Грузия. Сванетия

#Грузия, #живность, #башня

Вложение: "Золотое руно", Журнал "Вокруг света" №7 (2550), июль 1986 (альтернативная ссылка)

Сванетия - это для нас был самый далекий и горный край Грузии. Все хвалили эту местность, поэтому она была в приоритете. 9 июля 2015 во 2 день пребывания в Грузии мы отправились в Местию - столицу Сванетии.

В 6:25 по расписанию прибыли на вокзал в Зугдиди. Сразу при выходе из вокзала нашли маршрутку в Местию за 25 GEL. С нами ехали англичанин с полячкой, литовцы и израильтяне. Предварительно спросил у водителя Авзора про Ингурскую ГЭС, обещал остановиться.

Было утро. Зугдиди, и особенно окраины были еще в тумане.

Через некоторое время (около часа-двух) мы остановились посмотреть издалека на Ингурскую ГЭС.

Ингурская ГЭС - крупнейшая на Кавказе гидроэлектростанция на реке Ингури на территории Грузии вблизи города Джвари, построена в 1978 году. Высота плотины 271,5 длина по гребню - 728 м. Мощность ГЭС - 1300 МВт, среднегодовая выработка - 4430 млн. кВт*ч. Станция эксплуатируется совместно Абхазией и Грузией. Часть её сооружений находится на территории Грузии (плотина, водоприёмник и часть тоннеля), а часть на территории Абхазии (здание ГЭС, часть тоннеля, четыре перепадные ГЭС). Не смотря на грузино-абхазский конфликт, вылившийся в войну, здесь ни разу не звучали выстрелы. В 1992 году сторонами был заключен договор о разделении электроэнергии в пропорции 40% (Абхазия) и 60% (Грузия).

Напорные сооружения ГЭС образуют Джаварское (Ингурское) водохранилище полным объёмом 1110 млн.м3 и полезным объёмом 676 млн.м3. Еще я много удивлялся, как по таким горам провели ЛЭП?!

Ехали мы по красивым серпантинам и зачастую вдоль горных рек.

Ближе к Местии уже стали видны горы со снежными склонами. Вообще, Сванетия - это горная местность с севера окаймленная Главным Кавказским хребтом, а по другим сторонам более низкими хребтами. Особенно интересна Верхняя Сванетия, которая известна своими архитектурными сокровищами и живописными пейзажами. Верхняя Сванетия была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

А вскоре появились первые сванские башни. Сванские башни, сооружённые главным образом в 9-12 столетиях и древние каменные православные церкви - пожалуй, самые главные архитектурные достопримечательности Сванетии. Про башни более подробно расскажу в следующем посте.

Приехали в Местию к 11:00. Договорились с маршруточником, он сказал, что завтра едет в Ушгули. Мы с литовцами решили ехать завтра с ним в 8 утра. Сразу заселились в гест-хаусе Marina, где нас накормили обедом за 10 GEL и было очень вкусно. В этом гест-хаусе и завтрак, и обед, и ужин стоят одинаково 10 GEL и все очень вкусно и сытно. Часок подремали, потом пошли гулять. Сначала пошли в новый этнографический музей. Для этого нам нужно было пройти по двум мостам над бурными реками в каньонах.

А вот и музей истории и этнографии Сванетии. Знакомство с исторической частью земли сванов лучше начинать с этого музея. Поискав в интернете информацию про этот музей, я нашел немного.

Историко-этнографический музей Сванетии Национального музея Грузии был открыт 17 августа 2013 года после реконструкции. Мероприятие было посвящено памяти Шота Чартолани. Археологу Шоте Чартолани 15 августа 2013 исполнилось бы 81 лет. Вся его жизнь была посвящена изучению древностей Сванетии. На протяжении многих лет он возглавлял археологическую экспедицию в Сванетии и опубликовал многочисленные книги, письма и отчеты. Его работы широко известны в Грузии и за рубежом. Источник: museum.ge

Музей состоит из 6 больших залов:

  1. Археологический.
  2. Нумизматический.
  3. Древняя грузинская иконография. Здесь выставлены иконы раннего и развитого средневековья (9-18 столетия).
  4. Оружейная палата.
  5. Сванская культура.
  6. Сванская этнографии.
Кроме музейной части включает в себя лабораторию и хранилище. А позже еще узнали что на крыше бесплатная смотровая площадка, но об этом мы узнали в последний день в Местии (см. др. пост). Цена на 2015 год 5 GEL / чел.

Заранее прошу прощения за "много букав" и вольный перевод с английских подписей с экспонатов.

Богатый археологический материал, найденный в Сванетии, отражает непрерывную историю этого важного центра горной Колхиды от З-2 тысячелетий до нашей эры, то есть от эпохи ранней бронзы до средневековья. Также были выявлены неолитические стоянки. Большинство археологических находок случайные - сохранились среди местного населения и в церквях. Систематические археологические раскопки проводились в 1970-1990-х гг. известным археологом Грузии Шота Чарлотани.

В результате разведочных археологических работ найдено 31 мест горнодобывающих и металлургических производств эпохи бронзы и раннего железного века, из них 15 относятся к медной металлургии. Все это указывает на то, что, наряду с Абхазией и Рача Сванети, как неотъемлемой частью горной Колхиды, начиная с раннего бронзового века, Сванетия была одним из главных металлургических мест Грузии. Топоры различных форм, наконечники стрел и культовые медные и бронзовые предметы, найденные в Сванетии, свидетельствуют о том, что этот регион был важным центром металлургии в начале и середине бронзового века.

Образцы бронзовых изделий ремесленников - украшения и скульптурные изображения животных были распространены в позднем бронзовом веке и в других регионах Грузии и на Северном Кавказе. Сванетия – сердце медной и бронзовой металлургии Грузии.

Стеклянные украшения - бусы и браслеты, стеклянные сосуды и фаянсовые (в форме сохранившихся фрагментов) завезены из мест производства стекла функционирующих в Грузии.

Железное оружие раннего средневековья и бытовые предметы (кинжал, наконечники копий, топор, и кирки), обнаруженные в Сванетии, характерны для Западной Грузии. Созданные в средневековье наконечники различного назначения представлены в изобилии среди другого оружия.

Во втором зале представлена коллекция монет. Монеты разных периодов, начиная от Колхиды и заканчивая монетами Российской империи 19 века. Некоторые были пожертвованы из частных коллекций.

Нумизматический материал, найденный в Сванетии, имеет одну особенность: большая часть монет хранились в церквях в качестве пожертвований. Деньги что были в обороте в Грузии попадали в такие "церковные сокровищницы" на протяжении веков. У горцев Грузии с древних времен существовала традиция – добровольные пожертвования прихожан, что вело к обогащению церквей. Благодаря этому в церквях Сванетии собрано много ценностей. Собранное в разное время богатство является и исторической ценностью, предметы выполнены из золота и серебра. Благодаря глубокому уважению к общине и преклонению перед иконой, вплоть до 20 века никто даже не прикоснулся к этому богатству. Большая часть этого святого клада выставлена в этом музее в Местии. Помимо монет из церковных сокровищ в музее хранятся монеты, случайно найденные или во время раскопок.

Хронология нумизматической коллекции в Сванетии берет свое начало с Колхидской монеты, выкованной в 5 веке до нашей эры, что свидетельствует о том, что эта территория была частью Колхидского царства, и заканчивается иностранными монетами 20-го века. Присутствие местных и иностранных монет доказывает тот факт, что Сванетия была стратегическим регионом и была активно вовлечена во всеобщий круговорот денег.

Особенно порадовали золотые монеты времен древней Колхиды и Александра Великого (Македонского).

Сванетия занимает значительное место в средневековой грузинской культуре. Памятники христианского искусства, сохранившиеся здесь, свидетельствуют о том, что средневековая грузинская культура, была в близких отношениях с передовыми духовными центрами Византии и христианским Востоком.

Иконы, созданные в 9-18 веках отличаются разнообразием техники исполнения, особенностями использования художественных средств и иконографических традиций. Иконы, созданные местными, а также другими культурными центрами Грузии выделяются оригинальностью, отражают художественные тенденции Византии (архангел (11 век), Воскрешение Лазаря (12 век), сорок мучеников (12 век)).

Живописная икона "Сорок мучеников", 12 век.

Работы иконных мастеров в Сванетии характеризуются особой выразительностью. Таким образом, рисование и частое нарушение пропорций подчеркивают эмоциональный момент. Для достижения выразительности акцент переносится на широко открытые глаза. В Сванских иконах мы заметили еще одну особенность: христианских святых изображают с учетом особенностей жителей грузинского региона, что делает эти иконы оригинальными в своем роде. Про себя мы сразу подумали, что на иконах изображены грузинские лица – грузинский Иисус, грузинский св. Георгий… И еще одной из особенностей сванских икон является тот факт, что святые (Святой Георгий, архангелы, и т.д.), были изображены с языческими божествами. Все это указывало на существование в Сванетии художественной школы.

В Сванетии в основном преобладали однонефные базилики небольших размеров. Самые ранние церкви, которые сохранились, датируются 9-10 веками. Они составляли основное священное место "Божьего дома", и в то же время важную казну. Помимо вопросов, необходимых для церковной службы, здесь хранились разнообразные и многочисленные предметы, подаренные церквям грузинских царей, церковных деятелей, крупных феодалов и обычных жителей. Пожертвования включали иконы, заказанные для поминания своей души, кресты, а также предметы литургической цели, ценные сосуды, оружие, монеты, украшения, драгоценные камни, и археологические объекты.

Некоторые экземпляры, представленные здесь, жертвовались церквям Сванетии на протяжении веков: из местных сванских школьных мастерских и других передовых культурных центров Грузии, а также образцы искусства, импортируемых из Византии и стран Восточной и Западной Европы.

Распространение христианства в Грузии способствовало также развитию обучения. Письменные источники, важные для грузинской культуры и истории были переведены, написаны и оформлены в культурно-образовательных центрах в средневековых церквях и монастырях. Искусство грузинской книгописи прошло несколько этапов с 5 по 18 века. В Сванетии книгопись существовала с 9 по 18 век и охватывала различные сферы церковных записей. Разнообразие книг демонстрирует тесную связь Сванетии с грузинскими и иностранными с церковно-просветительскими центрами.

Христианские церковные праздники существовали с незапамятных времен и зачастую были с элементами более ранних религиозных практик – язычества. Это было на общественных праздниках в Сванетии, посвященных культу предков или плодородию, чтобы был хороший урожай и благополучие в семье. В Верхней Сванетии вплоть до 1950-х годов было 160 праздничных дней. Праздники обычно отмечаются в сванских домах, недалеко от очага или в окне восточной стены.

Этот ритуальный котел использовался для приготовления жертвенных животных. Этот большой котел был изготовлен из листов меди, которые были сварены и скреплены с помощью больших заклепок. Этот котел редко принадлежал одной семье и, как правило, он был собственностью общины или церкви. На праздничные дни котел ставился на деревенской площади или на церковном кладбище. Котел был рассчитан на двух волов или трех коров. Котел хранился в запасниках церкви. Существование производства подобных котлов среди музейных экспонатов еще раз свидетельствует о развитии горнодобывающей промышленности и металлургии в Сванетии.

Этно-культурное наследие Сванетии представлено различными ремеслами, которые отражают материальную культуру грузинского народа и сохранения в то же время региональных особенностей. То, что объекты повседневного спроса в Сванетии были в основном сделаны местными мастерами показывает, что традиционные ремесла были высоко развиты.

Этно-культура Сванетии сохранила несколько интересных типов грузинского военного оружия. Они включают в себя копья, кнуты, булавы, стрелковое оружие (стрелы, ружья, пистолеты), холодное оружие (мечи, кинжалы, ножи). Сваны были опытными в нападении и защите башни и крепости, и славились своей военной хитростью, побеждая своих врагов. Оружие имело важное практическое значение в жизни и постепенно стало культовым объектом.

Большинство оружия выставленных здесь были пожертвованы в церкви в Сванетии и, таким образом они сохранились в течение многих столетий; среди них оперенные и ажурные железные хлысты, простые и сложные луки, стрелы, ножи, кинжалы, мечи и боевые топоры. Военные медные трубы были широко распространены по всей Грузии и тоже были среди церковных пожертвований. На них играли, информируя людей о сборке к бою, общих собраний, праздников или охотничьих экспедиции.

Производство ружей в Грузии началось в 17-18 вв. У сванских винтовок был своеобразный узкий приклад с простым орнаментом; большинство из них из слоновой кости. Винтовки были украшены серебром в виде геометрических форм и цветочных узоров.

Пистолет пришел в эксплуатацию вместе с изобретением кремневых ружей. Пистолеты производились в Грузии с 18-го века в Тбилиси, Ахалцихе и Аджарии.

Рог для пороха и пули обширно производились в Сванетии, так как ресурсы для них, таких как сера, уголь и селитра добывались там.

Кинжалы, выставленные здесь, грузинского и Кавказского происхождения 18-20 веков. Производили кинжалы в Тбилиси, Зугдиди, Кутаиси, Батуми, Озургети, Гори, Ахалцихе и некоторые в Сванетии.

Мечи делали в Грузии, но были также импортированы из Европы, которые потом были воспроизведены грузинскими мастерами. Мечи занимают особое место в материальной культуре. Мальчикам было разрешено носить мечи, когда они становились взрослыми. Меч был одним из символов царской семьи.

Оборонительная броня (доспехи, кольчуги) производились в Сванетии также как и военное оружие. Броня включала в себя головной металлический убор и нарукавник, а также наколенники. Важной частью оборонительной брони был щит. Сванский щит был сделан из кожи на дереве и закреплён тонкими металлическими лентами. Сванские щиты представляют собой наиболее древние типы грузинских щитов.

В музее выставлены мужские и женские седла, принадлежавшие семейству Дадешкелиани, правивших частью Верхней Сванетии с 1720-х годов по 1857 год. На седле женщины были расположены подушки для катания.

Охота имеет давние традиции в Сванетии. Охотники имели специальное снаряжение и одежду. Для скалолазания они носили кожаные туфли с ткаными ремнями для подошвы и кованые "кошки". Охотники, как правило, имели веревки, лыжи, и ледоруб, и носили оружие (лук, ружье, нож и кинжал). Стрелы для охоты отличались в зависимости от характера добычи.

В двух последних залах посвященных культуре и этнографии представлены музыкальные инструменты, ткацкие станки и предметы одежды.

Стоит обратить внимание на предметы интерьера сванского дома прошлых веков. Но об этом расскажу более подробнее в следующем посте про сванский дом рода Маргиани.

Вышли из музея и немного полюбовались видами на Местию.

Мимо этой башни будем снова проходить.

Это башня стоит на пригорке. На пригорке могила альпиниста.

Здесь нам встретилась красивая ящерка - Стройная змееголовка.

И еще на этом пригорке какая-то статуя, вытесанная из камня. Издалека она похожа на сфинкса.

Панорама.

Вдали на одной из гор заметили тропу и крест наверху. Была даже мысль забраться туда, но не получилось, слишком круто. Позже нам сказали, что с той горы однажды сошла серьезная лавина и погубила несколько людей, поэтому там крест, и еще там где-то есть озеро.

После осмотре музея мы пошли в центр Местии и пошли гулять дальше...

---

З.Ы. Хочу рассказать еще вот о чем, в Сванетии я об этом не услышал, но прочитал уже дома. Когда я искал информацию по Сванетии, то наткнулся на экспедицию 1980-ых годов Тима Северина, который на подобие корабля "Арго" повторил путь Ясона из Греции в Колхиду до современного города Кутаиси. Источник: Журнал "Вокруг света" №7 (2550) Июль 1986.

Сванетия, страна сванов,- решающий фактор в постижении легенды о золотом руне. Историки считают, что горская культура сванов простирается в прошлое по меньшей мере на четыре тысячи лет, а может, и еще дальше, и уж точно она существовала в ту пору, когда аргонавты, по преданию, достигли Колхиды. Язык, обычаи, традиции и поверья этого горного народа уходят корнями в эпоху античных героев. В фольклоре его то и дело появляется символ барана, обычно наделяемый магическим или священным смыслом. Например, одна сванская сказка повествует, что где-то в Кавказских горах есть потаенная пещера: в ней золотой баран, посаженный на золотую цепь, стоит возле спрятанного сокровища. Никто не знает, насколько стара эта сказка, но сваны символически изображали барана еще в бронзовом веке, и эти символы обычно рассматриваются как свидетельства некоего культа барана, который, возможно, строился на поклонении барану как священному животному.

Например, в деревне Кала, неподалеку от Местиа, хранится маленькая бронзовая фигурка барана. Она была сделана примерно в то же время, когда Ясон, по преданию, отправился в страну золотого руна. В основании фигурки есть углубление, таким образом когда-то ее могли водружать на древко. В Кала этот баран, как и встарь, бережно хранится в храме. Из Рача, долины, расположенной к востоку от Местиа, происходит еще более древний бронзовый символ барана - изображение бараньих рогов, закрученных в двойную спираль: его нашли в захоронении, датируемом серединой второго тысячелетия до нашей эры. В то время, когда мы прибыли в Сванетию, в Ларилари - селении, лежащем в 80 километрах к западу от Местиа,- работала группа археологов под руководством Шота Чартолани, кстати, тоже свана: они раскапывали гробницы V и VI веков до нашей эры. Шота Чартолани одну за другой показывал мне отлитые из бронзы фигурки баранов, которые древние сваны хоронили с умершими.

В не меньшей мере важно и то, что Сванетия была главным источником колхского золота. На следующее утро нам предстояло стать свидетелями процесса добычи золота, и это должно было пролить решающий свет на легенду о золотом руне. Нас ожидали четыре свана-старателя. Они стояли на отмели реки Ингури, протекающей близ Местиа; стояли, чтобы показать мне способ, которым сваны добывали золото.

Главным орудием труда сванов-старателей была баранья шкура. По весне, когда высоко в горах начинали таять снега и ледники, золотодобытчики поднимались в верхние долины по ручьям, питающим Ингури. Каждый отправлялся на облюбованное место - туда, где талая вода, как старатель знал по опыту, несла небольшие количества золота, вымытого из скальных жил. В этих ручьях сваны и раскладывали бараньи шкуры - шерстью кверху. Шкуры распяливались на деревянных поддонах и притапливались с помощью камней в ложе ручья таким образом, чтобы поток перекатывался через них. Иногда старатели устанавливали целую серию поддонов - один выше другого. Вода бежала поверх руна, и крупицы золота, более тяжелые, чем частицы песка и ила, застревали в шерсти. Каждый золотодобытчик знал, когда нужно проверять золотую ловушку,— это зависело от насыщенности воды драгоценными крупицами и от силы потока, подверженного сезонным колебаниям. Когда наступало время, золотоискатель извлекал шкуры из ручья, отмывал от накопившегося ила и собирал золотые крупицы. В исключительных случаях, в самых богатых районах, первое руно - то, которое лежало выше по течению,- оказывалось настолько насыщенным золотом, что в буквальном смысле становилось золотым.

...

Вот чем в точности было золотое руно: бараньей шкурой, принесенной с Кавказских гор, шкурой, которую использовали для добычи золота и которая поэтому была насыщена золотой пылью. Ее доставили в низины по торговому пути: мы знаем, что эти пути существовали, потому что в горах издавна находили гончарные изделия, изготовленные в предгорьях. Возможно также, что руно являло собой дань или же культовое подношение, которое жители гор сделали могущественному царю на побережье. Естественно, что золотой шкуре суждено было попасть в святилище, где колхи поклонялись быку.

Таким образом, можно предположить, что легендарное "золотое руно", за которым плыл Ясон в Кохиду, это могла быть овечья шкура сванов, которой они вымывали золото. Точнее сказать, "золотое руно" - это очень позолоченная овечья шкура, которая была отправлена сванами в Колхиду...

---

Продолжение следует >>

---