13 февраля 2016 побывал в Нижнем Тагиле с непривычной для меня компанией. В этот город я давно хотел съездить, как в Ирбит, ведь это второй по величине город Свердловской области, и здесь много есть чего посмотреть/посетить. Нижний Тагил по праву считается главным промышленным центром Среднего Урала, потому что здесь зародилась горнозаводская цивилизация, и она продолжает свое существование развиваясь. Но знакомство с этим городом началось с объезда различных памятников, преимущественно посвященных погибшим в Великой Отечественной войне.
Сначала мы заехали в п.Старатель. Возле Нижне-Тагильского института испытания металлов установлен сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-17м2. Это основной самолет-носитель летно-испытательной базы НТИИМ в 1979-1992 гг.
В парке поселка Старатель памятник "Павшим в боях в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
Перемещаемся в Дзержинский район ("Вагонка"). Здесь находится памятник строителям, погибшим в Великой Отечественной войне.
Дворец ледового спорта им. В.К. Сотникова. Здесь я был в 2008 году на хоккейном матче.
Сквер им. Дзержинского, площадь Славы.
Вечный огонь.
Памятник Афганцам.
Мемориалы в честь заводов-тружеников в годы Великой Отечественной войны: УралВагонЗавод, Строительный трест, Уралхимпласт, Химический завод. А также героям Советского Союза и Социалистического труда периода Великой Отечественной войны.
Памятник уралвагонзаводцам - создателям танка Т-72.
Потом поехали к проходной УВЗ. Но здесь обнаружили заброшенный подземный переход. Конечно, тут мусор и лёд, и мимо такой "красоты" не смогли пройти мимо.
На площади перед проходной УВЗ размещен танк Т-34. В годы ВОВ на Уральском танковом заводе было выпущено более 25000 танков Т-34 - это каждый второй в стране.
Далее перемещаемся в северную часть города в Тагилстроевский район к мемориалу погибшим металлургам в годы Великой Отечественной войны. Скульптор Л.И.Перевалов. Мемориал представляет собой небольшое, утопленное в землю, здание, по углам которого изображены лица воинов. Рядом расположены вертикальная стела и вечный огонь. С обратной стороны мемориала расположен вход в музей боевой славы металлургов.
Рядом в парке находится дворец культуры Нижнетагильского комбината им. В.И. Ленина. Внутри его видели сквозь стекло большой приемный зал. К сожалению, внутри без разрешения нам запретили фотографировать, разрешение на месте не дали, нужно было договариваться заранее.
А вот зато в ДК поселка рудника им. III-го Интернационала разрешили фотографировать.
Рядом с ДК монумент жителям Рудника им. III-го Интернационала, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Создан в 1975 г., автор – А.Кузьмин. Представляет собой композицию из 2-х трехгранных пирамид, воплощающих собой горняцкие терриконы.
Перемещаемся назад в город на перекресток улиц Борцов Революции и Восстания. Здесь памятник героям гражданской войны. Установлен на месте, где 4 октября 1918 г. расстреляны солдаты-красноармейцы. Памятник воздвигнут в 1957 г., архитекторы В.М. Ушаков, Л.П. Ушакова и Ю.П. Петров. Расположение памятника тоже интересно, он стоит как будто в жилом массиве.
Перемещаемся на перекресток Пархоменко-Циолковского. Здесь возле дворца молодежи расположен памятник строителям Нижнего Тагила. Раньше дворец молодежи был ДК строителей. 1720 год - начало строительства тагильских заводов.
Перемещаемся к ж/д-вокзалу. Здесь мемориальная стена в честь воинов-железнодорожников.
Памятник "100 лет Свердловской железной дороге". В 1878 году вошла в эксплуатацию железная дорога Пермь-Тагил-Екатеринбург. В 1978 году на пьедестал вечной мемориальной стоянки взошел своим ходом паровоз работавший на стальных магистралях Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги.
Потом мы приехали к набережной (ул. Горошникова) и стали там гулять. Вышли на ул. Ленина. Вдали стал виден рыжий дым из труб НТМК.
Вышли к театральному скверу и площади. На площади перед драмтеатром установлен памятник отцу и сыну Черепановым, создателям первого в России паровоза. Установлен в 1956 году.
Где-то здесь у центрального сквера начинается маршрут так называемой экскурсионной "Малахитовой линии". Это аналог экскурсионной "Красной линии" в Екатеринбурге. Памятник Ефиму и Мирону Черепановым – вторая точка.
Это драмтеатр.
Прогулялись по ул.Ленина до ул.Первомайской. Здесь Нижнетагильская филармония. А перед ней памятник первым комсомольцам города "Молодость Страны Советов". Установлен в 1981 году.
Действующее здание больницы построенной еще при Демидовых. Двухэтажное каменное здание с четырьмя флигелями в стиле апмир было построено в 1825 году Николаем Никитичем Демидовым по проекту крепостного архитектора А.П. Чеботарева. После окончания строительства в 1829 г. Демидовский заводской госпиталь становится одним из крупнейших медицинских учреждений на Среднем Урале.
Памятник в память о погибших тагильчанах 9 мая 1993 года. Мало кто об этом знает, но во время показательных выступлений местного авиаспортклуба на Театральную площадь рухнул Як-52. Горящая машина унесла жизни 18 жителей. Ещё 37 человек получили тяжелейшие травмы.
Праздничный день 9 мая в 1993 году был тёплым и солнечным, после парада и спортивной эстафеты тагильчане не спешили уходить с главной площади. В программу торжеств впервые входило выступление лётчиков и парашютистов местного отделения РОСТО. Как пропустить такое событие? Два самолёта взмыли над головами зрителей и низко-низко прошли от пруда в сторону сквера горно-металлургического техникума. Третий не закончил свой манёвр: над береговой линией машину «прижали» к земле термические и динамические потоки воздуха, вызвав резкий крен. Как ни старался лётчик выровнять Як-52, ему это не удалось. Задев постройки, самолёт повредил крыло и двигатель. Объятый пламенем, он рухнул посреди площади и ещё 50 метров нёсся по инерции, убивая и калеча людей...
На Театральной площади началась паника: люди искали своих близких, стонали раненые... После того как травмированным оказали медпомощь, участок оцепила милиция. Начались следственные действия, опознание погибших. Через четыре часа о происшедшей трагедии напоминали только скошенные верхушки берёз.
Спортобъединение «Авиатор» и сейчас действует в Нижнем Тагиле, но над центром города местные пилоты с тех пор не летают.
В театральном сквере много новых скульптур: "Шахматист", "Прятки".
"Фотограф".
"Подкова".
Здесь был фонтан "Каменный цветок", на лепестках которого были изображения реальных людей, живших в разные годы в Нижнем Тагиле - механики Кузнецов и Артамонов, гидротехник Ушков, и некоторые другие. К 2013 году фонтан перестроили и теперь он цветомузыкальный.
Скульптура "Семья".
Скульптура "Свидание".
Набережная "Тагильская лагуна" наряду с природно-ландшафтным парком "Лисья гора" и пешеходно-туристическим маршрутом "Малахитовая линия", пожалуй, главные визитные карточки для гостей города. Отрадно то, что все это реконструировали и привели в порядок в прошлом 2015 году. Вероятно этому поспособствовало финансирование от ростуризма, т.к. Нижний Тагил входит в областной проект развития автотуризма "Самоцветное кольцо Урала". Источник: tagilcity.ru
Памятник воинам-тагильчанам, погибшим в локальных войнах планеты.
Монумент в память боевой и трудовой славы горнякам горы Высокой в годы Великой Отечественной войны. Перекресток Фрунзе-Черных.
Памятник металлургам Нижнего Тагила. Состоит из трех монолитных гранитных столбов на бетонном постаменте, облицованных бутовым камнем - именно из него был построен Демидовский завод. Три монолита олицетворяют связь между металлургами прошлого, настоящего и будущего. Наверху по периметру монумента изображены фигуры рабочих и пламя, выполненные из кованной меди.
Еще погуляли возле краеведческого музея. У входа в музей установлен макет первого русского паровоза, построенного крепостными механиками Черепановыми в 1834 году.
Рядом в сквере рабочей молодежи стоит памятник Ленину открытому 5 ноября 1925. Это самый первый памятник в Нижнем Тагиле, и наверное вообще на Урале. Также памятник примечателен тем, что Владимир Ильич миниатюрен.
Напоследок прогулялись пешком по улице Карла Маркса и поглядели старинные дома.
Использована информация из источников: