Первомай 2016. Учалинские озера

В первый официальный день первомайских праздников 30 апреля 2016 (а для нас второй) была задача переехать через Учалы в Белорецк, и за Белорецком заночевать. Главной целью этого дня было посещение озера Калкан.

Перед Учалами на пути нам встретилась бетонная рысь. Говорят, что поставили ее жители ближайшей деревни Ильчино.

Проехав немного через Учалы, мы поехали к озеру Ургун. Это одно из крупных озер Башкирии, длина озера 4 км, а ширина 2,5 км. Озеро очень живописное, со стороны деревни Мулдашево есть остров.

При подъезде к озеру увидели красивые травяные кочки. Такие я когда-то видел возле горы Балабан под Дегтярском.

Очень удивился, когда проехали Мулдашево и справа у дороги начался очень красивый лиственничный бор. На оригинальной табличке написано "Памятник природы Ургунский бор". Очень люблю лиственницы, а вот чтобы чисто лиственничный лес - такого чуда я еще не видел.

Вскоре подъехали к озеру Калкан, а рядом с ним гора Сабинда, вытянутая в виде небольшого хребетика. У подножия Сабинды тоже лиственничный лес, и в нем пасутся коровы.

Но сначала мы подъехали к озеру к заброшенной паровой мельнице.

Судя по архитектуре, мельнице около 100 лет. Вероятно, ещё столыпинских времен. Прекратила работать сравнительно недавно.

За последние пару лет весь металл в мельнице основательно вырезали сборщики металлолома, но в пристрое мельницы ещё лежат жернова.

Мельница трехэтажная. Между этажами сохранилась старая деревянная лестница (в плохом состоянии).

После осмотра мельницы переехали через дорогу в лиственничный лес и припарковались среди стада коров. Неторопливо залезли на гору Сабинда. Такой тип гор типа "горная травяная степь" со скальными выходами мне очень и очень нравится! На вершине первое, что бросается в глаза - еще заснеженные склоны Иремеля.

Вокруг изумительные виды на окрестности. У подножия небольшие и потрясающие участки леса.

Гора Сабинда вытянута вдоль озера Калкан, и сложена в виде небольшого и красивого хребетика.

г.Сабинда и о.Калкан расположены на так называемом яшмовом поясе Урала. Яшмовый пояс Урала растянулся на 500 км от реки Миасс на севере до города Орска на юге с небольшими перерывами. Выходы яшмы прослеживаются полосой до 50 км ширины, зажатые в толщах диабазовых покровов, вулканических туфов и в метаморфических сланцах палеозоя.

У подножия горы Сабинды обнажаются монолиты серой и нежно-зеленоватой (калканской) яшмы. Это одна из лучших яшм, отличающаяся однородностью, вязкостью и прочностью на истирание и давление. Старые мастера оставили нам несравненные по красоте и ценности произведения камнерезного искусства из калканской яшмы, хранящиеся ныне в Эрмитаже и других музеях России. Академик А.Ферсман писал, что если яшма во все времена была любимым материалом для русских камнерезов, то избранной среди нее является калканская яшма.

Огромное водное зеркало озера Калкан в центре разрезается на две части длинным и узким мысом. Со всех сторон берега поросли густым лесом. Именно здесь выходит на поверхность знаменитая калканская яшма.

Обожаю лиственницы!

Озеро, мельница, лиственницы, туксончег.

Перекусили внизу возле машины. Коровы ушли. Погодка разыгралась и стало тепло. На обед у нас было: растворимое пюре (кипяток из термосов!) и рыбные консервы с горбушей. Здесь мы увидели первых (луговых) клещей.

Далее поехали в Учалы и предприняли попытку посетить карьер. Но нас постигла неудача: охрана нам сказала, что теперь у них режимно и просто так пройти "типо нельзя", только в сопровождении кого-нибудь. Нам лишь удалось издали сфотографировать отвалы карьера.

Далее поехали по грунтовке Учалы-Имангулово-Расулево-Базаргулово. Остановились в одном местечке за тайником и там набрали красной яшмы. Надеялся набрать яшмы на Калкане, но эта надежда не оправдалась. Зато нашел яшму тут у дороги.

Затем после Уральска пересекли условную границу Азии и Европы возле реки Урал.

Последнее озеро, которое мы посетили в тот день, уже было ближе к Белорецку. Это было озеро Узункуль. Озеро находится в узкой долине, вытянутой с севера на юг и окруженной горными хребтами. На берегу озёра археологами обнаружены первые яшмообрабатывающие мастерские. Также озеро Узункуль знаменито своим лечебным донным илом-сапропелем.

Чуть-чуть отъехав от озера, что-то мы заговорили про лебедей. И, вуаля, справа у дороги на пруду на реке Миндяк перед Казаккулово мы увидели лебедей. Свернули ближе к воде и начали фотографировать лебедей. На фоне гора Акбура.

К вечеру уже заехали в Белорецк. Первым делом нужно заправиться. На АЗС Башнефть заправил какой-то улучшенный 92-й бензий (ATUM), и еще у них была какая-то акция и дополнительно долили еще около 1,5 литра. Наблюдение: полного бака вполне хватает чтобы доехать от ЕКБ в Белорецк.

Среди всего исторического архитектурного наследия Белорецка водонапорная башня занимает, пожалуй, особое место. Башня является памятником истории и культуры, построена в 1916 году на средства Белорецкого железоделательного завода. Общий вид сооружения выполнен в псевдоготическом стиле, о чем свидетельствуют стрельчатые оконные и дверные проемы. Снабжала водой дома Верхнего селения. Она была самым высоким строением в городе: высота 513,6 м над уровнем моря, 18 м над уровнем земли. Сложена из красного кирпича, увенчана многогранной бревенчатой надстройкой с окнами (бельведер). В верхней части башни сооружена смотровая площадка.

На выезде из Белорецка в сторону Уфы/Стерлитамака возле мото-трассы у леса стоит памятник лосю.

Последней достопримечательностью на этот день был памятник строителям железной дороги Белорецк-Чишмы. Этот памятник расположен на пересечении трассы Уфа/Стерлитамак-Белорецк и ж/д Белорецк–Карламан. До начала строительства этого участка Куйбышевской железной дороги добраться из Уфы до Магнитогорска и Белорецка можно было только кружным путем через Оренбург. Расстояние между Уфой и Белорецком составляло 989 км. (Для сравнения расстояние между Уфой и Москвой через Ульяновск составляет 1530 км).

В 1970 годах был реализован проект строительства ж/д Белорецк–Карламан, которую позже назвали ж/д Белорецк–Чишмы. Дорога общей протяженностью 203 км. Была сдана в эксплуатацию в 1977 году. В народе эту дорогу назвали Башкирским БАМом. В результате строительства ж/д связала кратчайшим путем западную и восточную часть Башкирии. Впоследствии к ней добавился автомобильный Белорецкий тракт. Бурное развитие получили деревни и поселки примыкающие к железной дороге: Зуяково, Бриштамак, Ассы, поселок Инзер, начал развиваться туризм, строительство санаториев и курортов.

Дело близилось к сумеркам. Пора искать место ночевки, но определенного места задумано не было. По классическим знаниям желательно было наличие воды рядом. Забегая вперед скажу, что по сути ни одна ночевка (кроме, разве что, первой) у нас не была у воды. С трассы сувались в некоторые своротки, но места были неудобные: то рядом с трассой, то много мусора, то газопровод, то какой-то заповедник, то занято сплавщиками. Дело уже близится к закату. В итоге решаем встать в лесу возле деревни Карталы, где начинается сплавной маршрут по реке Большой Инзер. Встали вплотную к железной дороге, на которой, как оказалось, весьма хороший трафик. Проехали за этот день 273 км.

У нас была 10-литровая канистра питьевой воды, и половина запасов воды еще была. Вывод: 10л воды хватает на два дня. Ужинаем макаронами с тушенкой и помидорно-огурцовым салатом со сметаной. Начиная с этой ночевки, всяко утепляюсь, чтобы утром не замерзнуть.

---

Продолжение следует >>