#ж/д, #Самара
03.01.2013. Приехал братец Дмитрий. Накануне с ним договорился, что он меня еще немного "покатает". Постановили ехать к "вертолетке", а потом еще немного по Самаре, оставались еще некоторые легенды... Легенды от Инструктора... И не только...
Смотровая площадка над Волгой в поселке Управленческий в народе получила название "вертолетка" и это не случайно, ведь там действительно садился вертолет первого конструктора СНТК им. Кузнецова (Самарский научно-технический комплекс имени Николая Кузнецова, это существовавшее ранее авиационное моторостроительное предприятие). Главному конструктору этого завода полагался служебный вертолет, который и совершал посадки в данном месте. "Вертолетка" считается одним из лучших смотровых мест в Самарской области, откуда просматривается великолепный пейзаж Волги.
В царские времена в данном месте осуществлялся сплав леса, тяжелые вековые дубы валили и сплавляли вниз по Волге. В те времена "вертолетка" в простонародье называлась "Санина поляна". За природными богатствами требовался присмотр, который и осуществлял местный лесничий Макаров Агап. В последствии, в знак благодарности, за достойную и верную службу помещик подарил лесничему эту, тогда еще дикую землю. Позднее здесь, в Самарской губернии, был основан поселок Управленческий.
Источник: Официальный сайт смотровой площадки пос.Управленческий г.Самара
Вид хороший, хотя летом наверное еще лучше.
В целом место приятное, хорошие виды, посажена красивая растительность. Но, как-то попсовенько. Ездят сюда все кому не лень, стоит ресторан и летнее кафе, въезд в горку преграждает "частный шлагбаум" (в тот день был открыт). По слухам, излюбленное место влюбленных...
А рядом находятся развалины бывшей здравницы - санатория "Красная Глинка". Ищем дорогу к нему.
Еще хочется сказать немного о п.Управленческий. ПГТ Управленческий - административный центр Красноглинского района города Самара. Этот пригород областного центра получил своё название в связи со строительством комплекса управления Куйбышевского гидроузла, хотя есть мнение, что попытки проектирования ГЭС на заведомо непригодных карстовых почвах были лишь прикрытием для размещения здесь оборонного завода СНТК. Еще рассказывают, что до войны здесь хотели построить ГЭС. Но после войны ее построили в 80 км выше по Волге там, где сейчас Жигулевск - Жигулевская ГЭС.
Вернемся к санаторию. Там тайник, мотивация понятна. Честно говоря, я мало на что надеялся, а все вышло совсем наоборот. Искали асфальтированную дорогу (про которую писали) и искали неправильно - дорога вроде как идет от самой вертолетной площадки, а мы заезжали с другой стороны поселка. В итоге поехали по накатанной грунтовке(?) сквозь гаражи и по Коптеву оврагу и так до самой паромной переправы к подножию крутого подъема. Хапнули немного адреналина, особенно когда преодолевали обледенелое препятствие. В пути восхищались на какой высоте стоят эти развалины.
Машину припарковали в каком-то закутке возле переправы среди коттеджей. Далее пошли пешком искать путь, при этом осознавая что придется круто подниматься в гору.
Нашли какую-то тропку вдоль забора, а потом по ненатоптанной тропе стали покорять гору. Регулярно делали передышки и оглядывались назад.
Вскоре мы все же добрались до первых построек.
Все заросло и в запустении.
Начинаем исследовать корпуса. Следов не видно, значит после НГ тут никого не было.
Обошли немного корпус, там разрушения.
А дальше лестницы к другим корпусам. Тут уже есть следы.
Навигатор показывает, что мы прошли место тайника. Пришлось вернуться. Тайник нашел братец, это был его первый тайник, поэтому он радовался как ребенок.
Потом мы снова обошли корпус и продвинулись вперед. Вот здесь точно дорога и наверняка асфальтирована. Но она не накатана, а лишь натоптана пешеходами. Так что, хорошо что мы поехали по оврагу, оказалось вдвойне интереснее.
Принялись дальше изучать развалины. Объектив немного запотел.
Далее по лестницам к другим корпусам.
И вот тут самая "красота". Тут и обнаружился бывший фонтан.
Нельзя не заметить, что корпуса разбираются по кирпичикам, и кирпичи уже аккуратно складывают в "кубики", чтобы потом вывезти.
Просто фотографирую что попадается взору. А пока хочется немного рассказать об истории этого санатория.
В 1927 году, проплывая мимо на пароходе, красивейшие волжские берега у Коптева оврага решил посетить председатель ВЦИК Михаил Калинин. Места ему, по всей видимости, очень понравились, и решено было построить здесь санаторий для членов правительства. Тогда в Коптевом овраге закипела работа, пошли барки из Самары, Саратова, Ульяновска со всем необходимым для строительства. Непосредственно строительство началось в 1933 году. Строили Дом отдыха ЦИК СССР. Здание санатория, отстроенное к 1935 году, было великолепно, тем более по местным меркам: 8 этажей, 6 корпусов, примыкающих друг к другу. Над самой высокой частью здания находилась площадка, с которой открывался великолепный вид на реку и окрестности.
По некоторым данным, в 1935 году, когда было завершено строительство здравницы, в Коптев овраг прибыла группа специалистов, которые намечали перегородить Волгу плотиной, поставить шлюзы - для строительства крупнейшей в мире гидроэлектростанции. Бараки, жилые дома, котельную, дороги, линии электропередачи строили привлеченные к работе заключенные. А в здании санатория, по некоторым данным, должно было разместиться управление гидроузла. Въезд в поселок был закрыт до начала Великой Отечественной войны, и чтобы сюда попасть, необходимо было получить разрешение в комендатуре в Куйбышеве. В 1940 году строительство гидроузла было законсервировано. 8 июля 1941 года на Управленческий эвакуировался завод им. Артема из Киева. Вместе с оборудованием прибыли специалисты, руководители, рабочие и с ходу приступили к работе. В чрезвычайно сложных условиях производства и быта с 1 августа 1941 года начался массовый выпуск военной продукции. Все трудились под одним лозунгом: "Все для фронта, все для победы". И для этой победы необходимо было физически поддерживать людей. Тогда и открылся Дом отдыха "Здравница НКАП". Из года в год медицинские кабинеты пополнялись новым, более совершенным оборудованием. Совершенствовались и методы лечения. Снабжение продуктами питания, хозяйственными материалами и предметами технического оснащения производилось 15-м Главным управлением и Куйбышевской конторой Главснаба НКАП.
В сентябре 1946 года здравница, согласно приказу Министерства авиапромышленности, была закрыта. В июне 1947 года она вновь начала функционировать как санаторий общетерапевтического профиля на 300 мест. В апреле 1982 года открылся корпус в поселке Южном, а старый корпус, уже нуждавшийся в ремонте, закрылся в октябре 1982 года. Так начался упадок некогда пользовавшегося популярностью старого комплекса санатория. Сегодня, по информации министерства культуры и молодежной политики, это здание признано вновь выявленным объектом культурного наследия. Однако его судьба, как и судьба многих памятников, требующих больших инвестиционных вливаний, остается неизвестной.
Это место крайне популярно в последнее время. Его уже окрестили "восхитительно раздолбанным архитектурным ансамблем". Здание Здравницы окутано мифами. Один из них гласит, что по непроверенным источникам в горе под санаторием находится одно из бомбоубежищ, которое в свою очередь имеет выход на подземку Москва-Самара...
Вот так санаторий выглядел в действующем состоянии. Фото с сайта krasnoglinskiy.ru.
А нам пора возвращаться обратно к машине. Любуемся на Сокольи горы между Коптевым и Студеным оврагом и на Волгу.
А название Сокольи горы появилось благодаря наблюдавшемуся ранее гнездованию птиц семейств соколиных. Они являются продолжением Жигулёвских гор на левом берегу Волги чуть севернее города Самары. Жигулёвские и Сокольи горы составляют так называемые Жигулёвские ворота, между которыми проходит основное русло Волги. Такое русло образовалось в результате разрезания многоводным потоком древней Волги горных известняковых пород.
Кто-то в Волге ставит сети зимой...
А дальше мы едем к Студеному оврагу. Здесь наша цель - Лысая гора. Своё название гора получила по обнаженной верхушке. Лес, произрастающий на пологих склонах горы с обратной стороны Волги, резко заканчивается, образуя гладкую и ровную поляну. Лысая гора сложена из известняков, на ней отчетливо видны следы карстовых явлений.
"Лысые" горы, в частности восточнославянском фольклоре, связаны с колдовством и сверхъестественными силами. Согласно легендам, ведьмы и другие сказочные существа регулярно собирались на "лысых горах", где устраивали шабаши. Достоверных сведений о происхождении культа лысых гор нет.
Внизу под обрывом полынья. Что тут, течение или это "Русалочья заводь"?
Рассказывают, что в районе Студеного оврага есть незамерзающая Русалочья заводь. Здесь со дна Волги бьют семь холодных ключей, которые своим водоворотом легко опрокидывают лодки. Легенда гласит, что когда-то давно здесь ночью появлялось семь русалок, которые заманивали путников и рыбаков в пещеры... Но услышал однажды русалочий приманный крик один святой старец и проклял это место. В тот же миг осели берега с пещерами, сгинули русалки и пал густой туман над заводью. С тех пор люди сторонятся этого места, над которым по-прежнему часто лежит туман даже в хорошую погоду.
Источник: Легенды Жигулей: Русалочья заводь.
На склоне есть небольшая вытоптанная площадка с видом на Волгу, а рядом стоит металлический православный крест.
Достопримечательностью Лысой горы является наблюдательная вышка, которая находится на вершине. Она сделана из металлических труб. Высота вышки - около 10 метров. Вышка снизу частично разрушена.
На фото (у меня за спиной, внизу), там где Студеный овраг упирается в Волгу, находится "Русалочья заводь".
О мистичности этой горы еще напоминают вот такие необычные деревья, которые растут на склоне. Вообще этот район между Коптевым и Студеным оврагом обладает такими же мистическими легендами, как и все Жигулевские и Сокольи горы. Здесь происходят различные аномальные явления, ходят разные слухи, рассказывают различные истории... Связано это скорее всего с карстовыми образованиями в ландшафте. В частности, здесь рядом есть башня Ротмана ("печка") и пещера братьев Греве. К сожалению, в этот раз не получилось их посетить. Отметил себе цель на будущее...
Спустились обратно в Студеный овраг и пошли к машине. Мы уже изрядно проголодались и поэтому поехали обратно в город. Перекусили шаурмой и еще немного по колесили. Хотели закончить квест с Щорсом, но кладбище было закрыто... До электрички на Звезду остается всего два часа. Передумали и поехали искать бывшую ж/д-станцию Линдов-город.
Она находится практически в самом центре города между Московским шоссе и проспектом Карла Маркса возле клиники мед.университета.
До недавнего времени тут стоял еще заброшенный маневровый тепловоз, но теперь его тут нет.
Немного истории. Во время войны, когда враг рвался к Москве, в Куйбышев были переведены не только посольства и правительственные органы, но и многочисленные заводы и фабрики. Для оперативного вывоза произведенной продукции вдоль городских улиц были проложены железные дороги. Самая длинная из них протянулась от станции Средневолжская до завода имени Масленникова, выпускавшего боеприпасы. На ней имелись ответвления на завод имени Тарасова, 4-й Государственный подшипниковый завод, завод авиационных подшипников и прочие предприятия. Для формирования составов на этой ж/д была построена станция. Она верой и правдой служила более полувека, но строительство метро и развитие города внесли свои коррективы. В 1992 году пути были разобраны. Станция называлась Линдов-Город.
Информация из неизвестного источника в интернете. Сейчас мало что осталось от хорошо известного в Самаре Линдова городка. А ведь в свое время были и Линдовская улица, и Линдовский рынок, и Линдовский овраг. История военного городка, будущей промплощадки 4 ГПЗ началась 27 июня 1896 года. Когда Самарская городская дума дала свое согласие на отвод земли под строительство здания для артиллерийской бригады. Поначалу планы застройки не были столь грандиозными, но время внесло свои коррективы. В период русско-японской войны началось массовое строительство казарменных сооружений, а уже в 1910 году здесь разместились военные штабы. Что же касается самого названия, то его военный городок получил в честь социал-демократа Гавриила Линдова. Весной 1918 года, будучи членом ВЦИК, он был направлен в Саратов на должность начальника политотдела 4-й армии Восточного фронта. В октябре телеграфировал В.И. Ленину о взятии Самары, выступал в эти дни на многочисленных митингах, и пробыл здесь в Самаре до 1919 года.
Времени почти впртык и пора уже ехать на вокзал к электричке. Напоследок, как раз по пути, было предполагаемое место 2 шага квеста про Щорса. Искали памятник, на котором надпись говорит о том, что здесь на бывшем кладбище в 1918 году расстреляли группу красноармейцев. Памятник не связан с Щорсом, но косвенно его касается: во-первых, это первое место его захоронения, во-вторых, здесь было православное кладбище.
Николай Александрович Щорс (1895-1919) - комдив времён Гражданской войны. Белорус по национальности, но жил и воевал на Украине. Обстановка в Украине к лету 1919 года сложилась для советской власти крайне тяжелая. Деникинцы и петлюровцы пытались овладеть Киевом, но пробиться к нему можно было лишь, захватив стратегический железнодорожный узел в Коростене. Именно его и защищала дивизия Щорса. Во время одного из боев Щорс был убит.
По свидетельству Ивана Дубового, заместителя командира дивизии Щорса, он был убит в бою под пулеметным огнем выстрелом в голову: пуля вошла спереди и вышла сзади, хотя он не мог не знать, что выходное пулевое отверстие больше входного. Много позже выяснилось, что это было не так... Когда медсестра Богунского полка Анна Розенблюм хотела сменить первую, весьма поспешную повязку на голове уже мёртвого Щорса на более аккуратную, Дубовой не разрешил. По распоряжению Дубового тело Щорса без медицинского освидетельствования отправили для подготовки к захоронению. Хотел ли Дубовой скрыть обстоятельства смерти Щорса? Есть мнение, что люди Троцкого затеяли некоторую кадровую чистку и "освежение" командного состава. Щорса называли "неукротимым партизаном" и "противником регулярных войск", поэтому чистку решили начать с головы, т.е. с него. Много позже, когда была история с его перезахоронением, было выявлено, что его застрелили в затылок с близкого расстояния - Щорс получил пулю в затылок.
Но не менее удивительным фактом стало то, что Николая Щорса похоронили не в Украине, где он погиб, а повезли в Самару, что в условиях военных действий выглядело не характерным явлением. По одной версии тело Щорса перевезли в Самару, чтобы избежать надругательства над его могилой со стороны наступавших белогвардейцев. Однако наиболее вероятна другая причина - в Самаре проживали родители его жены Фрумы Ефимовны. Через тридцать лет в 1949 году оставшиеся в живых ветераны направили в Москву письмо, в котором негодовали по поводу исчезновения могилы командира. Власти Куйбышева получили нагоняй, и чтобы сгладить вину, срочно создали комиссию, которая приступила к делу. Тело было эксгумировано и перезахоронено. На "новой" могиле (которая есть и по сей день) был сооружен гранитный памятник, к которому по красным дням календаря возлагали венки и цветы. Сюда приходили пионеры и комсомольцы, которые не подозревали, что вместе с останками Щорса была опять захоронена правда о его гибели. Эксперты-криминалисты установили, что повреждения черепа были "нанесены пулей из огнестрельного нарезного оружия". Пуля вошла в затылок, а вышла в области темени. И вот что самое главное: "Выстрел был произведен с близкого расстояния, предположительно 5-10 шагов".
Канонизация Щорса началась с известной встречи И.В. Сталина с деятелями искусства в марте 1935 года. Именно тогда, на той встрече, дескать, Сталин обратился к Александру Довженко с вопросом: "Почему у русского народа есть герой Чапаев и фильм о герое, а вот у украинского народа такого героя нет?". Довженко, конечно же, намек мгновенно понял и незамедлительно ринулся в работу над фильмом. В герои назначили безвестного красноармейца Николая Щорса. Так и получился фильм "Щорс". Правда, тогда ни Сталин, ни Довженко не ведали, что "украинский Чапаев" по национальности был... белорусом.
Памятник мы нашли, можно сказать, почти случайно. Была некоторая радость того, что мы нашли памятник аналитически без координат. После Дима отвез меня на вокзал, где я сел в электричку, а сам он остался в городе. Ожидал электричку на 7 (пригородной) платформе и анализировал все события прошедших двух дней. А также вспоминал как несколько лет назад строили новое здание вокзала.
На следующей день мы всей делегацией обратно поехали в Самару на юбилей т.Нины. Но об этом я не буду рассказывать, это вне концепции моего дневника. Домой мы поехали 6 января, 7 января прибыли в Екатеринбург. В Самаре мне понравилось, и я знаю, что лучше быть в этом городе летом. Ведь самые красивые девушки в Киеве и в Самаре, это одна из легенд...
Использована информация с Википедии и geocaching.su