Таволожская керамика

#башня

Когда мы приехали к Невьянской башне, нам сказали, что возможно в нее попасть только в 14:00. Параллельно нам дали телефон в Нижних Таволгах, позвонив по которому, нам тоже сказали подъезжать к 14:00. Конечно, экшен в виде гончарного мастер-класса был куда интереснее, чем повторное (для меня) посещение башни. Разумеется, решаем, что поедем в Нижние Таволги в гончарную мастерскую.

Как нам сказали, при въезде в Нижние Таволги второй дом по левой стороне, не ошибетесь.

Убранство двора стилизовано под русский деревенский стиль.

Заходим и оплачиваем экскурсию. Приятно были удивлены, что цена оказалась ниже, на которую нас сориентировали. Все дело в том, что расчет идет за группу, и к 14:00 как раз подъехало еще несколько человек. Заходим в одну мастерскую и осматриваемся.

Нас просят занять свои "рабочие места". Затем нам начинают рассказывать как делаются изделия из глины.

Чтобы превратить кусок глины в готовое изделие, нужно немало времени и несколько этапов работы. Процесс подготовки глины опускаем - об этом позже. Сначала глину замачивают и в готовую гипсовую форму заливают раствор. Поскольку гипс материал пористый, то он впитывает в себя глиняный раствор и глина "прилипает" к гипсовым стенкам. Затем глиняный раствор выливают, а на стенках формы остается его часть. При необходимости процесс повторяют пока не будет достигнут определенный слой глины. Таким образом, изделие внутри полое (пустое), а значит легкое, но хрупкое. Затем, пока глина сырая но держит форму, удаляют технологические излишки, и, таким образом, изделие корректируют. Добавляют элементы декора из той же глины, и лепят более растворенной глиной - глина к глине хорошо прилипает. Это был первый этап.

Второй этап состоит в просушке. Изделие нужно сушить около недели в естественных условиях, т.е. просто поставить на полку и ждать. Если дополнительно подсушить, скажем, феном, то глина может потрескаться.

Третий этап - это просушка в печи. После этого изделие затвердевает. На примере одного изделия гномика проиллюстрированы три этапа.

Четвертый этап - это раскрашивание и глазурирование. Вроде как после этого еще раз просушивают в печи.

В этой мастерской сушат вот в такой электропечи.

После небольшой лекции нам предложили небольшую практику. Под четкими указаниями лекторши, каждый слепил себе такого поросёнка - "символа богатства", и увёз домой.

Потом все перешли в следующую мастерскую. Здесь нас ожидал мастер-класс от хозяина мастерской Сергея Васильевича Масликова.

Если верить исторической справке, Сергей Васильевич потомственный гончар в пятом поколении. Хотя по его словам, он представитель уже шестого поколения. А может он уже имел ввиду сына? Как бы то ни было, на текущий момент у Масликовых семейное предприятие по производству гончарных изделий на продажу, и по совместительству проведение гончарного мастер-класса для посетителей.

Свой рассказ он начал с того как глину подготавливать. Глины на Нейве предостаточно, особенно после работы артели и драги. Глину собирают в ямах, что весьма опасное занятие - стены грунта могут обрушиться. Глину нужно отмочить и выстоять неделю-две, раньше ее заворачивали в мокрые овечьи шкуры. Затем приступить к ее "воспитанию", чтобы она была "покладистой" и пригодной для приготовления.

Первое, что нужно было сделать, это освободить глину от примесей (камушков, песка). В старину ее разминали пятками женщины и дети. Сейчас ее размельчают вальцовой глиномялкой. Потом вроде как ее снова вымачивали.

Но даже после этого глина еще не готова. В ней все еще есть частицы воздуха и от них нужно избавиться. Раньше это делали похлопыванием ладонью по комку глины. Сейчас для этого существует шнековая глиномялка. (Шнек - это как спираль в мясорубке, действует как пресс)

Только после этого глина "воспитана" и готова к обработке.

После этого Сергей Васильевич продемонстрировал как глину обрабатывают на гончарном круге. Для начала глина центруется на движущемся гончарном круге. Затем формируется дно, и вытягиваются стенки.

На наших глазах была сделана большая ваза и небольшой сосуд.

Далее по технологии также нужно выстоять изделию в естественных условиях (при комнатной температуре) неделю-две. Раньше все изделия обжигались в специальной печи - в горне (как на фото). Топили горн почти сутки. В нижнюю камеру горна клали дрова, а в верхней находились изделия. В процессе обжига гончар заглядывал в специальные смотровые отверстия внутрь печи, контролируя жар горна по накалу изделий. Сейчас сушат в электропечи.

Ну а потом самое интересное - предоставляют возможность самому что-то изготовить на гончарном круге. И я скажу вам, от этого экшена возникает масса позитивных эмоций.

Поначалу у меня что-то получалось. Но под конец все стало разваливаться, глина потеряла центровку на круге. И в результате это просто получилась лепнина похожая на горшок.

В Невьянске, когда нам дали телефон мастерской в Нижних Таволгах, сказали еще, что музей в Верхних Таволгах закрыт, т.к. на ремонте. Поскольку ехать обратно все равно через Верхние Таволги, то на удачу решили заглянуть. Обманули! - здание было открыто и магазин в нем работал. А вот музей..., по сути доступен, но нет экскурсовода.

В этом здании старой школы разместилось предприятие ООО "Таволожская керамика". Здесь также производят керамические изделия из местных красных глин, проводят мастер-классы, есть музей и магазин.

Уже знакомый гончарный круг. Отличие одно - здесь только ножной привод, как в старину.

Все наши попытки что-то узнать про музей закончились только махом рукой - "там посмотрите". Посмотрели. Один добрый мужичок, который там был, нам бесплатно кое-что рассказал про музей и пр. Многое, о чем он говорил, я уже знал. Полезная информация была для меня о том, что обе Таволги разместились в старообрядческих местах. Вообще, старообрядцы одни из первых стали осваивать эти земли и Урал в целом, после похода Ермака. Все вещи и экспонаты в этом небольшом музейчике дарованы от местных жителей.

Некоторые вещи сделаны на этом предприятии.

Интересное исполнение невьянской башни.

Недавно на предприятии на цокольном этаже открылось кафе "Хрустальный погребок". Нам всего лишь его показали. Наш рассказчик итак уже потратил время что-то нам рассказывая бесплатно.

На обратном пути еще сделали остановку в селе Быньги у Свято-Николаевского храма.

Юридически церковь не закрывалась никогда, но пять лет, с 1939 по 1944 года служба в Николаевской церкви не проводилась из-за отсутствия в Быньгах священника. Факт того, что здание церкви не находилось в осквернении у безбожников прихожане храма объясняют чудесным заступничеством ее небесного покровителя Николая Чудотворца.

Когда ехали через Невьянск, видели какой-то указатель на смотровую площадку. Искать ее не планировалось. Но, по воле случая (проездом мимо), место обзора была найдено. Смотровая площадка находится на горе Лебяжка возле метеостанции.

Отсюда удобно сфотографировать, и здесь хороший вид на башню/храм/завод.

Домой поехали по старому тагильскому тракту, а значит через Кунару. Снова сфотографировал резной красивый дом.

Использована информация с сайта gonchar-iz-tavolog.ru. Рекомендую на него зайти, там более подробно можно узнать о Масликовых в Нижних Таволгах.