#Екатеринбург
На улице ноябрь месяц и минусовая температура, грунт замерз и все под снегом. Геокэшерский несезон. Однако, это хорошее время для посещения музеев и прекрасная возможность для сбора краеведческой информации. В один из выходных, точнее 20 ноября 2011 решил устроить променад по музеям. В качестве цели выбрал музей истории Екатеринбурга и музей изобразительных искусств. Но в конечном итоге, как говорится в народной пословице: "За двумя зайцами погонишься еще и третьего поймаешь", посетил три музея. Первым был музей истории Екатеринбурга.
С этим музеем у меня уже была история. В 2000 году, когда я был на первом курсе ЕРТТ, нас повели в этот музей. Но именно наша группа в него не попала, из-за одной пакостной истории, о которой я умалчиваю. Кажется тогда вход был на первом или втором этаже. Сейчас вход на цокольном этаже.
Как оказалось, здесь же и касса с гардеробом, и зал "Подземный Екатеринбург". Но, судя по всему, зал был толи на реконструкции, толи не дооформлен, в общем было достаточно темно и все что я увидел это декоративные трубопроводы на потолке. Вот что написано про этот зал: "Подземный город - малоизвестный, загадочный, богатый мир. Это полезные ископаемые и цветные уральские камни, десятки рек и ручьев, которые со временем стали подземными, подземные ходы и клады, сложнейшие инженерные сооружения, обеспечивающие комфортную жизнь горожан. Подземный Екатеринбург хранит материальные свидетельства истории, останки людей, которые жили на этой территории до появления здесь города и в городе на протяжении веков. Часть предметного мира, окружающего человека, повинуясь только случаю, а не рациональному отбору, уходит под землю и образует культурный слой эпохи. С течением времени поверх него формируется новый культурный слой, и так будет продолжаться, пока длится человеческая история. Таким образом, подземный город - это естественный музей, созданный природой, временем и отчасти человеком".
Поднялся на первый этаж. Вот план первого этажа. Интерактивная панорама города это сенсорный пульт который выводит изображение панорамы города на стену (через проектор?). Ну а я принялся обходить каждый экспонат.
В основном я бы охарактеризовал этот музей как историю здания на фоне истории Екатеринбурга.
Главный дом усадьбы построил в 1820 году екатеринбургский почтмейстер Гаврила Лайшевский; чуть позднее был построен флигель (крыло). Экономика России в то время переживала упадок, уральские заводы работали с убытками, но внешний облик горной столицы – Екатеринбурга – преображался. Старая застройка 18 века постепенно уступала место регулярной планировке и каменным строениям. "Улицы все по шнурку", – запишет путешественник. Дом был одним из пионеров в деле "выпрямления" городских улиц. Конечно, не каждый почтмейстер мог позволить себе двухэтажный каменный дом. Да и Гаврила Ильич не для себя его строил и в нем не жил. Надо вспомнить, какое значение имела должность почтмейстера. Екатеринбург располагался на Сибирском тракте – главной дороге от западной границы империи к восточной. Путешественники преодолевали огромные расстояния на лошадях почтового ведомства и, разумеется, нуждались в пище и ночлеге. Этот дом являлся своего рода комфортабельной гостиницей для состоятельных людей. Архитектура здания отвечала его назначению – строгие классические формы, мощеный кирпичом двор для подъезда экипажей. Что мы знаем о первом хозяине лома? Титулярный советник, отец двоих детей (сын пошел по стопам отца и служил почтмейстером в Челябинске), на исповеди бывал регулярно. Имел троих крепостных в прислугах. Ушел в отставку в 1825 году, поэтому не судьба была ему принять ссыльных декабристов.
Немногое известно о том, что происходило на этом месте до появления здесь в 1820 году каменного здания будущего музея. Среди владельцев усадьбы встречаем и чиновников, и мещан. Но в первые годы 19 века в обывательских списках появляется любопытная запись: "Денежной команды кузнец Архип Зубринский в доме производит медного и литейного дела ремесло". Тогда каждый пятый мастеровой казенных предприятий в свободное время занимался кузнечным или слесарным делом в собственной кузнице (126 кузниц при домах и еще 57 в "особенных от домов местах"). Архип Зубринский – пример человека из народа, добросовестного труженика, сумевшего параллельно с казенной работой организовать и мелкий частный бизнес, скопить денег, дать детям образование. К 1806 году он ушел в отставку, появились записи об учениках, а его потомки принадлежали уже к дворянскому сословию.
В музее много отпечатанных фотографий 19 века. Все они в основном сделаны фотолетописцем Урала Вениамином Леонтьевичем Метенковым, чей музей находится по соседству (фотографический музей "Дом Метенкова"). Здесь изображена Тарасовская набережная (ныне здесь резиденция губернатора Свердловской области).
Среди них большая фотография Екатеринбурга со спутника.
А над ней на цепях висит план Екатеринбургского железоделательного завода пущенного 7(18) ноября 1723 года.
Главный проспект. Фото начала 1880-х годов. Ныне улица Ленина, здание ГУВД Свердловской области.
В 1830 г. дом сменил хозяев. Рано овдовевший почтмейстер тихо скончался, а сын, переехав в Челябинск, уступил имение отца семье богатого горного инженера Качки. В середине 1990-х гг. краевед А. Филимонов среди строительного мусора на ул. Шевченко случайно обнаружил разбитую мраморную плиту от надгробного памятника. Находку передали реставраторам, и спустя несколько недель на плите ясно читался текст: "Здесь покоится прах обер-берг-гауптмана 4 класса Александра Гавриловича Качки".
На фото императорская гранильная фабрика, Екатерининский собор, конец 19 века. Ныне улица Ленина, площадь труда.
План города Екатеринбурга 1910 года.
В этом доме, где сейчас музей, находился трактир. Целенаправленная государственная политика извлечения доходов из слабости людской, не сложившиеся традиции цивилизованного потребления спиртного, темнота и невежество народа способствовали тому, что трактиры не пустовали. А в день выдачи заработной платы у дверей иногда дежурили жены с детьми. Но справедливости ради стоит сказать, что при малочисленных культурных заведений для народа трактиры были местом проведения свободного времени, местом общения, местом обсуждения сделок и битья по рукам при их заключении. В трактирах сохранялась и распространялась в народ традиционная русская кухня.
К 1880-м годам судьба разметала Качек по разным концам страны. Дом частями сдавался внаем под самые разные заведения и жилье. Среди наиболее известных жильцов были известная цирковая семья по фамилии Москвич и семья Тихоцких-Дмоховских. Из собственного имения в Харьковской губернии Софья Адольфовна, подобно женам декабристов, отправилась в Сибирь вслед за мужем, сосланным за знакомство с народниками. После ссылки, в 90-е годы 19 века супруги поселились в Екатеринбурге. Александр Александрович работал часовым мастером, а Софья Адольфовна посвятила себя библиотечному делу. Ее библиотека – самая большая частная библиотека в городе – насчитывала 16 тысяч томов. Но главное в другом. Тихоцкая для многих своих читателей была интересным собеседником, педагогом, путеводителем в море мировой литературы. Современник оставил нам интересные заметки об атмосфере, царящей в библиотеке: "Обе комнаты набиты молодежью – шумят, рассказывают, читают, волнуются, возражают, и чувствуется, все с глубоким уважением относятся к хозяйке". 11 февраля 1919 года Софья Адольфовна скончалась. На следующий день ее муж умер от паралича сердца. Не только в сказках бывает так: жили дружно и умерли почти в один день. В память о вкладе этих людей в просвещение и культуру Екатеринбурга в комнате, которую они снимали под библиотеку, восстановлена ее обстановка.
В 1916 году Качки продали дом горному инженеру Филиппу Антоновичу Иванову, который стал последним частным хозяином особняка. Он является заметным персонажем на уральской и политической сцене рубежа 19-20 веков. Управляющий Кыштымским горным округом, член правления акционерных обществ с участием иностранного капитала и, наконец, с 1912 года член Государственного Совета. При этом Иванов всего достиг благодаря своему трудолюбию и упорству. На высшие ступеньки он поднялся из самых низов, из среды крестьян. Уже после октябрьского переворота Городская дума Екатеринбурга на одном из последних своих заседаний избрала Ф.А. Иванова Почетным гражданином города за громадные услуги и полезную деятельность, которая особенно ярко выразилась в деле об открытии в Екатеринбурге Уральского горного института". В 1918 году он эмигрировал в Англию. В его лондонском особняке часто собирались русские горные инженеры, некогда вместе работавшие на уральских заводах. Драматическая судьба Ф.А. Иванова символически отражает несбывшиеся мечты европеизации России в индустриальную эпоху, обновление промышленности за счет западных капиталов и технологий и при сотрудничестве талантливых "новых русских", самородков из глубин народа.
После революции национализированный дом Ф.А. Иванова стал большой коммуналкой, каких по стране в то время насчитывалось много тысяч. Период с октября 1917 до 1921 года характеризуется как эпоха раздачи жилья по классовому признаку. В 1930-е годы частное по-прежнему не одобряется, но семейные ценности активно пропагандируются. Отдельная квартира в эти годы становится наградой за особые заслуги перед государством.
Но вернемся немного ранее, к 1905 году. 1905 год стал одной из поворотных точек российской истории и прологом Великой Октябрьской социалистической революции. Основные революционные события были в Санкт-Петербурге, в Москве. В провинциальном Екатеринбурге все было спокойнее, тише, но и его не миновали потрясения. В 1905 году дом Качек был выбран большевиками для школы пропагандистов: центр города, многолюдный трактир, несколько выходов на улицу – революционеры отличались умелой конспирацией. 19 октября 1905 года социал-демократы организовали большую демонстрацию по случаю подписания Николаем II манифеста о созыве Государственной Думы. В память этих событий центральная площадь города названа "Площадью 1905 года". Одним из ораторов на митинге был молодой, но известный большевик Яков Сверлов. Во время митинга на них напала группа погромщиков, выкрикивающих антисемитские оскорбления. Как часто бывает в подобных случаях, жертвой оказался корреспондент газеты "Уральская жизнь" Соловьев, русский по национальности. После погрома большевики создали боевые дружины, раздобыли оружие, учились стрелять и организовывать охрану митингов. К концу года в город вошли казаки, и властям постепенно удалось взять ситуацию под контроль. Но тем не менее 1905 год ознаменовал собой начало конца императорской России. Последняя точка в этой трагической истории была поставлена в Екатеринбурге, когда персонажи 1905 года поменялись ролями: Яков Свердлов был вознесен судьбой к вершинам власти, а Николай II обречен на гибель подобно большинству императоров, низложенных революцией.
Гипсовая скульптура 1952 года Эрнста Неизвестного "Иосиф Сталин знакомит Свердлова с Лениным".
В 1939 году по постановлению Совета Министров РФ в здании был открыт мемориальный музей Я.М. Свердлова. Это было логическим продолжением увековечения имени Якова Михайловича Свердлова. Еще в ноябре 1924 года Екатеринбург в результате непродолжительной, но бурной дискуссии получил это имя. Альтернативами Свердловску были Реваншбург, Местиград, Плотиногорск, Андрей-город, Красный Урал. Музей рассказывал о революционере, соратнике Владимира Ильича Ленина, чья политическая деятельность началась на Урале. Свердлов несомненно обладал данными политического деятеля, талантом трибуна, личной харизмой. Все это сыграло свою роль на I Всероссийском съезде Совета, когда его избрали Председателем Всероссийского Центрального исполнительного комитета. По сути, первым Российским президентом.
Мемориальный дом-музей Я. М. Свердлова, открытый 4 июня 1940 г., стал наследником Уральского музея революции, располагавшегося в Ипатьевском доме.
На этой же улице но ближе к Вознесенской горке стоял Ипатьевский дом, в котором в 1918 году расстреляли царскую семью. Позже в нем был Уральский музей революции. Ниже фото 1930-х годов. Сейчас здесь стоит храм на крови.
Вскоре вышел в центральный зал музея на первом этаже. Здесь больше всего привлекли внимание глиняные кирпичи - самый древний искусственный строительный материал. В Екатеринбурге кирпичи выпускали небольшие частные заводики. До наших дней дошли кирпичи с клеймами их владельцев - братьев Пименовых, Ермилова, отца и сына Кожуриных, Густомесова, Давыдова. Клеймо ставилось деревянным штампом на мягкой, не успевшей затвердеть глине. На некоторых кирпичах можно увидеть специальные условные знаки, к примеру, "тычки" - маленькие лунки, выдавленные пальцами, обозначающие метки отсчета, наносимые после выпуска 1000 штук. Я вот когда хожу на обед, прохожу несколько таких старинных домов, и в одном из них рушится кладка ворот из таких старинных кирпичей. На многих из них видно клеймо производителя - "завод Густомесова".
Это вход в музейную кофейню. Я туда не заходил, но кажется интерьер там тоже "музейный", есть свои экспонаты.
Минибург – фантазийный город, построенный посетителями выставки "Чудеса под микроскопом". В течение трех недель гости музея строили миниатюрный город из цветного картона.
Далее был зал "Почетные граждане Екатеринбурга" открытый в 2008 году. Звание Почетного гражданина, как разъяснялось в правительственных документах, "не было связано с какими-либо законом установленными правами и преимуществами", а служило лишь "выражением благодарности и уважения городского общества".
Далее была полноценная комната с библиотекой С.А. Тихоцкой.
Далее я поднялся на второй этаж где была выставка "Исетский диптих". Выставка посвящена основателям города и приурочена к 325-летию со дня рождения В.Н. Татищева и 335-летию со дня рождения Г. В. де Геннина. Их имена увековечены в названиях екатеринбургских улиц, посвященный им памятник расположен в самом сердце Екатеринбурга. Вместе с тем, до сих не предпринималось ни одного серьезного исследования взаимоотношений двух этих личностей, разности и схожести подходов, вклада одного и другого в рождение города и обстоятельств, этому сопутствовавших. Термин "диптих", вынесенный в заглавие выставки, отсылает к практикам изобразительного искусства, к опыту создания парных художественных произведений, объединенных общей идеей или сюжетом. В рамках выставки воссозданы два портрета "в обстановке", два мира, две несхожие личности. Татищев – воплощение "русской" традиции и гуманитарного подхода, стремления вписать Екатеринбург в общероссийскую ситуацию. Геннин – приверженец европейской традиции, человек технического склада, стремившийся к утверждению особого статуса для Екатеринбурга и казенных заводов. Один – видный историк, придворный, дипломат и ученый. Второй – друг и соратник Петра, военный и инженер, специалист в области горного дела и зачинатель Олонецких заводов.
Ближе всех был "уголок" посвященный де Геннину. Рядом с ним портрет Петра I кисти Корзухина Алексея Ивановича (1835-1894 гг.).
Привлекло внимание множество старинных книг с гравюрами, в частности библий, на иностранном языке.
Многие экспонаты посвящены чеканке монет и Екатеринбургскому монетному двору.
"Дальний" угол был посвящен Татищеву. Давно известный факт, что В.Н. Татищев не одобрял название города "Екатеринбург", а предлагал свое "более русское" название "Екатеринск" (или Екатерининск).
В соседнем зале расположилась выставка "Эра Гагарина". Выставка показывает Свердловск начала 1960-х годов, охваченного космической лихорадкой и футуристическими мечтаниями, в центр предполетной подготовки в Звездном городке, а затем – и выход в открытый космос. Здесь и модель первого спутника Земли ПС-1, запущенного на орбиту в 1957 году, и фотографии легендарного корабля "Восток", доставившего в космос Юрия Гагарина; макеты орбитальных станций "СОЮЗ", "МИР", "Алмаз" и амуниция космонавтов, включая "выходной костюм" – скафандр.
В музее тогда работала выставка шедевров знаменитого микроминиатюриста Анатолия Коненко. В экспозиции были представлены около 80 работ, которые снабжены лупами и специальными увеличивающими оптическими устройствами. Так жители Екатеринбурга смогли увидеть микроскопические книги, ювелирные украшения для бабочки, самые маленькие тиражные карты в мире, Эйфелеву башню на усике насекомого, "Смешариков" размером с маковое зернышко и многое другое. В своих произведениях автор использует живописную микроминиатюру, цветную графику, резьбу по дереву и кости, токарные работы по дереву и металлу, инкрустацию, вязание крючком, вышивку – всё это можно увидеть только под микроскопом, в многократно увеличенном виде. Примечательно, что для изготовления миниатюр используются очень дорогостоящие материалы, такие как платина высшей пробы, золото, серебро, кость мамонта.
А это видимо инструменты, которыми все это сделано.
Использована информация с музейных подписей и сайта музея истории Екатеринбурга.