Грузия. УЖД Боржоми-Бакуриани

#Грузия, #ж/д

17 июля 2015. В этот день мы покатались на уникальной узкоколейной железной дороге в горы из Боржоми в Бакуриани, и обратно.

Подъем в 5:30. В начале седьмого часа утра выходим и идем пешком около 4-5 км до ж/д-вокзала станции Боржоми-Грузовая. Здесь грузовая станция, на которой отгружают минералку на экспорт, и отсюда же отправляется узкоколейный поезд до Бакуриани. Поезд отправится в 7:15.

УЖД Боржоми-Бакуриани - это своего рода памятник железнодорожной техники конца 19 - начала 20 веков. Ширина колеи 911 мм и длиной 38 км соединяет два населённых пункта в Боржомском районе Грузии (Боржоми и Бакуриани) по горной местности со сложным рельефом.

Поездка по этой уникальной горной УЖД и единственной в Грузии это уже своего рода достопримечательность. Почему-то этот поезд местные называют "кукушкой".

УЖД построена для подвоза отдыхающих к минеральным источникам Бакуриани в 1898-1901 годах. Трасса узкоколейки проходит по горной местности со сложным рельефом, из-за чего в 1966 году она была электрифицирована на напряжение в 1500 Вольт (постоянный ток). До этого на дороге использовались паровозы. После электрификации железной дороги вместо паровозов началась эксплуатация чехословацких узкоколейных электровозов серии ЧС11.

В поезде всего два вагона. Один стоит 1 GEL.

И он с мягкими сиденьями и обычными окнами.

Второй стоит 2 GEL.

И в нем жесткие сиденья, но большие окна. Популярностью, конечно же, больше пользуется более дешевый вагон. И мы сначала поехали в вагоне за 1 GEL.

Между вагонами можно свободно ходить.

Поезд отходит по расписанию. Вскоре по пути увидим на постаменте паровоз 1914 года выпуска, который курсировал до середины 20 века (до электрификации).

Кондуктором был этот приветливый седой грузин, который многим объяснял, почему в вагонах стоимость проезда разная. Кстати, оплата производится внутри вагона по ходу движения.

Поскольку погода была влажная и дождливая, и ехали среди леса, то видов из окна мы особо не наблюдали. Добавив к этому ранний подъем, мы задремали и спали до самой станции Бакуриани. Время поездки было 2,5 часа.

Электровоз быстро отцепился по прибытии и начал совершать маневр по перестыковке к другому концу состава.

У грузин я заметил одну особенность - они не слишком торопливые (возможно из-за вина? :). Вспомнилась моя поездка по другой уникальной и родной Алапаевской УЖД, там машинист такой маневр осуществлял очень быстро...

Бакуриани встретил нас уныло. Погода не радует: морось и все небо затянуто. У нас было всего полчаса, чтобы уехать этим же поездом. Решили мы уехать пораньше, ведь нам еще ехать в Тбилиси.

За полчаса решили быстренько прогуляться до центра Бакуриани.

В одном из магазинов купили грузинский йогурт. Встретили грузина, который вырос в Верх-Нейвинске, сказал, что занимался там саночным спортом. Хм, странно, но горнолыжный объект я знаю есть только (?) в Новоуральске, а это город закрытый. Странно, но слово Новоуральск (закрытый город) у него вызвали удивление...

Бакуриани - это горнолыжный курорт, второй по популярности в Грузии после Гудаури, расположенный на высоте около 1700 м над уровнем моря на северном склоне Триалетского хребта. С вершин бакурианских гор берут начало Боржомские источники. Здесь развит как зимний, так и летний туризм. В советские годы Бакуриани являлся традиционным местом проведения соревнований по зимним видам спорта: слалом, бобслей, биатлон и прыжки с трамплина. Это место было излюбленным местом отдыха русской царской семьи.

В принципе в Бакуриани смотреть нечего, если ты не "горнолыжный турист". Говорят, есть еще где-то дворец царской семьи, ботанический сад и минеральный источнике на окраинах...

Мы возвращаемся назад к вокзалу и садимся в тот же поезд. На этот раз решили поехать в другом вагоне за 2 GEL. Особой разницы я не почувствовал.

Влажные массы в горах не отступали. Лишь когда мы приближались к Боржоми, погода чудесным образом улучшалась.

На обратном пути, где-то на середине маршрута, кондуктор разбудил нас и предложил нам выйти в конец поезда в тамбур и посмотреть на так называемый "эйфелевый мост". Этот мост был спроектирован в ателье Гюстава Эйфеля (создателя эйфелевой башни в Париже) специально по заказу Романовых. Возведен в 1902 году через ущелье, на глубине которого протекает горная речка Цемисцкали.

Сверху мы не могли полностью оценить архитектуру моста. Но решили до конца ехать в тамбуре (на улице) и любоваться видами вживую, а не через окно. И пусть мы обратно ехали (изначально) в вагоне за 2 GEL.

Небольшое видео:

На одной из станций был разъезд со вторым поездом, на котором изначально планировалось уехать.

Уже перед Боржоми разглядели галерею в которой ехал поезд.

Чем-то напомнило прошлогодние галереи на кругобайкальской железной дороге. Но они не похожи по архитектуре.

Непосредственно перед городом увидели колесо обозрения, на котором катались вчера.

Бакуриани вместе с Боржоми претендовал на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года.

Примерно в обеденное время 12-13 часов мы прибываем обратно в Боржоми.

Пообедали снова в ресторанчике OLD BORJOMI. Прогулялись до инфоцентра, там немного разузнали про экскурсию в Вардзию, про Чайсковского, чей памятник стоит напротив и то, что рядом развалины крепости Гогиасцихе. Пошли искать развалины, но ничего похожего не нашли. Зато прошлись по горной тропе сквозь кусты. Зашли в гест-хаус, перетусовали свои вещи в рюкзаке, снял стресс. Уехали на маршрутке в Тбилиси за 7 GEL.

Заметка на будущее. Оказавшись в Боржоми, стоит здесь задержаться минимум на два дня и съездить в Вардзию, это стоит недорого. В инфоцентре нам предложили за 20 GEL отвезти, подождать и привезти обратно. Как уже говорил, Боржоми это рай для интровертов. Здесь горы (пусть и не такие красивые), чистый воздух и минеральная вода. Тихо и спокойно, никаких громких тусовок. Рядом с Тбилиси.

---

Продолжение следует >>