Первомай 2016. Башкирская железнодорожная трагедия (1989)

Посетили это место по пути домой 3 мая 2016. Это было одной из главной целей поездки по Башкирии. Я помню эту трагедию. Я еще ходил в садик, и тогда 4 июня вся страна говорила про это происшествие: в садике, дома, соседи, по телевизору. Все скорбили. Родственники особенно за это переживали, потому что через несколько дней надо было ехать к бабушке и именно по этой ж/д-ветке. Помню, поезд в том районе замедлил ход, и мы через окно наблюдали выжженную холмистую местность. С тех пор, как каждый раз едем на поезде в том направлении, всегда выглядываем это место.

Вечером 3 июня 1989 г. в Башкортостане, неподалеку от 1710 км. перегона Аша – Улу-Теляк (участок Уфа-Челябинск) произошел разрыв трубы диаметром 700 мм продуктопровода высокого давления Западная Сибирь – Урал – Поволжье. Вырывающаяся из места повреждения газообразная смесь ШФЛУ (широких фракций легких углеводородов) испарялась и смешивалась с воздухом. Облако паров, будучи тяжелее воздуха, стекало в понижения рельефа и ночью достигло полотна магистральной электрифицированной железной дороги. Продуктопровод "Западная Сибирь - Урал - Поволжье" протяженностью в 1800 км начал эксплуатироваться с 1985 г. Еще при проектировании и при его строительстве выявлялись определенные недостатки, которые серьезно не учитывались при эксплуатации продуктопровода. Продуктопровод диаметром в 700 мм был рассчитан на давление 84 атм., а эксплуатировался в режиме 36-38 атм. Автоматический регулятор давления на насосной станции, расположенный в 200 км от места утечки, был настроен на отключение при повышении давления в 39 атм. и при его понижении до 28 атм. По техническому проекту измерение давления в трассе трубопровода фиксировалось не реже, чем через 90 мин, что сильно способствовало масштабам утечки.

Ночью, в 1 час 14 мин местного времени 4 июня 1989 года, в момент прохождения по 1710 километру двух встречных поездов – №211 Новосибирск-Адлер и №212 Адлер-Новосибирск, от искры токоприемника электровоза произошел взрыв скопившейся смеси. Сила взрыва составила примерно 300 тонн в тротиловом эквиваленте. По официальным данным, в поездах следовало 1284 пассажира (в т.ч. 383 - дети) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Истинное же число находившихся в вагонах людей установить было трудно, поскольку среди пассажиров находились дети до 5 лет, на которых билеты не брались.

Взрывом были разрушены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов сгорели полностью, 26 - выгорели изнутри, Ударной волной было оторвано и сброшено с путей 11 вагонов. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлекшая сползание откосной части насыпи до 70 см. Была разрушена на протяжении 250 м рельсо-шпальная решетка, 3000 м контактной сети, 1500 м продольной линии электроснабжения, 1700 м сигнальной линии автоблокировки, 30 опор контактной сети. Длина фронта пламени составляла 1500-2000 м. Зарево было видно за десятки километров. Пожар мог возникнуть одновременно во всех вагонах, но с различной интенсивностью. Кратковременный подъем температуры в районе взрыва достигал более 1000°С - об этом можно судить по оплавленным зубной золотой коронке у женщины, находившейся в больнице г. Уфы с тяжелейшими ожогами (температура плавления золота 1242°С). Одежда на людях истлевала от жара, не возгораясь, синтетическая одежда плавилась и испарялась.

Три рейса на электровозе с ранеными людьми сделала молодая бригада Сергея Столярова. На станции Улу-Теляк их грузовой поезд пропустил скорый №212 и отправился следом за ним. Через несколько километров увидели взрыв и пламя. Оценив ситуацию, они отцепили и закрепили вагоны и стали на электровозе подъезжать к месту катастрофы. Контактная сеть была оборвана, но уклон от места катастрофы был в сторону Улу-Теляка, и можно было разогнаться, доехать почти до завалов, а потом просто скатиться обратно на участок с целым контактным проводом. Забрав в кабину обожженных людей, Столяров двинулся назад, выгрузил их в безопасном месте и снова вернулся на 1710-й километр. Поднимал на руки детей, женщин, ставших беспомощными мужчин и грузил, грузил...

Место катастрофы расположено в труднодоступном малонаселенном районе. Оказание помощи было весьма затруднено этим обстоятельством. На месте было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего погибло 575 человек, травмировано - 623.

Через несколько лет на месте трагедии был воздвигнут монумент. Вокруг - аккуратные ряды сосен одинакового 20-летнего возраста - старый лес сгорел в ночь катастрофы. Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги построило новый остановочный пункт – платформу 1710 километра. Теперь все электрички, следующие из Уфы на Ашу, Симскую и Кропачево, делают здесь остановку. Удивительно, но этим было сохранено еще несколько жизней – раньше жители расположенной в трех километрах деревни ходили на электричку по шпалам на ближайшую платформу 1712 км, попадая иногда под поезд на кривой малого радиуса, где видимость весьма ограничена. Теперь они пользуются новой платформой.

На мемориале насчитал 29 плиток с именами погибших.

У подножья монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда Новосибирск-Адлер, неужели с того поезда?. Следуя строго по расписанию, эти поезда никогда не встречались на перегоне Аша – Улу-Теляк. Опоздание поезда №212 по техническим причинам и остановка поезда №211 на промежуточной станции для высадки женщины, у которой начались, роды, привели два пассажирских состава в роковую ночь к этому месту одновременно...

Поезда все еще курсируют по этому перегону. Несколько лет назад, говорят, в этом месте снова чувствовался запах газа.

Печальное место, но помнить об этом нужно.

Затем мы через Казаяк проехали в Ашу. Там снова заправился (на Лукойле). Из Аши поехали в Миньяр, а оттуда в Сим, и дальше на М5. В Аше и Миньяре нам очень понравилось, там грандиозные и красивые скалы прямо в населенном пункте. Подумали, что в Ашу и Миньяр стоит съездить отдельно. А дальше стандартно: Кропачево, Малояз, Кургазак. В Кургазаке набрали 10л воды.

Наконец-то остановились у памятника сподвижникам Салавата Юлаева - активным участникам Крестьянской войны 1773-1775 гг. В годы Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева мечетлинская земля стала одним из районов Красноуфимско-Кунгурского повстанческого центра, движущей силой которого были башкирские племена, проживающие на берегах реки Ай, и мишари. Фактическим руководителем Красноуфимско-Кунгурского повстанческого центра был башкирский старшина, полковник пугачевского войска Ильчигул Иткулов из деревни Большекызылбаево, а также его брат Ишмень Иткулов. Неувядаемой славой покрыл себя мишарский мулла Бахтияр Канкаев из деревни Большая Ока, бригадир повстанцев, до конца оставшийся верным Емельяну Пугачеву. Верными соратниками Салавата были башкирский старшина деревни Кутушево Исекей Садыров, мишарский старшина из Большой Оки Сулейман Кусекеев и многие другие жители этого края. Памятник, посвященный им, открыт около деревни Сальзигутово, на том самом месте, где, по историческим сведениям, 4 июня 1774 года после тяжелой битвы остановились на привал повстанцы. 7-8 июня 1774 года Емельян Пугачев и его полководцы Салават Юлаев, Иван Белобородов и Канзафар Усаев провели совещание в Большой Оке. Так что место для памятника выбрано удачное.

Со скалы открывается замечательный вид.

Цветочный паук. Наверное это будет традицией заканчивать путешествие по Башкирии с пауками... (как в прошлом году)

В родной Свердловской области сделали еще одну остановку у памятника печального места. Здесь в 1918 году зверски убили участников только начинавшейся Гражданской войны в Артинском районе. Этот памятник я уже посещал зимой 2011, на этот раз остановился найти геокэшерский тайник. Чуть позже за Михайловском залили из канистры 20л бензина, который катался всю поездку в качестве резерва.

Проехал за этот день 678 км.

Итоги поездки.

Спасибо всем за внимание. До новых встреч.

Использована информация с сайта geocaching.su