#озеро, #скала, #писаница, #полуразрушенная церковь
5 ноября 2011 года спонтанно собрались и посетили археологический памятник в Челябинской области - Святилище у озера Большие Аллаки. Скалы своим расположением и величием чем-то напоминают английский Стоунхендж и таят множетво загадок.
Возникло святилище, как утверждают археологи, около 5-7 тысяч лет назад. Создатели - финно-угорские племена, жившие в то время в этих районах области. Всего в составе святилища насчитывается 14 скал, расположенных на небольшом холме возвышающимся над уровнем воды в соседнем озере на 10 метров. Состав у всех одинаков - гранит. Скалы обточены таким образом, что во множестве углублений можно без труда различить какие либо фигуры изображающие толи человека, то ли животное, самая яркая фигура – каменное лицо. Некоторые камни имеют в себе сквозные отверстия, напоминающие огромные норы, каких-то неведомых животных. На одной из скал, расположенной ближе всего к воде, под каменным козырьком находятся рисунки (писаницы), выполненные буроватой охрой.
Ближе всего заезд между озерами Большие Аллаки и Большой Кисегач. Но там дорога не внушала уверенность в проезде на полуприводном авто. Кроме того, в сети очень много источников пишут, что к самим скалам идет прямая хорошая грунтовка от деревни Красный партизан - следовательно надо ехать через деревню Аллаки, т.е. поворачивать на первом повороте на "каслинском тракте".
Приехали мы где-то в 11-ом часу утра. За бортом -11...-13 градусов и сильный ветер. Надели рюкзаки и пошли к скалам. Ознакомились с лозунгом при входе. А на встречу к нам подошел дядька со странным вопросом: "Чего хотели?". В ответ мы сказали, что хотим осмотреть скалы, получили на это добро и внушение не лазить по камням. К счастью, денег за осмотр и прочее платить не надо (не знаю как летом).
Археологи точно не могут установить отдельных деталей из истории святилища лишь потому, что история этого места не попадает ни под один из шаблонов археологии (либо северные племена, либо южные),- комментирует версию Топилин Александр Иванович, автор множества статей по истории Южного Урала, - и поэтому у меня есть все основания полагать, что эти рисунки, обнаруженные предметы принадлежат не истинным финно-уграм, а скорее никому до сели неизвестному народу, ушедшему с наших земель в незапамятные времена.
На одной из скал, расположенной ближе всего к воде, под каменным козырьком находятся рисунки, выполненные буроватой охрой. Если верить этим словам, то писаницы находятся на этой скале.
Точнее где-то здесь. Если присмотреться, то видно немного красноватый оттенок охры. Но про писаницы я как-то совсем забыл и соответственно не искал их. Говорят, что они практически исчезли. Скала попала только в случайный кадр с дальнего расстояния, когда фотографировал. Писаницы же удалось болееподробно рассмотреть чуть позже зимой 2012 года.
Одна из скал очень похожа на большую каменную голову (лицо) и находится у дороги, то есть оно как бы встречает всех идущих к святилищу людей (со стороны озера). Вот вид справа.
Вид в анфас.
У скал есть некоторая особенность: условно скалы стоят по окружности среди степной местности, а внутри их некоторое пространство - вот почему похоже на английский Стоунхендж, ведь там камни-менгиры стоят по окружности, а внутри было культовое место, также и здесь.
"Каменное лицо", вид слева.
Продолжаем двигаться вдоль забора против часовой стрелки. Вот место закладки тайника. Пришлось быстренько перелазить через забор и изымать контейнер. Но, как выяснилось бояться было нечего, т.к. рядом (где-то с юго-восточной стороны скал) был уже участок забора, где не было ограждения - этакие ворота в Святилище (уже современные).
Заметил, что некоторые скалы имеют матрацевидную форму.
Вот мы и зашли в центр Святилища. Скала с "каменным лицом" оказывается имеет два лица: одно смотрит на озеро, второе - смотрит налево (на берег). Возник некий образ, что Святилище похоже на гигантскую черепаху, которая постоянно смотрит прямо в озеро и пытается обернуть свой взор налево.
Пространство внутри скал имеет несколько "подпространств".
А где-то в самом (геометрическом) центре некое углубление. Вероятно следы археологических раскопок и возможно тут было жертвенное место.
Забыл упомянуть, что практически каждая скала изгажена рисунками уже современных неандертальцев. А ведь некоторые рисунки имеют умышленный оттенок пакости. Второй раз уже вижу жалкую современную пародию на рисунки древних людей.
Четко видно как разрушаются гранитные скалы под действием воды и ветра. Актуально в условиях погоды, которая была в тот день.
Еще одно "подпространство". У нас в планах еще дойти до малой каменной палатки (Килен-таш или Кинель-таш - в разных источниках разные названия). Нам идти куда-то в ту сторону вдоль озера.
Кстати, забыл упомянуть, возле Святилища полным ходом идут какие-то строительные работы. Построен домик охраны, из которого ко всем подходит дядька. Но больше поразило то, что в основном все постройки уж очень похожи на летние домики "отдыха", которые стоят рядом друг с другом! Закралась мысль о том, что строят некий туристический комплекс, или, что еще хуже, кемпинги для отдыхающих в летний период.
"Эти вековые камни, таящие в себе особую мудрость и одновременно с тем пропитанные какой-то демонической силой, произвели на нас столь сильное впечатление, что рядом с ними мы казались себе некими букашками. Сразу стало ясно, почему древние люди избрали именно это место своим святилищем. Оно даже на современного человека производит впечатление чего-то необычного, а что уж происходило в умах наших далеких предков, не отягощенных знанием окружающего мира, даже подумать страшно. Один их страх перед лицом в камне чего только стоил."
А дальше мы пошли на западный берег озера чтобы посетить мыс Малые палатки. Постепенно отдаляясь от Святилища.
Шли мы вдоль берега. На нас дул сильный ветер, а на озере плескались волны. Цвет воды был немного синеват, что придавало ощущение что это море - ноябрьское "БольшеАллакское" море...
Сказывается близость воды и внезапного холода - некоторая трава обледенела.
А мы продолжаем идти вдоль озера. Иногда дорога выходила прямо на песчаный берег озера.
Песчаный берег 3-5 метров, а за ним высокая сухая болотная трава.
Примерно такие участки дороги были на песчаном берегу. А мы все отдаляемся от Святилища.
Постепенно обходим озеро с юга.
Прошли канал, соединяющий озера Большие Аллаки и Малый Кисегач.
Идем и идем. Потом вдруг поняли что слегка стали отдаляться, пришлось нырять в лес. Сквозь лес вышли к месту одной из нескольких стоянок. На одной из них стоял каркас и печь походной бани и был маленький пирс.
С пирса видно нашу цель - малые каменные палатки. С этой точки обзора они кажутся словно остров в озере.
Но это оказался действительно мыс, а не остров. По незнанию дороги вышли к ним через какое-то небольшое болото. А к скалам идет дорога.
Скала небольшая, действительно "малая", сложена матрацевидными слоями.
Взобраться на нее было не таким уж и простым делом, ведь пути подъема на нее не совсем безопасные. Зимой будет особенно не безопасно, если на ней будет много снега, без веревки не обойтись.
Пара фотографий с вершины скалы.
Пошли обратно вдоль берега озера. На удивление, обратный путь прошли быстро. Еще раз подтвердили фразу "обратная дорога всегда быстрее".
В машине перекусили. Пока ели, бутерброды уже приехали еще две машины с зеваками. Потом стали искать куда бы спрятать тайник? Нашли ближайшие деревья к селу и спрятали. Контейнер пришлось заменить на более маленький, т.к. исходный не влазил в нычку, кроме того, он был беден и больших ништяков в нем не было.
Карта путешествия возле Святилища Большие Аллаки.
Время было около 14-15 часов дня. Чтобы как-то разнообразить короткую поездку, поехали обратно через поселок Щелкун, деревни Аверино и Абрамово - собирать паматники-виртуалки. Первая остановка была в п.Щелкун у памятника погибшим в ВОВ.
Рядом с ним стоит какой-то другой памятник. Кому он и для чего - нам не ясно.
Потом приехали в с.Аверино к памятнику погибшим в ВОВ.
Здесь уже было по интереснее, т.к. рядом есть еще несколько примечательных объектов и зданий.
Вот это очень похоже на полуразрушенный дом культуры.
Или, судя по бывшему интерьеру, некое детское учреждение.
Почему я подумал, что это дом культуры? Потому что внутри была какая-то сцена.
А наверху потолок уже обваливается.
Также рядом памятник жертвам сталинских репрессий 1937 года и часовня во имя Животворящей Троицы.
Потом поехали к Введенскому храму попутного села Абрамово.
Рядом памятник погибшим в ВОВ.
На обратном пути когда уже выехали на трассу купили дубовый веник в баню. Удивились суровому быту продавцов. Выглядит это примерно так: стоят по обоим сторонам дороги стенды с вениками, продавец коротает время в таком отопаливаемом "шалаше", причем контролирует обе стороны дороги. Остановился, дубовых нет, тут же говорят, что вон через 200м там точно есть. Проехал 200м, там уже такой шалаш на другой стороне дороги, откуда также выбегает тетка и перебегает трассу.
Суммарный автопробег составил 271 км. Пешая часть всего лишь 7 км. Хорошая прогулка выходного дня в ниочень хорошую погоду.
Использована информация с сайта: www.urbibl.ru