Грузия. Ушгули

#Грузия, #башня

На 10 июля 2015 у нас была запланирована поездка в общину Ушгули. Община расположена на высоте 2200 метров и считается самым высокогорным селением в Европе после дагестанского села Куруш (2560 м). Ушгули из-за хорошо сохранившейся средневековой архитектуры является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО.

К слову, община - это имеется ввиду несколько сёл/деревень под единым названием. Община Ушгули состоит из четырех сел: Муркмели, Чажаши, Чвибиани и Жибиани. См. фото ниже, которое любезно стырил с travelgeorgia.ru, там же и взято немного информации.

---

Проснулись, собрались, позавтракали. На площадь опоздали примерно на 3-5 минут... И перед нашим носом уехала другая (зеленая) маршрутка в Ушгули. Внутри нее мы увидели литовцев – они кинули нас. А наш водитель Азор на красном Ford Transit ждет нас. Из потенциальных дополнительных пассажиров появились два поляка мужика, два поляка подростка и одна немка. Это хорошо, т.к. машина в обе стороны с ожиданием стоит 200 GEL и эта сумма делится между всеми пассажирами.

Но начались непонятки, из-за которых мы прождали много времени, около 1,5 часа. Немка едет в один конец, рассчитывая на 20 GEL, подростки хотят идти в длительный трекинг, а у нас всего будет 4-5 часов свободного времени, мужикам надо приехать пораньше, чтобы уехать в Зугдиди. Точное решение никто принять не может. Водитель даже цену скинул до 180 GEL. Подростки долго мурыжили и в итоге отказались. Я предложил ехать втроем с немкой: она платит 20 GEL, а мы 160 GEL (пополам). Но поляки-мужики подстроились под нас (решили ехать в Зугдиди завтра) и все равно заплатили по 20 GEL. Водитель сказал, что с поляками всегда трудно договариваться, они вредные и упёртые. В итоге нарисовалась арифметика: немка – 20 GEL, поляки – 40 GEL, мы – 120 GEL.

Ехали 2,5 часа. В пути нам немного приоткрылась двуглавая гора Ушба - самая знаменитая гора в Сванетии и, наверное, одна из самых знаменитых на всем Кавказе. Она далеко не самая высокая (4690 м), но отличается некоторой остроконечностью формы, и сложностью восхождения (категории сложности - от 4А до 6А). Ушба - в переводе со сванского означает "Гора, приносящая несчастье" (уш - беда, несчастье; ба - гора). А Ушгули - в переводе означает "несчастное сердце"...

Сначала ехали по асфальту/бетонке, потом по грунтовке, потом по серпантину, потом по крутому каньону. За несколько километров до общины Ушгули проезжали общину Кала. Здесь мы пересекали реку Ингури.

Водитель Азор провез нас через все деревни общины Ушгули и высадил возле последней - Жибиани. Именно отсюда открывается отличный вид на гору Шхара. Шхара (в пер. с груз. - "полосатая") - горная вершина в центральной части Главного Кавказского (Водораздельного) хребта, является его высочайшей точкой, также высочайшая точка Грузии, третья по высоте вершина Кавказа и России. Высота главной вершины около 5203 м. Склоны горы покрыты ледниками, на северном склоне - ледник Безенги, на южной - ледник Шхара, от которого частично берёт начало река Ингури.

В Ушгули растет много разнообразных растений.

На самой окраине Жибиани (и даже Ушгули) находится дом какой-то семьи с родовым кладбищем. Можно увидеть (надгробный?) памятник в форме сванской башенки, такие мы потом видели на кладбище Зугдиди, когда проезжали мимо. Обычно, когда фотографируют Шхару на фоне сванской башни, то в кадре именно этот участок.

Если встать спиной к Шхаре, то мы увидим все деревни Ушгули: ближайшие Жибиани и Чвибиани, за ней Чажаши, и вдали Муркмели.

Неподалеку (на окраине Жибиани) находится часовня Святого Георгия.

От этого места мы спускаемся немного вниз и начинаем бродить по Жибиани.

Сразу бросается в глаза стройматериал, из которого строят дома. Это местный сланец или плитняк, которого в горах предостаточно.

Продолжаем гулять по Жибиани и Чвибиани. Какой-то конкретной границы между селами нет. Случайно набрели на некий этнографический музей.

В этот момент к нам вышла из соседнего дома бабушка лет восьмидесяти и предложила посетить музей (3 GEL / чел).

Этот дом-музей 16 века показался даже интереснее, чем в доме Маргиани в Местии. Потому что здесь больше предметов быта и дом самый, что ни на есть настоящий в настоящей сванской общине!

Угол "женских" дел и ремесел.

Мебель.

Стойло для скота.

Вид внутри стойла для крупного скота.

Стойло для мелкого скота находятся на "втором" этаже над стойлом для "крупного" скота.

Присутствует много резных элементов на предметах.

Бабушка нам старалась показать и рассказать чуть ли не каждый предмет. Но она говорила на каком-то не понятном для нас языке (вероятно на сванском диалекте), лишь изредка можно было понять русские словечки. Хорошо, что мы в доме Маргиани побывали ранее - мы хотя бы понимали, о чем речь, и даже переводили зашедшем сюда венгеркам назначение некоторых вещей, например, почему был скот в доме.

Из того что поняли мы: этот дом принадлежал её семье, и даже эта бабушка тут успела пожить в свое время. Не живут в этом доме, думаю, лет пятьдесят уже... Теперь её семья живет в соседнем в "более современном" доме.

Эта бабушка нам даже сыграла на музыкальных инструментах и что-то спела.

Кругом дома сделанные из сланца. Даже крыша и та сделана из сланца, и даже более того - крыши многих ушгульских башен тоже сделаны из сланца. Все это по причине дефицита дерева в горном районе.

Это тот самый вид на Шхару из Ушгули. В интернете, когда упоминается Ушгули, чаще всего встречается именно эта фотография.

Это уже Чвибиани. Нам показалось, что Чвибиани - это центр общины во всех смыслах, тут группируются все гостевые дома, музей и кафе, в котором позже мы будем обедать.

Приближаемся к мосту через Ингури. И здесь же мы уже входим в Чажаши. Это легко идентифицируется по холму, на котором стоят три постройки: башня, руины башни и маленькая церковь. Вообще, В каждой деревне оказывается есть как минимум одна церковь, которые больше похожи на часовни. Храмы у сванов так и остались древнехристианскими базиликами, по крайней мере, снаружи. Никаких украшений, просто коробка из дикого камня и двускатная крыша.

На этом холме в башню можно залезть. Но мы не полезли, у нас было не так много времени и так хотелось увидеть по больше...

Вдали видно Муркмели.

Я считаю, что самое интересное в Ушгули - это именно в Чажаши. Оказывается, что на холме где мы стоим был Нижний Чажашский замок. А на соседней высокой горе стоят развалины Верхнего Чажашского замка, который в прошлом был резиденцией царицы Тамары - во всяком случае, так принято считать. Очень хотелось бы подняться наверх, но опять же время... А оттуда наверняка лучше видно Шхару и всю общину Ушгули...

Чажаши - это своего рода город-музей. Тут по сути никто не живет, нет гест-хаусов и кафе. Здесь можно долго бродить между домов.

Внизу, как упоминалось, мост через реку Ингури, и условная граница между Чажаши и Чвибиани.

Чажашские башни несколько отличаются от прочих сванских, например, здесь они все крыты сланцем.

В Чажаши есть церковь, во дворе которой стоит колокол отлитый в Вятской губернии Российской империи (~19 век).

Тем не менее, здесь еще есть несколько живых хозяйств.

В Ушгули, и в Чажаши особенно, есть еще один тип построек - сванский дом-башня.

Ну и деревня Чажаши наиболее интересна своими фортификационными сооружениями.

Первая деревня в общине, если ехать из Местии в Ушгули - это Муркмели.

Это самая маленькая деревня в общине Ушгули. В 1987 году на село Муркмели сошла лавина и жители были переселены в регион Квемо Картли. Но, тем не менее, в ней живут.

И, наверное, здесь одни из самых высоких башен в Ушгули.

Потом мы вышли за пределы Ушгули чтобы отыскать первый традиционный кэш в Грузии. Обратно решили немного подняться в гору, но на жаре быстро утомились. Стали возвращаться обратно в Жибиани по склону горы.

Коровы и лошади пасутся прямо на горных склонах и иногда диву дивишься, как они могут высоко забраться... Не удивительно, ведь здесь на склонах растет очень много полевых цветов!

На обратном пути к машине зашли в кафе в деревне Чвибиани, попробовали домашнее вино и чишдвари (это традиционно сванский вид лепешки, она готовится из кукурузной муки, а внутрь кладется кусочек сулугуни). В кафе в центре зала стоял красивый вырезной трон. В сванском доме это было место главы семейства, но здесь это место фотографирования для туристов.

По пути назад подобрали еще трех туристов (20 GEL/чел). Попытался заснять какие "суровые" дороги в Ушгули - по высотным серпантинам и по крутому каньону, а по качеству обычные грунтовки.

В итоге по приезду Азор нам сбросил цену еще на 20 GEL и мы заплатили 100 GEL. Получается, что мы заплатили стандартную таксу, если бы ехали в машине вчетвером/впятером. Как бы это "плохо" не начиналось, но получилось все вполне удачно и к лучшему...

За ужином познакомились с новыми постояльцами гест-хауса. Это была семейная пара из Тбилиси: Николай, Людмила и дети Костя (10 лет) и Кристина (6 лет). Предложили нам составить им компанию завтра. А вот куда, зависело от погоды: или к горе Ушба (если не будет дождливых облаков), или на ледник Чалаади (если будет большая облачность). Конечно же мы согласились!