Ставрополь на Волге

#река Волга, #идол

Новый год 2015 я встретил необычно и отлично, запомню этот новый год навсегда! Но об этом тут не расскажу. А расскажу о тех местах, где довелось побывать большую часть НГ-каникул без учета "отдыхательно-развлекательно-бытовых и прочих мероприятий".

А ветер странствий на этот раз занес в славную Самарскую область, точнее в город Тольятти. У всех Тольятти ассоциируется с АвтоВАЗом, т.к. здесь его место дислокации. Но кроме АвтоВАЗа есть еще несколько интересностей...

Начнем с того, что изначально это был не город Тольятти, а до 1964 года это был Ставрополь. Основал его В.Н. Татищев – тот самый, что основал Екатеринбург и многие другие города в стране. Даже угадывается некая схожая линия с Екатеринбургом – Татищев хотел назвать город по-своему. Екатеринбург по-татищевски мог стать Екатрининском, а Ставрополь мог быть Епифанией, что в переводе с греческого значит "Просвещение". Но история рассудила иначе.

Историческая справка гласит, что Ставрополь был основан Татищевым как столица (административный центр) земли, выделенной крещёным калмыкам, а также с целью защиты пограничных территорий Российской империи от набегов кочевников. То есть для укрепления и распространения православия, поэтому на гербе всегда присутствовал крест. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной, в которой было записано об основании города. С этой даты ведётся отсчёт истории города. 31 октября 1737 года Василий Татищев выбрал место для крепости на берегу Волги против Жигулёвских гор. 21 февраля 1739 года издается Указ Сената о наименовании основанной крепости Ставрополем, что в переводе с греческого означает "город священного Креста". В том же18 веке был основан еще один Ставрополь на Кавказе, поэтому для некоторого уточнения у Ставрополя было неофициальное название Ставрополь на Волге или Ставрополь Волжский.

Далее у истории случаются свои причуды. В 19 веке, то Самара была приписанной слободой Ставрополя, то потом Ставрополь становится уездным городом губернской Самары. В 19 веке был отток калмыков в оренбургские земли, а в Ставрополь стягивались бедные дворяне. Уже в начале 20 века Ставрополь становится селом, а потом снова городом. А потом и вовсе меняет свое название на Тольятти.

Современную историю Тольятти обычно подразделяют на три этапа, благодаря которым он даже получил прозвание "трижды рождённый".

Первое рождение было в 1737 году. Крепость Ставрополь была основана В.Н. Татищевым.

Второе рождение произошло в 1950-ых годах, когда началось строительство Жигулевской ГЭС. В связи с этим исторический Ставрополь был затоплен Куйбышевским водохранилищем, а город перенесен на новое место (ныне Центральный район Тольятти). После этого начался быстрый рост города: в 10 км к востоку от старого города был построен рабочий посёлок Комсомольск (ныне Комсомольский район Тольятти).

Третье рождение произошло в 1964-1966 годах. 28 августа 1964 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил: Переименовать город Ставрополь Куйбышевской области в город Тольятти, в честь умершего неделей раньше во время посещения детского лагеря "Артек" в Крыму генсека Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти. Тольятти участвовал в создании коммунистической партии Италии и, по сути, был первым её лидером, он выступал за дружбу с Советским Союзом.
А в 1966 году совместно с итальянским автоконцерном FIAT в городе началось строительство крупнейшего в России Волжского автомобильного завода – ВАЗа по производству легковых автомобилей. Параллельно со строительством завода возводился и новый жилой район Тольятти – Автозаводской, который и поныне является самым заселенным.

В 2014 году Тольятти признан самым крупным городом России (свыше 700 тыс. чел.), не являющимся столицей субъекта федерации.

Как и в Екатеринбурге, в 1998 году Василию Никитичу Татищеву был установлен памятник на берегу Волги. Памятник основателю города находится совсем недалеко от самого основанного им города, ныне находящегося на дне Жигулёвского моря.

Архитектурное решение представляет собой подобие бывшей крепости петровской эпохи — стены каменной кладки с выступающими вперёд многоугольными башнями. Причем "крепость" трехстенная, какой она была изначально. Также эта "крепость" является (верхней) смотровой площадкой. Из центра крепости поднимается основание пилона-пьедестала конной статуи. Высота постамента 14 метров, скульптуры — 7,5 метров. Материал — известняк, бронза.

Для кладки постамента использовались известняковые плиты из Ширяевского карьера. На мемориальной доске в форме ленты написано:
ОСНОВАТЕЛЮ ГРАДА СЕГО ВАСИЛИЮ НИКИТИЧУ ТАТИЩЕВУ
Памятник сооружён на деньги, пожертвованные горожанами
1737 Ставрополь-на-Волге — Тольятти 1998
Скульптор Рукавишников А. И. архитектор Кочетковский А. Г. инженер Катанов М. Д.

Чуть ниже есть еще одна смотровая площадка на Жигулевские горы. На ней установлена плита в память "воинов павших в боях за Отчизну..." и стела на могиле Баныкина. Василий Васильевич Баныкин (1888-1918) — один из активных участников становления Советской власти в городе Тольятти (тогда Ставрополе). Первый председатель горисполкома Ставрополя.

Погода в тот день была теплой, но был ветер и падал снег. Видов никаких не было, Волгу не видно, все в белой пелене.

Но, пока мы гуляли вдоль берега минут 15-20, вскоре небо немного рассеялось и открылся изумительный вид на Жигулевские горы.

Несмотря на то, что памятник создан на народные деньги, он не пользуется большой популярностью у горожан. Периодически памятник всяко пачкают краской или засирают. Когда мы поднялись к подножию коня, там группа людей пила водку и жарила шашлык - это верх невежества и свинства.

Тольятти город сравнительно молодой. Имеется ввиду Автозаводской район. Поэтому улицы и дороги изначально спроектированы так, чтобы на них ездили автомобили. Причем практически каждая машина ВАЗовская! Очень много колец, развязок, карманов и разворотов. Как вообще там можно ориентироваться, куда и как повернуть и т.п.?

Город "новый", поэтому и достопримечательности "молодые". Обилие дорог породило свои истории и некоторые из них трагические. Одна из них о том, как верный пёс 7 лет ждал своих погибших хозяев.

Страшная автомобильная авария произошла летом 1995 года в Автозаводском районе Тольятти на перекрёстке одной из самых оживлённых магистралей - Южного шоссе и улицы Льва Яшина. По официальной версии ВАЗ-"вишнёвая девятка" столкнулся со встречной машиной. В салоне "девятки" ехали молодожёны, только-только возвращавшиеся из свадебного путешествия, и их пёс – немецкая овчарка. Девушка погибла на месте, а мужчина в тяжёлом состоянии был доставлен в больницу, где через пару часов скончался. Чудом выжил только пёс – его при ударе выбросило из машины через окно.

С той поры жители окрестных домов постоянно видели на обочине этого пса. Он не уходил со своего поста ни днем, ни ночью, всматриваясь во все проезжавшие машины, и с лаем бросаясь исключительно к "вишнёвым девяткам". Он всё надеялся, что это вот, наконец, приехал его хозяин. Клички его известно не было, поэтому в народе прозвали его "Верный" или "Костик" (уменьшительно-ласкательное от имени Константин, что в переводе с греческого означает "постоянный", "верный").

Семь лет Константин просидел на обочине шоссе. Его не раз пытались забрать к себе домой сердобольные тольяттинцы, но он каждый раз возвращался обратно. Несколько раз ему строили будку прямо у дороги, но пёс игнорировал удобства, промокая под дождем и замерзая на ветру. Единственное, что Константин не отказывался принимать от людей - это еду, которую ему привозили тольяттинцы, проезжая по Южному шоссе. Наверное, не было человека в городе, который хоть раз не остановился бы возле собаки и не дал ей лакомства. Так Верный прожил семь долгих лет, сохранив верность себе и своим хозяевам, которых он так и не дождался. Наверное, умирая, он еще надеялся увидеть близких ему людей.

В 2002 году пса нашли мёртвым в лесочке на противоположной обочине шоссе. Скорее всего, пёс сам ушёл в лес, чтобы там умереть. Но он ждал своего хозяина до последней секунды.

После смерти горожане решили увековечить легендарную овчарку. Для начала у дороги поставили щит:
"Псу, научившему нас любви и преданности. Люди"

Плакат постоянно сдувало ветром, какие-то циничные хулиганы закидывали его камнями. Тогда тольяттинская общественность выступила с инициативой поставить Верному настоящий бронзовый памятник. Теперь "Памятник Преданности" стал настоящим символом Тольятти. В день свадьбы все тольяттинские молодожёны обязательно приносят здесь клятву верности. Так собака научила людей любви, верности и преданности.

Честно говоря, я не люблю собак. Но каждый раз, перечитывая эту историю (похожую на историю Хатико), цепляет за душу и нахлынивают какие-то непонятные чувства чуть ли не до слез...

Другая интересная и необычная достопримечательность кроется в лесу между новым- (Автозаводской р-н) и старым (Центральный р-н) городом. Про это место я знал лишь то что, там есть какие-то резные фигурки в лесу. Все в основном на старославянскую тематику с многочисленными надписями. Мой дядя Сережа, у которого мы были в гостях в один из дней, показал нам эти места и рассказал об этом поподробнее.

"Мужика, который все это сделал, зовут дядя Женя. Ему где-то 60. Он художник, увлекается резьбой по дереву - творческий человек. Неплохо знает историю. Места в лесу он выбрал по каким -то ему известным критериям. Большинство первых фигур и текстов - древнеславянские. Посетив это место и побыв наедине с собой и природой у человека возникают определенные мысли. Начинаешь задумываться о смысле жизни, о жизненных приоритетах, о своем месте и роли в этом мире. Некоторые говорят, что здесь подпитываешься энергией, но я этого не почувствовал. На вопрос почему он это сделал он отвечает, что сделал для людей и по зову своей души. А древнеславянская тема - это наша история, история наших предков, наших праотцов и прадедов."

К сожалению, много вандалов разрушают эти "фигурки", а автор относится к этому спокойно. Еще много было повреждено вследствие большого лесного пожара в 2010 году. Таких мест в этом лесу несколько. Мы побывали в двух ближайших. Возникла гипотеза, что эти места имеют какую-то энергетику. Вот первое место.

Буквы не все различимы, но попытаюсь перевести что написано на некоторых.

"Невежество - причина наших страданий, наша обособленность коя порождает ненависть и страх к самим себе. Работают плохо железы внутренней секреции, что приводит к ампутации щитовидной железы. Страх парализует сердце не только как главный орган телепатической коммуникации. И другая гидра суть порока жадность. Сей покров не для славян, но нас все настойчивее втискивают в рамки алчности наживы ростовщика. Великая халдейская империя покорившая Египет саморазрушила себя. Бизнес имеет уродливый обличий и чистого его нет. Все те, кто его насаждает имеют демоническую суть. И права Татьяна Грачева п-ник (полковник?) ген.штаба написавшая книги. Власть не от Бога и Невидимая Хазария кой ведет необъявленную войну против Руси... " (дальше надпись под снегом и нечитаема)

"Живой пульсирующий крест открывается у человека достигшего уровня 4-х блаженств: любви, мира, радости, безстрашия. Он слышит великое звучание сфер, ибо хаос петь не может в человеке. Мне также как и Омару халифу Аравии знакома эта музыка. Слышат и наслаждаются те утонченные существа кой дотронулись до самых сокровенных глубин говорящей в тебе божественной мудрости".

"Любовь - даренье страсти. Любовь - даренье божества. Любовь и в дни ненастья пусть не покинет вас никогда".

"Поляну сварганил людям, чтобы в тиши взглянуть во глубь своей души, пойти на перекор судьбе и уничтожить зло в себе... Причины сами мы куем, но следствии не осознаем. Закону Рита(?) твердо внять и Землю злом не наполнять".

"Он шел туда, куда шагали ноги. У камня в поле три дороги, и не свернуть, не обойти, сутьбы (судьбы) нелегкий поворот, но видно так устроил Род (верховное мужское божество у славян), и каждому свою задачу в его сутьбе он обозначил" - из послания волхвов..

"Пить, курить - смердом быть, демонам служить. Им не будет возрождения из мертвых. Как правило имеют одержание безами (бесами). Их аура разбита и дырява словно решето".

Это второе место. Над вратами написано: "Успокойся человече прежде чем переступишь сей святой порог и предстанешь пред ясными очами предков - прародителей своих как нам заповедовал Сварог".

В деревянной изгороди вмонтирована "чурка". Чур (Цур) — древний бог очага, оберегающий границы земельных владений-межей. Чур охранял человека от всякой "порчи" , "нечистой силы". Слово "чур" и ныне употребляется в значении запрещения. К нему взывают во время гаданий, игр, когда хотим защититься от чего-то нехорошегои и т.д. ("Чур меня!"). Чур освящает право собственности ("Чур моё!"). Он же определяет количество и качество необходимой работы ("Через чур!"). Чурка — деревянное изображение чура. Источник: Словарь русских языческих богов

"Где чувства господствуют - там вожделенье. Там где вожделенье - там гнев, ослепленье. Где гнев, ослепленье - ума угасанье. Где ум угасает - там гибнет познанье, где гибнет оно да ведает всякий, там гибнет дитя человече во мраке. Но тот кто добился над чувствами власти, попрал(?) отвращенье, не знает пристрастий, и сердце с тех пор у него безпорочно и разум его утверждается прочно".

"Сей дар посвящаю для душ заблудших расенов(?) славных, через сердце соединившись с праведниками безвинно загубленными, смертью смерть поправши, за Русь и Правду жизнь отдавши. Как хороша ты моя Рысиюния и сокол Георгия будет в небе летать и солнце Христос будет в небе сиять".

"Для вандалов всех мастей. Можете творить свое черное дело. По роду своему знаю: все те, кто злое сотворил, юдоль(?) земную покинул раньше время".

"Перестали понимать люди русские что такое Русь!? "Она есть подножие престола Божьего. Русский человек должен понять ето и багодарить Бога за то что он русский". Иоанн Кронштадтский".

"Помолчи о человек! Это все он Господь! Направьте ум ваш благостных желаний на все что окружает вас. Вглядитесь в ясны очи предков родов славных, им не безразлично ваше воплощение, они в переживании за вас. Милые люди! Не оскверняйте наших славных велико мудрых богов велих(?) алкоголем, куревом, бытовым словоблудием. Подумай о человек зачем ты на Земле? Все почувствуют скоро дыхание безпристрастное огненное. Горят лжецы и лицемеры огнем внутренним и испепеляться вовсе. Воскресим доблесть отцов без лукавства, зри смело правде горькой в лицо..." (дальше надпись под снегом и нечитаема).

"Выбирая богов, мы выбираем судьбу - сказал древнеримский языческий поэт Вергилий.
Славяно-арии синтезировали мир, мыслили космическими категориями. В этом и есть до ныне сила росов духа непостижимая для наших материалистических врагов.
Нам надо стать настоящими русскими впитав в плоть, кровь, мозг и космическое свое существо путь веры славящих правь
".

"ЛЮБОВЬ. ЛЮ - люди, БО - Бога, ВЬ - ведающие".

"Гамаюн - птица посланница славянских богов и их глашатая. Гамаюн и феникс и благоухание износят чудное, и те, кто желает и кои могут слышать... Он дал начало славяно-арийской мифологии".

"Волхв рода. И наступит день, когда росичи предадут родичей - богов своих, преклонясь пред чужим единым, который скажет: не внуки вы мне, но рабы. И уйдут Великие древне боги, уходя проклянут они отступников и потомков их, не будет счастья на этой земле на костях и крови, страха и боли будет история их и вырождение - их удел хаос же - их путь. Но придет рассвет вспомнят росичи что не рабы они, но внуки богов. Откроют волхвы врата..." (дальше надпись под снегом и нечитаема).

Конечно, надписей очень много, я привел лишь некоторые, которые хоть как-то можно прочитать и понять. Помимо надписей присутствуют еще резные фигуры из дерева.

В предпоследний день пребывания в Тольятти сходили отдельно в известный технический музей АвтоВАЗа. Нет, там не представлены автомобили, сделанные на ВАЗе, впрочем, может они и есть где-нибудь в крытом павильоне.

Но в тот день была доступна только лишь одна и самая большая экспозиция под открытым небом. Вот план-схема музея.

История музея началась в 1998 году. Тогда, по инициативе вице-президента АО "АвтоВАЗ" К.Г. Сахарова, в мэрии Тольятти было принято постановление "О разрешении ОАО "АвтоВАЗ" проектирования музея техники". 7 сентября 2001 года Технический музей ОАО "АвтоВАЗ" был открыт. После смерти К.Г. Сахарова музей был переименован в его честь. В сентябре 2014 года музей стал муниципальным и сменил название на "Парковый комплекс истории техники имени К.Г. Сахарова".

Музей располагается под открытым небом на земельном участке площадью 38 га сразу же за НТЦ ОАО "АвтоВАЗ" (напротив южных проходных автозавода). В музее находится более 460 различных экспонатов, демонстрирующих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, железнодорожной техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения.

Я не вижу смысла все эти экспонаты перечислять, потому что сам не стал забивать голову большим объемом фактов, и потратить на это можно несколько дней только на осмотр (если вдаваться в подробности). Так что вот только немного фотографий. А подробнее можно почитать по ссылкам, указанным в конце поста.

Больше всего понравилась подводная лодка, вот бы внутри у нее поглазеть что там. Подводная лодка расположена отдельно от основной экспозиции.

Это мины и торпеды.

Виды на подлодку с разных ракурсов. Из носовой части якобы вылетает торпеда.

Смотрим, кто-то заглядывает во внутрь...

Не удержались и мы. Но ничего интересного не увидели.

Инженерная- и бронетехника.

Как позже выяснилось, вторая часть экспозиции на открытом воздухе, где находятся паровозы и космические капсулы, была закрыта. Но зато мы увидели постановочный бой времен Первой мировой войны – наблюдали как царская армия брала высоту оккупированную немцами.

Русские то наступали, то отступали. Немцы тоже: то в окопе, то на высоту тащат пулемет, то обратно в окоп. Была имитация стрельбы из пулемета и даже и пушек (якобы снаряд взрывался под окопом). В итоге конечно же наши взяли немецкие укрепления и всех победили.

На фоне здания заводоуправления АвтоВАЗа актеры о чем-то беседуют после представления.

Прогулялись по оставшейся части экспозиции.

Еще мне понравились самолеты.

Вернулись обратно на автобусную остановку, которая совсем недалеко от здания заводоуправления.

И здесь же вдоль Южного шоссе начинается длинная череда южных КПП. КПП там очень много, мелькало среди чисел КПП №24, и это только с одной стороны...

Тольятти не сильно богат на достопримечательности. Хотелось бы походить по заводскому конвейеру, поглядеть как и где собирают нивы, приоры, калины, гранты и прочие отечественные автомобили. Может как-нибудь в другой раз. Основные достопримечательности мы посетили (кроме краеведческого музея). Потом мы вернулись в Самару и провели там еще пару дней, но об этом позже. Продолжение следует >>

Использована информация с сайтов: