#Алапаевск, #Романовы, #Бабиновская дорога
10 июня 2012. После Верхней Синячихи мы поехали в сторону в Нижней Синячихи. И где-то примерно посередине между обоими Синячихами находится монастырь Новомученников Российских. В этом месте на следующий день после расстрела царской семьи были заживо сброшены в шахту их родственники - князья императорской крови Романовы.
Прямо у дороги соединяющие эти два населенных пункта находятся главные врата в монастырь.
Об этом жестоком убийстве я писал в предыдущем посте. Вкратце напомню как это было. Шла гражданская война, белые были уже на Урале и подступали к Екатеринбургу. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года была расстреляна царская семья в Екатеринбурге. Следующей ночью с 17 на 18 июля 1918 тайком вывезли князей императорской крови содержавшихся под арестом в здании Напольной школы в Алапаевске. При этом сию процессию замаскировали спектаклем: ночью у дома, где содержались князья, раздались выстрелы и взрывы гранат, большевики объявили, что "высокопоставленные особы" были похищены белыми и якобы были даже раненые и убитые. 8 арестантов:
сбросили в шахту живыми, а затем забросали гранатами... Прошло более двух месяцев, когда в 28 сентября 1918 года в Алапаевск вошли белогвардейцы. Сразу же было начато расследование судьбы великих князей. И лишь 19 октября следователи нашли их тела в шахте Межной. Четыре дня ушло на то, чтобы поднять со дна шахты всех убитых. Следствие установило, что большинство людей погибло от полученных ран практически сразу после падения в шахту. Но некоторые выжили и погибли лишь спустя продолжительное время, после долгих мучений от голода и травм. Исключение составляет лишь князь Сергей Михайлович, у которого было пулевое ранение в затылок, он оказал сопротивление и его застрелили перед тем, как сбросить в шахту.
В 1991 году около обвалившейся шахты был установлен Поклонный крест.
Источник: nashural.ru
Вот эта шахта, куда были сброшены люди.
Елизаветинская часовня, была построена в 1992 году.
В 1995 году на этом месте было начато строительство мужского монастыря во имя Новомученников Российских. В настоящее время строительство продолжается. Строятся все новые корпуса монастыря.
Монастырь на этом месте, конечно, намного скромнее того, что на Ганиной Яме. Да и обилием паломников он похвастаться не может (за исключением годовщин трагического события). В прессе статьи об алапаевских событиях также встречаются гораздо реже, чем о трагедии в Ипатьевском доме.
Время уже доходит 16:00. А все экскурсии в Нижней Синячихе работают ежедневно до 16:00. Поэтому мы в скором темпе едем в Нижнюю Синячиху и в 16:04 приезжаем к Спасо-Преображенскому храму. Погода сулит дождь, но пока его нет. Заходим в храм и интересуемся можем ли мы еще куда-нибудь успеть. У нас был выбор: или экскурсия по храму, или обход домиков что еще не закрылись – мы выбрали второе.
Два слова о храме. Строительство храма началось еще в 1794 году по указу заводовладельца Сергея Яковлева (сына основателя династии Саввы Яковлева). Однако закончили строительство и освятили храм лишь спустя почти 30 лет - в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец. Но, по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является редким и лучшим образцом сибирского барокко. Гонения на церковь в советское время не обошли Нижнесинячихинский храм стороной. В 1937 году храм закрыли, колокола сбросили и переплавили, старинные иконы сожгли в костре, а настенные фрески отбили и закрасили.
В 1970-х годах Иван Данилович Самойлов на одном лишь энтузиазме, собственными силами начал работы по реставрации заброшенного, разрушающегося храма. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов). Как это ни удивительно, сейчас в Спасо-Преображенском храме все еще находится музей. Редкий случай, когда РПЦ еще не вернула себе культовое сооружение и не выгнала музей на улицу, как происходит в последние годы по всей стране. К сожалению, по храму нам не удалось пройтись.
В то же время у него возникла идея собрать в Нижней Синячихе лучшие старинные здания - образцы русского деревянного зодчества. С единомышленниками он ездил по глухим деревням и селам Среднего Урала, искал ценные деревянные строения, а также собирал экспонаты для музея народного творчества. Многих из тех деревень уже давно не существует. Найденные строения аккуратно разбирались, перевозились в Нижнюю Синячиху, здесь заново собирались и реставрировались.
7 августа 2008 года Ивана Даниловича не стало... Он похоронен здесь, в Нижней Синячихе, в церковной ограде у стен храма, реставрации которого он отдал многие годы своей жизни.
Схема музея-заповедника, которая висит в храме. Забегая вперед, хочется немного рассказать в общих чертах про музей-заповедник деревянного зодчества.
Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен. В прошлом подобные строения ставились не только в селах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала.
Про крестьянские усадьбы. Изба 17 века практически лишена украшений. Завершает здание огромная двускатная кровля с вознесшимся к небу коньком, главным декоративным элементом и оберегом дома. В 18 веке фасад избы получает большее количество украшений. Окна становятся шире, с двумя ставнями. Наличники окон украшаются росписью и резьбой. Планировка усадьбы переходит от гнездовой к уличной планировке. Настоящая революция в архитектуре крестьянского жилища происходит в 19 веке: увеличивается размер дома, усложняется планировка. Но самое главное, фасад здания и даже хозяйственные постройки получают обилие резных украшений. Интерьер дома раскрашивается сказочными росписями, которые поражают не меньше, чем внешний облик здания.
Про общественную архитектуру. Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В 17 веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень. Самой характерной деталью уральских поселений было здание пожарной. В заводских поселках для наблюдения за противопожарной безопасностью ставились более высокие сооружения. Интересным памятником архитектуры является ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и селах по берегам крупных рек строились ветряки.
Проходили мимо администрации, которая также расположена в одном из деревянных домов (не в музейном).
Часовня Спасская. Часовня 19 века изначально была построена в селе Юрты, стоявшем в давние времена на Бабиновской дороге.
Действующий колодец с колесом начала 20 века. Состоит из бревенчатого сруба, уходящего в землю на 15 м. В сруб вмонтировано деревянное колесо в диаметре 150 см, сделанное из сосны. Колесо, вращаясь, приводит в движение валик. К нему крепится веревка или цепь, с помощью которых поднимается наполненная водой бадья (ведро). Перевезено колесо из д.Савиной. Над колодцем четырёхскатная крыша, поддерживаемая четырьмя резными столбами, между которыми - перила с просечной резьбой.
Часовня Вознесения. Дату постройки этой часовни датируют началом 19 века. Находившуюся на грани полного разрушения часовню привезли сюда в 1980 году из заброшенной деревни Карповой Верхотурского уезда. Благодаря яркой покраске часовня заметно выделяется на панорамах Нижней Синячихи. Здесь действует постоянная выставка работ прикладного искусства народного мастера Христины Денисовны Чупраковой - картины из ткани, плетенные коврики, фигурки из глины, самодельные игрушки и т.д.
Часовня Савватия и Зосимы Соловецких. Привезена в Синячиху в 1981 году из деревни Кокшаровой. Ныне эту деревеньку уже не найти на карте. А когда-то она находилась на территории нынешнего Верхнесалдинского района.
В здании часовни размещается музей резьбы по дереву. Самый интересный экспонат данного музея - огромный, красивейший точный макет Крестовоздвиженского храма Кыртомского мужского монастыря. Кстати, этот деревянный храм И.Д. Самойлов также планировал перевезти в Нижнюю Синячиху. Увы, этому не было суждено сбыться, летом 1972 года грандиозный храм сгорел из-за удара молнии. В итоге сейчас мы можем увидеть его лишь на макете.
Далее мы пошли по крестьянским усадьбам. В музее деревянного зодчества представлены усадьбы 17, 18 и 19 веков. Они позволяют проследить, как со временем изменялась архитектура, конструкция, декор, планировка жилого комплекса уральской деревни. Мы начали с самой поздней - 19 века.
Часовня Савватия и Зосимы Соловецких и крестьянские усадьбы 18 и 19 веков (слева на право).
Этот дом привезен из канувшей в лету д.Камельской, амбар из с.Кировское Алапаевского района. Фасад дома украшен деревянной резьбой.
Внутри усадьбы воссоздана обстановка, какая была в ней в 19 веке. Комната в доме (белая горница) украшена красивейшей росписью, выполненной, между прочим, в 1897 году.
Рядом слева стоит крестьянская усадьба 18 века. Дом 18 века украшен деревянной резьбой, выразительным коньком и росписью. Постройку привезли из д.Вогулка, амбар из д.Кулига Алапаевского района.
Деревни и сёла 18 века постепенно переходят от "гнездовой" к уличной застройке, т.е. дома стали строить лицом на одну сторону, в один ряд, чаще вдоль дороги. Изба, амбар и ворота, вытянутые по одной линии вдоль улицы, образуют фасад усадьбы. Между амбаром и домом ставились ворота из двух частей разного размера - узкие и широкие. В узкие ворота заходили во двор, а через широкие ворота заезжали на лошадях, запряженных в сани или телеги. Входные ворота на засов не закрывались, поэтому при любом несчастном случае (пожаре) соседи и жители села, деревни могли во двор без хозяев и оказать посильную помощь. В 18 веке избы стали строить выше, расширяли окна, а самое главное - фасад стали больше украшать.
Немного фотографий интерьера крестьянской усадьбы 18 века.
Таких как мы - опозданцев, было еще несколько человек. Поэтому мы немного подождали других, пока те осмотрят усадьбы 18 и 19 века, а потом вместе пойти в крестьянскую усадьбу 17 века.
И вот мы посещаем последний "экспонат" "изнутри". Крестьянская усадьба 17 века содержит все надворные постройки, необходимые для жизни людей в деревне: здесь кроме избы и амбара есть холодный и тёплый сараи, навесы, погреб с подъямником, баня "по-черному", колодец с "журавлем". Всё подворье обнесено мощной оградой (заплотом) - стеной из бревен. Ворота под стать ограде: сделаны из вековых деревьев, наверху, как крыша, укреплено расколотое вдоль бревно.
Немного фотографий интерьера крестьянской усадьбы 17 века.
Напротив дома стоит амбар. Рядом с амбаром односкатный навес, под которым стоит телега на деревянном ходу, лежит соха.
Изюминкой усадьбы 17 века является стоящая в огороде за домом баня. Баня срублена всего лишь в три венца из толстых брёвен-половинок, которым наверное под полтысячи лет. Топилась баня "по-черному". Столь уникальное строение привезено сюда из деревни Городище Алапаевского района.
Около огородных ворот находится колодец с "журавлем". Такой колодец является самым древним видом колодцев. Колода (основание колодца) сделана из сосны. Воду из этого колодца поднимали при помощи "журавля" или стрелы, служившей рычагом. Вертикальный столб с развилкой в верхней части выполняли из разветвлённого дерева, которое специально подыскивали в природе. Журавль внутри развилки закреплён деревянными спицами. К стреле присоединён шест, на конце которого раньше закреплялась бадья (ведро).
На улице, около входа на территорию усадьбы 17 века стоит так называемая напогребница (т.е. помещение, стоявшее над погребом) 18 века из с.Мугай Алапаевского района. По виду она очень похожа на вросшую чуть ли не по крышу в землю от старости избушку.
Сторожевая башня пожарного депо. Эта деревянная башня также служила для наблюдения за пожарами. Неудивительно, что башня - самое высокое сооружение на территории музея-заповедника. Ее высота - 35 метров. Кстати, она стала первым экспонатом Нижнесинячихинского музея деревянного зодчества. Ее перевезли сюда в 1979 году из поселка Красногвардейского (Артемовский район). Верхушку башни венчает флюгер с цифрами "1928-79". Они означают дату постройки и дату переноса сооружения. Жаль, что внутрь башни не пускают. А ведь с ее вершины, надо полагать, должен открываться неплохой вид.
Справа от башни стоит скромный памятник. Памятник заводу.
Рядом со сторожевой башней расположена кузница и памятник-якорь. Это якорь со своей историей, он был найден на реке Реж недалеко от села Арамашево.
Неподалеку стоит башня Арамашевского острога. К ней примыкает частокол из заостренных сверху бревен. В отличие от большинства других строений, это не перенесенное из других сел и деревень строение, а реконструкция. Крепости и остроги на Урале ставили лишь в 17-18 веках для защиты от набегов татар и башкир. С тех пор прошло много времени и до нас они просто не дошли. А этот острог когда-то стоял на высокой, живописной скале над рекой Реж, где сейчас стоит каменная церковь, видимо на камне Церковный.
Сплошной колокол - набатный, взбуда, сполох, тревога. Звонили в колокол для сбора народа, по случаю пожара либо иной общей опасности.
Пожарная, набатный колокол и пожарный чан. Это здание родом из деревни Катышка Алапаевского района. Пожарные сооружения раньше играли огромную роль, поскольку пожары на старом Урале были настоящем бедствием. На крыше здания - дозорная каланча. Оттуда вели наблюдение за населенным пунктом и окрестностями. Завидев где-либо огонь, дозорный немедленно звонил в колокол. Для предупреждения жителей о пожаре служил и висящий рядышком меж двух столбов сплошной колокол. За пожарной и колоколом стоит покосившийся от времени чан для воды. Из него пожарные брали воду. Кстати, он тоже полностью из дерева.
Далее мы отдаляемся от основных достопримечательностей и пересекаем реку Синячиха.
И направляемся к ветряной мельнице. Мельница была построена в 1916 году в деревне Мочищенск глухого Гаринского района, а перевезена сюда в 1985 году. Лопасти мельницы закреплены, поэтому не вращаются (хотя могли бы). Это самый отдаленный экспонат музея-заповедника, расположенный на левом берегу пруда. На земле около мельницы лежит каменный жернов. С помощью него в мельнице мололи зерно.
Часовня Александра Невского. Расположена на небольшой скале Камешок на берегу пруда. Благодаря необычной для часовен архитектуре, издали она напоминает скорее беседку для отдыха. Эта часовня-ротонда 19 века была привезена из села Останино того же Алапаевского района.
Потом все же вернулись в основную локацию. Там остались не осмотренные памятники гражданской войне и ВОВ.
Тут же рядом здание заводоуправления. Каменное одноэтажное здание вблизи пруда - то немногое, что осталось от Нижнесинячихинского железоделательного завода. К сожалению, тогда оно было закрыто и мы в него не попали. Но вроде как там выставка, посвященная Ивану Даниловичу Самойлову, его фотографии, а также в этом здании размещены выставки картин алапаевских художников и русского художественного текстиля и ручного ткачества.
После этого мы отправились искать тайник, который мотивировал нас сюда приехать. На обратном пути повернули к кладбищу, где был последний не осмотренный нами объект - красивая деревянная часовня 18 века Ильи Пророка. Часовня Ильи Пророка относится к старейшему на Урале типу клетских (из срубов-клетей) культовых сооружений, состоящих из сруба с двускатной крышей, над которой возвышается главка с круглым барабаном и луковицей
Вид на Нижнюю Синячиху со стороны часовни Ильи Пророка у кладбища.
Я думал тут все в одной организованной и огороженной локации, а тут все в разброс и каждый объект словно часть села. Так даже интереснее и необычнее. Маме особенно тут понравилось, теперь постоянно просит свозить её туда еще раз, ведь там столько всего осталось не осмотренного. Все очень понравилось, как снаружи, так и внутри домиков. Хотели еще в Алапаевск, но по времени уже было поздно. Кроме того, только отъехали от Алапаевска, так сразу попали под серию сильных ливней, словно погода благоволила нам и позволила осмотреть Верхнюю и Нижнюю Синячихи. Но в Алапаевске мы все же побывали через день - 12 июня...
Использована информация с сайтов: nashural.ru и Википедия.