#Европа-Азия, #Бажов, #карьер
В очередной раз присматривался куда можно поехать на электропоезде погеокэшерить. Вроде бы все ближайшие тайники посетил, кроме села Мраморское. Можете кидаться в меня помидорами, но мне нравится пешекешерить на электричках/поездах, т.к. с детства люблю железную дорогу. 13 августа 2011 решили туда съездить с peshehod'ом: он хотел найти дорогу через Приисковый пруд, а я хотел найти тайник.
Как интересно, пригородный поезд на Верхний Уфалей (или Полевской) отходит от Первомайской в 8:05 местного, а от Шарташа в 8:55 (видимо там у него стоянка 50 минут). Ну т.к. Андрей живет там рядом и мне до Шарташа дойти удобно, поэтому и встретились там. С первым поездом выехали. В этот раз полностью смог оценить поездку в пригородном поезде: едет несколько медленнее электрички (тепловоз все-таки в голове состава), зато сиденья комфортнее, даже столики откидывающиеся есть как в самолете. Но что еще интересно это то, что в правой части вагона сиденья расположены лицом к попутному движению, а в другой части вагона сиденья смотрят в другую сторону, т.е. часть вагона (левая сторона) едет "задом наперед". Народу было мало (для субботы), на улице жара, окна раскрыты, ехать одно удовольствие.
Где-то через час мы прибыли на станцию Мраморская.
И сразу же взяли курс к центру села.
Вывеска: "Дом образцового быта".
Мраморские коровки (питаются мусором =) ).
Необычный дорожный знак "Дети".
В этот магазин мы не заходили, но здание понравилось.
А вот и первый мраморный памятник встретившийся нам на пути. Рядом мемориальная доска в честь писателя Павла Петровича Бажова.
Немного из истории. Село основано в 1738 году в связи с началом разработки богатых месторождений мрамора. Основание в 1765 году Горнощитского мраморного завода на месте ранее существовавших кустарных мраморных ломок дало начало селу, получившему позднее современное название Мраморское. До настоящего времени добыча и обработка мрамора играет важную роль в местной экономике. Восстановленный после революции завод производит преимущественно облицовочную плитку и памятники.
Идем дальше. Это фельдшерско-акушерский пункт.
Подходим к месту основных достопримечательностей села. Здесь за маленьким заборчиком вместе находятся сразу памятник жителям села, погибшим в годы Великой Отечественной войны, уникальные солнечные часы, выполненные местными мастерами-камнерезами в 1773 году из белого мрамора и бюст Ленина.
Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Солнечные часы.
Сверили наши часы с солнечными, солнечные отставали где-то на 1,5 часа. Оказывается, солнечные часы сбиты и показывают не правильное время. Об этом нам рассказала мимо проходящая бабуля, увидев как мы обсуждаем время. Также она сказала, что в прошлом году в них въехала машина, видимо восстановили и не откорректировали.
Бюст Ленина.
Мраморный бюст Ленина стоит на мраморных блоках разной геометрической формы.
Дальше пошли по улице налево. В селе много старинных примечательных домов, это очень порадовало.
Если пройти по улице налево метров 200, то там стоит памятник в честь Первомая.
Надпись закрасил по идеологическим геокэшерским соображениям.
Рядом с памятником стоит колодец.
Рядом с ним икона Св. Иоанна Предтечи.
Забыл упомянуть, что мрамор в селе там повсюду валяется.
Вернулись обратно к "мемориалу за заборчиком". За ним, как и во многих других местах, в селе есть специальные металлические каркасы под мусорные мешки.
Рядом православный храм в память Усекновения главы святого Пророка и Предтечи Иоанна освящённый 12 октября 1841 года. 17 марта 1933 года храм был закрыт, колокольня снесена. В настоящее время храм возвращён верующим и восстанавливается.
Дальше пошли наоборот - направо по улице. Также любовались другими домами.
И пришли к памятнику жителям села, погибшим в годы Гражданской войны.
Напротив возле какого-то водоема пасется лошадь. По ГШ-карте рядом значится некая звероферма.
Вычислив все координаты, выдвинулись к Приисковому пруду, попутно тоже обращая внимание на домики.
Приисковый пруд. В двенадцатом часу народу было человек пять. Через 2 часа когда шли обратно мимо пруда здесь уже были толпы на машинах.
Немного передохнули. Посчитали все координаты. С учетом того что поезд будет в 15:38 местного, а время около 11-12 часов, то приняли решение дойти до места разработки нового карьера.
Кое-где есть следы от камнерезных пил.
Перекусили. Пошли не по уже истоптанным дорогам, ведь так не интересно, а пошли по направлению придерживаясь азимута. В результате вышли к еще одному пруду на месте засыпанного карьера.
Прошли около километра и вышли к памятнику лошади. Для справки: по преданию, один из золотоискателей перевозил драгоценный металл из села Полдневая в Мраморское. Ехал верхом. По дороге на него напали разбойники, также на лошадях. Погоня продолжалась не менее 15 верст. В результате старатель был спасен от верной смерти, но конь, на котором он скакал, за версту от Мраморского пал. Старатель в благодарность поставил памятник своему спасителю. Монумент представляет из себя мраморный куб с надписью: "Гнедко... служил до смерти 9 августа 1884 г." Памятник посещается до сих пор, по местной традиции на мрамор кладут монеты, вспоминая преданность животного своему хозяину.
Наступил черед тайника, который был успешно найден. Среди прочих ништяков особенно запомнился вот этот.
Но это было не все, что я хотел посетить в селе Мраморское. Среди прочих достопримечательностей в селе есть еще "знак Европа-Азия". Самодеятельный обелиск установлен Чесноковым В.Г. (автор замысла) и Вилисовым В.П. (помощник) 20 октября 2005 г. На текущий момент памятник разрушен. Позже уже дома в книге Олега Щетинина "Граница Европы и Азии" прочитал следующее: "Обелиск у станции Мраморская был поставлен недавно - в 2004 году. Обелиск высотой около 3-х метров представляет собой столб с черно-былыми полосами. Вверху прикреплены таблички с указателями частей света, а между ними написано "Урал" и прикреплена статуэтка хозяйки медной горы. Место для знака выбрано, по мнению автора, очень неудачно: он стоит напротив туалета и на склоне заброшенного мраморного карьера". Что это, неужели возле села Мраморское есть еще один обелиск Европа-Азия? Ведь по описанию совсем не подходит.
До поезда остается 10-20 минут. Воодушевленные плодотворной прогулкой мы возвращаемся на станцию.
Традиционно фото пригородного поезда, который отвез нас обратно, в Екатеринбург.
А также карта путешествия. Пеший пробег составил 13,41 км. Отличная прогулка выходного дня!
Использована информация с источников: