#скала
31 января 2016 съездил с ураловедами к реке Ирбит к Писаному камню. По пути посетили скалы 5 братьев в Реже, Артемовский исторический музей и родник Сертазан (Марамин ключ).
Забегая вперед скажу, что еще раз подтвердил одну истину: ездить на машинах с толпой, а иногда еще и ходить с неизвестными людьми, это сразу будет нервотрёпка. Я оказался пунктуальным и прибыл на место встречи (бывшая гостиница Свердловск) в 8:30, несмотря на то, что в пути еще заправился.
Кстати, хочется подтвердить еще одну истину: дурак учится на своих ошибках, умный - на чужих, а мудрый использует опыт и тех, и других себе на пользу. Мудрым я себя не считаю, а умным больше, чем дураком. Время встречи нужно было назначать на 8 утра, чтобы по максимуму использовать световой день. Далее будет понятно почему.
Опоздало больше половины народа. Машин было не четыре, а пять. Долго ждали какую-то прынцессу по имени Ксюша, которая, как выяснилось, подружка одного из водителей. Выехали в 9:15. Та машина с Ксюшей на борту в городе заехала на заправку. Условились встретиться на Газпром'овской заправке в Реже на въезде. Ждали эту машину еще минут 15-20. Подобрали последнего соучаснега в Реже, он сел в мою машину. Состыковались со всеми и поехали к скалам 5 братьев.
Эти скалы я видел летом 2012, но с противоположного берега.
Группа скал состоит из пяти скал. Отсюда и название. Они стоят, словно по росту: от малого до большого, слева на право.
Считаю небольшой тактической ошибкой посетить эти скалы первыми. Т.к. это сокращает наше время, и это наименее интересные скалы. С другой точки зрения, им наверное всегда отделяется мало внимания, и поэтому хоть раз, но стоило их посетить первыми (по маршруту). Еще раз подтвердил свою истину: люблю город Реж!
На скалах пробыли недолго. Поехали в Артемовский. По пути зачем-то остановились у придорожного карьера. Зачем на него смотреть зимой? Приехали на знакомую мне площадь Советов. В Артемовском я бывал в 2008 по работе, и посещал его в 2011 году.
Артемовский исторический музей находится совсем рядом с площадью Советов в этом здании. Одна из его особенностей в том, что вход в него со двора, и больше напоминает какой-то подъезд многоквартирника.
Стандартный исторический/краеведческий музей. Из-за недостаточного финансирования и общей городской унылости (Артемовский унылый город) здание в небрежном состоянии, также и внутри экспонаты в таком же оформлении.
Однако, первые поселения в Артемовском районе могут похвастаться своим возрастом. Они старше основных поселений на Среднем Урале и датируются 17 веком.
Что же есть в этом музее? Мебель начала 20 века, выполнена в стиле модерн.
Предметы крестьянского быта и ремесел.
В подвесной качели кукла "Зернушка" и из мочала.
Кукла "Зернушка" - подарочная кукла, её дарили как пожелание благополучия, достатка, счастья; бытовала в богатых семьях. "Зернушка" - языческая безликая кукла: встарь люди считали, что глаза - это зеркало души, их необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от неожиданного неблагоприятного воздействия мира сего. Изготавливалась из ржи, льна и хлопка. Благоприятно сказывалась на развитии тактильных ощущений у детей.
Кукла из мочала - языческая безликая кукла: на Руси бытовала в бедных семьях. При изготовлении куклы использовались натуральные материалы: мочало, ситец, тесьма, атлас. Кукла из мочала - символ благополучия, достатка, счастья.
Коллекция минералов и камней.
Самый неожиданный экспонат - камни из человеческого организма.
Кости древних животных, которые до сих пор откапывают в Артемовском районе.
А дальше 20 век. Стоит отметить, что Артемовский стоит на "трех китах": уголь, железная дорога и электростанция. Эти три вещи в свое время дали городу развитие.
Каменный уголь открыт в этом районе еще в 1797 году. В селе Егоршино уголь был открыт в 1871 году. Химический анализ показал: "уголь отнесен к антрацитам и представляет собой хорошее топливо для всех металлургических производств". Индустриализация уже в 20 веке вспомнила про егоршинский уголь, чьи запасы оценены в 1200 млн. пудов. И благодаря объединению шахтерских поселков с селом Егоршино образовался поселок, а затем город Артёмовский.
В 1914 году сдана первая очередь железнодорожной линии до станции Аппаратная. Станция Егоршино оказалась узловой на Алапаевском и Ирбитском-Тавдинском направлении.
В 1923 году по ленинскому плану ГОЭЛРО (Государственная электрификация России) была запущена первая очередь Егоршинской ГРЭС. На её базе в 1990 году создана Артёмовская ТЭЦ. Выработка станцией электроэнергии прекращена в 2003 году. В настоящее время Артёмовская ТЭЦ обеспечивает тепловой энергией (тепло и горячая вода) потребителей города Артемовский. Подобная участь постигла крупнейшего в свое время Егоршинского радиозавода.
А дальше Великая Отечественная война.
Но больше примечательна революция. В 1921 году Бобровская угольная копь названа именем "товарища Артёма", а впоследствии шахтный посёлок стал городом Артёмовский - административным центром Артёмовского района Свердловской области. Товарищ Артем - это Фёдор Андреевич Сергеев. Его революционная деятельность была в основном в Донецкой, Харьковской и Луганской областях. Кстати, именно он был первым активным проповедником идеи Донецкой автономии.
В Артемовском установлен памятник Федору Сергееву. Но сам он здесь никогда не был. Просто его именем названы угольные шахты...
Есть в Артемовском и свои герои (известные люди). Это "уральский левша" - Сысолятин Александр Матвеевич ("САМ"). Известный мастер микроминиатюр страны.
И куча разных поделок. Не стал слушать дальше экскурсовода и попытался ретироваться.
Но задержался на первом этаже, где в одной из комнат увидел обширную коллекцию фототехники.
Собиратель коллекции Владимир Васильевич Мартынов.
Выходим из музея и спешим в машину, чтобы пообедать/перекусить. Садимся есть. Подходят остальные, сажаются по остальным машинам и уезжают. O_o Нормально! Мы всех ждали, а нас вот так взяли и бросили...
Догоняем остальных уже на роднике Сертазан (Марамин ключ).
В музее нам сказали, что название Сертазан дал какой-то армянин, который этот родник обустроил.
Еще этот родник называют родником на семи мостах. Сколько там мостов не считал, но их несколько. И, думаю, летом там будет приятно погулять.
Но только мы приехали, как через несколько минут нас снова все покидают. А мы снова ждем нашего пятого режевского товарища. Меня это уже начинает бесить! В спешке едем в Писанец. Случайно повернул не туда и уперся в тупик. Зато видел необычный памятник воину-освободителю (к сожалению не сфотографировал).
Догоняем остальных, паркуемся, да так, что мы заблокировали выезд всем. Спускаемся вниз к скале Писаный камень.
Описание рисунков на Ирбитском Писаном камне стало первым опубликованным сообщением об древних изображениях на Урале. Это произошло на стыке 17-18 веков.
Изображения первой группы нанесены на высоте около 3–3,5 метров от земли. Среди изображений этой группы можно уверенно выделить три антропоморфные фигуры, закрашенное изображение животного, многочисленные геометрические фигуры в виде отрезков, линий и сетки. Особенно стоит отметить самую верхнюю фигуру на этом панно животного в распластанной позе. Обычно так изображался медведь в "жертвенной" позе. Вероятно, в этом случае, можно говорить о рисунке медвежьей шкуры.
Вторая группа находится слева от первой, на высоте 1,8–2,6 метрах от земли. В данном месте отчетливо различима антропоморфная фигура с округлой головой и опущенными на пояс руками. Такую позу специалисты называют "фертообразной", от сходства с буквой Ф.
Третья группа находится над второй, на высоте 4 метров. Здесь едва различимы два или три солярных знака, а ниже их — очень обобщенная фигура какого-то копытного (лося).
Дело близится к сумеркам. Хорошо, что успели посетить это место при свете солнца.
Рядом еще осмотрели старинный полуразрушенный дом.
Вывод. Больше на машинах с толпой незнакомых мне людей не поеду!
Давно хотел посетить это место. Еще одна мечта осуществилась!
Использована информация: Д.К. Дубровский, В.Ю. Грачев "Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве".