Курочкин лог и Сунгульский скит

#карьер, #озеро

9 августа 2015 прокатился снова в Вишневогорск. Посетил достопримечательности, которые давно хотел посетить, но все дорога не лежала...

Как это водится - все отказались со мной ехать. А мне очень хотелось, соскучился по поездкам, и погода была хорошая. В общем, (полу)расстроенный поехал один.

Сначала остановился вдоль дороги на Маук и сходил на Пименов пруд. Это искусственный водоем, в которую впадает речка Большой Маук. Горная река Большой Маук и ее два притока (Средний и Малый) берут начало с водораздельного хребта Теплых гор, причем Большой Маук в своем верховье не имеет большого падения. Общее протяжение речки Большой Маук около 30 км. Большой Маук впадает в Пименов пруд (Нижне-Маукский пруд), из которого есть сток в озеро Киреты.

Кыштымско-Каслинскую гидросистему построенной при Демидовых составляли пруды, каналы и небольшие плотины в болотистых местах, вписанные в цепочку озер, расположенных у подошвы местных гор (Круглое, Долгое, Букоянское и т. д.). Вода по каналам попадала в озера, затем по новым каналам текла в Нижне-Маукский пруд, который был образован с помощью двух плотин. Из Нижне-Маукского пруда по руслу реки Маук вода текла в Каслинский пруд для нужд Каслинского завода. Эта уникальная в России гидросистема - искусное творение крепостных гидростроителей господ Демидовых.

Пименова плотина представляет собой насыпь с южной стороны пруда. Длинна плотины примерно две сотни метров, а высота 2-3 метра. Насыпь укреплена по бокам тесанными каменными столбами. По ней проходит старая Маукская дорога (Маукский тракт).

История названия этой плотины печальна. В 18 веке при Никите Акинфиевиче Демидове жил был Пимен - простой работяга, и дочь у него была Катеринка. Приглянулась Катеринка Демидову и решил прибрать её ко двору. Отец воспротивился этому. Но её позже схватили и Демидов взял своё. В отместку за дочку Пимен хотел Демидову досадить и "закозлил домну" (потушил). Демидов решил отменно наказать виновника: он только приказал Пимену искупить грех примерной работой и прилежанием. В то время у Маукского тракта началась стройка плотины, и Пимена заставили работать на той стройке. Однажды Пимен захворал, два дня не выходил на работу, а на третий явился. В один из дней приехал на плотину приказчик и приказал среди работных суд хозяйский над Пименом свершить: "Порешил Демидов за то, что он в бега ушел, закопать его живьем в плотину. Понятно?.." В тот же вечер пятеро бородатых молча накинулись на него, столкнули Пимена, где густой камыш... А сверху тело песком засыпали. Пропал Пимен, как в омут канул. А Катеринке сказали: ушел старик от демидовского гнева в кержацкие скиты и там замаливает ноне свои грехи. Но не знала Катеринка, что пошел с той поры в народе слух: тлеет старый работяга под песком на дне Кириты-озера. С тех времен плотина через озеро и зовется Пименовой плотиной...

Поскольку это была геокэшерская поездка, то снова выполнял квест. Пришлось немного прогуляться в лес и болота вдоль речки Большой Маук.

Кругом были болота. Так что я не сразу нашел тропу.

Пересекал три ж/д-ветки. На одной из них я увидел маленькую змейку - это была медянка. На Пименовой плотине тоже видел две каких-то змеи по крупнее и полно ящериц.

Речка Большой Маук течет по ровному каналу. Под ж/д-насыпью поставлены тоннели.

А чуть выше по течению есть небольшая плотинка. Глубина речки небольшая - можно пройти в сапогах.

Есть даже маленький водопадик.

Вернулся к машине. Потом поехал, пожалуй, к главной достопримечательности того дня - к Курочкину логу. Сначала заехал в сады и планировал оставить машину там, но негде. Прочитал описание и нашел лесную дорожку прямо к карьерам.

У меня был дозиметр. Показания постоянно разнились от 18 до 44 мкЗв/час. Для справки: естественный усредненный радиационный фон обычно лежит в пределах 0,10-0,16 мкЗв/час. Нормой радиационного фона принято считать значение не превышающее 0,20 мкЗв/час. Безопасным уровнем для человека считается порог в 0,30 мкЗв/час.

Вишневогорское месторождение нефелинового шпата в Курочкином логу (рудник "Шпат") было обследовано в 1928 году при геолого-поисковых работах, по результатам которых были обнаружены две крупные линзы нефелинового шпата. Поначалу разработку месторождения вело "Каслинское крестьянское общество взаимного кредита" (ККОВ), затем стало разрабатываться трестом "Минеральное сырье". После выработки запасов сырья в 1944 году рудник был оставлен. Рудник расположен на вершине горы Курочкиной, а название "Курочкин лог" уже пришло позже. Курочкин лог находится в непосредственной близости от рудника, отсюда и перешло название.

Курочкин лог состоит из двух карьеров: условно верхний и условно нижний (различаются по местоположению относительно высоты горы). Ближайший к поляне верхний карьер, он имеет длину 80 метров. Отвесные стены поднимаются на высоту 20 метров над поверхностью воды.

Верхний карьер разрабатывался открытой выработкой. Откатка руды производилась через широкую траншею, проведенную со дна карьера.

Стенки карьеров полностью сложены из нефелин-канкринит-полевошпатового крупноблочного агрегата.

Осенью 1929 года со дна нижнего карьера была пройдена небольшая штольня.

Штольня небольшая, длина около 10-15 метров на мой взгляд. Но потрясающее чувство возникает, когда выходишь из штольни к карьеру. Ощущение, как-будто попадаешь в скрытый или "затерянный мир", пусть и небольшой.

Длина второго карьера в этом "затерянном мире" поменьше, около 50 м.

"Затерянный мир", выход из штольни к карьеру, вид сверху.

Помимо полевого шпата добывались редкоземельные минералы, в том числе радиоактивные малаконы. Поэтому в карьерах повышенный радиационный фон.

Рядом с обоими карьерами есть отвалы. Некоторые в форме искусственных терриконов, а где-то просто разбросанные камни по лесу.

С нижнего карьера откатка вскрышной породы производилась через штольню в большой отвал.

За долгие годы отвалы полностью заросли лесом. Повсюду встречаются свежие закопушки хитников в поисках коллекционных минералов.

Кругом разбросан минерал похожий на слюду (мусковит), только пластины чёрного цвета.

Вернулся к машине и устроил перекус на поляне. Пока ел, к карьерам начал подтягиваться народ. Мне повезло, я осмотрел карьеры в одиночку, никто мне не мешал.

Затем я уехал в сторону Вишневогорска, и там по знакомой дороге вдоль ЛЭП стал двигаться в сторону места, где когда-то был Сунгульский старообрядческий скит. В лесу я выбрал не то ответвление и пришлось припарковаться в лесу дабы не застрять в луже. Но, как потом выяснилось, дорога с другим ответвлением проезжабельна даже для недоприводов. Я же с удовольствием погулял по лесу пешком.

Немного из истории. Давно известный факт: заводовладельцы охотно принимали в рабочие ряды гонимых властью старообрядцев. В Каслях была открыта староверческая церковь, а в 1811 году в 20-25 километров от Каслей на озере Сунгуль был основан старообрядческий мужской монастырь. Сунгульский скит за четверть века приобрел широкое влияние среди староверов не только Урала. Пожертвования стекались как из европейской России, так и из Сибири. Число скитников доходило до нескольких десятков.

Монахи жили на пожертвования богатых купцов и хозяев завода - Расторгуевых, которые официально исповедовали новую веру, а на самом деле были ярыми староверами. С отмены крепостного права духовная жизнь в Сунгульской обители ожила, на этом месте был организован уже женский монастырь. Жизнь старообрядцев здесь прекратилась в годы Советской власти. Не смирившихся убивали, а смирившихся сажали в Верхнеуфалейскую тюрьму. В настоящее время все разрушено, особенно после строительства Вишневогорского рудника и Снежинска (Челябинск-70).

Первое, что было на пути - это кладбище. В настоящее время могилы на кладбище варварски разрыты грабителями-кладоискателями. Ничего ценного, кроме оловянных крестиков тут не нашли. Говорят, был случай, когда наткнулись на тело похороненной молодой женщины нетронутое тленом. В страхе кладоискатели разбежались. Что стало с телом неизвестно. Все могилы разрушены, некоторые частично восстановлены миротворцами. Надгробный камень увидел только на одной могиле, без надписи.

Рядом находятся кельи, вырытые в земле и выложенные диким камнем. Вокруг монастыря в лесах обитали одинокие скитники и целые семьи.

У некоторых заметил особенность: у входа в келью росло дерево, словно вход в подземелье был сразу под деревом.

В стенах есть ниши, вероятно для икон.

Площадь кельи небольшая, около 3-5 м2.

Возле дороги есть кувшинообразный колодец, также сложенный диким камнем. Вода в нем считалась святой. Вода там есть и поныне, но чтобы её набрать, нужна веревка диной около 5 метров.

Вышел на берег озера Сунгуль. Где-то здесь и стоял когда-то монастырь.

Крест здесь поставили в 1994 году при содействии руководителя старообрядческой общины города Челябинска.

Со стороны озера хозяйственные постройки и часовня были огорожены двухметровой стеной. Эта стена надёжно прикрывала скитников от холодных ветров.

Неподалеку есть еще кельи. Но одна из них большая, и, возможно, это была часовня.

Это могло быть часовней, по крайней мере, здесь много ниш (для икон).

Однако это место, я думаю, можно считать оскверненным. Потому что под крестом костровище, полно отдыхающих с автомобилями, которые "грешат" под тем же крестом, а кельи заминированы человеческими экскрементами.

Вид на озеро Сунгуль.

Далее я поехал к другому карьеру через Вишневогорск. Особенность этого карьера в том, что цвет его воды бирюзово-голубой. Крутые склоны заросли молодым сосняком. Есть только один подъезд/подход к воде. Какая глубина неизвестно, но говорят, не меньше 15-18 метров.

Время поджимало, и пора было ехать в сторону дома. Но по пути решил заехать посмотреть на озеро Силач.

И последнее куда заехал - это заброшенный аэродром возле отдельного совхоза Береговой под Снежинском.

Предположительно это был аэродром Снежинска. Но с развитием автомобильной сети дорог необходимость авиасообщений с областными центрами отпала. О бывшем аэродроме секретного города сейчас напоминает асфальтовая дорога под прямым углом ведущая в поле, площадка с разметкой и заросший кустарником фундамент диспетчерской.

На обратном пути остановился на обочине,- увидел красивую поляну иван-чая.

Автопробег составил 346,8 км. Расход бензина 8,8л/100км. Т.е. цена поездки составила около 1 килорубля.

Использована информация с сайтов:

---