#Багаряк, #шахта, #техноген
Ноябрьская погода радует еще теплыми (с плюсовой температурой), но влажными (после дождей) днями. Такой шанс не хотелось упускать и хотелось куда-то недалеко съездить. Недавняя публикация тайников на месте бывших рудников под Багаряком определила нашу цель на 9 ноября 2013.
Вообще под Багаряком очень много старых и забытых выработок, рудников и т.п. У меня сформировалась некоторая последовательность таких мест, куда бы я хотел съездить: Карасьевский рудник, Боёвские вольфрамовый и графитовый рудники, Пороховский рудник, и самый большой рудник до 1957 года - Конёвский. Наверняка рудников в той местности много больше, но пока придерживаюсь этой последовательности.
Сначала первой целью был Карасьевский рудник под Шабурово. К нему было два варианта подъезда (подхода):
Перспектива бродить 10 км по лесам напрямую с потерей времени не вдохновляла, ведь световой день теперь короткий. Поэтому проехали Шабурово, затем вдоль реки Боёвка до брода. Благо хоть я один взял штаны от Л-1.
Схема переправы была такая: я перехожу брод, снимаю штаны и перебрасываю штаны на противоположный берег. Исключение - Серж, который решил пройти брод традиционно сняв ботинки и засучив штаны по колено.
После брода почти строго на юг пошла просека, которая упирается в локацию рудника. Просека теперь сильно заросла. Дорога потом ушла с просеки в лес, а нам пешеходам пофиг - идем прямо.
Вскоре вышли на бетонные развалины одного здания.
Местность кругом изрыта.
В некоторых воронках есть вода.
Карасьевский рудник был открыт в 1940 году. Здесь находится месторождение редких металлов: вольфрама, берилла, минеральных пигментов, молибдена, флюорита, драгоценных и полудрагоценных камней. Разработки на руднике велись открытым способом, руда вывозилась на гужевом транспорте. Разрезы на момент прекращения горных работ были углублены на 20-25 м. Село Караси и Карасьевский вольфрамовый рудник перестали существовать в начале 1950-х годов, когда базовым стал более богатый Юго-Конёвский рудник. Пороховской и Карасьевский рудники добывали оба вольфрамового концентрата меньше, чем один Юго-Конёвский. Источник: geocaching.su
И тут затоплено.
Далее пошли к отвалам рудника.
Здесь находится ствол еще одной разрушенной шахты.
Покойся с миром (с) Scout66
Потом полезли на отвалы.
Общее фото.
Спустились с отвалом, обошли их, и пришли в другую местность. Здесь отвалы из более крупных камней.
Другие бетонные остатки зданий и сооружений.
За полвека среди бетонных сооружений уже выросли довольно крупные березы.
Еще там разровняли несколько площадок. Видимо вывозят отвальный песок. Может как стройматериал для местных жителей, может "пере-обработка", что вряд ли.
Вроде все осмотрели что хотели, пора идти обратно. Нашли какую-то дорогу, которая похоже пошла на северо-запад в сторону Шабурово. Сначала пошли по этой дороге.
Но поняли, что эта дорога сильно отклоняется, и поэтому ныряем в лес и идем на нашу просеку.
Переход брода был с приключениями. Первым пошел Соболь. Штаны он недобросил и они благополучно упали в воду, вытащили. Серж также пошел традиционно - без штанов. Потом пошел Зайцев. Штаны он тоже недобросил и они снова упали в воду. Вытащил их из воды. Я остался один кто не перешел. Но я перебрасываю штаны на тот берег прямо в руки ловящим и говорю: "Вот так надо бросать". Остался только Серж, только он не кидал штаны. Зачёт в итоге не сдал никто! Серж тоже бросил в воду, причем совсем в сторону, и штаны поплыли по реке. Серж молодец, исправил собственную ошибку кардинально (см. фото). Таким образом, определился безоговорочный победитель в номинации "перебрасывание штанов Л-1 через речку" - это я. Наверное потому что один ел утром кашу :)
После речного приключения пришли к машине и устроили перекус.
Потом поехали в сторону Багаряка. Но не обратным путем, а дублером - по дороге Шабурово-Багаряк. Вообще, всякий раз как бываю в Багарякском районе у меня такое ощущение, что я попадаю в какое-то другое время. Асфальт старый, но не сильно разбитый, машин мало или как на дороге Шабурово-Багаряк практически вообще нет. Ощущение что попал в 1950-70 годы...
Доехали до поворота на Ларино. Наше внимание привлек какой-то памятник у дороги. Останавливаемся и подходим.
Все понятно, это какой-то необычный памятник Гражданской войне, и плюс тут какой-то старинный памятник похожий на могильный. История этих памятников мне неизвестна. Знаю, что тут был тайник от M&B и где-то рядом есть еще один памятник из этой серии. Если кто-то знает про эти памятники что-нибудь, расскажите про них пожалуйста. (Наташа, ау?!)
Думаем как нам подъехать к Боёвскому вольфрамовому руднику "Серебряная гора". Сначала попробовали сунуться к автоброду через реку Багаряк. Брод проезжабельный, но подъезд сильно размешан, мы бы в горку в этом месиве не поднялись. Поэтому решаем подъехать максимально близко с дороги на Ларино и там найти брод, опыт хождения в штанах Л-1 уже есть. Брод нашли в месте где раньше была плотина. Перебрасывать штаны теперь было только моей привилегией...
Все успешно переправились. Пошли в лес. Неожиданно в лесу натыкаемся на каменную стену! Это остатки обогатительной фабрики.
Боёвское месторождение вольфрамита расположено по обоим берегам реки Багаряк и известно под названием "Серебряная гора", которое произошло от содержащегося в породе минерала свинцовый блеск (галенит).
Боёвское месторождение (Багарякский серебряный рудник) было известно уже с середины 18 века, но промышленной добычи там не производилось. В 1892 году Багарякский серебряный рудник был отдан Боёвскому сельскому обществу. Для выпуска высококачественной инструментальной стали был необходим вольфрамит и в 1897-1898 годах Волжский стальной завод инициировал разведочные работы на Серебряной горе. В 1889 году по горе были пробиты разведочные шурфы глубиной около 2 метров на расстоянии через 20 метров. За время разведок было добыто чуть больше двух тонн породы, которая содержала всего около 500 кг вольфрамита. Работы велись всего один месяц. Через несколько месяцев на деньги Каменского завода добыли еще столько же вольфрамита. К постоянной разработке месторождения так и не приступили, так как Боёвскую залежь не признали имеющей промышленное значение.
О Боёвском месторождении вновь вспомнили в 1915 году, когда цены на ферровольфрам на мировых рынках взлетели из-за войны. Уже в октябре 1915 года началась разведка залежей, а уже через три месяца было установлено, что месторождение очень перспективно. К лету 1916 года началось строительство рудника и обогатительной фабрики, которая была запущена в 1917 году, но проработав 6 дней полностью сгорела. В 1917 году начали строить электроплавильный завод, который планировалось снабжать электричеством, вырабатываемом небольшой ГЭС на подпруженном Багаряке, но в итоге было принято решение возить руду в Сатку.
Срочная необходимость в ферровольфрамах требовала экстренных мер. К Боевскому месторождению, на котором уже было 300 русских рабочих, было отправлено 700 военнопленных. Неорганизованный труд принес только вред: руды добыли мало, а всю местность разворотили по полной программе.
В 1930 году Уральское управление проводило геолого-разведочные работы на месторождении и руду стали добывать промышленным способом в шахтах. Даже сейчас рудник "Серебряная гора" поражает масштабами разработок. Огромные траншеи в толще камня впечатляют, особенно если учесть, что работы велись с помощью лопат, ломов, клиньев и молотков. Фотографии не передают масштаба разработок, оценить такой большой труд можно только побывав на месте.
Осмотревшись на ямы, воронки, траншеи и прочие техногенные прелести, мы пошли обратно к машине также как и пришли - через остатки обогатительной фабрики.
Заглянули в соседнюю заваленную старую шахту.
Я и Серж перешли брод через реку Багаряк. Хотя недалеко есть бобровая плотина, Scout66 и Dvedevmed прошли по ней не промочив ноги.
Левый берег реки Багаряк гористый и здесь проводились основные работы по добыче полезных ископаемых, их обогащению и промывке. Здесь же располагался поселок рабочих. Правый берег (где мы сейчас у машины) тоже весь изрыт, недалеко от автомобильной дороги есть открытая сухая шахта, тоже заглянули в нее.
Помясив немного лесные дороги, думаем как проехать к следующему Боёвскому графитовому руднику.
Дорожку по отзывам нашли сразу же, за мостом через Боёвку в месте где она впадает в Багаряк. Припарковались где-то в лесу, там уже мини-стоянка в лесу накатана. Пошли в сторону выработок и наткнулись на шахту обложенную бетоном в виде буквы Т.
Глубина выработки поражает своей глубиной и аккуратностью. Жаль, правда, затоплено.
Немного справки.
Графитовая гора расположена вдоль реки, напротив поляны, где раньше была деревня Гусево. Месторождение графита было открыто около 150 лет назад. Оно разрабатывалось несколько раз. За время работы рудника с 1875 по 1932 годы, в его разработке принимали участие несколько государственных компаний и частных артелей. Графит добывали в штольнях и шахтах, которые дошли до подземного уровня грунтовых вод. За все время работы было добыто около 10 тысяч тонн графита.
Всего было пробито 11 шахт, большинство из которых засыпано, но остались и открытые, смотреть в которые даже сейчас страшновато. Таким способом было выработано около 60 тысяч тонн графита.
Для получения высокосортных концентратов графит необходимо обогащать, но из-за тесной связи боёвского графита с пустой породой с этим процессом возникли сложности. Поэтому обогащение графита происходило на руднике. Породу сортировали вручную в забое, сушили и мололи на шаровой мельнице. Графитовый порошок Боёвского рудника использовался на металлургических и машиностроительных заводах Урала, Украины и Москвы в качестве припыла и литейных чернил в металлургии.
Осмотрелись немного на местности и сфотографировали другие объекты.
У подножия отвалов протекает небольшая речушка. Как называется незнаю, и это, судя по карте, похоже не Боёвка.
А вот и графитовые отвалы. Взял себе один камушек на память.
На обратном пути еще немного побродили по дремучему сосновому лесу в сумерках. Поискали еще воронки, шахты. Перекусили и поехали домой. Поездка всем понравилась: насыщенно, познавательно и ненапряжно. Рудников там много, так что эта поездка не последняя...
Автопробег 347,2 км. Расход бензина 9,2л/100км.