Верхнеуфалейские скалы

#карьер, #скала, #Европа-Азия

18 октября 2015 съездили под Верхний Уфалей на малопосещаемые скалы.

Наверное окрестности Верхнего Уфалея для меня остались единственные в радиусе 100-150 км от дома, представляющие интерес и не посещёнными. К тому же давно хотел разведать дорогу от Кладовки. В прошлый раз мы ездили через Кладовку, но через черемшанские карьеры, а в этот раз удобнее было именно по окружной дороге, выходящей на трассу Верхний Уфалей - Нязепетровск. Более того, дорога эта на карте обозначена как "из асфальта". Но это не так. Асфальт кончился сразу за ж/д переездом. Грунтовка хорошая, поэтому решили все же проехаться по ней и разведать дорогу. Вокруг красивый осенний березовый лес.

Но вскоре на деревьях появился снег и температура за бортом стала 0°C. Осенне-зимний контраст всегда приятен.

Доехав до точки условного поворота (см. схему ниже), обнаружили, что впереди рукотворное глубокое русло и дорога идет через него. Проехать не получится, т.к. слишком крутой спуск-подъем на коротком участке. Была объездка, но этот участок был для любителей оффроада. По идее и я мог проехать, но все же был риск застрять. В этом случае пляски в грязи без инвентаря и в 12 км от Кладовки, ну никак не воодушевляли. Постановили ехать в объезд через Верхний Уфалей. Обидно, ведь дальше дорога была хорошей.

А до цели идти еще около 10-11 километров.

Снова проезжали мимо знакомых карьеров.

Уже в Верхнем Уфалее проезжали мимо "пугачевского рва". Это место где в 1744 году отряды Емельяна Пугачева сразились с царскими войсками под командованием князя Гагрина. "Пугачевский ров" (или "Разоренный мост") представляет из себя достаточно большую канаву, которая засыпана мусором. По дну рва течет грязный ручей.

Вышли на трассу Верхний Уфалей - Нязепетровск. Если в Верхнем Уфалее была промозглая сырая осень, то на этой трассе снова была зима. Мокрый снег представлял некоторую опасность.

Доехали до поворота на дорогу, которая должна выйти к Кладовке. И только здесь стоит информационный знак.

Эта дорога ведет к насосным станциям, поэтому дорога здесь хорошая, местами можно ехать до 80 км/ч. И здесь снова красивый осенне-зимний контраст: краски осени и белый снег.

Не доезжая до второй насосной станции, поравнявшись перпендикулярно со скалой Красный камень, припарковали машину вдоль дороги, и пошли напрямую по снежному лесу.

Кругом вокруг снежная сказка, снега выпало примерно 10 см. В березовой роще снежная сказка смотрится особенно эффектно.

Чуть более 3 км пути и вот мы подходим к Красному камню. Скала Красный Камень (607 м) находится на Уфалейском хребте, который тянется почти на 100 км в меридиональном направлении от города Верхний Уфалей до горы Волчихи под Ревдой. Этот хребет является водораздельным и стоит на границе Европы и Азии.

Красный камень - это скальный выход, который притаился в чаще леса на небольшой возвышенности. Можно пройти мимо в сотне метров и не заметить скал, хотя их высота достигает 30 метров, а протяженность - около 100 м. Красный камень всегда появляется внезапно и оставляет впечатление сказочности и загадочности.

Свое имя камень мог получить за красновато-рыжий цвет скал, но и старинный смысл слова красный - красивый вполне соответствует этому месту. Эти места малопосещаемые - сказывается удаленность от больших городов и отсутствие хороших дорог.

В воздухе висела "парящая заснеженность", потому что приближалась плюсовая температура и все кругом начинало одновременно таять и подмерзать. Т.е. в лесу было как в тумане.

Вершина Красного камня состоит из трех скал. На одной из них стоит тур.

От Красного камня мы пошли к другой ближайшей скале, до которой идти чуть более километра. Это небольшая группа скал растянувшаяся на 150-200 м. Скалы эти местами имеют причудливые формы. Например, одна из скал похожа на "Пушкина" - Старика-камня, что под Ревдой. Также здесь есть тоннель, гроты, ровные стены, щели и пр.

Из-за потери времени на поиски дороги не удалось посетить еще три скалы в том районе. Все скалы там находятся относительно друг от друга на неблизком расстоянии (более 1 км), и толком нету ни троп, ни дорог. Но все они однотипные, так что не думаю что много потеряли.

Обратно домой поехали по асфальту через Маук-Касли, спешили выбраться до темноты. Надоело кататься по ухабным грунтовкам. Автопробег составил чуть более 400 км, а расход бензина чуть более 10.2л/100км.