#Весёлые горы, #гора, #башня, #техноген
Незадолго до нового года, я приобрел небольшую книжку А.Назарова "Таволожский маршрут". В ней рассказывается про таволожскую керамику, старообрядцев живших за Невьянском и пр. Но одна из глав привлекла особенное внимание, называется "Легенда о горе Ежовой". В рассказе приводится вполне реальная легенда и откуда взялось название - Ежовая. Гора Ежовая принадлежит к массиву Весёлых гор, примерно с 1999 года является известным в Свердловской области горнолыжным центром. Много о ней слышал, но не видел. Захотелось ее наконец-то самому увидеть и поделиться с общественностью прочитанной легендой в виде геокэшерского тайника. 6 января 2012 у меня это получилось.
Вот и сама легенда (набивал ручками из книжки).
Было это, сказывают старики, в те годы, когда Россией матушкой правила царица Екатерина. Суровые порядки установились на уральских заводах. Да и во всем государстве стоном стонал рабочий и крестьянский люд. Терпели крепостные люди, некому было жаловаться: до бога высоко, до царя далеко. Но и тогда находились смельчаки. О таких людях сохранилась память навеки.
Жил в Верхнетагильском заводе мастер Никита, по прозванию Еж. Слава о силе его богатырской и мастерстве шла по всему заводу. Молодой да веселый был, не прочь попеть да поплясать. Жил Никита один в избушке. Мать умерла, а отца на заводе задавило. Собирался парень жениться и жену себе подыскал. Танюшей звали ее. Всем взяла девица – красотой и нравом. И мастерица была – не сыщешь другой. Сговорились они свадьбу сыграть после "духова дня".
Но случилась беда нежданно – негаданно. Поехала Танюша на дальний берег большого заводского пруда с бабами за вениками, да и не вернулась обратно. Опрокинулась лодка посреди пруда, и пропала она с той поры.
Тяжело переживал Никита потерю невесты. Молча, с трудом ворочал пятипудовую крицу, а тяжелый молот бил по ней, делал свое дело. Перед глазами Никита Танюша как живая стоит. И вот тут первый раз в жизни сплоховал Никита, смял молотом крицу. Не такая уж большая оплошка – дело поправимое. Но не так рассудил собака приказчик, который шел мимо. Больно лют он был – любил покуражиться над простым человеком. Знал о горе парня, а все же ударил палкой Никиту-мастера. Свету божьего не взвидел Еж не от боли – от обиды. Повернулся и ударил он обидчика. Щуплый, малосильный приказчик покатился по каменному полу. Кинулись товарищи к Никите и говорят: "Уходи от грехов подальше. Не простит тебе этого урод". Но не пошел Никита никуда, не захотел подводить товарищей. Убеги Никита, озверелый приказчик многих бы выпорол за то, что не задержали.
Увели Никиту на расправу. Никто не знал, что там происходило, но вечером притащили полумертвого мастера в избушку и бросили на пол. Сердобольные соседки выходили его, поставили на ноги. Но уже никто не слышал веселых песен Никиты, не любовался его пляской. Неразговорчивый, мрачный, снова ворочал он тяжелую крицу.
...Темной ночью загорелся дом приказчика. Сбежался народ, но никто не тушил пожар. Стоят и переговариваются: "Крепко спит, чертов душегуб. Сгорит собака!". "Собачья смерть – собаке", слышится в другом месте.
Вдруг, распахнулась дверь горевшего дома. Выскочил приказчик в одной рубашке, но палку свою неразлучную не забыл прихватить. Бросился к мужикам. Размахивает палкой, ругается, посылает пожар тушить. Расступились мужики, но никто к огню не пошел. Попался на глаза приказчику Никита, что в толпе стоял. "Ты", - кричит, - "дом поджег!" – а сам норовит палкой ударить. Еж не убежал от лютого приказчика, выхватил палку, ударил приказчика по голове. Переломалась палка, а приказчик замертво свалился. Посмотрел Никита на мертвеца, повернулся и пошел. Народ расступился, дал ему дорогу, никто не задержал.
Приехало в Верхнетагильский завод разное начальство. Всех допросили с пристрастием, все допытывались, где Никита. Не одну облаву провели, но не нашли. Исчез парень. Жалели тагильчане Ежа: пропадет в лесу, попадет в лапы к зверю или с голоду и холоду погибнет. Но не пропал Еж. Встретил его в лесу Иван Васильевич – сосед. Увидел он Никиту, вышел навстречу. Уговаривал Васильевич Никиту вернуться в поселок: "Спрячу тебя надежно, никто не сыщет".
Но не пошел Никита, не захотел на соседа беду накликивать. Согласился лишь принимать от старика хлеб, соль. С того дня носил ему сосед разный провиант. Рассказал Никита, что живет он на далекой горе, и признался: "Собирался в дальние скиты податься. Может там лучше будет". Так он и сделал. Васильевич со своей Дарьей собрали Ежа в дальнюю дорогу. Сухарей наготовили, и он обещал: "Век буду помнить вашу ласку".
И ушел в дальний путь. Прошла зима. Решил Иван Васильевич весной на покос свой заглянуть, думает про себя: "Может, Никита пришел". Так оно и вышло. Вернулся Никита в родные края, чтобы проститься с ним, повидать и отблагодарить. Посидели, поговорили, и повел Никита старика по течению реки Тагил, что с камня на камень переливается, а то среди леса чистым озером растекается. Отошли версты две. Сбросил Никита с плеч мешок, прыгнул в яму и начал камешки выбрасывать.
Узнали работные люди, кто Ивану Васильевичу руду показал, и с той поры гору безымянную стали звать Ежовой, а рудник – Ежовским.
Самого Никиту Ежа больше в Верхнем Тагиле не видели. Говорят, что он гулял в отрядах Емельяна Пугачева. Может, сложил где-нибудь он голову за счастье и свободу народную.
---
Легенда интересная, бесспорно. Приехали мы где-то около 11 часов, как раз полностью рассвело. На горе несколько горнолыжных склонов, многие не работают. На вершине горы стоит красивое и уютное кафе (кстати и цены вроде не кусачие).
Мы выбрали безлюдную тропу вдоль нерабочего подъемника и потихоньку стали взбираться на гору пешком. Сам я не горнолыжник, а к сноубордистам вообще есть небольшое отвращение.
Примерно на четверти пути слева был какой-то полуразрушенный домик с вагончиком.
Мы поднимались на гору, то и дело устраивая передышки - подъем-то крутой. Постепенно все выше и выше...
... Один за другим проходили мимо столбики между которыми протянут трос.
И наконец, после некоторых усилий, мы взобрались почти на вершину.
Скалы на вершине были очень красивые: камни заморожены и покрыты снегом.
Тут и деревянная лестница к кафе.
А внизу все катаются и катаются...
...И прибывают на подъемнике вот сюда.
Решили попить чаю в кафе и немного "обсохнуть". Сразу же заказали себе чайничек за 50р. со вкусным фруктовым чаем и поднялись в одну из безлюдных комнат.
Наверху над нами висит, типо как под старинную, люстра.
Архитектура здания как внутри, так и снаружи весьма необычная и привлекательная.
Испив чаю, мы отправились осматривать скалы.
Рядом с кафе, чуть повыше, есть небольшая смотровая площадка, с которой конечно же открывается вид на Кировград, Верхний Тагил и другие окрестные горы.
А на одной из "стен" у площадки наверное и есть "предполагаемая" вершина, по крайней мере высота там 550м - как "по паспорту".
Примерно на север от вершины тянется небольшая гряда скал, по середине взорванная для горнолыжных нужд. И там кажется вершинка повыше будет...
А восточнее (в сторону Кировграда) вниз к подножию простираются заснеженные деревья. Деревья лиственные, а значит голые, да и еще обмороженные; белые деревья смотрятся очень красиво.
А где-то вдалеке видны горы. С севера-запада Весёлые горы, а с юга - Бунарский хребет.
Так и хочется вниз в эти красивые деревья.
Пошли к той более высокой вершинке.
И когда уже подошли, стала понятна природа этой вершины. Это был лёд.
Причем лёд этот искусственный - это видно по необычным подтекам. Откуда же он берется?
Напомню, что на горе горнолыжный центр. А значит здесь постоянно нужен снег. Когда снега не хватает, его делают искусственный. Я не берусь утверждать правильность технологии создания такого снега, но скажу по крайней мере то что видел на этой горе.
Итак, снег делается вот такими пушками как на фото. К пушке подводится шланг с водой, а пушка воду механически распыляет и "водяная пыль" пока падает затвердевает и превращается в снег. Нюансы: во-первых, снег получается местами твердым и даже ледяной (т.к. не вся вода успевает превратится в снег), во-вторых, снег получается желтоватый (наследство от цвета и чистоты воды), в-третьих, в местах дислокации этих пушек все равно возможны (аварийные) протекания воды; и поэтому тут образуется ледяной ландшафт.
Таким образом, имхо, эта часть скалы оказалась выше по высоте вследствие ледяного напыления из воды.
Среди этого ледяного ландшафта все-таки проскальзывают не тронутые "водной обработкой" скалы, но "обмороженные" природой.
Я знал, что на этой скале где-то есть большое изображение Ленина и герба СССР. Собссна, их мы сейчас и искали. И вот нашли. До теоретической точки оставалось еще несколько сот метров, а оказалось все гораздо ближе.
Герб СССР и портрет Ленина были сделаны в память о встрече туристов городов Свердловска и Нижнего Тагила, об этом свидетельствует табличка (надпись еле видна).
Портрет Ленина восхищает. Мы начали немного придуряться на тематику советской эпохи.
Неподалеку спрятал тайник. Перекусили. А потом отправились обратно к машине. На обратном пути с горы спускаться гораздо легче чем поднималось. Все же на один из столбиков залез.
Внизу, когда уже спустились, наблюдали как раз такое распыление снега. Но для меня загадка, как на горе Ежовой появляются такие "ежовые деревья", где вместо колючек вот такие ледяные тонкие наросты.
Но на этом мое "краеведческое исследование" не закончилось. Хотел найти следы рудников. По пути к стоянке мы видели развалины - это бывший рудник. Но не знаю какой Ежовский или Ново-Ежовский? Почему-то я предположил что это Ново-Ежовский. Ежовский по описанию где-то должен быть у подножия. Рядом в навигаторе оказался н.п. Ежовский, может там? Но по прибытии там оказались развалины домов какого-то поселения, похожего на мини-деревню, а до этого был указатель "Тепловая", но до нее еще ехать и ехать. Уже дома посмотрел карты ГШ и на этом месте значится Д.О. Кировградский, а н.п. Ежовский немного не там.
Единство трех деревьев: кедр, береза, сосна.
Как бы то ни было, времени на разведку было недостаточно и мы поехали к развалинам которые видели. Я пошел туда один. Воронок от шахт я нигде не нашел.
Но нашел в одном из зданий росписи советской эпохи.
И объект похоже уже об'DR'енный дозором. Все таки я не особо люблю такие техногенные развалины, по мне лучше природа!
На обратном пути тормознулись в Шурале.
Дабы посчитать окошки-ступеньки кресты-квадраты на храме святого благоверного князя Александра Невского. Церковь как церковь, кладка необычная.
Обратно уговорил поехать по старому тагильскому тракту, а значит нам ехать через Невьянск. Естественно как не заехать к демидовской башне, если ты оказался в Невьянске.
И последняя остановка была в Кунаре возле дома кузнеца Кириллова С.И.