Память о летчиках-испытателях на Урале

#Бахчиванджи

Многие знают улицу Бахчиванджи в Екатеринбурге где аэропорт "Кольцово", но не все знают в честь кого она названа. И я не особо знал. Знал только что в честь какого-то летчика. Теперь знаю точно, что названа эта улица в честь Григория Яковлевича Бахчиванджи - летчика-испытателя, который в войну разбился под "Кольцово", испытывая маленький, но очень шумный самолёт. 28 ноября 2010 в компании с all-exe и 504(настя), M&B провели "экскурсию" в историю в ходе закладки нового тайника. К сожалению, тайник просуществовал всего лишь пару месяцев.

Г.Я. Бахчиванджи 15 мая 1942 года первый в мире совершил полет на реактивном самолете БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем. Об этом факте свидетельствует мемориальная плита установленная прямо напротив аэропорта "Кольцово". 15 мая 1942 года - был первый, а 27 марта 1943-го года - седьмой и последний полёт Григория Бахчиванджи. Он поднялся в небо на управляемой ракете, чтобы развить предельную скорость, почти равную скорости звука. Он набрал высоту до 2 тысяч метров и скорость 800 км/ч, но самолёт не пошёл вверх, а стал с креном снижаться, начал почти отвесное пикирование под углом 50º. Он упал на берегу реки у села Патруши, в шести километрах южнее аэродрома "Кольцово". Катапульты в то время не было, обычным парашютом на такой скорости лётчик воспользоваться не мог. Ему было всего 34 года. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолета в пике, бороться с которым тогда не умели.

Самолёт БИ-1 собирался и проходил первые испытания тоже у нас на Урале, в маленьком посёлке Билимбай, где расположился эвакуированный в годы войны завод №293. Почти игрушечная машина на летчика произвела удручающее впечатление. Г.Я. Бахчиванджи должен был первым научить её летать со скоростью звука. Макет самолет БИ-1 в масштабе 1:1 установлен тоже напротив аэропорта рядом с мемориальной плитой. Визуально он и правда небольшой, даже соизмерим с большой легковой (или легкой грузовой) машиной.

Здание нового терминала аэропорта "Кольцово" прямо напротив самолета БИ-1 и мемориальной плиты.

Чуть дальше аэропорта по улице Бахчиванджи установлен памятник летчику-испытателю. Надпись на памятнике гласит, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Через 30 лет после его смерти звание Героя Советского союза ему было присвоено благодаря ходатайству коллектива аэропорта "Кольцово" и школы № 60.

Более двадцати лет была тайной даже его могила. Потом ушли и люди, которые могли её показать. И если бы не следопыты школы № 60, события тех далёких военных 1942-1943 годов возможно были бы забыты. Установлено документально, где погребён Г.Я. Бахчиванджи - в одной из трёх безымянных могил Малоисточенского кладбища. В двух других тоже лётчики-асы, и их имена также из секретных списков войны.

Вторая могила - К.А. Груздьева - дублёра Г.Я. Бахчиванджи при испытаниях самолёта БИ-1. Личность легендарная. При отправке его на Урал, на его груди были уже орден Ленина, два ордена Красного Знамени. За первый месяц войны на личном счету Груздьева было 19 сбитых немецких самолётов и 300 боевых вылетов. 2 февраля 1943 года он погиб в уральском небе, испытывая один из прибывших американских истребителей "Аэрокобра".

Третья могила Трофима Чигарева. Он снимался в фильме "Эскадрилья №5", выполнял полёты за М.Бернеса в фильме "Истребители", а также в фильме "Валерий Чкалов" летал за главного героя. Погиб он в Красноуфимском районе, когда перегонял в Кольцово захваченный на фронте "Мессершмитт-110", для его дальнейшего изучения.

Затем посетили школу № 60, благодаря которой мы знаем о Г.Я. Бахчиванджи и событиях тех военных лет. И в итоге дальше поехали закладывать тайник.

А вот так выглядел "россельбан" в тот день по пути домой. Кажется в тот день, после этих событий, я купил себе треккинговые ботинки в Манараге.

Информация взята с Википедии и сайта www.geocaching.su. За основу взята информация из книги Инны Гладковой "25 Екатеринбургских тайн".

История от авторов тайника тут, но этот пост к сожалению закрыт.