Музей истории техники "Дом Черепановых"

Как хорошо, что ночь музеев 2016 не совпала с майской прогулкой. Однако, в Екатеринбурге везде были многочисленные толпы народу и, к тому же, я посетил почти все музеи, и у меня не было никакого интереса. По сему задумал поехать или в Ирбит, или в Нижний Тагил. По факту - поехали 21 мая 2016 в Нижний Тагил.

В Нижнем Тагиле много музеев и все они интересны. Особенный интерес представлял музей истории техники "Дом Черепановых".

Начнем с истории здания.

Усадьба механиков Е.А. и М.Е. Черепановых расположена на южном берегу Выйского пруда, на участке площадью 0,35 га (78х48м). На территории усадьбы сохранился 2-этажный на высоком цоколе кирпичный особняк с отдельно стоящим флигелем. Предположительно здание построено в 1830-40-е годы, в стиле позднего русского классицизма по проекту крепостного архитектора Александра Петровича Чеботарева.

Первоначальную принадлежность усадьбы семейству Черепановых подтверждает "Уставная грамота Выйского завода на усадьбы и покосы, 1862 года". В ней владельцем усадьбы по Большой Выйской улице (ныне Верхняя Черепанова, д.1) назван старший сын Мирона Черепанова – купец Киприян Миронович Черепанов.

В 1860-х годах усадьба продана Окружному демидовскому заводоуправлению под казенные квартиры для управляющих Выйского медеплавильного завода. В конце 1919 года дом Черепановых был передан Высокогорскому механическому заводу под служебные квартиры. С 1929 года в главном доме усадьбы размещался Леспромхоз, а в 1939 году – Горкомхоз.

В 1935 году, в соответствии с приказом НКВД СССР "Об организации работы по ликвидации детской беспризорности", в Нижнем Тагиле в доме Черепановых разместили детприемник. Во время приспособления здания под детприемник-распределитель, все строения усадьбы понесли значительные утраты первоначального облика: снесены балкон восточного и галерея северного фасадов здания, вход в цокольный этаж прорублен с восточной стороны дома. Внутренняя планировка была полностью нарушена: снесены деревянные перегородки, обновлены междуэтажные перекрытия, печи и камины-убраны в связи с устройством водяного отопления. По воспоминаниям сотрудников детприемника, в цокольном этаже находились столовая и санузлы, на 1-м этаже - классные комнаты, на 2-м этаже была расположена большая, общая для мальчиков и девочек спальная "зала". Во флигеле, на усадьбе, была размещена администрация. На берегу Выйского пруда стояла баня, где вновь прибывшие дети проходили санитарную обработку .

30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР, дом Черепановых был поставлен на государственную охрану. В феврале 1984 года состоялось решение о расформировании детприемника и передаче усадьбы на баланс Нижнетагильского музея-заповедника. 17 февраля 1984 года усадьба Черепановых была передана Нижнетагильскому музею-заповеднику, как мемориальный и архитектурный памятник I половины 19 века.

Кризис 1990-х годов помешал осуществлению планов по реставрации усадьбы в связи с прекращением финансирования. Возобновление работ произошло в 2003 году, когда Нижнетагильское отделение железной дороги и городской бюджет профинансировали реставрационные работы и создание экспозиции, посвященной 125-летию Свердловской магистрали. 12 августа 2004 года музей истории техники "Дом Черепановых" торжественно открыл свои двери для посетителей. В 2005 году творческий коллектив сотрудников музея был отмечен премией им. О.Е. Клера (основателя УОЛЕ) в номинации "За создание экспозиции" (руководитель проекта "Дом Черепановых" Л.П. Малеева).

Сначала мы идем на второй этаж в зал достижений крепостных тагильских мастеров 18-19 веков. Оказывается, многие тагильские мастера были талантливыми изобретателями, и некоторые из них за свои изобретения получили вольную.

В 18 веке техническая мысль работала в России не менее плодотворно, чем в других европейских странах. Такие одаренные русские механики как И.П. Кулибин, Е.Г. Кузнецов строили приборы, астрономические часы и другое сложное оборудование.

Егор Григорьевич Кузнецов-Жепинский (1725-1805 гг.) – знаменитый тагильский механик, выходец из крепостных Выйского медеплавильного завода, был поистине универсальным мастером. Многие его изобретения, значительно сократив затраты и повысив качество труда, принесли заводам ощутимую выгоду. Это водоотливная и рудоподъемная машина для шахт Медного рудника (1764), усовершенствованные мехи для доменных печей (1764). Но основное внимание Егор Кузнецов сосредоточил на "плющильном деле". Впервые в России он сделал попытку механизировать чрезвычайно трудоемкую операцию по получению листового железа, которое прежде мастера выковывали и разглаживали молотом вручную. Вершиной его творчества изобретателя явился стан непрерывного действия.

Уникальный талант механика Е.Г. Кузнецова (Жепинского) ярко проявился в уникальных автоматах: астрономических часах (1755-1775), и музыкальных дрожках (1785-1801). Егор Кузнецов 20 лет трудился над изготовлением "астрономических часов", работа завершилась в 1775 году. Они имели астрономическую и театрально-музыкальную части. Часы показывали не только время, но и год, месяц, фазы луны и наименования каждого дня по святцам. "Театральная часть", изображала молотовую фабрику, в которой "кузнец" брал крицу и ударял по ней молотком. В часы был вмонтирован музыкальный механизм, игравший шесть мелодий. Корпус часов был расписан С.В. Дубасниковым в традиционной "тагильской манере".

Вторым шедевром Кузнецова стали музыкальные дрожки, над которыми мастер трудился 16 лет – с 1785 по 1801 гг., хранящиеся ныне в Государственном Эрмитаже. В 1801 году в день коронации нового императора Александра I в Москве Егор Григорьевич подарил их вдовствующей императрице Марии Федоровне – матери императора. В благодарность "по высочайшей воле", он был освобожден от крепостной зависимости вместе со своей семьей в 1804 году, за год до своей смерти.

Конец 18 – начало 19 века – время промышленного переворота, связанное с внедрением паровых двигателей в производство. Первая паровая машина как универсальный двигатель была изобретена и запатентована англичанином Джеймсом Уаттом в 1774 году, хотя попытки создать универсальный паровой двигатель предпринимались и в других странах, в том числе и в России. В 1763-1765 гг. уральским механиком из Екатеринбурга Иваном Ползуновым была создана паровая воздуходувная машина для Барнаульского завода, предназначавшаяся для подачи воздуха в печь, где плавили металл. Принцип её работы очень прост: в печь забрасывали дрова или уголь, затем разводили огонь. Над печкой располагался медный, больших размеров паровой котел с водой. Вода в том котле вскипала, получался пар, который попадал в два цилиндра. Под действием давления пара, находящиеся внутри цилиндров поршни приходили в движение и в свою очередь через систему передаточных механизмов и коромысел приводили в движение воздуходувные меха. К сожалению, И.И. Ползунов скончался за несколько дней до пуска машины. Его ученики все же сумели машину запустить. Проработав несколько месяцев, и даже успев принести прибыль предприятию, паровой котел не выдержал давления и взорвался. Это произошло из-за отсутствия навыков по обслуживанию парового двигателя у рабочих. Восстанавливать машину не стали.

Макет паровоза Черепановых 1834 года. Масштаб 1:10, изготовил электрослесарь шахты "Евстюнинская" В.Г. Токарев в 1984 году.

Закончили постройку своего паровоза механики в 1834 году в своей "механической фабрике". В 1835 году в "Горном журнале" было опубликовано сообщение о паровозе Черепановых: "Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажен колесопроводам и возит более 200 пудов тяжести со скоростью от 12 до 15 верст в час". Т.е. грузоподъемностью паровоз был 3,3 тонны, его максимальная скорость составляла 13-16 км/ч, а вес самого паровоза составлял 2,4 тонны. Первая в России чугунная дорога с паровой тягой длиной 854 метра и шириной колеи 1645 мм была проложена по Выйскому полю. Первая рельсовая дорога имела экспериментальное, опытное значение.

В 1835 году Черепановыми был построен второй паровоз грузоподъемностью более 1000 пудов. Его создатели предназначали свои машины "для употребления при перевозке руд" и предполагали "продолжить колесопроводы" от Выйского завода до Медного рудника. Россия стала единственным государством в Европе, где первые паровозы были изготовлены в своей стране, а не импортированы из Англии. За огромные заслуги в развитии разных отраслей заводской техники в 1836-м Мирон Черепанов получил "вольную". Однако равнодушие и предубеждение "господ правящих", считавших более рентабельными гужевые перевозки или, в крайнем случае, рельсовые дороги с конной тягой, не позволили реализовать мечту творцов первых русских паровозов.

"Пуск паровоза Черепановых в 1834 г.", художник П.С. Бортнов, 1956 г.

Скульптура "Девочка в молитвенной позе" - одна из лучших работ Фёдора Филипповича Звездина (1805-1860), мастера художественного литья. Ф.Ф. Звездин окончил Выйское училище, показав выдающиеся способности. И был направлен во Францию, где изучал художественное литье. В 1830 году вернулся в Нижний Тагил, создал на Выйском заводе первую на Урале бронзолитейную фабрику и возглавил её. Работы бронзовых дел мастера Звездина неоднократно экспонировались на промышленных мануфактурных выставках в Москве (1833), Перми (1837), Петербурге (1839). Знаком был Фёдор Филиппович и с техникой чугунного литья. Документы сообщают, что именно он возглавил отливку чугунных колесопроводов для Черепановской дороги с паровой тягой.

Другие бронзовые скульптуры Ф.Ф. Звездина можно увидеть в Нижнетагильском историческом музее.

Этот экспонат очень долгое время будил самые жаркие споры ученых и краеведов, поскольку долгое время пребывал в экспозиции краеведческого музея с этикеткой "Первый в мире велосипед, изобретенный тагильским мастером-самоучкой Артамоновым". Существует несколько легенд, связанных с этим изобретением. Вот одна из основных: считается, что в 1801 году тагильский крепостной мастер Ефим Михеевич Артамонов построил первый в России двухколесный велосипед и в 1801 году совершил на нем путешествие из Н. Тагила до Санкт-Петербурга и Москвы. Подобную точку зрения можно подвергнуть сомнению уже при взгляде на саму конструкцию велосипеда: педали расположены далеко (расстояние от сиденья до педалей 93 см), очень узкий и маленький руль, который затруднял управление велосипедом. Сама конструкция весит достаточно много. Поэтому неясно, каким образом на таком агрегате можно было проехать три тысячи верст до Москвы. Загадкой остается и само происхождение Артамонова: в ряде книг он называется верхотурским мастеровым, да и сам велосипед долгое время хранился в Верхотурском музее. Позже исследователи связывали изобретение велосипеда не с Артамоновым, а с племянником Е.Г. Кузнецова (Жепинского) – Артамоном Кузнецовым, который одновременно с дядей в 1804 году получил освобождение от крепостной зависимости. Ситуация стала еще запутаннее, когда по инициативе сотрудников Нижнетагильского музея-заповедника, была проведена экспертиза металла, из которого сделан велосипед. Экспертиза показала, что велосипед изготовлен из мартеновского металла и появился не ранее 70-х годов XIX века, то есть на полвека позже, чем гласит легенда. Так что же думать по всему этому? Либо что этот велосипед является копией оригинала, либо что вся эта история об изобретении первого русского велосипеда в Нижнем Тагиле, является легендой. Мнения историков разделились, до сих пор идут жаркие дискуссии. В общем, точка в решении этого вопроса еще не поставлена, истина еще не установлена.

Мемориальный комплекс жилой комнаты Дома Черепановых

Далее переходим в следующую комнату, посвященную самим Черепановым.

Макет дома Черепановых с флигелем. Выполнен студентом НТАИ Я. Ткачук, 2006 г.

Костюм уральского мастера 19 века.

Вопреки бытующему мнению, что в Доме Черепановых проживали создатели первого российского паровоза Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович, документально установлено, что в этом доме проживал Мирон Черепанов со своей семьёй и именно Мирон являлся хозяином дома.

На момент постройки дома (конец 1830 - начало 1840-х гг.) Мирон Ефимович уже не состоял в крепостной зависимости, но продолжал работать на Демидовских предприятиях в должности второго механика Нижнетагильских заводов (первым был его отец). Столь высокий занимаемый пост и его достижения в горно-металлургическом производстве позволили Мирону Ефимовичу обзавестись таким значительным домовладением.

После ухода из жизни Мирона Черепанова (в 1849г.), а затем и ранней кончины его сына Киприяна, умершего в возрасте 24 лет в 1862 году, дом с флигелем, деревянными постройками и усадьбой, прочим движимым и недвижимым имуществом перешёл в общее пользование наследникам, проживавшим в доме. Наследниками покойного Верхотурского мещанина Мирона Черепанова являлись супруга покойного, вдова Авдотья Петровна, и их дети: младший сын Василий и дочери: Таисия, Пестемея, Федосья, Евдокия, Евгения и вдова старшего покойного сына Киприяна Черепанова Мария Васильевна. В 1867 году наследники разделили между собой всё движимое и недвижимое имущество. После чего родовой дом с усадьбой был продан Выйскому заводоуправлению под служебные квартиры.

С этого момента потомки Мирона Ефимовича Черепанова покидают Нижнетагильские заводы и разъезжаются по разным краям и губерниям Российской империи.

Сейчас вешают портреты президентов, министров или иных начальников. В 19 веке в Нижнем Тагиле вешали портреты Демидовых. Николай Никитич Демидов (1773-1828 гг.) - владелец Нижнетагильских заводов, щедрый меценат и филантроп, защитник Отечества. Николай Никитич Демидов уделял большое внимание развитию образования и медицины в Нижнетагильском округе. Он в 1806 г. преобразовал Горнозаводскую школу в Выйское заводское училище. Здесь преподавали лучшие педагоги-практики, которые готовили квалифицированные кадры для заводов. Николай Никитич Демидов организовал систему профессионального обучения тагильских технических специалистов за рубежом. Наиболее одаренные выпускники Выйского училища на его средства отправлялись для продолжения обучения во Францию, Италию, Германию, Швецию.

Далее спускаемся на первый этаж. Весь этаж посвящен железной дороге и всему что с ней связано.

Сигналы дежурного по станции:
1 удар в колокол - Внимание поезд приближается
2 удара в колокол - Объявляется посадка
3 удара в колокол - Поезд отправляется

Карта развития Пермской железной дороги.

Одной из уникальных особенностей Нижнетагильской железной дороги была Висимо-Уткинская узкоколейная железная дорога. Она являлась одной из старейших узкоколейных железных дорог России. Начальным пунктом был город Нижний Тагил - родина российских железных дорог. Узкоколейная железная дорога пересекала географическую границу Европы и Азии. Дата открытия дороги - 1895 год. Ширина колеи: 884 мм (первоначально), 750 мм (с 1960 года). Протяжённость, по состоянию на 2006 год: 54 км. На Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороге до 2002 года выполнялись грузовые и пассажирские перевозки, до конца 2006 года - только грузовые перевозки. Узкоколейная железная дорога была закрыта в начале 2007 года. Окончательный демонтаж пути был завершён в 2008 году. Весь подвижной состав был порезан на металлолом. Практически все постройки дороги разрушены.

В конце 19 века в Нижинетагильском горнозаводском округе возникает необходимость в решении транспортной проблемы транспортировки заводской продукции на рынки сбыта. Выход был в строительстве дополнительных железнодорожных путей. Из-за сложности горного рельефа местности было решено строить узкоколейную дорогу в юго-западной части Горнозаводского округа Демидовых. Висимо-Уткинская железная дорога стала главной транспортной артерией этой части Горнозаводского округа.

Первыми локомотивами для дороги стали узкоколейные паровозы серии «КУ», закупленные в Германии на заводе в Карлсруэ. Возможно, по названию первых паровозов местные жители стали называть эту железную дорогу «Кукушкой».

В первые десятилетия 20 в. наблюдается рост перевозок но узкоколейке. Потребность в ней возрастает, она окупает себя и развивается дальше. В 1926 г. прокладывается дополнительная железнодорожная ветка длиной 11 км от станции «Урал» до Соловьёвогорского массива, откуда в годы Великой Отечественной войны вывозили золото и платину, необходимые для закупки оружия и продовольствия.

В 1960 г. в связи с переходом локомотивного парка Висимской железной дороги на тепловозную тягу, начинается замена паровозов на тепловозы и осуществляется перешивка колеи с устаревшей 884 мм на стандартную 750 мм.

В этот период из-за строительства дачных посёлков вдоль дороги увеличиваются пассажирские перевозки. На рост перевозок также повлияло развитие лесных хозяйств в Висимском районе. Подвижной состав узкоколейки постоянно пополнялся и содержался в образцовом порядке.

В 1990-е годы экономический кризис и политические потрясения в стране отразились на состоянии дороги. Сокращаются объёмы перевозок, растут долги перед поставщиками топлива и обслуживающими организациями. Узкоколейная железная дорога превращается в убыточное Предприятие, что позволило частным предпринимателям купить её у ВГОКа - последнего владельца дороги - и разобрать для последующей продажи. В 2007 году в канун своего 110-летия Висимо-Уткинская железная дорога перестала существовать.

Макет первого паровоза Нижнесалдинской железной дороги начала 20 века.

Полувагон грузовой (УВЗ), 1960-е гг.

Многие макеты в этом музее создал Владимир Георгиевич Токарев.

Имя Владимира Георгиевича Токарева стало широко известно тагильчанам в 1984 году, в дни празднования 150-летия первого русского паровоза Черепановых. Тогда посетители краеведческого музея воочию увидели, как на самом деле выглядел "пароходный дележанец" тагильских мастеров. Первую модель подлинного первого паровоза по проектному чертежу изготовил большой мастер, электрослесарь шахты "Евстюнинская" В.Г. Токарев. Изображение токаревской модели попало на страницы печатной продукции музея и с годами стало его своеобразной эмблемой.

Своим хобби - созданием моделей старинной техники, Владимир Георгиевич занимается с 1974 года. В его коллекции как стационарные, так и действующие модели: автомобили, военная техника, корабли, но главный интерес у мастера вызывает железнодорожная техника 19-20 вв. Особое предпочтение отдается паровозам, Владимир Георгиевич просто влюблён в них.

С 1977 по 1988 годы В.Г. Токарев возглавил кружок детского технического творчества при школе №57 пос.Евстюниха, где привил детям любовь к моделированию, к истории техники. Некоторым мальчишкам занятия моделированием дали серьёзный толчок к выбору профессии и определили их дальнейшую судьбу. "Эти ребята и есть моё главное достижение в занятиях моделированием", - признаётся Мастер. Он, как никто другой, заслуживает называться этим ёмким, но очень почётным званием.

В 2004 году, в год празднования 170-летия первого русского паровоза Владимир Георгиевич подарил музею "Дом Черепановых" свою коллекцию моделей российских паровозов, которые стали подлинным украшением экспозиции выставки по истории Уральской железной дороги.

Макет железной дороги "Станция "Уральская", масштаб 1:85. Макет является собирательным образом железной дороги на Урале. В левой части видно узнаваемый всеми уральцами ландшафт: горы и лес, даже минералы, которые распространены на Урале – горный хрусталь и малахит – помещены в небольшой карьер. В центре макета находится хозяйственно-техническая часть: станция заправки паровозов, локомотивное депо, товарный склад, и, конечно же, железнодорожный вокзал. Правая сторона макета – городские постройки. Создавал этот макет Владимир Георгиевич Токарев (1946 г.р.) на протяжении пяти лет. Очень много сил и труда вложил в свое детище, и потому макет получился очень подробным, со множеством мелких деталей. И что самое интересное, макет электрифицирован. Можно запустить три локомотива и состава: паровоз, тепловоз и электровоз. В кабину машиниста электровоза вмонтирована видеокамера, которая транслирует на экран телевизора изображения, которые видны из кабины машиниста.

Железная дорога на Урале появилась давно – в 1878 году, и была построена по указу российского императора Александра II. Называлась она Уральская горнозаводская железная дорога (УГЖД) и соединяла Пермь и Екатеринбург. Несомненно, для своего времени, эта дорога была одной из самых длинных в Европе, протяженностью 560 километров, и одной из самых сложных по строительству. Она проходила через множество рек, ручьев, оврагов. Понадобилось возвести аж 316 мостов! Прорубались тоннели в скальном грунте, делались насыпи. УГЖД значительно повлияла на развитие экономики края.

"Дом Черепановых" - это историко-технический музей, призванный рассказывать об истории и технике, об открытиях и изобретениях. Его специфика как технического музея ярко выражена через выставки, носящие политехническую направленность. Посетители "Дома Черепановых" могут узнать о том, как развивался железнодорожный транспорт на Урале после деятельности Черепановых, познакомившись с выставкой "История Уральской железной дороги". Экспозиция выставки охватывает период с 1878 по 2000-е годы. Здесь представлены многочисленные модели российских паровозов, железнодорожный инвентарь, вещи машинистов, стрелочные аппараты, станционный колокол. Украшением этой экспозиции является большой макет действующей железной дороги под собирательным названием "Станция "Уральская". Макет был изготовлен в 2010 году В. Г. Токаревым специально для музея "Дом Черепановых".

В соседнем зале разместилась выставка "Далёкое близко", рассказывающая о развитии средств и способов передачи информации на расстояния. Здесь можно увидеть старинные телеграфные аппараты, передающие сообщения "азбукой Морзе"; старинные телефоны и коммутаторы, осуществляющие телефонную связь; радиоприёмники и первые отечественные телевизоры, отдельные экземпляры которых до сих пор находятся в рабочем состоянии.

---

ТЕЛЕФОН

Наряду с совершенствованием проволочного телеграфа в последней четверти 19 века появился телефон (греч.) - "теле" - далеко, "фон" - звук. Создать "говорящий телеграф" пытались многие ученые, но ближе всего к нему подошел американский изобретатель Александр Грейам Белл, создавший в 1876 году первый телефонный аппарат.

Основу телефона составляют микрофон (мембранный прибор для преобразования звуковых колебаний в электрические) и наушник, совершающий обратное преобразование. В первых телефонах они размещаются в отдельных раструбах: микрофон монтировался на аппарате, а наушник (на длинном проводе) говорящий подносил к уху. Чтобы связаться с другим абонентом, человеку нужно было сначала снять наушник с рычага, потом, покрутив ручку электроискрового разрядника, вызвать телефониста, находящегося на коммутаторе или телефонной станции. Телефонисту нужно было назвать номер вызываемого абонента. Телефонист с помощью провода со штекером соединял на своем пульте (коммутаторе) гнездо, соответствующее вашему телефону с гнездом телефона вашего собеседника.

Профессия телефониста была очень тяжелой и требовала огромной сноровки, внимания и напряжения. В телефонисты брали молодых незамужних девушек (по-русски "барышень"), чтобы мысли о семейных делах не отвлекали их от ответственной работы.

Телефон оказался очень удобным и полезным изобретением. Вскоре сотни "телефонных барышень" не могли справиться с гигантским числом соединений в большом городе. Выход был найден: изобрели автоматический номеронабиратель - диск и автоматический коммутатор. Накручивая телефонный диск, абонент посылал на коммутатор по проводам короткие импульсы, число которых соответствовало набираемой цифре. После набора номера абонента коммутатор автоматически соединял линию, и на другом её конце раздавался телефонный звонок. В таком виде телефонная связь просуществовала в течение шести десятков лет. Единственным изобретением на протяжении этого периода было совмещение микрофона и наушника в единой трубке.

Телефонный коммутатор П-262А, Латвийская ССР, 1966 год.

Телефонный коммутатор 60-ТЛО, Ленинградский телефонный завод, 1954 год.

Телевизоры и радио.

МАГНИТОФОН

Годом начала развития техники магнитной записи считают 1900 год, когда датский физик и инженер Вольдемар Паульсен предложил идею "телеграфона". В этом приборе запись звука осуществлялась на стальную проволоку или тонкую стальную лету. Такой носитель в разных точках оказывался намагниченным по-разному. При протягивании проволоки через магнитную головку, в ее обмотке возникал переменный ток, который превращался в звук.

В 1927 году Пфлеймер разработал технологию получения магнитной ленты на немагнитной основе. В 1941 году немецкие инженеры Браунмюлль и Вебер применили кольцевую магнитную головку.

Магнитная запись сразу намного опередила все виды механической, а заодно и фотографической записи, которая к этому времени широко применялась в звуковом кино.

На смену громоздким магнитофонам приходят переносные магнитофоны: дли репортажных и бытовых целей.

ГРАММОФОН

В 1888 году немецкий изобретатель Эмиль Берлинер нашел способ копирования (тиражирования) звукозаписи. Вместо валика он предложил использовать плоский диск или пластинку. Делали ее из специального материала (шпат, шеллак, сажа). Берлинер изобрел и аппарат, с помощью которого можно было услышать запись, сделанную на такой пластинке. Этот аппарат - граммофон.

Благодаря наличию трубы - рупора, звук получался громче, чем у фонографа. Большим преимуществом грампластинок перед фоноваликами стала возможность выпускать их большими тиражами. Экспериментальные диски сначала изготавливали из дорогих в то время материалов - целлулоида, каучука, эбонита, а с 1897 года - из более дешевой органической смолы - шеллака. До 1903 года диски были односторонними.

Всякая готовая пластинка - копия своего единственного оригинала. Первичную запись можно сделать на воске, звуковые бороздки можно нанести даже на массу из шоколада. Первые пластинки делали из шеллачной смолы. В Индии водится жучок - лаковый червец. Для изготовления одного диска требуется 4000 насекомых!

Дорогостоящий шеллак заменили синтетическим материалом - поливинилхлоридом. Новая технология освободила граммофонную пластинку от исконных ее недостатков - шипения и преждевременного износа. В 1950-м году, благодаря плотной поверхности пластмассы, удалось сблизить и сузить звуковые канавки и тем значительно удлинить фонограмму. Такую запись назвали микрозаписью, а пластинку назвали долгоиграющей.

Легкие, тонкие, небьющиеся диски передают без искажения всю полноту звука. Подобно книгам, пластинки занимали почётные места на полках домашних шкафов, отражая духовный мир своих владельцев. Ревнители "чистого искусства" противопоставляли "поющей машине" живое исполнение, считали запись на диске профанацией искусства. Однако предубеждение к граммофонной записи разделялось не всеми.

Использована информация с музейных экспонатов и Википедии