#полуразрушенная церковь, #скала, #водопад, #Багаряк, #живность
Путешествие в зиму на гору Качканар за две недели до этого заставили призадуматься. Вот-вот выпадет снег и наступит зима и это наложит много ограничений на путешествия. Я начал вспоминать куда бы я хотел выбраться, но еще не успел. Все лето меня посещала мысль "закрыть Багарякскую тему". Точнее я очень хотел побывать на Свободе. Но многие меня пугали, что там бездорожье и есть засадные участки, а ведь ехать по полям около 12 км. И еще якобы там аномальное место по количеству клещей - говорят, их там много...
Решился. 12 октября 2013 поехали: Соболь (Scout66), Серж ("Мангуст"), Лёха Зайцев (Dvedevmed), Андрей Гусев (peshehod) и я, поехали закрывать Багарякскую тему, и заодно все же побывали на Свободе!
Погода непонятно какая: вроде сыро после небольших дождей, но в то же время не очень то и сыро, небо хмурое. Резина на машине зимняя, и, как сказал Соболь, зимняя резина "зубастее" и это хорошо. Едем по полям. В пути видели куропаток или глухарок у леса. У нас была координата потенциально засадного участка. Но этот участок был легко преодолим, зато был участок похуже, но тоже преодолим. Кнопочка 4WDLock снова хорошо нам послужила. Под конец дорога была вообще прекрасная - накатка по полям, точнее по траве.
Про это место говорят следующее. Нежилая деревня Свобода с сохранившимся, когда-то красивым и большим, полуразрушенным храмом. Расселили в результате аварии на химкомбинате Маяк.
Но откуда взялось название Собода? Обо всем по порядку.
В первом источнике (см. в конце поста) говорится о книге Всеволода Михайловича Слукина "Тайны уральских подземелий. Легенды, реальность, поиск" (Екатеринбург, издательство "Сократ", 2005г.) - теперь ищу эту книгу! И даны некоторые выдержки:
"Екатеринбургский Ново-Тихвинский (женский) монастырь имел два подворья-заимки, то есть две дочерних структуры, которые занимались сельскохозяйственной деятельностью на достаточно обширных угодьях. Подворья были уменьшенной копией материнской организации: главный храм, жилые корпуса, хозяйственные постройки, глухая ограда".
"Одна заимка располагалась на окраине Екатеринбурга в селе Елизавет (ныне это часть Чкаловского района города), а другая в 12 километрах от села Булзи (в настоящее время здесь проходит граница Свердловской и Челябинской областей по реке Щербаковке)".
Итак, понятно, кому принадлежало это место, кто тут построил храм. И, оказывается, не только храм.
"Булзинское подворье - заимка Ново-Тихвинского монастыря - было заложено в 60-х годах XIX века. По описи 1910 года в нем находилось 52 строения, в том числе каменный собор Во Имя Симеона Верхотурского Праведного с приделом Св. Магдалины. После варварского налета в 1920 году большевистского отряда, сопровождавшегося расстрелом 6 монахинь, подворье было разграблено и завершило свое существование. В последующие годы постройки хаотически разбирались, материал увозился в соседние селенья, а оскверненный храм, лишенный дверей, окон и полов, остался одиноко стоять на зарастающей деревьями и кустарником территории. Он был вновь «найден», а точнее - обретен для общества уже в самом начале нового, ХХI столетия."
После изгнания монахинь церковь разграбили, к имеющимся помещениям построили несколько бараков и на их базе создали коммуну «Свобода». Земли коммуны и людей, ее обрабатывающих, прикрепили к Щербаковскому спиртзаводу, чтобы обеспечить его сырьем – картофелем (стране нужен был спирт!). (см. источник №2 в конце поста)
Церковь, как обычно, в полуразрушенном состоянии и стены обезображены надписями.
"Симеоновский собор, несомненно, имел глубокий двухуровневый подвал. Вход в него заложен давно, вполне вероятно, в годы функционирования подворья. В фундаменте стены, отделяющей алтарную часть от основного объема собора, у самой поверхности слоя грунтовой засыпки, виден небольшой свод заложенного (и засыпанного) дверного проема. Может быть, за ним разгадка всех тайн монастырского подворья, о которых ничего не рассказали шесть расстрелянных монахинь?".
Геофизики со своими приборами вкупе с лозоходцами с их рамками обошли контуры собора и получили сигналы о наличии подземных галерей. На площадке перед апсидой провели детальные исследования. Оказалось, что из-под алтарной залы храма выходят под углом друг к другу два подземных хода. Их общее направление - в глубь густо застроенной когда-то монастырской территории. Это направление согласуется с расположением некоторых сухих колодцев, будто они, эти колодцы, являются либо вентиляционными устройствами, либо выходами из подземелий. Интересно, что после анализа геофизических данных была определена ширина этих ходов. Она оказалась классической - 70 сантиметров".
И ведь действительно в поле мы видели один подземный ход, который завален...
Фрески частично сохранились, состояние плохое.
Рядом с храмом есть несколько "подземелий".
Некоторые утверждают, что это кельи монахинь и даже называют их скитами.
Это куполообразные сооружения, выложенные внутри из каменных блоков. Наружу из сводов выходили отверстия, по-видимому для печных труб. Но по нашему мнению, это больше похоже на овощехранилище, а боковые отверстия для погрузки овощей. Впрочем, любой может ошибаться...
Вероятно это помещение, как самое ближайшее, было соединено подземным ходом с храмом. Ходы ныне, естественно, завалены.
На юго-восток от собора почти уцелела водонапорная башня. Нижняя её часть была выложена из камня, верхняя - из кирпичей.
Свято-Симеоновский (Ново-Тихвинский) монастырь находится автономно в полях. До ближайшего селения было 12 км. В принципе многие монастыри, особенно женские, раньше строили далеко от цивилизации. Точно даже и не знаю с чем это связано. В каких-то источниках раньше даже читал, что возможно тут был какой-то секретный архив, которым интересовалось КГБ. К сожалению, сейчас и не вспомню где читал...
К юго-западу от храма есть идентичные подземные строения.
Отличаются тем, что отверстие находится не сбоку, а сверху, и есть лестница. Скорее всего это отверстие вентиляции. И вероятно это был холодный склад (погреб).
Место мистичное, называется Свобода, и здесь чувствуется свобода от цивилизации.
Потом снова поездка обратно по полям до Булзи. А потом мы направляемся к месту, где когда-то было полноценное и большое село Юго-Конёво. Сначала мы приехали к развалинам церкви. Белокаменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была заложена в 1819 году. 8 мая 1839 года был освящён главный придел во имя Святителя Николая Мирликкийского Чудотворца. С той поры она стала именоваться Николаевской. Однако 11 октября 1888 года (900-летие Крещения Руси) она была вновь освящена в честь Рождества Пресвятая Богородицы и вновь ей вернулось старо-новое название. Юго-Конёвский храм действовал даже при советской власти во время закрытия/разрушения храмов по всей стране.
Сейчас ни на одной карте нету села Юго-Конёво. Что же случилось, куда оно делось? Все дело в том, что это село находилось в зоне ВУРСа (Восточно-уральский радиационный след) после аварии на ПО "Маяк" (г. Озёрск) в 1957 году, причём как раз след где-то здесь и заканчивался... А село стерли с лица земли, все разрушили и укатали бульдозерами.
В этом месте на картах можно увидеть только два условных знака "кладбище" и "памятник", да и то не на всех. Вот кладбище. Даты смерти еще встречаются 60-70-ых годов, т.е. после аварии. Возможно это бывшие жители села Юго-Конёво, которые хотели чтобы их похоронили на родной земле.
А вот памятник - павшим в Гражданской войне (борцам за дело революции), который располагался в центре села у церкви.
История села связана с возникновением деревень на землях Багарякской слободы (после её основания в 1689 году). Возраст села - старше Екатеринбурга (1723 год), Каслей (1747 год), Кыштымского, Верхне-Уфалейского и Сысертского заводов.
Село Юго-Конёво раскинулось на 7 километров вдоль реки Синары и насчитывало около 1200 дворов. Местность практически идеальна: плодородные земли, обширные сенокосные угодья, рыбные водоёмы, множество диких животных и пушного зверя в окрестных лесах, масса водоплавающей и лесной дичи, сосновые леса обрамляли долину Синары на десятки километров. Лучших условий не найдёшь и для строительства: всё под рукой - древесные материалы, строительный плитняковый гранит.
Географически село находилось на одинаковом расстоянии как от Свердловска (130 км), так и от Челябинска (132 км), на одинаковом расстоянии и железные дороги - до станции Багаряк 50, до станции Маук - 55 км.
В 1930-х годах было открыто месторождение вольфрама, было основано Юго-Конёвское вольфрамовое рудоуправление, начался экономический расцвет территории. (Про Конёвский рудник думаю когда-нибудь напишу позже, это заслуживает отдельной поездки.) А к середине 1950-х годов Юго-Коневский колхоз был в числе колхозов-миллионеров в Челябинской области. Все было хорошо, до 1957 года...
Единственным и изящным напоминанием от былого большого села остался арочный мост через реку Синара. Его строили не только для соединения двух берегов одной реки, но и как часть дороги, которую начали строить в 1897 году от станции Баженово Тюменской железнодорожной ветки до станции Маук на Челябинской железной дороге. Каменные арочные мосты через реки Багаряк и Синара начали строить вместе с трактом и к 1 сентября 1899 года закончили работы. Удивительно, но вручную и без необходимой техники, менее чем за два сезона построены такие важные и крупные сооружения, особенно пятиарочный Багарякский мост. Юго-Конёвский мост строился в продолжение улицы Первомайской – центральной (и поперечной) улицы села. Этот мост строился не на реке, а в стороне, лишь когда построили мост искусственно изменили русло реки. В наши дни мост реконструировали: положили сверху бетонные плиты и поставили металлические отбойники, которых уже нет.
После впечатлений от посещения призрачного Юго-Конёво мы поехали в Багаряк. В Багаряке мы уже были в марте, и поэтому поехали сразу в новое для нас место, куда не смогли проехать в марте - к скале "Львиная голова".
Река Багаряк. Деревья по берегам этой реки имеют багряный окрас осени. Родился каламбур - багряный Багаряк.
Из Багаряка поехали в Зотино. Поехали к другому месту куда не смогли пробраться в марте. Вот там, вдали на том берегу реки Багаряк виднеется Красный камень.
Это скала, которая возвышается над рекой Багаряк примерно на 25 м. Название "Красный" возможно произошло от высокого содержания железа, или красного цвета скал (от лишайников).
Скала небольшая. Но место спокойное и умиротворенное, мусор не замечен. Хотя это может время года такое...
Но больше всего понравилась местность напротив камня. Здесь обширные поляны на берегу реки. Речная долина находится в низине.
Брод мы преодолели легко, прошли прямо в сапогах.
А самый модный был Соболь, который шел в штанах от Л-1.
После Красного камня поехали к другой зотинской достопримечательности. В марте по льду мы прошли к пещере, но не дошли до водопада, впрочем, в марте мы бы его и не увидели. Теперь мы приехали к берегу Багаряка и были примерно посередине между пещерой и водопадом.
Залезли на высокий берег и пошли вдоль реки к водопаду. Попутно наслаждались видами на "багряный Багаряк".
Ольгин водопад пусть маленький, но естественный. К сожалению, во всей красоте его можно увидеть лишь весной-летом, осенью река мелеет. В этом месте проходит граница между Уралом и Сибирью. Примечательно, что по этой границе протекает небольшая речка с гордым названием Межовка, которая является левым притоком Багаряка. Именно на этой речке и находится Ольгинский водопад. Живописный водопад, носящий имя "Ольгин", сбрасывает воду с высоты около 2-2,5 метров с небольшого каменного уступа. Происхождение названия водопада неизвестно.
Сейчас, осенью водопад представляет из себя лишь небольшую струйку воды. Струйка стекает в небольшой пруд. А в маленьком пруду похожему на большую лужу плавают рыбы! - это нас удивило.
Далее после перекуса поехали дальше вдоль реки Багаряк. Следующим местом нашего осмотра была скала похожая на Сфинкса.
Долина реки здесь весьма крутая.
Скала по всей видимости так названа за схожесть со сфинксом. Только этот Багарякский сфинкс присел на высоком бергу реки, наверное чтобы испить воды... И поза у него ЖВГ - "жопа выше головы".
Вот и сумерки уже начинают подходить. Логическим завершением Багарякской темы поездки было устье реки Багаряк, ее место слияния с рекой Синарой. В этом месте находятся скалы Тышик-Таш.
Поскольку я один вышел из машины в сапогах, то и вброд пошел я один. Пошел чтобы быстро сфоткать скалу и уйти.
К сожалению, скалу я досконально не осматривал. Пришел, сделал один кадр, развернулся и ушел. Самому неприятно.
Пока еще не стемнело. Решили съездить еще на одно примечательное место - камень Махади-Таш на реке Синара.
Камень считается священным и чудотворящим. Считается, что камень может сотворить дождь, других чудес творить не умеет.
Насколько я понял, Махади - это был какой-то татарский святой. Таш - понятно, это камень. Махади-Таш - камень, где молился Махади.
Происхождение Махади малоизвестно. Есть также легенда, что он спустился с небес на камень у реки и совершил обряд омовения, следы которого мы сейчас видим. Также и про место мало кто знает, здесь нет толп паломников.
На камне есть выбоины. Можно увидеть отпечатки босых ног (так положено у мусульман), отпечаток кумгана (узкогорлый кувшин с длинным носком, ручкой и крышкой, который используется при молитве), водосток и отверстия от капель воды, которые попали на камень (есть вариант, что это следы слез Махади). По следам можно предположить, что обряд проходил в направлении Севера, но Ислам однозначно определяет положение молящегося лицом па Мекку, а в нашем случае это - Юг. По другой версии молиться лицом к солнцу было неудобно и поэтому Махади молился лицом к северу.
Вот уже и стемнело. Пора возвращаться домой. Обратно решили ехать по асфальту через Окулово - Сипавское - Барабановское - каменский (курганский) тракт. Автопробег 400,3 км. Расход бензина 9,8л/100км. Использованы фотографии соучаснегов.
Что в марте, что сейчас осенью, возникал вопрос: а река Багаряк сплавная? Река по количеству и интересности скал ничуть не уступает той же Чусовой. Если тут можно плыть, то закралась мысль сплавиться по ней когда-нибудь в будущем. Только не на катамаране, ибо местами река очень узкая...
Использована информация с сайтов: