Черемисский историко-литературный музей

1 апреля 2017 поехали с мамой за Натахой в Липовский санаторий, где она провела пару недель. Ну и чтобы поездка не была банальным трансфером, задумал посетить Черемисский историко-литературный музей. Про этот музей я услышал от жителей д.Колташи в 2012 году, когда интересовались Родиной Данилы Зверева. Тогда сказали, что в неком черемисском музее про него более подробно расскажут. Но я не знал где он... С тех пор и был незаконченный "гештальт".

К тому же, незадолго до этого удалось выйти на свзяь с этим музеем по электронной почте. Лариса Николаевна - сотрудница музея написала мне: "Музей рядом с бывшим храмом и памятником. Белое кирпичное одноэтажное здание. Работаем мы с 8.00, перерыв с 12.00 до 13.00. Наш стационарный телефон 8-343-64-5-21-44."

Поехать в Липовку поэтому решил в этот раз по старому тагильскому тракту через Балтым-Мостовское-Черемисское. По пути заехал к обелиску у Шитовского озера, на котором написано: "здесь на восточном и северном берегу озера были 4 стоянки людей каменного и медного веков". Здесь я был в в 2011 году.

Приехали в Черемисское и припарковались у белого потрепанного здания. Сейчас в нем похоже ДК, а раньше это была церковь.

Интересный памятник погибшим в ВОВ.

Еще нигде не видел, чтобы памятник ВОВ сопровождался фотографиями.

А вот и здание того самого музея. Черемисский историко-литературный музей один из старейших сельских музеев Среднего Урала. Музей возник в 1960 году как школьный. Основателем музея стала Бесова Валентина Максимовна, занимающая в те годы должность директора школы. В.М. Бесова главным направлением в системе обучения школьников выбрала патриотическое воспитание. Большое внимание уделялось изучению природы и истории родного края, это привело к созданию удивительного комплексного музея.

Основную часть коллекции музея собрал краевед Василий Иванович Шабунин. Все 50-е годы он собирал материалы по истории села Черемисское: записывал воспоминания старожилов, фотографировал старинные дома и особняки зажиточных крестьян и владельцев лавок, работал в архивах Тобольска, Верхотурья, Перми, Свердловска, вёл переписку с музеями Москвы, Ленинграда, приобретя для музея ценные копии многих архивных документов. Благодаря энтузиазму и настойчивости В.М. Бесовой и В.И. Шабунина в течение 35 лет на общественных началах вся школа и многие жители села принимали не только активное участие в сборе материалов по истории края, но и в исследовательско-пропагандистской работе.

Сейчас музей располагается в здании земского училища, построенного в 1871 году, и является филиалом МУ "Режевской исторический музей" Свердловской области. Музей - лауреат и дипломант многих всероссийских форумов. Награжден тремя дипломами Министерства Культуры СССР. В 2002 году музею присужден Грант Благотворительного Фонда Сороса.

При входе нас встречает Ильич...

...и деревянная змея.

Черемисское – старинное уральское село, основанное около 1670 года беглыми черемисами (мари, марийцами) на берегу ключа, прозванного Кукуйским. Село расположено в глубинке: в 40 км от районных центров Режа и Невьянска. У села удивительно интересная судьба и крепкие вековые традиции. В 1704 году по указу Петра I в составе Аятской Слободы Черемиска "со всеми крестьянами и землями" была приписана к Невьянскому заводу. С 1868 года Черемиска – волостное село. Главное занятие жителей – земледелие, а выжиг угля, доставка дров в Екатеринбург и Невьянск, добыча камней-самоцветов – подсобные заработки.

"Село Черемисское, в котором ныне живут Государственные крестьяне, получило название от Черемис, живших в сем месте около 1670 года. По выдворении их за беспокойства, причиняемые своим соседям, вскоре здесь первоначально на ключе, называемом Макаровом (Кукуйском) поселились семейства три из выходцев казанских, от которых и происходит все нынешнее поколение."
Сведения из отчета священника Черемисской церкви Павла Горского Русскому Географическому Обществу. 17 декабря 1848 год.

"Черемисское село расположено по обоим берегам маленькой речки, называемой черемисской, в 90 верстах от Екатеринбурга. Первые поселенцы села были инородцы - черемисы, поселившиеся в XVI веке и занимавшиеся грабежом и разбоем.
Первые поселенцы села Аятского, основание которого относится к 1669 году, жаловались, что воровская черемиса обижает, грабит их, вследствие чего жители Аятской слободы для защиты от набегов поставили острог в вышину 2 сажени с 5 башнями по 6 саженей высоты, из которых одна была с проезжими воротами, а вокруг острога выкопали ров...
"
("из истории Урала - Урал с древнейших времён до 1917 года.")

Макет усадьбы крестьянина-середняка 19-20 вв., сделан Опалевым П.Г. в 2004 году.

А это орудия труда 17 века. Бревно с выемками - это на самом деле лестница, потому что в 17 веке не было гвоздей и лестницу делали путем делания "ступенек" в бревне. Лесопилок тоже не было, поэтому чтобы добыть доску нужно было поработать дранкоколом - аналогом топора.

Подробнее см. видео:

Режевской район известен своим сельхоз промыслом с момента первых поселений русских. И еще он приобрел славу края самоцветов. Поэтому в музее выставлена скромная коллекция минералов и камней, которые присутствуют(!) в этом районе.

Отдельный уголок посвящен Даниле Звереву. После экскурсии мы пообщались немного с Ларисой Николаевной. Она пообещала все показать в Колташах все что связано с Д.К. Зверевым, но нужно заранее с ней договориться и летом. Кроме того, она нам поведала про легендарный "клад Зверева", который был найден, и который она будучи ребенком даже видела краем глаза...

Д.К. Зверев - это прообраз бажовского Данилы-мастера, который сделал каменный цветок. А среди наших современников родом из этого края есть и настоящие мастера, которые делают каменные цветы.

В этом же зале выставлена этнографическая коллекция.

Это марийские национальные костюмы начала 20 века.

И немного про Богоявленский храм когда-то бывшем в Черемисском, в котором ныне клуб с 1954 года.

Музейчик весьма скромен, но с изыском. В нем есть какая-то та частичка краеведческой души... Коллекция хоть и скромная, но очень интересная. Все минимально, по полочкам, везде интересно и нет толп народа - все как я люблю.

Продолжение следует >>