#река Чусовая, #Демидовы, #Висим, #Европа-Азия, #гора, #Белая, #Весёлые горы
Когда мы гуляли по лесопарку имени лесоводов России, выяснилось (вспомнилось), что у моего одногруппника (по УПИ) Кирилла когда-то жила бабушка в Усть-Утке что за Висимом и Висимо-Уткинском. У меня было незаконченное геокэшерское дело в Висиме, и поэтому я предложил ему съездить в тот район. Он загорелся и согласился. Но Кирилл предложил поехать не традиционным путем через серовский тракт, а через Первоуральск. Тут согласился я, т.к. разведка "новой" дороги для нас весьма актуальная и интересная задача. Проблема, о которой мы знали, и которой предстояло быть - это грунтовая длинная дорога до Харёнок. Но, как потом выяснилось это вовсе никакая не проблема. По пути к Харёнкам заехали в Каменку.
Планировалось выехать в 7:30-8:00 с уралмаша. Но как обычно выезд задержался и выехали в 8:30 утра. Накануне, Кирилл сказал, что открыли участок ЕКАДа от серовского до московского тракта и видел это лично по телевизору, как губернатор его открывал. Я не верил, т.к. буквально 4 сентября еще ходил на Еловый мыс и ЕКАД еще строился, визуально я бы сказал, что строиться ему еще долго. Но когда мы по этому участку проехали, я сказал: "Да ладно!!??" - действительно построили O_o
Ну да ладно, едем дальше. Чем дальше отдалялись от города, тем больше становился туман. Если в городе было +11°C, то уже за городом температура была +3°C, особенно когда приближались к реке Чусовой. Проехали Первоуральск, Билимбай, мимо Коуровки и Новоуткинска и свернули на Каменку. Машину припарковали возле двухэтажного старинного деревянного дома (вероятно здание пристанской конторы) возле которого старинный бывший каменный амбар.
Прогулялись до плотины в устье Каменки в Чусовую. Немного из истории.
В начале XVIII века на Чусовой начинается оживление. Строящиеся на Урале горные заводы используют Чусовую для транспортировки продукции. В 15 километрах выше Каменки в 1703 году возникла первая чусовская пристань – Уткинская. Но количество заводов росло, увеличивались объемы продукции и вскоре появилась потребность в новых пристанях. В 1723 году небольшую речку Каменку (ее длина всего лишь около 15 километров) перегородили плотиной с шлюзом. Длина плотинной дамбы составила 100 метров, а высота – до 15 метров. Образовался небольшой пруд, на котором построили лесопильную мельницу на две пилы, а в 1726 году начала работу казенная Каменская пристань.
Вернулись к машине. Дальше пошли в гору на камень Каменский. Ведь там должны быть декорации Свердловской киностудии.
Здесь стоит настоящий старинный острог образца XVI века. Конечно, большая часть деревянных построек уже разрушена, тем не менее, они производят неизгладимое впечатление. Конечно, это не настоящий острог, а "киношные" декорации. В 1983 году их построила Свердловская киностудия для съемок фильма "Семен Дежнев". Для съемок были досконально воспроизведены элементы старой русской деревянной архитектуры, быт того времени. Увидеть древнерусский городок на камне Каменский можно и в ряде других фильмов.
В этих декорациях снимались фильмы: Угрюм река, Золотая баба, Приваловские миллионы, Демидовы, Семен Дежнев, Тайна золотой горы и многие другие. Все вышеперечисленные фильмы я просмотрел еще зимой. И про место это знал давно. Во многих этих фильмах я узнал это место.
Собаку Катрин постоянно приходилось ловить чтобы посадить ее на поводок или затащить в машину.
Река Чусовая. Вид с камня Каменский.
Декорации в тумане.
Нашел тайник. Далее наш путь пролегал в сторону Шали. По правую сторону от нас оставались: Нижнее Село, Трёка, Староуткинск, Чусовое. Проехали Илим и ушли вправо на Колпаковку. Теоретически здесь еще должен быть асфальт, но здесь началась грунтовка, по которой мы ехали чуть ли не 80 км/ч.
Перед Колпаковкой (ж/д станция "Харёнки") повернули направо и ушли на другую грунтовку. Именно эту дорогу мы и хотели разведать. Эта дорога ведет от Колпаковки (ж/д станция "Харёнки") до деревни Харёнки (Старые Харёнки). Дорога грунтовка оказалось проезжабельной даже для недоприводов. Мы проехали на лансере без особых проблем, один раз немного занесло (т.к. гнали 50-60 км/ч), один раз ширкнулись. В одном месте была низина с болотом по краям с крутым подъемом, еще в одном мостик размывает постепенно. Но здесь рядом некое Полозское охотхозяйство (если я не ошибаюсь), так что дорогу эту думаю будут поддерживать.
В какой-то момент остановились уточнить дорогу у проезжающей тут же другой машины. Наши планы подтвердились. Эта дорога проезжабельна, как до Харёнок, так и до Сулёма.
Потом за этой машиной мы пристроились и не спеша доехали до Харёнок. Между собой мы эту дорогу назвали "Харёнский автобан".
Водитель из этой машины перед Харёнками остановился и подсказал нам как проехать к памятнику Демидову. Получилось так, что мы сразу подъехали к острову с другой стороны и нас разделяла река Чусовая и остров, на котором стоит памятник. На том берегу видно, что живет какая-то элита. Вспомнили, что здесь "дача" Э.Э.Росселя.
Сапоги не взяли. Поэтому мне пришлось преодолевать реку в брод. А Кирилл с собакой Катрин остались на берегу. Уже на острове принялся фотографировать необычный памятник.
Нашел тайник, но не сразу. Вернулся, также преодолев брод. Немного перекусили. Решили доехать до деревни Ёква, которая теоретически уже нежилая. Приехали. А там какой-то шлагбаум и дорога в объезд.
Конечно домов там много полуразрушенных. Кирилл даже подметил, что сено даже еще есть старое.
Потом у нас возникло препятствие виде большой лужи с мягким грунтом по краям. Рисковать не стали, куда там на недоприводе с лысой резиной соваться, оно того не стоит. Проезжая мимо того шлагбаума, увидели как некая "гламурная кисо" на Porsche Cayenne открывала себе шлагбаум чтобы проехать. Оказывается кто-то еще тут живет... Проехались еще дальше в поисках (по памяти) славных Кирилловых грибных местечек, но не нашли, поехали в Усть-Утку. В Харёнках нарвались еще на один "элитный объект" с красивым ландшафтом (на карте здесь значатся сады).
Въезд (а для нас выезд) в Харёнки со стороны Усть-Утка.
Дорога от Харёнок до Усть-Утки сначала была хорошей, асфальтированной, потом превратилась в разбитую грунтовку - это оказался для нас самый плохой участок дороги в тот день. Это новый Усть-Уткинский мост.
В Усть-Утке первым делом проехали к памятнику Единению России, открытый в 2006 году.
Немного из истории.
Памятник Единению России связан с праздником, отмечаемым в России 4 ноября. Памятник выглядит, как массивная каменная глыба, в которой высечены изображения бурлаков. Рядом – колокол на небольшой звоннице. Но колокола в тот день не было. С чего бы такому памятнику быть в этом месте? День народного единства отмечается в России с 2005 года. Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в 17 веке. Есть сведения о том, что именно здесь известные купцы и промышленники Строгановы собрали и вооружили отряд ополченцев, который отправился по Чусовой в сторону Камы и Волги, чтобы защитить московский трон.
Если пройти чуть дальше метров на 50 от памятника вдоль реки Чусовой, то можно увидеть на берегу небольшой "помосток". Это деревянное сооружение является частью демидовской пристани.
Еще чуть дальше устье реки Межевая Утка в реку Чусовую. Кстати, река почему называется Межевая Утка, потому что она была на границе между землями Строгановых и Демидовых.
Нам повезло. В тот день на пристани было три археолога, которые постоянно что-то записывали, обсуждали, мерили...
Мы им немного сели на ухо и узнали немного ценной информации. Например, этот самый "помосток" сложен из нескольких уровней брёвен.
Вот что мы еще узнали. Не надо думать, что пристань была такая маленькая, ведь под словом пристань подразумевается целый комплекс в несколько гектар, в котором была пилорама, строились барки, которые потом спускались на воду и загружались железом с последующем отплытием по Чусовой. Если встать спиной к Чусовой, то можно увидеть некоторую площадь, которая находится чуть ниже основного уровня земли - это была гавань (см. фото ниже). Зимой свозился лес, строились барки. Весной, по большой воде, перекрывалась река Межевая Утка и ее воды заполняли эту гавань. В эту гавань спускали построенные барки, их число доходило до пятидесяти за сезон, загружали их, затем они отплывали. Берега реки Чусовой со стороны деревни были укреплены (брёвнами?), но со временем укрепления эти были сняты, поэтому берега со стороны деревни немного обрывистые.
Во время познавательного рассказа пролетал касяк уток. Из разговора также стало понятно, что пристань эту хотят возродить. В интернете по этому поводу мелькала информация, что хотят воссоздать Усть-Уткинскую демидовскую пристань и сделать туристический объект, вплоть до того, что чуть ли не на барках сплавлять туристов по Чусовой.
Дальше мы искали своеобразный музей Сергею Есенину. Но пока искали, встретили колодец "Ильинский". Позже нашел почему он так называется. Колодец назван "Ильинским" по имени располагавшейся здесь когда-то часовни. Говорят, под кедром, что стоял рядом, любил сиживать Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. (источник: Областная газета от 24.08.2006)
Искали по Кирилловой памяти где же этот музей Сергею Есенину... Пришлось улицу объезжать. Но нашли конечно же. А пока шли, наблюдали другие изыски деревенского зодчества.
Пришли. Это оказалось небольшой аллеей памятников из обычного камня с выбитыми буквами и рисунками. Аллея создана собственными силами местным энтузиастом Кожевниковым Тимофеем Андреевичем, ветераном Великой Отечественной войны, старейшим жителем деревни, его возраст 94 года (2011).
Также здесь есть небольшой бюст поэта сделанный тоже Кожевниковым Т.А.
Некоторые надписи весьма забавные. Что сподвигло ветерана сделать эти творения нам неизвестно, к сожалению, мы с ним не по общались (в тот момент он был на том берегу). Но местная жительница, которая нам про него рассказала, также сказала, что он бы много рассказал, если с ним по общаться.
Затем решили вернуться к администрации, ведь в этом же здании музей. По пути проезжали мимо старую Нижнетагильскую городскую детскую туристскую базу.
Не знаю что это за здание теперь и что значит сейчас "Пристанская контора", но Кирилл говорит, что раньше это была администрация деревни.
А вот и сам музей истории (дом купца Кряжова) и по совместительству Усть-Уткинская территориальная администрация.
Довольными после посещения всех примечательных мест в Усть-Утке, мы поехали закладывать тайник. В пути остановились возле стеллы при въезде (для нас выезд) из деревни.
Следующим нашим пунктом назначения был Висимо-Уткинск. Точнее Висимо-Уткинский водопад. Первым делом что бросилось мне в глаза - это скалистые склоны, но сложенные тонкими слоями породы.
Конечно сфотографировали водопад.
На самом деле этот водопад искусственный, т.к. это слив с плотины Висимо-Уткинского водохранилища на реке Межевая Утка.
Потом поехали в Висим. В Висиме я уже был. Но было незаконченное геокэшерское дело: 15 января 2011 мы были в Висиме и сделали тут пошаговый виртуальный тайник, контейнер не представилось возможности спрятать, т.к. были большие сугробы, поэтому ждали пока растает снег чтобы заложить контейнер. Все это как-то благополучно откладывалось и вот только сейчас представилась возможность. Поэтому сразу же заехали на гору - "шихан" воспетый Д.Н.Маминым-Сибиряком (ведь это же его Родина).
Спрятали тайник. На улице уже смеркается. Поэтому быстро поехали к памятнику Европа-Азия возле деревни Уралец.
После этого заехали в горнолыжный комплекс на горе Белой. Выяснилось, что они даже сейчас работают (время уже около 18-19 часов). И мы не упуская шанса, заплатили 120р. за двоих (на разовую поездку) чтобы подняться на подъемнике на вершину.
Хоть и было темно и видно было плохо, зато какой был закат...
Видно окрестные "Веселые" горы.
Спустившись и поблагодарив персонал, мы устроили победный перекус. Обратно примерно от Н.Тагила до разворотки на объездной за Верхней Пышмой за рулем лансера ехал я, т.к. Кирилл уже подустал.
Итоги поездки:
З.Ы. Собака Катрин прекрасно перенесла всю дорогу и всякий раз резво бегала и прыгала когда ей представлялась такая возможность.