#карьер, #скала, #река Чусовая
Вообще, было предложение от Соболя съездить на Весёлые горы. Но уже второй день лили дожди и грунтовки раскисли. В субботу еще поехали заготавливать веники для бани и ехали по полям, вот там то я понял, что летняя резина у меня ниочень..., и машину на такой дороге таскает. Состояние дороги на Весёлые горы вызывало сомнение, т.к. никто там из знакомых не был, спросить не кого.
Был предложен альтернативный лайт-вариант от peshehod'а – съездить на Черемшанские карьеры, что к востоку от Верхнего Уфалея Челябинской области. В карьерах дорога точно хорошая. Однако свою грязь мы все таки нашли. Кроме того, рядом истоки реки Чусовой. Дело было 21 июля 2013.
Как обычно, старт в 8 утра из Екатеринбурга. Едем по полевскому тракту и доезжаем до Полдневой. Интересное фото - целый ряд дорожных знаков подряд.
Обсуждаем два варианта дальнейшей дороги: либо едем вдоль озера Иткуль (я этой дорогой запланировал возвращаться), либо едем до Кладовки и от нее направо на В.Уфалей. По второму варианту: предполагалось уехать по дороге на В.Уфалей и где-то на грунтовку до Коркодина. Но нашелся третий вариант: в Кладовке поворачивать не направо, а налево, и там грунтовка вышла сразу на карьеры и в Черемшанку. Забегая вперед скажу, что эта грунтовка гораздо лучше и приятнее чем разбитый асфальт в районе Иткуля.
Сначала мы приехали на Ново-Черемшанский карьер (Макаровский).
Это затопленный никелевый карьер, глубиной более 100 метров и шириной в несколько сот метров - одно из 14 никелевых месторождений в районе Верхнего Уфалея объявлено памятником природы. Месторождение силикатно-никелевых руд открыто в 1912 г. при поиске железных руд. Месторождение эксплуатировалось в 1948-1986 гг. открытым способом. Кроме никельсодержащих минералов геологи установили на Черемшанском месторождении и такие интерсные минералы, как тальк, серпентин, амфибол, пироксен, плагиоклаз, кварц, магнетит, хромит, хризотил-асбест, гранат, везувиан, циркон, топаз, апатит, кальцит.
Карьеры, что мы в тот день посетили, все очень похожи на Липовские под Режом, только масштабы другие (больше).
Проехали немного дальше в сторону Черемшанки и остановились на смотровой площадке другого карьера. Тут к нам подъехал какой-то мужичок на ниве и спросил, случайно мы не с "хиты Урала", а то лицо у кого-то знакомое? Мы ответили, что мы геокэшеры – ищем тайники по GPS. Он уехал.
Это Старо-Черемшанский карьер. Карьер разрабатывался с 1905 года и имеет глубину 250 метров. Месторождения силикатно-никелевых руд было открыто в 1907 г. при поиске железных руд. Месторождение эксплуатировалось в 1936-1988 гг. открытым способом. На данный момент частично возобновлена добыча руды/мрамора.
Далее поехали к проходной транспортного цеха АО "Уфалейникель" "Черемшанский карьер", возле которой на высоком постаменте стоит автомобиль КрАЗ, который украшен надписью "УНК 80 1933-2013" (2 августа 2013 года исполнится 80 лет Уфалейскому никелевому комбинату). Надпись обновляют, 5 лет назад было написано 75 лет. В послевоенные годы начались горные роботы с применением автомобильного транспорта. Так одним из первых в нашей стране появился карьер, работающий только на автотранспорте. Отсюда начал формироваться на основе преемственности поколений особый коллектив горняков-автомобилистов.
Далее поехали в сторону Коркодина, в место, где строилась ГРЭС на реке Уфалейка. Было потрачено много труда и средств на сооружение зданий и дамбы. Но стройка была прекращена и постепенно о ней все забыли.
По пути к развалинам набрели на логово хитника. Рядом две ямки-закопушки.
И шалаш.
Такое ощущение, что ушли вот-вот перед нами.
Конструкция плотины интересная. Местами еще не снята опалубка, в которую заливали бетон.
Наверняка тут предусматривалась некая система шлюзов. В некоторых местах есть лестницы вниз к воде.
И все это простояло около 20 лет. В миг все бросили и ушли, даже опалубку не везде сняли.
Есть два мнения:
Наиболее вероятно второе мнение.
Сохранилась дамба, по которой можно проехать на автомобиле. Рядом с дамбой недостроенное здание ГРЭС. Недалеко есть еще строения, фундаменты, небольшие карьеры. Дороги проходят через Уфалейку несколько раз подряд, река под дорогами течет в трубах. Сейчас все достаточно густо поросло молодыми деревьями.
Река Уфалейка мелкая. Казалось бы, как тут будет работать ГРЭС? Возможно 20 лет назад она была более полноводной и стала бы еще полноводнее из-за плотины...
В этом месте похоже купальное место, есть костровище прямо на каменистом берегу.
Рядом отсыпанный вал из щебня.
Закончив осмотр, поехали обратно. Нашей следующей целью был Большой камень. Но на этот раз свернули в Черемшанке на (лесовозную?) грунтовку. После дождя грунтовка оказалась раскисшей, машину немного "таскало".
В какой-то момент дальше не решились ехать - впереди малость засадный участок. К тому же как раз тут было удобно уйти в горку по вырубке. Вырубка в последствии оказалась полем, где посадили молоденькие сосны.
Припарковались вдоль дороги у травы и пошли к скалам.
Памятник природы Большой Камень - находится всего в 3 км от города Верхний Уфалей. Большой камень - это не одинокая скала, а двухкилометровая каменная гряда на вершине горы.
Согласно местным легендам эта гребневидная гора-останец связана с историей пугачевских восстаний. Говорят, что в недрах горы есть пещера, где спрятаны сокровища Емельяна Пугачева.
Каменная гряда полога и доступна с западной стороны, восточная вертикальными стенами обрывается вниз.
Высота скал от подошвы составляет около 150 м. Этот вид мне напомнил о Белом камне.
Перекусили на одной из вершинок. А до самой вершины так и не дошли, около 400 метров.
Весьма занятная гряда. И виды неплохие.
Вдали дымят заводские трубы Верхнего Уфалея.
Здесь хватает скал причудливых форм.
Затем мы поехали к озеру Большое Чусовское. 14 сентября 1972 года это место обозначили мраморным памятником с надписью: "Здесь начинается река Чусовая" как начало реки Чусовой. Именно отсюда берет начало река Чусовая. Именно берет начало, а вот где исток?
Относительно истока реки Чусовой среди исследователей существует несколько вариантов. Одни считают, что река берет начало в виде маленькой речки из небольшого заросшего озера Сурны (Суры) около Верхнего Уфалея рядом с известными Черемшанскими карьерами (Челябинская область), а затем проходит через Малое Чусовское и Большое Чусовское озера. Другие предлагают считать истоком реки Чусовой родник у деревни Сельки. Вытекающий оттуда ручей пересекает дорогу Верхний Уфалей - озеро Иткуль. Третьи считают, что Чусовая начинается лишь выбежав из Большого Чусовского озера.
Безусловно, река Чусовая начинается именно с озер Большое и Малое Чусовское, но какими водами наполняются сами озера? Озера Малое Чусовское и Сурны лежат в одной большой заболоченной котловине. По всей видимости в древности в этом месте было одно большое озеро.
К истокам мы еще вернемся. А пока едем выполнять другой квест - перемещаемся к следующему карьеру.
Карьер Синарский. Синарское месторождение силикатно-никелевых руд открыто в 1947 г, эксплуатировалось в 1968-1973 гг. и 1981-2000 гг. Глубина 70 и 50 м.
На фоне бирюзовой воды чудесно смотрится лиловый иван-чай. Пока фотографировал, прилетела пчёлка и немного попозировала.
Далее поехали к карьеру Черноозерский. Черноозерское месторождение силикатно-никелевых руд открыто в 1946 г., эксплуатировалось в 1958-1971 гг.
Мы пришли к выводу, что карьер подтопило, ибо некоторые деревья частично потоплены и дорога, которая идет вниз, неожиданно оказывается в воде.
Теперь вернемся к истокам Чусовой. Озеро Сурны - что это и где это? На карте только есть безымянное озерцо у деревни Сельки, которое стало попсовым: есть прокат беседок и мангалов, и даже платная рыбалка. А возможно оно прячется в болотах, а их там хватает.
Из Малого Чусовского озера на север вытекает небольшая, но быстрая речка, которая впадает в Большое Чусовское озеро. Между этими озерами она принимает притоки - речку Малая Песчаная слева и речку Ольховку справа. Причем Ольховку, берущую начало как раз близ деревни Сельки рассматривают, как один из вариантов истока реки Чусовой или как минимум один из его слагаемых. Ольховка, судя по карте, протекает под дорогой между Верхним Уфалеем и Иткулем.
Как уже говорил, есть два истока. И возле обоих установлены в разное время деревянные знаки. Один на окраине деревни, другой у дороги в паре километрах от деревни.
Сначала мы поехали в деревню Сельки. Кружили в поисках подъезда к роднику. На одной из остановок увидели высокие заросли сорняка, а на них много различных бабочек.
Но дорогу подходящую мы не нашли, кругом высокая трава на болоте. Снова выехали на асфальт и припарковались на обочине напротив строящегося дома. И по его неогороженной территории пошли напрямую, через лес и болотце, переходя две дренажных канавы, одну по чудом попавшейся под ноги плотине, другую прыжком. И как обычно вышли к роднику, от которого дорога по полю идет почти что с другой стороны.
Здесь стоит деревянный знак "Истокъ №1"
Потом выехали из деревни и проехали немного обратно. Искали "Истокъ №2". Проехали мимо него несколько раз, и даже когда вплотную остановились (так неудобно еще) не смогли его увидеть сразу. Он оказался за кустами в болоте.
Была еще идея взобраться на ничем не примечательную гору Карабайку. Но время уже седьмой час, решили ехать домой. Поехали, как и планировал, по Иткульской дороге. Асфальт наверное стал еще хуже, чем в прошлом году. Грунтовка от Кладовки до Черемшанки и то была лучшего качества! И все это безобразие в аккурат до границы областей, а там по родной области пошел отличный ровный асфальт. Как сказал Соболь: "Иткульская дорога позади. И славатебехоспаде. Воистину грунтовка люба!"
Автопробег 318,2 км, расход 9,6л/100км, общий пеший пробег около 11 км.
Мои выводы.
Использована информация с сайтов: Викимапия, geocaching.su и Река Чусовая.
А также использованы фотографии соучаснегов.