#тоннель, #живность, #техноген, #Белая, #гора
15 августа 2010 хотели поехать в сторону Северки полазить на скалах, но накануне узнали, что там пожары. Поэтому решили ехать не меняя направление и проехать дальше до Дидино. А там находится заброшенный тоннель, который давно уже представлял интерес. Кроме того, интересно было найти тайник "У подножия горы Белой".
Предположительно Дидинский тоннель был открыт в 1913 г. До войны стояли по всей длине ветки демидовские рельсы, которые почти не изнашивались, а после появления тяжелых составов стали лопаться. Тоннель имеет небольшой зигзаг, но все равно дальний выход видно, хоть и не полностью. Говорят, что его пробивали с двух сторон и не сошлись. В 50-60-х годах тоннель стало активно затапливать грунтовыми водами, его пытались спасти, но вода сделала свое дело, и тоннель закрыли в 1993-94 гг. В последние годы его жизни скорость по нему была ограничена 25 км/ч.
Многие писали что лучше выходить на о.п.1590 км (следующей станцией за Дидино железнодорожной ветки Свердловск-Дружинино), поскольку ближайший из входов в тоннель находится всего в 500м. Но мы вышли в Дидино и вошли с другого входа, до которого шли чуть больше километра. И не прогадали: во-первых, тайник ждал нас на другом выходе и, во-вторых, сразу же оттуда шла дорога на ЛЭП, а от нее дорога к горе Белой.
Итак, все началось на остановочном пункте Дидино.
Путь мы естественно не знали, поэтому старались придерживаться курса, который нам указывал навигатор. В результате пришли к каким-то садам, а за ними уже дорога к тоннелю.
Где-то в интернете нашел координаты обоих входов и вбил их в навигатор. Но они оказались слегка неверными, с погрешностью этак метров на 200-300. Поэтому вход в тоннель нашли не сразу. Перед нами выехала машина (полированный паркетник субару с табуном народа). Поплутали по садам, увидел высокий куст можжевельника.
Увидев по бокам недействующие железнодорожные электро-столбы и ливневую канализацию у дороги, поняли, что мы на правильном пути.
И вуаля,- вот и тоннель.
Этот выход должен быть заболоченным, по рассказам посетителей. Но поскольку на Урале стоит длительная жара, то там просто небольшие лужицы. Сапоги резиновые мы не взяли, но и в кроссовках прошли весь тоннель без проблем.
Единственное что напоминает о когда-то существовавшей здесь железной дороге – это впадины от шпал железной дороги.
А вот и первая ниша, они встречаются наверно каждые метров 50.
А мы все отдаляемся и отдаляемся от места нашего входа.
Сложен тоннель из камня в стиле исторических сооружений. Потолок не видели чтобы осыпался, но капает вода.
Сбоку ведет канава - видимо часть ливневой канализации.
Это первая большая ниша.
Примерно в середине тоннеля есть еще лед. И прямо над ним более интенсивно капает вода.
Местами во льду образовались микроозерца.
По бокам лет подтаял.
Вот так выглядит картина между стенами тоннеля и льдом.
Здесь вода капает более интенсивно, правда на фото этого не видно.
Чуть пройдя, увидели дверной проём и стало интересно.
За дверным проемом комнатка. В комнатке полуживая деревянная лестница ведет на вверх.
А под лестницей слева есть лаз в нижний тоннель (порядка 500 метров) - дренажная система для отвода воды.
Система состоит из такого тоннеля. Идти по нему придется на полусогнутым. Но там вода, а сапог резиновых нет, поэтому дальше спуска изучать не стали.
Рискнул залезть на вверх.
А там ход вверх, и еще выше ведет левее лестничный ход. И кончается бетонная лестница в таком же по размерам тоннеле, как дренажная система. Этот верхний тоннель (длиной примерно 200 метров) - вентиляционная шахта, которая служит для сброса скального давления. Тут же вертикальный колодец, соединяющий дренажную системы с поверхностью.
Напротив широкий лаз, который обрывается прямо в тоннеле с потолка.
А это верхний (вентиляционный тоннель). Здесь я видел кто-то летал, кажется летучая мышь.
Вернувшись обратно в основной тоннель, продолжили путь к выходу.
Другой выход действительно оказался более сухим. Тут мы встретили еще группу людей, которые только заходили и были вообще в сандалиях.
На стенах тоннеля то мох (зеленый), то что-то белое, очень похожее на подсохшую плесень.
Так выглядит вход с другой стороны - со стороны о.п.1590км.
По бокам вверху есть такие ниши. В одной из них вырос кустик.
Пока соучасник Алексей изучал верхушку...
Мы решали где и как искать тайник.
В это время было сделано несколько фотографий.
Не удержался, и тоже осмотрел верхушку.
Тайник нашли. Контейнер практически на виду и замаскирован не очень хорошо. Т.к. место стало очень посещаемым, то в контейнере много хлама. Устроили тут же перекус. На колодце висит какая-то старая ржавая цепь с замком.
На дне колодца поток воды.
Походить над тоннелем и осмотреть укрепления не пришлось, будет повод еще раз сюда вернуться. Далее вышли на дорогу ведущей к ЛЭП и пошли в сторону горы Белая. Вдали видно гору Волчиха (ретранслятор на фотографии).
Прямо на дороге заметил змейку 10-12см. Признаков жизни она не подавала - мёртвая, раздавлена шея. Осмотрев ее, признали в ней гадюку.
Шли по нормальной грунтовой дороге ведущей к горе Белой. В какой-то момент навигатор показал, что пора уже нырять влево в густой лес. Выбрали одну из заросших просек и вошли в лес бороздить буреломы. Местами даже пешком было пройти сложно. Видели необычные какашки - лосиные подумали мы. В округе много пихты. Снова как на оленьих ручьях увидели много пихты с нормальной зеленой хвоёй и красной одновременно.
Тайник тоже нашли быстро. Больше хапнули адреналина пробираясь сквозь буреломы. Как же интересно автор на велосипеде туда пробрался, да еще и зимой? Очень порадовало содержимое контейнера. Игрушки в таком месте и правда ни к чему, сюда надо ложить предметы для выживания. Вот и положил более подходящие которые были с собой: нож-открывашку и спички (охотничьи и обычные), а взял игрушку которая приглянулась - хрустального зайку.
Вот такой путь мы проделали от одного тайника к другому.
Обратно пошли по тем же буреломам. С одной лишь разницей - на этот раз мы шли по прямой, а не по извилистой траектории, по которой вела стрелка компаса навигатора.
Вышли на дорогу и пошли в сторону вершины горы Белой. Где-то не доходя устроили привал. Навигатор указывал высоту 557м. Глянули на часы, а нам уже нужно собираться назад к электричке. Опоздать нельзя, следующая только через 4 часа! В итоге до вершины мы так и не добрались.
Поразившись напоследок красотой неба среди величественных пихт пошли обратно.
Но мы были где-то близко к вершине...
Вернулись к ЛЭП. Но ушли налево (до этого пришли с правой стороны).
Прошли чуток по ЛЭП и увидели дорогу ведущую в сторону станции, на нее и свернули.
Позже с дороги шла садовая тропа в нужном нам направлении.
Пришли на станцию, ветка которой оказалась чуть дальше той, на которую мы приехали. Немного передохнули и как раз подъехала электричка, которая увезла нас домой.