Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

#ж/д

25 октября 2014 посетил музей, расположенный в здании первого железнодорожного вокзала в Екатеринбурге. Это был должок еще с 2010 года. С историей "Уральской" железной дороги я постоянно пересекался. Этот пост - попытка объединить все знания воедино, для чего, собственно говоря, и существуют музеи.

В октябре 2014 наступила зима и это резко наложило ограничения на поездки. Но это самое время для музеев. Этот музей один из тех немногих музеев Екатеринбурга, где особенно хочется побывать. Тем более, в последнее время меня зацепила железнодорожная тема. В прошлый раз я походил по вокзальным достопримечательностям, даже на электричке до другого мини-музея под открытым небом прокатился. Но вот в главный музей попасть не удалось.

С 2003 года музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги располагается в здании первого железнодорожного вокзала г.Екатеринбурга. Старый вокзал был построен по проекту архитектора П.П. Шрейбера и является памятником истории и культуры 19 века. Первый железнодорожный вокзал ценен для истории города тем, что именно он запечатлен на одном из первых фотографических изображений Екатеринбурга в конце 80-х годов 19 века и сохранился в этом же виде до наших дней. Этот музей по праву считается визитной карточкой Свердловской магистрали, летописцем её богатой и яркой истории.

На площадке перед музеем стоят скульптуры олицетворяющие профессии железнодорожного транспорта разных эпох – начальник станции, который приготовился ударом в колокол возвестить об отправлении поезда, путейские рабочие и мастер, проводница, разносящая пассажирам чай. Непосредственно перед входом расположилась группа "Пассажиры", иллюстрирующая жизнь пассажиров на вокзале. Авторы этих произведений искусства, выполненных в жанре городской скульптуры – скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев. Также есть другие экспонаты: тележка путейцев для перевозки шпал, тупик, семафор, шлагбаум с сигнальным устройством.

Что касается внутренней части экспозиции, то она условно разделена на 2 части: историческую и техническую. Историческая часть в первом зале включает период от создания первого в России паровоза Е.А. и М.Е. Черепановыми до современного периода реформирования транспорта: строительство первых железных дорог, создание МПС, строительство и эксплуатацию Уральской Горнозаводской и Пермской дороги, развитие образования, науки, социальной сферы.

Нет, не Россия была первой, где придумали паровоз. Началось все с промышленной революции в 18-19 веках, взять ту же паровую машину Джеймса Уатта. Идея заменить живую силу лошадей механической интересовала людей давно. Почти одновременно паросиловые установки (паровозы) стали изобретаться в Америке и Европе, особенно в Англии. И первый паровоз появился лет за 30 до изобретения Черепановых. Кстати, Черепановы при создании своего паровоза учитывали опыт англичан.

В августе 1834 года на Нижне-Тагильском горном заводе раздался свисток первого в Российской империи паровоза. Творцами первого российского паровоза, называвшегося первоначально "сухопутный пароход", "паровая телега", "паровой дилижанец", "пароходка", были знаменитые уральские механики, умельцы и изобретатели Ефим Алексеевич Черепанов (1774-1842) и его сын Мирон Ефимович (1803-1849).

Россия стала единственным государством в Европе, где впервые паровозы были изготовлены в своей стране, а не импортированы из Англии. Мирон Черепанов получил "вольную" в 1836 г., как ранее его отец, был приписан к кушвинскому мещанству. В ноябре 1956 г. на центральной площади Нижнего Тагила был установлен памятник творцам первых русских паровозов. Есть теперь цель на будущие поездки. А первый в России паровоз выглядел примерно вот так.

В 1837 году была построена первая в России железная дорога Санкт-Петербург – Царское село – Павловск, протяжением 27 км. Тогда же начались увеселения в вокзале, состоявшие из оркестра, иллюминации и фейерверков. 15 июня 1865 г. Император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России, которое становится одним из авторитетных ведомств России, а служба на железнодорожном транспорте считается одной из самых престижных.

22 февраля 1874 г. Государь Император высочайше соизволил утвердить Устав акционерного общества Уральской горнозаводской железной дороги для сооружения и эксплуатации железной дороги Пермь-Екатеринбург с ветвью к Луньевским копям (на Соликамск). Так зародилась УГЖД и началось строительство. На фото: Николай Степанович Островский - руководитель строительства и первый управляющий Уральской Горнозаводской железной дороги (1878-1889 гг) и Виктор Федорович Голубев - главный инженер строительства Уральской Горнозаводской железной дороги (1874-1878 гг).

1 (14) октября 1878 года открыто движение по Уральской Горнозаводской дороге на участке Пермь - Чусовская - Нижний Тагил - Екатеринбург протяженностью 669 верст. По маршруту уже понятно название - "Горнозаводская", т.е. эта железная дорога должна охватить основные узлы (заводы) металлургической промышленности Урала. Екатеринбург какое-то время был "конечной" станцией с большой перспективой и поэтому требовал особого внимания. Вот как выглядел вокзал станции Екатеринбург.

Наравне с грузоперевозками была потребность к пассажирским перевозкам. Собственно для кого и делался вокзал - для пассажиров.

23 сентября 1879 г. Луньевская ветка: Чусовская – Усолье принята правительственной комиссией и сдана в эксплуатацию. Открыто правильное пассажирское и товарное движение поездов. Для примера расписание поездов по УГЖД.

В конце 1885 года была построена ветка Екатеринбург-Тюмень. В январе 1888 года эта ветка была объединена с Горнозаводской дорогой в одну магистраль, которая стала называться Уральской железной дорогой. Позже этот участок стал частью транссибирской магистрали. Инициатором строительства этой ветки был генерал Богданович Евгений Васильевич. Именем Е.В. Богдановича в 1885 году была названа станция Оверино Екатеринбурго-Тюменской железной дороги, позже превратившаяся в город Богданович.

Теперь перейдем во второй зал и переключимся ненадолго на техническую часть. Вот макет котла с топкой и рама несущих паровоза ФД-20 1939 г., инвентарь (инструменты) для чистки топки паровоза: скребок, пика, кочерга.

Велосипед системы инженера Н.А. Фон-Ренкуль – именно так называлось это изобретение на Уральской Горнозаводской железной дороге. Говоря современным языком, по сути это была дрезина с велосипедным приводом. Николай Амандович Ренкуль был начальником службы движения на дороге с 1887 по 1890 годы. Велосипед был изобретен для службы пути и сооружений, о чем упоминалось в каталоге Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки, которая проходила в Екатеринбурге в 1887 году. Стоит отметить, что велосипед изобрел другой нижнетагильский изобретатель Ефим Михеевич Артамонов предположительно в 1801 году.

Рельсовые подкладки и накладки образца 1941 года, а также рельсовые стыки.

Тормозные башмаки.

Образцы рельсов:

Образцы дефектов рельсов (пробуксовка).

Шаблоны для замера ширины колеи пути.

Макеты дефектоскопов:

Механизм ручного стрелочного перевода.

Уголок проверки букс. Буксы - важнейшие элементы ходовых частей вагона. Инструменты: рейки для измерения высоты автосцепки над головками рельсов, молоток с ручкой 60-70 см, крючок для подъема крышки буксы, шаблон для измерения диаметра колес.

Прожекторный светофор (1963 г) и сигнальный линзовый механизм семафора.

Никакая железная дорога не может работать без связи. Телеграфы, радиостанции, телефоны, оповещатели - все это обязательный атрибут железной дороги.

Есть небольшой интерактивный тренажер.

Но больше всего мне в этом музее понравилось "художественное" творчество. Никак не ожидал увидеть здесь столько разных моделей и так много! Например, локомотивы и вагоны:

Особенно был в восторге от макета некоторых станций Свердловской железной дороги. Вот, например, станция Верх-Нейвинск.

А это станция Ревда.

Первоначально железные дороги были на паровой тяге. Но со временем они стали поэтапно электрифицироваться. В следующем (третьем) зале все экспонаты полностью посвящены электрификации "уральских" железных дорог. Это макет тяговой подстанции 110/10/3.3 кВольт.

Этапы электрификации Свердловской железной дороги:

По последнему пункту гложут сомнения за достоверность... Смотрел на эту карту и обуяла меня какая-то странная радость...

В предпоследнем четвертом зале экспонаты посвящены недалекому прошлому - советскому периоду Свердловской железной дороги. Это рабочее место дежурного по станции.

Какой-то стенд посвященный грузовой службе. Слева "тачка-медведка".

Все помнят эту справочную поездов? Я такую видел в детстве.

Макет металлического пролетного строения длиной 45 метров.

В этом зале тоже есть некоторые модели.

И тоже есть макет некоторых станций.

Станция Кордон (поселок Кордон Кишертского района Пермсого края).

Станция Выя - железнодорожная станция в Свердловской области вблизи города Нижняя Тура.

В последнем пятом зале экспонатов немного. В основном там стенды посвящены учрежденным наградам в МПС, много фамилий и постеры к советским фильмам, где основное действие разворачивается на железной дороге: Магистраль (1983), Вокзал для двоих (1982), Остановился поезд (1982), Человек на полустанке (1983), Анна Каренина (1967), Поезд идет на восток (1947).

Использована информация с сайтов РЖД, Википедии и музейных стендов.