такой силой, что оба пали замертво, пронзив друг друга копьями.

---

Благословение Сергия, 2005 год

Художник о своей картине:

...Вся ответственность, которая тяжким грузом легла на души Дмитрия и его воинов, множилась в сердце того, кто благословил этот поход. На столкновение двух миров, двух цивилизаций. И вся боль, весь страх, неуверенность, которая неминуемо могла закрасться в души воинов, отступила в момент, после того как услышал Дмитрий шепот преподобного старца: «Ты победишь». Это отныне наш девиз. Мы должны точно знать, зачем живем эту короткую жизнь. Для того, чтобы в нужный момент без колебаний отдать ее. Так смогли пронести свои кресты наши предки. Сможем и мы, их потомки. Сергий Радонежский с нами!..

Историческая справка:

Преподобный Сергий Радонежский считается величайшим подвижником на Руси. Едва ли кто-то может сравниться с ним по количеству деяний, напрямую повлиявших на развитие православия на Руси и даже на ход русской истории.

Накануне Куликовской битвы князь Дмитрий Донской (который тогда еще не получил своего второго имени) пришел к Сергию Радонежскому за советом. К XIV веку Русь устала от Золотой Орды: уж очень утомительны были постоянные дипломатические переговоры, непрерывные поборы, да и княжеская внутренняя борьба не способствовала успехам.

Очередной дипломатический кризис грозил великой битвой с Мамаевым войском.

И князь Дмитрий, воспитанный в православной традиции и придававший большое значение мнению духовных наставников, отправился за советом к Сергию - к тому умудренному жизненным и духовным опытом старцу.

Согласно преданиям и жизнеописаниям преподобного, Сергий Радонежский предрек победу войска Дмитрия. Он вдохновил князя на сопротивление неприятелю, несмотря на численное превосходство вражеского войска. Более того, поддержка столь уважаемого и почитаемого духовного человека привлекла к Дмитрию еще больше сподвижников: со всего княжества стекались добровольцы в ополчение.

В одной из редакций жития святого приводится такая цитата (в адаптации): «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, - обязательно поможет тебе Бог».

Пророчество Сергия Радонежского сбылось: хоть и ценой больших потерь, но Дмитрий одержал памятную победу, которую мы помним до сих пор.

---

Победа Пересвета, 2005 год

Художник о своей картине:

...Известно из летописного свода и «Задонщины», что после сшибки конь Челубея осел вместе со своим гигантом седоком, пронзенным насквозь. Пересвет же, вероятно проживший после удара несколько секунд, удержался в седле. И вот именно этот момент, когда дух воина начинает отходить к Богу, я и хотел отобразить. Остановить его, чтобы мы, люди, живущие в каше дел, склок, раздоров, но не потерявшие до конца право называться русскими, взглянули в глаза Пересвета. Чтобы мы почувствовали, насколько высокую цену заплатили наши предки, чтобы мы могли жить, реализовать наши таланты, вырастить детей и спокойно умереть в кругу своей семьи.

Историческая справка:

Александр Пересвет - инок-воин, святой Русской православной церкви и один из героев Куликовской битвы. Пересвет - его мирское имя: он принял постриг с именем Александр в весьма зрелом возрасте, а до того был брянским боярином и воеводой.

Военный опыт и послужил причиной участия инока в Куликовской битве. Московский князь Дмитрий прекрасно помнил, что в монастыре Сергия Радонежского живут два брата-богатыря - Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Отец Сергий благословил обоих на участие в сражении и подчеркнул духовный смысл этого поступка: на схимах братьев были нашиты кресты - «вместо тленного оружия нетленное».

8 сентября 1380 года сошлись на поле русское войско под предводительством Дмитрия Донского и монголо-татарское с Мамаем во главе. По традиции того времени битва открывалась поединком самых сильных воинов каждой стороны. Мамай выдвинул Челубея - огромного, сильного, опытного. Он был столь убедителен в своей силе, что только Александр Пересвет рискнул принять этот бой.

Пересвет вышел на поле боя без кольчуги - только в великой схиме. По одной из версий он сделал это из вполне рациональных соображений: чтобы копье Челубея не выбило его из седла, а прошло насквозь - так у Пересвета оставался шанс вонзить свое копье в противника. Однако есть и символический подтекст у этого жеста: православный инок не хотел похваляться своей воинской силой ни перед соратниками, ни перед противниками, сколь бы сильными они ни были.

Богатыри схлестнулись с такой силой, что оба упали с коней замертво. Так Александр Пересвет спас множество русских воинов от страшного Челубея, и это стало залогом победы войска Дмитрия Донского. Православная церковь причислила героя к лику святых, и его день памяти отмечается 20 сентября.

---

Серафрим Саровский, 2006 год

Художник о своей картине:

...На этой маленькой картине я попытался изобразить величайшего святого - преподобного Серафима Саровского. Он был воплощением любви, поэтому Церковью при Государе Императоре Николае Втором был уподоблен Христу. Встречал он людей так: «Радость моя! Христос Воскресе!»

А приходил к нему заблудившийся в грехах, но могучий народ. Недаром нас сравнивают с медведем современные западные партнеры. Есть у народа свой медведь - заступник преподобный Серафим. Он никогда не оставлял нас в наших грехах. Умолял Бога простить нас. С его молитвами вышли мы из революций и войн.

Историческая справка:

Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых святых православной церкви. Всю свою жизнь он посвятил служению вере и отречению от мирских благ.

Он родился в Курске в 1754 году (по другим источникам - в 1759-м), и родители окрестили его Прохором. Его отец, обеспеченный купец, скончался, когда мальчик был совсем маленьким, поэтому воспитывала Прохора очень набожная мать. Еще мальчиком он проводил много времени за чтением Святого Писания, молитвами и на церковных службах. Благословляя сына на отречение от мира, мать надела ему на шею медный крест - и преподобный никогда более не снимал его. В семнадцать лет он отправился с паломниками из Курска в Киев, а оттуда - в Саровскую пустынь. Имя Серафим было дано ему при постриге в монахи в 1786 году: в переводе оно значит «пламенный» и полностью отражает страсть инока к вере.

В житиях описаны чудесные события, сопровождавшие преподобного всю жизнь: явления Богоматери, чудесные исцеления и подвиги духа во имя веры. Многие годы прожил Серафим Саровский отшельником в лесу, в небольшой землянке, возделывая огород и молясь.

Ровно 1000 дней и ночей он провел в стоянии на камне с воздетыми руками, позволяя себе спускаться только для скромной трапезы (Серафим всегда соблюдал строжайший пост). Посещавшие его в период отшельничества путники свидетельствуют, что даже дикие животные благоговели перед святостью Серафима: огромный дикий медведь принимал пищу прямо с его ладони.

Еще одним подвигом стал десятилетний обет молчания и уединения. После его завершения Серафим радушно приветствовал каждого, однако безошибочно разделял, кому дать совет, а кого просто молчаливо выслушать. Являлись к нему и государственные деятели, члены царской фамилии, с которыми он много говорил о церкви и вере.

В 1833 году, на 73-м (или 79-м] году жизни, преподобный Серафим Саровский скончался во время молитвы у себя в келье. А в 1903 году по инициативе императора Николая II Синод канонизировал Серафима Саровского и признал его в лике святых.

«Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела».

---

Ослябя,2005 год

Художник о своей картине:

...Ослябя был побратимом Пересвета по монашеству и общей чаше, испитой до дна во время Куликовской битвы.

На картине он готовится к битве. Убирает свой сад монастырский. Обдумывает, окидывая мысленно взором всю свою жизнь...

Ослябя бился в первых рядах и был найден изрубленным уже после Победы. Сейчас его мощи, как и мощи Пересвета, покоятся в Новоспасском монастыре.

Историческая справка:

Родион Ослябя (в монашестве - Андрей) - монах-воин, почитаемый православной церковью как герой Куликовской битвы (1380 год). Уйдя в монастырь, он оставил в миру статус боярина и военную службу. Но навыки, разумеется, не потерял.

Накануне Куликовской битвы Родион состоял в Троице-Сергиевом монастыре. Князь московский Дмитрий (который вскоре станет Донским) приехал в обитель за благословением Сергия Радонежского, мудрость которого почитал в особенности. Только к его мнению Дмитрий пожелал прислушаться, хотя вопрос был главным образом светским: Мамаево войско, вдвое превосходившее русское, готовилось выступить против Руси.

Сергий Радонежский не только благословил Дмитрия на битву, но и предложил в помощь двух своих послушников: Александр Пересвет и Родион Ослябя профессионально владели оружием и военной тактикой.

Подвиг Александра Пересвета, взявшего на себя агрессию самого сильного воина татаро-монголов - Челубея, прославлен на века и в житиях, и в летописях. Ослябя сражался против татаро-монголов плечом к плечу с тысячами русских воинов и стал для них символом: участие воина-инока придало Куликовской битве духовный смысл.

---

Молитва Пересвета, 2005 год

Художник о своей картине:

...Мы очень мало знаем о Пересвете. Лишь крупицы дошли до современников. Он был воином, брянским воеводой. Потеряв семью, он не стал искать счастья, а ушел служить Христу в монастырь. Монастырь этот позже стал Троицкой лаврой, а настоятель - великим святым Сергием, игуменом всей Руси. Сергий отпел и его, и побратима его Ослябю. Оба были пострижены в схиму. Именно схима и была кольчугой-броней, которую носили эти монахи. Образ воина-монаха - это не образ европейского крестоносца. В православии не было традиции соединять эти служения, но когда речь заходила о бытии России, то нарушались и эти правила. Пересвет сокрыт от нас, но он шел на бой, на смерть за нас, как на пир. Он внутренне ликовал. Все в его сердце было готово к тому, чтобы стать жертвой за всех нас.

И он ею стал. Поэтому он и его побратим являются образами воинов-христиан.

Историческая справка:

Александр Пересвет - инок-воин, святой Русской православной церкви и один из героев Куликовской битвы. Пересвет - его мирское имя: он принял постриг с именем Александр в весьма зрелом возрасте, а до того был брянским боярином и воеводой.

Военный опыт и послужил причиной участия инока в Куликовской битве. Московский князь Дмитрий прекрасно помнил, что в монастыре Сергия Радонежского живут два брата-богатыря - Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Отец Сергий благословил обоих на участие в сражении и подчеркнул духовный смысл этого поступка; на схимах братьев были нашиты кресты - «вместо тленного оружия нетленное».

По преданию, после продолжительной молитвы в келье отшельника при часовне святого воина Дмитрия Солунского накануне сражения, Пересвет облачился в доспехи, а свой яблоневый посох оставил отшельнику. Впоследствии этот посох стал церковной реликвией.

8 сентября 1380 года сошлись на поле русское войско под предводительством Дмитрия Донского и монголо-татарское с Мамаем во главе. По традиции того времени битва открывалась поединком самых сильных воинов каждой стороны. Мамай выдвинул Челубея - огромного, сильного, опытного. Он был столь убедителен в своей силе, что только Александр Пересвет рискнул принять этот бой.

Богатыри схлестнулись с такой силой, что оба упали с коней замертво. Молясь накануне битвы, Пересвет предчувствовал, что эта молитва - последняя в его земной жизни. И оттого самая важная. Православная церковь причислила героя к лику святых, и его день памяти отмечается 20 сентября.

---

Илья Муромец, 2014 год

Историческая справка:

Илья Муромец - богатырь, герой русских былин. Дошедшие до нас предания свидетельствуют, что он происходил из села Карачарова под городом Муромом, отсюда и данное ему имя - Муромец. В отличие от большинства персонажей подобных историй, Илья вовсе не был героем и победителем с рождения. Напротив, он родился калекой и три десятка лет просто «не владел руками и ногами».

Когда ему исполнилось 33 года (или 30 лет), в деревню заглянули паломники - их называли «калики перехожие». Их личности достоверно неизвестны: исследователи XIX века, например, полагали, что это могли быть Христос с апостолами, а современные ученые склонны считать их странствующими монахами. Предания говорят, что от них Илья Муромец получил чудесное исцеление: странники просили воды, а никого, кроме Ильи, поблизости не было. Преодолев себя, встав и испив этой воды, Муромец получил непомерную силу. И тут же дал старцам обет: использовать свою силищу для защиты родины от врагов и посвятить себя служению Богу. Получив благословение, он отправился к князю Владимиру на службу, побывав по дороге у неподъемного камня, где нашел оружие, доспехи и коня.

Среди самых известных сюжетов, связанных с Ильей Муромцем, - встреча со Святогором, победа над Соловьем-разбойником и Идолищем, три путешествия Ильи и другие. Большинство из них дошло до нас в виде фольклорных былин. Разумеется, почти за тысячу лет сами сюжеты многократно переосмыслялись. Тем не менее, очевидно, что исторический прототип Ильи Муромца был истинным героем поля боя и бесстрашно вступался за свою землю, своих людей и свою веру.

Некоторые историки находят подтверждение, что ближе к финалу жизни, после всех своих славных подвигов Муромец обратился к Богу и принял иноческий сан в Киево-Печерской лавре, а через несколько веков был причислен к лику святых как Илия Муромец.

---

Калка, 1996 год

Художник о своей картине:

...Первое столкновение русских случилось с Батыем, вернее с его передовым отрядом. Сражение было долгим. Монголы заманили разделенную русскую рать и разгромили ее по частям. Сопротивление последних воинов тоже было сломлено обманами и хитростью. Русские бродники выманили своих единоверцев из-под защиты телег и «гуляй-поля». Бродники, предки казачества, целовали крест, что если сдадутся русичи, то ни капли их крови не прольется. И монголы не сдержали свое слово: они положили связанных воинов под щиты и пировали на них. Пировали, пока не передавили всех... Изображен же мною именно этот момент. В центре стоит русский князь Мстислав Удалой. Он понимает причины поражения. Для нас же сейчас особенно понятно, что мы сильны, лишь когда соединены в один кулак.

Историческая справка:

Битва на реке Калке в 1223 году стала источником горького опыта для русских князей. Тогда, в самом начале XIII века, Русь представляла собой несколько самостоятельных княжеств, каждое со своей политикой и интересами.

В то же время к юго-востоку от русских княжеств набирало силу единое татаро-монгольское ханство под предводительством Чингисхана. Покорив Китай и восточные провинции, хан отправил своих воинов на запад - разузнать, что происходит в Восточной Европе. Завоевав на пути северный Иран и Грузию, монголы двинулись в половецкие степи.

Половцы, в свою очередь, обратились к русским князьям за союзничеством. Известен аргумент половецкого хана Котяна: «Сегодня татары захватили нашу землю, завтра они возьмут вашу». Пятнадцать князей на военном совете приняли решение выступить против монгольского войска и отправились на юг.

Через несколько дней они встретились с послами противников, которые действовали по уже знакомой схеме: предложили русичам не просто примириться, но и выступить единым фронтом против половцев. Отказавшись, русские князья поступили мудро. Однако достичь внутреннего согласия им так и не удалось: каждый из пятнадцати князей действовал в своих интересах и направлял свой отряд по своему усмотрению.

Так русичи проиграли битву на реке Калке. Последним держал оборону Мстислав Киевский - и простоял три дня под защитой своих укреплений. Однако долго так продолжаться не могло. Монгольские союзники, бродники, обещали князю, что в случае его капитуляции русских пощадят и ни капли русской крови не прольется. Монголы сдержали слово: они просто положили связанных пленников на землю, прикрыли досками и сели пировать в честь победы. Ни капли русской крови они и правда не пролили. Но никто из соратников Мстислава не выжил.

---

Великокняжеский меч, 2005 год

Художник о своей картине:

...Вопрос власти всегда стоял перед человеком. Многие стремятся к ней, но, получив, тут же используют ее на пользу лично себе. Но не таков был великий князь Дмитрий Донской, который молится в храме за своего сына Василия, дабы тот понес его Великокняжеский меч - тяжкий крест службы. Разные были у нас властелины до 1917-го. Одаренные и нет, жестокие и святые, но все они были людьми глубоко верующими. И власть они воспринимали именно как послушание - служить России. Когда же являлись на Руси самозванцы, то сразу возникало смутное время, которое никому не казалось естественным. Это время преодолевали - и вновь восходил на престол государь, несущий на своих плечах тяжкий крест Власти...

Историческая справка:

Правление князя Дмитрия Донского принято считать временем собирания русских земель. Именно тогда политическое единство Руси стало ассоциироваться с сильной московской властью. Москва возвышалась, территория княжества становилась все больше. Да и сам город преобразился: при Дмитрии Донском появился белокаменный Кремль.

С другой стороны, это же время стало периодом нашествий и вторжений - со стороны Литовского княжества, а затем и ордынского хана Тохтамыша.

Вопрос престолонаследия остро встал в 1388 году, за год до смерти Дмитрия Донского. Основным конкурентом старшего сына, Василия, был брат Дмитрия - князь Серпуховской, Владимир Андреевич Храбрый.

В год вступления на престол Василию Дмитриевичу исполнилось 18 лет. Дмитрий прекрасно понимал, что предстоит его сыну: постоянная угроза как извне, от Орды, так и изнутри, от сопредельных русских княжеств; необходимость договариваться и при этом укреплять Московское княжество. И князь Василий с первых же дней правления продолжил дело отца: укреплял правовые отношения с князьями, вел аккуратную игру на международном поле.

---

Безмолвие, 2013 год

Художник о своей картине:

...Уже после победы на поле Куликовом Дмитрий Донской приехал к Отцу своему - Сергию Радонежскому. Жизнь возвращается в едва живое тело России. Начинает оживать радость, труд мирный, покой...

Но в отдалении от всего земного Сергий и его сын, Дмитрий Донской... Они молча созерцают уже иной мир, иной покой, иную радость...

Историческая справка:

Преподобный Сергий Радонежский, очень почитаемый русской церковью праведник, благословил Дмитрия Донского на одно из самых масштабных сражений в истории России - Куликовскую битву (1380 год).

Благословление Сергия сыграло особую роль: это был не просто формальный жест, а вдохновение, которое вселило в русского князя и его воинов веру в победу. Именно мудрые слова Сергия Радонежского заставили других русских князей признать главенство Дмитрия Иоанновича. Эта победа дорого стоила: десятки тысяч людей погибли, сражаясь с Мамаевым войском. Однако Куликовская битва стала поворотным моментом в истории взаимоотношений русичей и татаро-монголов.

После сложной, но заслуженной победы Дмитрий Донской проникся еще более глубоким уважением к старцу Сергию, предрекшему исход битвы. С тех пор князь всегда обращался за советом к преподобному, именно его приглашал скрепить гражданские законы и духовные завещания. В России Сергий Радонежский стал олицетворением мудрости и веры в справедливость.

---

Отец Сергий. Проводы, 2013 год

Художник о своей картине:

...Стоит на краю осенней дороги фигура одинокого старца. Это Сергий, игумен Радонежский. Весь ушел в себя. Вся его суть - это молитва. Этой молитвой он вел свою Куликовскую битву. Он поминал всех убитых воинов в момент битвы по именам. Он не смыкал много дней своих глаз, целиком отдавшись бою - тому бою, который вели его дети, русские воины. И он - главный победитель, он творец и полководец Куликовской победы. На картине видны и все окружающие его монахи обители, и крестьяне, пришедшие из соседних деревень, дабы вместе с Сергием поучаствовать в молитве за Победу. Победу Руси над огромной и ужасной Ордой. И как тогда, так и ныне Сергий стоит на своем молитвенном посту за Русь...

Историческая справка:

Преподобный Сергий Радонежский - один из самых почитаемых Русской православной церковью святых. От него Дмитрий Донской получил благословение на Куликовскую битву, что в то время воспринималось как очень сильный символический жест. Слова Сергия можно воспринимать как пророчество, напутствие или безусловную поддержку. Участие в битве иноков-воинов из монастыря Сергия тем более настраивало всю армию на победу.

В одной из редакций жития святого приводится такая цитата (в адаптации): «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, - обязательно поможет тебе Бог».

Сколь бы сильной ни была уверенность Сергия в победе русского войска, тем не менее, больших потерь было не избежать. И эта память неотрывна от прославления свершения Дмитрия Донского, воинов-иноков и всех сражавшихся.

---

Молитва, 2001 год

Художник о своей картине:

...Эта картина не нуждается в описании. Почему?

Видимо, потому, что каждый хоть раз в жизни молился от сердца невидимому Отцу Небесному. Каждый хоть раз понимал, что живет не так, что совесть обличает его, - и слезы покаянного очищения катятся по щекам. Молитва человека к Богу - это тайна. Тайна неизобразимая. Но я писал эту картину, чтобы был у зрителя повод задуматься о жизни и смерти, об ответе за свои дела, слова и мысли. Для того, чтобы зритель оставил свой бег за призраком счастья и понял: счастье в единстве его совести и Бога...

Историческая справка:

В 988 году киевский князь Владимир Святославич, получивший благородное прозвище Красное Солнышко, принял решение креститься от Константинопольской церкви, а затем сделать византийское христианство официальной религией своего княжества.

С тех пор православие присутствует в повседневной жизни России, а до революции 1917 года - и в государственном управлении. И именно с ним связывают развитие концепции «Москва - третий Рим», согласно которой Российская империя стала духовной преемницей Византии.

Разумеется, история православия никогда не была равномерной и поступательной. Наиболее известный и хрестоматийный пример - раскол, произошедший в середине XVII века при патриархе Никоне и повлекший за собой появление старообрядчества.

---

Стояние на костях, 2013 год

Художник о своей картине:

...Совершенно непонятно, почему ни один художник не обращался к этой части грандиозного события, которое именуется Куликовской битвой. В летописи это - «Стояние на костях», то есть прощание побратимов этой сечи. Прощание живых и мертвых.

Долго, до снега, стоял Дмитрий Иоаннович в огромном, заваленном трупами поле. Он один понимал, что произошло здесь, на одном из бескрайних полей, в истоках Дона. Именно поэтому я выделил одинокую фигуру князя, отвернув его лицо. Лицо, которое передать силой кисти нельзя. Зритель сам должен сложить этот образ в своем сердце. Для Великого князя Дмитрия здесь, на этом поле, нет мертвых. Все русские воины, отдавшие свои жизни за Русь, для князя живые. Они и ныне ведут свой бой за нас с вами...

Историческая справка:

Неудивительно, что Куликовская битва вошла в народный фольклор и обросла легендами. К счастью, большую часть событий можно восстановить по литературным памятникам - летописям, житиям и хроникам. Во всех этих исторических повествованиях особое место занимает поэтичный и наполненный драматизмом эпизод - стояние на костях.

8 сентября 1380 года русские полки под руководством Дмитрия Донского выступили против татаро-монгольского войска, превосходившего их по числу воинов почти в два раза. В отличие от русского князя, Мамай лично не участвовал в битве, наблюдая за ней издали. После сложного и неравного сражения он отступил.

Оценивать потери сейчас сложно; историки пока так и не сошлись во мнениях относительно точного количества погибших. Однако несомненно одно: с обеих сторон погибло колоссальное количество людей: солдаты, бояре, князья.

На Куликовом поле воцарилась тишина. И в течение восьми дней и ночей Дмитрий Донской оставался на месте сражения и хоронил убитых, оплакивая. Впоследствии это назвали стоянием на костях - поэтично, но страшно. Конкурировавшие с Дмитрием русские князья в эти дни не посмели напасть или выступить против него, хотя видели очевидную беззащитность оставшегося войска. Русская земля опустела.

---

Тайна царёва, 2005 год

Художник о своей картине:

...Царь Федор Иоаннович казался своим ближайшим боярам дурачком. Он был юродивым на троне. Очень многие из бояр были людьми волевыми, одаренными умом и широчайше образованными. Но власть царская «по недосмотру» была не в их руках, а в руках юродивого Федора Иоанновича.

Однако шли годы его царствования. Россия успешно воевала, отстраивалась, множилось ее население, и только когда по смерти бездетного Государя власть оказалась в руках боярских кланов, началось жуткая смута. В этом и скрывается тайна. Почему именно одному, а не другому дается власть? Почему царь, не имеющий видимого изощренного ума, может пожалеть свой народ, как котенка, и не воспринимает царский посох как средство для личного обогащения, почему он в Его руках, а не в руках его ближайшего окружения?!

Историческая справка:

Царь Федор Иоаннович (1557-1598), которого мы знаем как Федора Блаженного, принял бразды правления от своего отца Ивана Грозного. Младший сын сильного правителя, Федор рос без матери и с детства отличался особенным поведением. Он был болезненным ребенком, мало интересовался делами военными и государственными, предпочитая бывать в церквах и звонить в колокола.

После смерти старшего брата Федор Иоаннович стал основным претендентом на престол. Грозный понимал, что младший сын едва ли справится с продолжением его дела. Незадолго до смерти он женил Федора на сестре Бориса Годунова Ирине, а затем сформировал своего рода опекунский совет. Основной задачей совета стала помощь царю. Фактически это означало, что пятеро особо выдающихся чиновников будут принимать все решения по управлению страной и международной политике. Так в 1584 году Федор Иоаннович взошел на престол.

Историк Василий Ключевский приводит отзывы современников о Федоре Иоанновиче: «Это был в их глазах блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает царство небесное, а не земное». Говорят, даже исполнение ритуалов было для него сложным: во время церемонии коронации он устал и отдал стоящим рядом боярам шапку Мономаха и золотую державу. В то же время это был, пожалуй, самый набожный царь во всей истории России: он пешком обходил монастыри вокруг Москвы и проводил многие часы в молитвах.

В первые же годы его правления Борис Годунов приложил все усилия, чтобы остаться единственным опекуном царя. Историки сходятся во мнении, что реальным правителем страны в то время был именно он. И преемником власти стал именно он. У Федора Иоанновича не было сыновей, он завещал престол своей супруге Ирине, которая передала его своему брату - Борису Годунову.

---

Евпатий Коловрат, 2014 год

Историческая справка:

О характере русского воина Евпатия Коловрата многое говорит еще одно его имя, встречающееся в древних текстах, - Неистовый. О подвиге этого рязанского богатыря, боярина и воеводы нам известно из сохранившейся в нескольких редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем», в которой описываются события XIII века.

Когда до Чернигова дошли новости о нашествии Батыя на Рязань, Евпатий снарядил малую дружину на военный поход в поддержку русского города. «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты...» - все это не на шутку расстроило и рассердило Евпатия. Праведный гнев повел воеводу по следам уходившей армии Батыя. Собрав 1700 человек в своем полку, он нагнал противника в Суздальской земле.

Враги не ожидали нападения и сопротивляться начали не сразу: как живописует «Повесть...», татаро-монголам показалось, будто рязанцы восстали из мертвых. Русичи рубились не на жизнь, а на смерть, так что даже мечи затупились. Сам Батый был крайне удивлен подобной неистовостью. На поединок с Евпатием он послал своего шурина - богатыря Хостоврула, но и его одолел русский богатырь.

Посланец Батыя, направленный для переговоров, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?» - и получил ответ: «Умереть за свой народ и свою веру!» Согласно некоторым версиям, хан сумел одолеть русское войско, только применив камнеметные орудия, предназначенные для разрушения военных укреплений.

В ходе этого сражения героически пал и сам Евпатий Коловрат. Даже хан Батый настолько проникся мужеством русских воинов, что в знак уважения отдал тело Евпатия немногим выжившим и отпустил их, не причинив больше вреда.

---

Тишайший, 2001 год

Художник о своей картине:

...Тишайшим прозвал его, русского Царя, народ.

Это Государь Алексей Михайлович Тишайший. Это он без революционных свор и прорубаний окон в Европу начал вводить элементы профессиональной армии. При нем произошел раскол, но не была гонима вера. При нем велись победные войны с Литвой. Он был всегда спокоен, хоть и очень тяжел был его Крест царский.

...Мне бы хотелось, чтобы зритель встретился глазами с его взглядом. Подумал о том, нужен ли нам путь демократического буйства - или власть Отца над детьми, Царя над своими подданными?

Историческая справка:

Царь Алексей Михайлович стал вторым Романовым на троне и взошел на престол всего 16 лет отроду. Свое прозвище Тишайший он получил не столько за смирный нрав, сколько за умение дипломатическим путем решать конфликтные ситуации со своими подданными. Истоки этого имени - в старинной формуле «тишина и покой». Применительно к государству это означает благоденствие и спокойствие.

В самом деле, на фоне Смутного времени, да и последующих событий в России период правления Алексея Михайловича не отмечен чрезвычайными социальными потрясениями. Такие знаменитые мятежи, как Соляной и Медный бунты, усмирялись достаточно быстро и результативно для обеих сторон. По инициативе Алексея Михайловича было проведено множеств реформ, при его же правлении произошел знаменитый раскол православной церкви.

Алексей Михайлович Тишайший первым среди русских правителей стал проводить политику патернализма, и именно поэтому плотно вошедшее в язык выражение «царь-батюшка» связывают прежде всего с ним.

---

Сартак, 2010 год

Художник о своей картине:

...Великий князь Александр Невский умел побеждать своих врагов не только и не столько мечом, но любовью и силой убеждения. Так он победил и татарского князя Сартака. Сартак принял под воздействием общения со святым князем Александром Невским христианство. На картине изображен момент их общения. Общения без слов... Известно также, что Сартак принял мученическую смерть за свою веру.

Историческая справка:

Правнуку Чингисхана и сыну хана Батыя Сартаку полагалось быть мусульманином. Он и был воспитан в этой культуре: вся его многочисленная родня исповедовала ислам.

Но именно Сартаку было суждено стать первым христианином в Орде. Сохранились свидетельства, что при всех сложностях взаимоотношений между русскими княжествами и татаро-монгольской ордой Александр Невский был дружен с Сартаком, они многие часы и дни проводили в беседах. И нельзя исключать, что ханский наследник принял христианство под влиянием своего друга.

Сартак принял бразды правления после смерти Батыя (1255/1256 год), однако вскоре скончался - вероятно, был отравлен по заказу своего дяди Берке. Не исключено, что именно вопрос веры сыграл в этом значительную роль.

---

Царский указ. Малюта Скуратов, 2006 год

Художник о своей картине:

...Уже издавна принято считать Опричнину сворой маньяков-убийц. Ими пугают, их боятся по сию пору. Но характерно и то, что верных законной власти людей тоже называют опричниками. Этим выдают себя враги Отечества. Для них ненавистен создатель могучей Российской империи, первый ее царь Иоанн Грозный и его верная гвардия - Опричнина. Пусть всякий знает, что можно и поныне узнать правду об этих воинах-рыцарях, вынесших на своих могучих плечах Ливонскую войну и победивших ордынское войско в битве при Молодях, очистивших Россию от алчных олигархических боярских кланов и создавших возможность для государства вести войну на три фронта. Вождем Опричнины был великий человек - Малюта Григорьевич Бельский. Оболганный слуга своего государя, от которого он получает последний приказ погибнуть за Россию на стенах Ливонской крепости.

Историческая справка:

Малюта Скуратов - одна из самых противоречивых фигур русской истории. О нем практически ничего не известно: не так уж часто он или его деяния фигурируют в каких-либо исторических документах. С другой стороны, этот информационный вакуум быстро заполнился весьма неоднозначными свидетельствами иностранцев, посещавших Россию в то время, и людскими домыслами.

Его настоящее имя - Григорий Лукьянович Бельский. А Малютой он стал, вероятно, из-за своего небольшого роста или особенности речи. Невозможно также восстановить все детали его приезда в Москву и возвышения на государственной службе. Документальное подтверждение его карьеры начинается со знаменитой опричнины, «высшей полиции по делам государственной измены».

Опричники представляли собой гвардию личной охраны царя, которая помимо физической защиты обеспечивала и политическое спокойствие.

Малюта пользовался личным почтением и уважением царя Ивана Грозного настолько, что именно ему поручались все дела государственной важности. Царь был уверен в своем помощнике, а тот был предан и исполнителен.

В 1572 году Иван Грозный назначил Малюту Скуратова на командование государевым полком для похода против шведов в затянувшейся Ливонской войне. Малюта лично возглавил штурм шведской крепости, но погиб в самом начале битвы.

Царь воздал должное своему «любимому опричнику»: еще несколько лет во многих русских церквах молились за упокой души Григория Бельского, в миру Малюты Скуратова.

---

Царёво молчание, 2013 год

Художник о своей картине:

Молчит и молится, обозревая свои дела, Царь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный.

Не мельтешит, не оправдывается, не составляет пиар-кампаний. Знает он, что будет оболган, завален смрадом брехни «воспоминаний» его врагов и прощенных им бояр. Знает и молчит. Дела его, а не болтовня о нем свидетельствуют громче и громче. Возможно, и эта картина послужит для русского зрителя поводом задуматься: почему первый и последний русские цари подвергались в истории такому охаиванию?

Почему без фактов, но опираясь лишь на воспоминания, принято судить у нас тех, кто несет самый тяжелый ответ - ответ не только за себя, но и за свой народ?

Историческая справка;

Иван IV Грозный (1530-1584) стал первым царем всея Руси, государем русским. Таким образом, именно с него начинается царская история нашей страны, и именно он официально объединил русские княжества в единое государства Он номинально стал правителем еще в три года, был коронован в 17 лет (в 1547 году), а правил в итоге дольше всех - 50 лет (хотя был краткий период когда великим князем всея Руси номинально считался Симеон Бекбулатович).

За пять десятилетий под руководством Ивана Грозного свершилось многое: прекратилась вековая феодальная междоусобица, появилась крепкая система государственного правления, вооружилась армия, было повержено Крымское ханство, сокрушена Золотая Орда на Волге, покорена Сибирь. Вместе с тем было поражение в Ливонской войне, в эти годы выпадали голод и неурожаи, чума, появилась опричнина. Все это до сих пор толкуется историками, политологами, социологами — и нет однозначного подхода к оценке деятельности Ивана Г розного. И его фигура остается одиозной спустя почти пятьсот лет.

Причем эта дискуссия началась еще при жизни Ивана Грозного. Начало ей положил князь Андрей Курбский, уехавший из России в Литву: в знаменитой переписке с царем он негативно оценил его борьбу с боярами.

В то же время в повести XVI века «Казанская история» подчеркивается, что именно при Грозном на Руси была «великая тишина» - время без набегов, мятежей, войн и разбоев. А многие современные исследователи ссылаются на особенности характера и психологического склада личности Ивана Васильевича, объясняя известную жесткость его стиля правления.

---

Смутное время, 2003 год

Художник о своей картине:

...На картине изображен подвиг князя Волконского. Он защищал мощи святого Пафнутия Боровского от поляков, глумившихся над нашими святынями. Князь погиб, изрубленный поляками. А оставшийся в живых старый священник утешает ребенка-алтарника, который сжался от ужаса.

Я писал эту картину под впечатлением от гибели АПЛ «Курск». Так же, как этот мальчик, был подавлен и я. Но так же, как и тогда, Россия выстояла. Сейчас, когда мы должны сделать внутренний выбор, на чьей мы стороне - исторической Великой многовековой Руси или Запада, - каждый человек показывает свою суть...

Историческая справка:

К Смутному времени историки относят весьма небольшой по историческим меркам период - с 1598 по 1613 год. Однако эти два десятилетия были настолько наполнены драматическими событиями, что заслуживают особого внимания.

К 1610 году Лжедмитрий II, стремившийся захватить царский престол, получил поддержку Калуги - сильного города в то время - и выступил на Москву. Летом объединенные войска Лжедмитрия и воеводы Литовского княжества Яна Сапеги подошли к Пафнутьево-Боровскому монастырю, где укрылись монахи и мирные жители. Оборонял его князь Волконский.

Михаил Волконский происходил из знатного рода, был наследственным государственным военнослужащим и многое повидал: был за Уральскими горами, сражался с племенами в уральских лесах, участвовал в обороне русских городов. Но в Боровском монастыре его постигла неудача. По самой популярной версии, его предали ближайшие воеводы, просто открывшие монастырские ворота неприятелю.

И этой версии легко поверить: в Смуту уже никто не разбирал, где друг, а где враг.

Деревянные сооружения монастыря быстро сгорели, и люди укрылись в каменной церкви. Князь Михаил Волконский лично с мечом вышел на открытый бой с неприятелем. Он погиб как герой, защищая мирных жителей и оставаясь верным подданным России. Монастырь и город Боровск были сожжены и разрушены в тот день до основания.

---

Невская битва, 2010 год

Художник о своей картине:

...Известно, что великий князь получил свое прозвище Невский именно после сражения в устье Невы. Сражение разыгралось со шведами, ведомыми ярлом Биргером. Ярл предупредил Александра, что идет забирать его землю. Он предложил юному князю сдаться: кичился, был уверен в силе своего опытного отряда, где кроме него было еще несколько рыцарей. Именно его грамотой и вытирает Александр Невский свой меч. После этой битвы широко стала известна фраза, ставшая крылатой и пережившая века: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».

Ну а нам же важно вспомнить другое его изречение: «Не в силе Бог, а в правде».

Историческая справка:

15 июля 1240 года новгородское войско и шведский отряд сошлись в битве неподалеку от места впадения Ижоры в Неву. Идея военного похода принадлежала Папе Римскому: Русь была изрядно ослаблена монгольским нашествием и казалась легкой (и привлекательной!) добычей для западных стран. Тем более в то время колонизация и христианизация происходили стремительно: многие прибалтийские племена уже покорились. По некоторым сведениям, участникам военного похода против России католическая церковь вообще посулила отпущение грехов.

Предметом спора новгородцев и шведов стали Ижора (территория вдоль Невы) и Карельский перешеек. Шведских воинов вовремя заметили обитатели тех краев, с которыми у русичей сложились добрососедские отношения. Получив сигнал, князь Александр стремительно собрал дружину, и в полдень 15 июля началось сражение. По словам летописца, «ту бысть велика сеча свеем». Упреждающий удар подействовал: уже к вечеру войско противника покидало поле боя.

Агрессивное нашествие с запада было остановлено. Стратегически важный участок земли остался за Россией. А значит, русичи сохранили свои позиции в торговле, дипломатии и военном деле.

Историкам удалось восстановить события того дня по Новгородской первой летописи и Повести о житии Александра Невского. Из них известно, что потери русских составили 20 человек, однако в этом подсчете учтены лишь состоятельные воины и командиры. А шведов - «три корабля», что, конечно, является изящным преувеличением. Скандинавские древние тексты и вовсе скромно умалчивают о поражении северных воинов, несмотря на всю значительность этой битвы.

Славная победа стала первой в череде исторических свершений Александра Невского. Пять веков спустя в память об этом событии Петр I заложил в Санкт-Петербурге Александро-Невский монастырь, где теперь находится могила великого князя.

---

Муравейник, 2004 год

Художник о своей картине:

На картине изображен утомленный долгой ходьбой по лесу монах-отшельник. Он прошел свою жизнь, как лес, и, сев на корягу, заметил муравейник. С высоты лет смотрит старик на суету тружеников-муравьев. Знает монах, что труд человеческий лишь смиряет и очищает, но не является ни целью, ни гарантом счастья, как и плоды его. Предлагает монах задуматься и нам о целях нашей суетной и тревожной работы. Кому оставим мы плоды нашей жизни? Есть ли покой в наших душах, смысл в нашем каждодневном труде, подчас лишенном даже намека на плодотворность?

Историческая справка:

Несмотря на то, что отшельничество так или иначе характерно для многих религий, наибольшее распространение оно получило именно в христианстве.

Первым православным отшельником принято считать святого Антония Печерского (983- 1073), основателя Киево-Печерской лавры. Побывав в местах земной жизни Иисуса Христа, он вернулся в Киев и предался отшельническому подвигу в уединенной пещере. Там он проводил дни в труде и молитвах, питаясь исключительно простейшей едой и держа сухой пост по несколько дней. Постепенно аскеза Антония стала привлекать к нему и других монахов, и со временем вокруг него образовалась Киево-Печерская лавра.

---

Андрей Pублёв, 2014 год

Историческая справка:

Об иконописце Андрее Рублеве известно немного, но в то же время его творчество значительно как для иконописи, так и для развития русской живописи в целом. Исследователям пока не удается доподлинно установить ни год, ни место его рождения. Предполагают только, что он происходил из ремесленной семьи, объясняя этим его интерес к иконописи.

В то же время, исследуя особенности живописи, ученые установили, что творческая манера Андрея Рублева сложилась в русле художественных традиций Московского княжества при существенном влиянии славянского изобразительного искусства.

Самые ранние документальные сведения о художнике появляются только в 1405 году: Троицкая летопись свидетельствует, что Андрей Рублев под руководством уже тогда прославившегося Феофана Грека расписывает Благовещенский собор в Московском кремле (эти фрески, к сожалению, не сохранились). И это упоминание характеризует Рублева как уже признанного и сформировавшегося мастера, которому доверяют столь значительное дело.

Во всем мире произведения Андрея Рублева причисляются к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства. В его иконах и фресках видят воплощенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Пожалуй, самый известный его шедевр - икона «Троица», в которой художник позволил себе немного отойти от существовавших тогда канонов, чтобы наполнить традиционный библейский сюжет поэтическим и философским содержанием.

Помимо росписи Благовещенского собора Андрей Рублев участвовал и в работе над фресками в других храмах, в частности в Успенском соборе во Владимире (эта роспись сохранилась частично), в котором он также писал иконы для монументального трехъярусного иконостаса. Практически все произведения Рублева стали особыми вехами в истории православной живописи: человек веры и искусства, он органично и аккуратно преображал и переосмыслял канонические традиции.

В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублева в лике преподобных.

---

Казак с гармошкой, 2013 год

Историческая справка:

На протяжении всей истории России казаки обладали особым социальным статусом: в зависимости от текущей политической обстановки они получали военные или сословные привилегии. В свою очередь, во всех конфликтах, как внутренних, так и международных, от них требовалось всегда поддерживать Российскую империю.

Однозначного мнения о происхождении казачества пока нет: только основных научных версий насчитывается 18! Однако самоорганизация казачьих войск несомненна: личная свобода, социальное равенство, возможность избирать и быть избранным и прочие особенности взаимоотношений внутри казачьего круга во многом определяли их особое место в царских войсках.

Папаха, шаровары, сабли и шашки, кушак и другие казачьи атрибуты плотно вошли в русскую бытовую и военную культуру. Старейшим казачьим войском считается Запорожская Сечь - она образовалась еще в середине XVI века.

За запорожцами закрепилась слава удалых, отважных, сильных, но не всегда честных и добропорядочных. Екатерина II, устав от жалоб на их набеги и грабежи, принудительно расформировала это подразделение.

Среди казачьих войск России исторически особое место занимали донские, уральские и сибирские казаки. Их основной работой было охранять границы страны и участвовать в экспансии. Разумеется, не обходились без этой силы и военные походы. Казачество считалось опорой царской власти, хотя время от времени и восставало против нее (и Пугачевское восстание - характерный тому пример). Вот и после революции 1917 года казачьи войска почти полным составом приняли сторону «белых» - и были расформированы.

---

Александр III, 2014 год

Художник о своей картине:

...Великого Государя Александра III никогда не любили наши западноевропейские партнеры. И он знал им цену. Цену договорам с ними, цену их миролюбию и их прогрессивности. Известен факт, что Государь, большой поклонник рыбной ловли, был как раз на рыбалке, когда к нему на прием явились послы европейских стран. Дипломаты попросили доложить о себе, но Государь наш не имел обычая менять свои привычки в угоду политикам. Он передал ответ в только ему одному свойственной форме: «Пока русский Царь ловит рыбу, Европа может подождать». Именно ему принадлежит и напоминание нам: «У России есть лишь два союзника - ее армия и флот».

Историческая справка:

Александр III Александрович (1845-1894) остался в истории в роли консерватора и миротворца. В период его правления (1881-1894) Россия не вела крупных войн, а занималась установлением дипломатических отношений и развитием русской культуры в пограничных территориях.

Это не значит, что империю совсем не заботила внешняя политика. Напротив, укреплялись позиции на Балканах и среднеазиатские границы, прорабатывался вопрос с Дальним Востоком, шли переговоры со сторонниками. Просто все это происходило мирным путем, без активного военного вмешательства.

В то время в Европе было неспокойно, и многие страны желали либо сделать Россию своим союзником, либо обезопасить себя многосторонними договорами о сотрудничестве с другими странами. Так, Германия втайне заключила пакт с рядом европейских государств на случай войны с Россией. Но и это не заставило Александра III прибегнуть к военным действиям. Например, в конце 1880-х годов разразилась так называемая «таможенная война» с Германией: обе страны по очереди поднимали таможенные пошлины на ключевые статьи экспорта, пока не пришли к торговому договору. А прямым следствием стало аналогичное соглашение и с Францией.

Государственный деятель Сергей Витте, оценивая внешнюю политику под руководством Александра III, отметил, что императору удалось «поднять международный престиж России без пролития капли русской крови».

---

Ветеран, 2005 год

Художник о своей картине:

...Старый ветеран, служивший еще при Государе Великой России и прошедший все войны, спокойно взирает на свой жизненный путь. Сможем ли и мы так же, как ветеран, спокойно оглянуться на нашу жизнь? Сможем ли и мы встать перед иконой и зажечь лампаду, не чувствуя при этом, как болезненно сжимается сердце от крупных и мелких предательств? Повторить взгляд ветерана, послужившего не своему карману, а Родине. Отдавшего этой службе всё: и счастье, и здоровье, и покой...

Историческая справка:

Русская императорская армия пришла на смену стрелецким войскам и нерегулярным военным составам еще при Петре I. Сначала она была основана на рекрутской повинности, а два века спустя рекрутский набор заменила более современная всеобщая воинская повинность. Так в России появились регулярные войска.

При Петре I впервые были созданы учебные заведения для профессиональных военных.

Со временем система управления армией совершенствовалась, перевооружения стали регулярными, как и постоянные разработки в области военной стратегии.

История России XVII-XVIII веков предстает чередой военных походов, сражений, побед и - реже - поражений. Успех большого количества кампаний обеспечивался, конечно, высоким уровнем подготовки российских войск. Это отмечали многие современники, более того, порой это признавали и противники. Многие маневры и операции, проведенные прославленными русскими полководцами (например, Суворов из их числа), до сих пор считаются блестящими примерами тщательной проработки и тонкой реализации военных планов.

---

Стоход, 2013 год

Художник о своей картине:

...Перед революцией, в 1916 году, генералы Алексеев, Брусилов, Эверт, думские лидеры - словом, так называемая общественность, в которую входило до 90% интеллигенции всех видов, - не хотели никакой победы в войне для царской, христианской России. Впоследствии вся эта масса создала Белое движение, конец которого был предрешен. Именно уничтожение железной русской старой Гвардии под Ковелем было залогом успеха в общенациональном самоубийстве. На картине изображена знаменитая группа лейб-гвардии Преображенского полка, оставшегося стоять под шквалом пуль, под шрапнелью...

Увязая в стоходских болотах, двинулись на выручку своему Знамени славные преображенцы. Ринулись, защищая нашу общую Честь. Не выгоду, не теплые, нагретые гнездышки, но Честь русскую и будущую Победу России, которая, как Гвардия, в одиночку стоит посреди мира со своим знамением под огнем ненависти...

Историческая справка:

Сражение при Ковеле было одним из этапов знаменитого Брусиловского прорыва (1916 год) и одной из немногих неудач той операции. Ковель был важнейшим центром коммуникаций австро-немецкой объединенной армии, поэтому на его защиту неприятель перебросил дивизии с других направлений. Несмотря на успехи по всем остальным фронтам, именно здесь, в болотах реки Стоход, русская армия потерпела поражение: прорвать немецкую оборону не удалось, а потери получились колоссальными.

Среди потерь оказалась и значительная часть состава лейб-гвардии Преображенского полка. Всего через два года он будет расформирован как сподвижник императора и во многом как символ царской России. А между тем это был старейший элитный гвардейский полк.

Его основал Петр I в 1691 году, а уже в 1695-96 годах, в победных Азовских походах, этот полк отличился. Впоследствии это подразделение участвовало во всех, без исключения, военных походах, включая русско-турецкие войны и выступление против Наполеона в 1812-м. Традиция во всех битвах стоять до последнего передавалась преображенцами из поколения в поколение, именно поэтому и при Ковеле они стояли до конца Новая власть после 1917 года поспешила расстаться с подобными символами, но довольно скоро преображенцы воссоединились в составе Белой армии на юге России. И снова, уже в боях с красными, Преображенский полк терял в составе. Все оставшиеся в живых к 1930 году оказались в эмиграции и даже создали объединение в Париже - «Союз преображенцев». Более этот полк уже не воевал.

---

Веночек, 2004 год

Художник о своей картине:

...Победив в Гражданской войне, комдив вернулся в свое село. Обезлюдела Россия. Почти вся переселилась на погост. Вот цена за счастье быть Родиной Мирового Пролетариата. Все это начал понимать герой-буденовец, склонившийся тяжко на могильный крест не дождавшейся его жены. Все, что мог он подарить ей, - это веночек из одуванчиков. Подарил он и первые слезы раскаяния, которые привели его к вновь зарождающейся Вере в Бога...

Историческая справка:

Социальные и политические потрясения начала XX века отразились, без преувеличения, на жизни каждого россиянина. Количество взаимосвязанных событий этого времени таково, что историки до сих пор затрудняются определить хронологические границы каждого из них. По одной из самых популярных версий, гражданская война началась вместе с первыми крупными уличными столкновениями в Петербурге в 1917 году. А закончилась, когда в стране не осталось ни одного более-менее крупного антибольшевистского объединения, то есть к 1922 году.

В течение 1917 года Россия делилась на два лагеря - «белый» и «красный». Между Февральской и Октябрьской революциями у жителей страны было не так уж много времени и возможности определиться, какую сторону в этом конфликте поддержать. Не стоит забывать, что с 1914 года тянулась страшная и выматывающая Первая мировая война, в которой Россия принимала непосредственное участие. Расквартированным в разных регионах страны «запасникам» совершенно не хотелось участвовать в серьезных боевых действиях. Сыграв на этом, большевики заручились их поддержкой.

Но и гражданская война оказалась кровопролитной: потери оцениваются даже не десятками тысяч, а миллионами людей. Промышленность и сельское хозяйство сократились в несколько раз, работать было некому и негде. Исчезла и имперская интеллигенция, а новой пока не появилось. Начиналась совершенно новая страница истории России.

---

Отречение, 2013 год

Художник о своей картине:

...Изображен ключевой момент гибели русской армии в последний год напряженной борьбы с немцами, в марте 1917-го. Русская церковь, пойдя на поводу у изменников - Временного правительства, привела армию не к покаянию за свержение своего Государя и Верховного Главнокомандующего, а ко второй присяге. Армия не приняла это глумление и развалилась. Впоследствии присяги посыпались как из рога изобилия. Остановка этого безумия возможна и необходима лишь после осмысления того, что произошло с нами в далеком марте 1917 года.

Историческая справка:

В 1917 году в России произошло огромное количество значительных политических и экономических событий. О некоторых из них, например Февральской революции, мы наслышаны, а о других знаем намного меньше. Факт присяги русской армии Временному правительству как раз из числа малоизвестных.

В разгар Первой мировой войны, унесшей множество жизней, после заточения царя Николая II, после Февральской революции и многочисленных социальных потрясений люди потеряли ориентиры. Взоры многих были обращены к Русской православной церкви как хранителю вечных ценностей. 3 марта 1917 года великий князь Михаил Александрович не принял переданную ему Николаем II верховную власть, и решение об «образе правления» государством осталось за Учредительным собранием. Вслед за ним церковь открыто поддержала Временное правительство. А уже 7 марта был утвержден текст новой присяги, и, когда он был озвучен военным командованием, сомнений ни у кого не осталось: российская история изменила свой ход.

«Клянусь честью офицера (солдата) и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Российского Государства. Обязуюсь повиноваться Временному Правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею народа при посредстве Учредительного собрания. Возложенные на меня служебные обязанности буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу государства и не щадя жизни ради блага Отечества.

Клянусь повиноваться всем поставленным надо мною начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг офицера (солдата) и гражданина перед Отечеством. Клянусь быть честным, добросовестным, храбрым офицером (солдатом) и не нарушать клятвы из-за корысти, родства, дружбы и вражды. В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и ниже подписываюсь».

---

Наследник, 2013 год

Художник о своей картине:

...Из-за черного, исписанного похабщиной забора взирает на нас Наследник - Цесаревич Алексей Николаевич. Наш законный будущий Царь. Законный по всем законам. И человеческим, земным, и Божеским. Но наши предки заколотили свое великое будущее этим забором. Следствие не замедлило ждать себя. Началось лихолетье, которое продолжается по сию пору. А тогда началось с унижения некогда Великого народа. Стали бывшие гренадеры попрошайничать на паперти Европы, и села почти целиком в лагеря масса священства, оставшегося после революционной резни в живых. Но вернуться на свой путь может Россия и теперь. Залог в этом для нас - любовь Наследника нашего, Святого великомученика Алексея Николаевича, любящего и прощающего нас. Всех нас...

Историческая справка:

Алексей Николаевич Романов (1904-1918) - наследник, цесаревич и Великий князь, пятый ребенок и единственный сын Николая II и Александры Федоровны. Царская чета нарекла долгожданного мальчика в честь святителя Алексия Московского.

Современники вспоминали, что Алексей Николаевич был внешне очень красивым, но склонным к болезням ребенком. При этом характер у него был покладистый, и вся семья души не чаяла в юном цесаревиче.

В марте 1917 года Николай II отрекся от престола не только за себя, но и за сына, которому тогда было 13 лет. А в ночь с 16 на 17 июля 1918 года вся царская семья была расстреляна.

Русская православная церковь причислила Алексея клику святых.

---

Гренадёр, 2013 год

Художник о своей картине:

...Осень 1917 года после переворота. Петроград. Военно-морской атташе Японии при еще царском правительстве вместе с группой русских офицеров бегом через всю площадь спасается от бешеной толпы и находит убежище в разгромленной гостинице «Англетер». Это он оставил свидетельство подвига древнего старца Гренадера из Золотой роты, который не обращал внимания на волны бурлящей толпы, опьяневшей от вина, разврата и крови. Словно ничего не замечая, продолжал нести свою службу караульного у памятника Николаю Первому. Известно, что все гренадеры из Золотой роты погибли на своих постах. Характерно, что оставил эти воспоминания не русский офицер или схоласт-интеллигент, а японец - Самурай...

Историческая справка:

«Золотая рота» - так неофициально называли роту дворцовых гренадер за их особые мундиры, яркие и украшенные золотым цветом.

Это гренадерское подразделение учредил Николай I в 1827 году, чтобы обеспечить несложной службой (а значит, и жалованием) отличившихся в боях заслуженных военных. Офицеры приравнивались к гвардейским чинам, а гренадеры - к унтер-офицерам. Первый набор роты состоял из героев войны 1812 года и обладателей ордена Святого Георгия за Бородино.

Гренадеры несли службу в Зимнем дворце, в первую очередь у покоев императорской семьи. В праздничные дни выставлялись почетные караулы в особых местах Петербурга.

В конце XIX века таким местом стал памятник Николаю I около Исаакиевского собора.

Рота обеспечивала и личную безопасность императора. Так, например, при покушении на Александра II в 1880 году погибло 11 человек из гренадерского состава, однако император не пострадал. Но важнее всего был символический жест: служба в роте дворцовых гренадер становилась подарком за выдающиеся военные подвиги на благо императора и империи.

Золотая рота была расформирована в 1921 году.

---

Сибирские казаки, 2013 год

Художник о своей картине:

Казаки - это уже образ. Образ былинной мощи, твердости духа, умения терпеть любые невзгоды. Казаки воевали за Россию во все времена. Показать наглядно образ казака, казака-сибиряка, идущего на войну с песней, ободрить этим образом себя самого и ободрить зрителя - вот задача, которую я ставил перед собой, создавая этот триптих.

Историческая справка:

Сибирское казачье войско зародилось в 1582 году при Иване Грозном, когда Ермак одержал победу над Сибирским ханством, за что его дружина получила особый статус. К этому периоду относится оформление «старшинства» - признание казачества. Однако официальный отсчет истории ведется от специального положения, изданного в 1808 году. Вскоре после этого в Омске, столице сибирского казачества, открылось казачье училище, а представителям станиц дали право торговать в своих городах без установленных свидетельств. Таким образом, сибирское казачество стало полноценным социальным институтом.

В 1825 году численность этого войска составляла более 8 тысяч человек, и это только действительный состав! Они принимали участие в походах по Средней Азии, в столкновениях с Китаем, в Русско-японской войне и многих других военных маневрах, причем вполне успешно. Казаки создали все условия для гражданского освоения Сибири русичами: мирные жители были всегда под защитой, помощь была всегда под рукой.

Как и многое созданное в царской России, в 1918 году сибирское казачье войско было расформировано. В гражданскую войну многие казаки перешли на сторону Колчака, то есть белых.

---

Николай II в госпитале, 2013 год

Художник о своей картине:

...После грандиозного Брусиловского прорыва, практически выведшего Австро-Венгрию из войны, ни у кого не осталось сомнения в скорой победе Великой России. Последний рывок был намечен на апрель-май 1917 года. Но мы сами отказались от победы в Первой мировой войне. Сославшись на усталость, подгнившая Россия сдалась, уже стоя в метре от победы.

Но не все были такими. Многонациональная русская армия, в лучшем своем лице, билась до последнего, оставаясь верной Царю, Вере и Отечеству. Навсегда те годы Славы сплотили горца-героя из туземной «дикой дивизии» и богатыря русского из лейб-гвардии Преображенского полка. Их объединяла Честь, Вера, Любовь, твердость и отец общий - Государь Император Всероссийский, ведший их к Победе, любящий их и отдавший за них в 1918 году жизнь. Эти герои и по сию пору невидимо, одним фронтом стоят за нас уже за чертой жизни...

Историческая справка:

Драматичные события начала XX века вылились в череду исторических перемен для России.

В 1914 году разразилась война между самыми сильными державами: Австро-Венгрией и Германией с одной стороны и союзниками Антанты (Россией, Британией, Францией и Турцией) с другой.

Россия мобилизовала свои лучшие силы: многонациональная обученная армия в сопровождении императорских подразделений достойно выступала на театре военных действий первые годы. Тому свидетельство - знаменитый Брусиловский прорыв (не обошедшийся при этом без трагедий).

И в то же время Россию трясло от социальных перемен. 1917 год начался с Февральской революции и стремительного государственного переворота. Среди прочего большевики призывали к окончанию войны - и тем самым заполучили немаленькую поддержку.

Но этот политический кризис привел к выходу России из войны в статусе проигравшей. Новое правительство, которое, кстати, не признали партнеры по блоку Антанты, подписало Брестский мирный договор, и многие остались им недовольны.

Все эти политические жесты и акты, тем не менее, стали причиной десятков тысяч жертв и раненых. Солдаты из разных уголков царской России выходили на поле боя защищать свое отечество и царя. Ведь никто в стране не знал и не мог предсказать, как повернется история.

---

Брусиловский прорыв, 2013 год

Историческая справка:

«Передайте Моим горячо любимым войскам вверенного Вам фронта, что я слежу за их молодецкими действиями с чувством гордости и удовлетворения, ценю их порыв и выражаю им самую сердечную благодарность», - такие слова прочитал генерал Брусилов в высочайшей телеграмме от Николая II, полученной после военной операции. Этот маневр стал известен под названием Брусиловский прорыв.

Действительно, это событие сыграло решающую роль в поражении объединенных войск Германии и Австро-Венгрии в Первой мировой войне. Брусиловский прорыв стал новым словом военной стратегии. Он был осуществлен на Юго-Западном фронте летом 1916 года и занял два с половиной месяца.

Так получилось, что в этой войне именно русская армия оказывалась на передовой, защищая интересы всего блока Антанты. Однако Брусилову удалось оторваться от шаблонов ведения войны, навязанных западными державами. Технических средств катастрофически не хватало, сеть железных дорог противника была не в пример более развитой, поэтому, вместо одного точечного удара для прорыва фронта противника, генерал предпринял целую серию одновременных ударов по всей боевой линии. Таким образом, Германия и Австро-Венгрия просто не смогли сфокусировать свои силы на контрударе.

Прорыв оказался успешным. Однако нельзя не сказать о существенных потерях: почти полмиллиона русских солдат пострадало, многие не вернулись домой или остались калеками. Россия вышла из этой войны с огромными человеческими потерями, но без победы, хоть в основе прорыва и лежали действия русских войск и полководцев. Не только генерал Брусилов - герой этой войны, но все бесстрашные воины, выступившие за свою родину против более подкованного неприятеля.

Напоследок пара фото, которая наглядно показывает насколько эти картины "грандиозные" или "эпичные"...

Текст взят из описаний к картинам, с информационных стендов на выставке в СОКМ, а также с сайта СОКМ.