22 июля 2016 были запланированы посещения достопримечательностей в Башкирии.
Ранний подъем в 5 утра, даже в такую рань на улице жарко. А солнце только поднимается.
На завтрак каша.
Долго едем по Самарской области, потому что шел ремонт дороги и были длинные и медленные объезды по временным дорогам. При въезде в Башкирию трафик был плотный из-за большегрузов. Выдохнули, когда повернули на Буздяк. В Буздяке решили пообедать в кафе. Потом на выезде из Буздяка повернули не туда, зато увидели необычный танчик из шин.
Наша первая цель - озеро Асликуль. К нему мы едем сквозь подсолнуховые поля и цепочку деревень.
Асликуль (Асылыкуль, башк. Асылыкүл) - самое крупное озеро в республике Башкортостан. Название озера выводится из башкирского языка: "Асылы" - горькое, "күл" - озеро.
Озеро находится в широкой котловине между северо-восточными отрогами Белебеевской возвышенности и окружено небольшими горами. Озеро карстово-провального происхождения. Питание смешанное, снеговое, подземное и дождевое. Вода в озере слегка солоноватая с высокой минерализацией.
Территория озера обладает богатым животным и растительным миром. Здесь произрастают растения, занесённые в Красную книгу.
Чаша озера расположена между вершинами небольших гор, сложенных карбонатными песчаниками Уфимского яруса.
Искупавшись в озере, мы поехали дальше к мусульманской святыне возле горы Нарыстау. Проезжали мимо гречишные поля.
После Раевки проезжали мимо шиханы Сусактау и Сатыртау.
Это Сусактау. По башкирски сусак - сопка, Сусак-тау - гора-сопка.
Это Сатыртау.
В итоге мы приехали в самую дальнюю точку нашего путешествия - село Сергеевка на берегу речки Нарыс. Здесь интересно то, что на въезде в село находится тоже полуразрушенная деревянная церковь, похожая на ту, что мы видели вчера в Павловке.
Сергиевская церковь примерно 1903 года. Село также называлось Сергиевское, а не Сергеевка. Возможно, церковь называется в честь Сергия Радонежского...
В отличии от церкви в Павловке, эта сохранилась хуже: большие разрушения, фресок нет, на колокольню нет лестницы, сплошные деревянные бревна.
Осмотрев церковь, вернулись на пару километров назад к Нарыстау. Здесь находится целебный источник, мечеть, и, что самое загадочное – две могилы на вершинах примыкающих холмов.
Стоит сюда приехать хотя бы ради целебного источника Изге Гали (Святой Гали). Вода его мягкая, приятная на вкус и, что самое важное, она исцеляет. В ледяной воде источника принято купаться. Насладиться бодрящей процедурой можно в небольшом домике. В купели есть женская и мужская половины. Стоит также взять с тобой канистры/фляги/бутылки, чтобы набрать родниковой воды.
Чуть выше источника в 2012 году построена мечеть Сахаба.
Но самое интересное и загадочное - это могилы на двух соседних холмах.
Нарыстау – это поселение и урочище в Миякинском районе севернее отсюда на 10 км (мы проезжали его). Почему-то это место тоже называют Нарыстау, не знаю почему... Две могилы на вершинах примыкающих холмов изобразили в виде юрты с тремя полумесяцами.
По утверждению историков, здесь на холмах находится могила эпического героя по имени Идукай – легендарного богатыря, отличившегося в борьбе башкирского народа против золотоордынского хана Туктамыша, карательные отряды которого выжигали деревни, истребляли население. Как известно, историческим событиям тех лет (14 век) посвящен башкирский эпос "Идукай и Мурадым", признанный литературным памятником, где гора Нарыста-тау упоминается многократно. Идукай - это тот самый Едиге́й, Эдиге́й или Идиге́й (1352-1419), который был темником Золотой Орды в конце 14 - начале 15 веков. Основатель династии, возглавившей Ногайскую Орду. Его прямыми потомками по мужской линии являются князья Урусовы и Юсуповы. А рядом с ним на соседней горе похоронен Мурадым (Нур ад-Дин Батыр-бий), сын Едигея. Так вот с тех пор, когда тела героев были преданы земле, эти места пользуются в крае особым почитанием и уважением. А святой источник у подножья Нарыстау символизирует собой живую связь между прошлым и настоящим, целительную силу природы.
Однако, с историками не согласно сообщество мусульман. Они считают, что здесь похоронены два из трех сахабов (сподвижников), которые отправились на земли башкир в 630 году по велению самого пророка Мухамеда. Один из них Зубаир сын Заита лежит на месте Идукая; другой Абдрахман сын Зубаира лежит на месте Мурадыма, а о судьбе третьего из них Талхи сына Усмана сведений не осталось... Мусульманская надпись гласит: "Зубаир сын Заита- сахаб Могамеда", который якобы умер здесь в 7 веке, что невероятно, т.к. ислам только зародился в 610 году.
Как бы там ни было, место действительно интересное, красивое и заслуживает внимания. Возможно, не так уж важно, кто там похоронен на самом деле. С кем больше соглашаться: с учеными или верующими, пускай каждый выбирает сам.
На соседнем холме виднеется вторая ротонда с полумесяцами.
Чтобы прийти к ней, нужно спуститься с одного холма, и подняться на другой.
А это вроде как официальная гора Нарыстау, под ней одноименное поселение. Эта гора явно выше, чем холмы с могилами.
Поехали обратно, через Раевку. Дело в том, что нам нужно было купить мёд, но только не на трассе. Возле источника разговорились с другими приезжими, и они нам подсказали, где купить недорого мёд. Мёд купили. Потом поехали к горе Ярыштау.
Под этой горой (шиханом) мы заночевали в полях. Утром 23 июля, позавтракав, я сходил на вершину. Высота Ярыштау - 284 м. Шихан красив, его вершина издалека кажется как бы «сопкой среди сопок». Судя по названию (в переводе с башкирского Ярыштау – борьба), в древности у ее подножия состязались местные батыры.
Поднявшись на гору, с удивлением обнаружилась похожая могила, как на Нарыстау.
По материалам брошюры Шейха Мехмета Адиль ан-Накшбанди СОХБЕТЫ (беседы) В БАШКОРТОСТАНЕ (на русском языке), 2013 год. выяснилось следующее.
Ислам в Башкирию был принесен сахабами Пророка Мухаммеда (сас) в 630 году по миляди и 9 году по хиджре. На горах Нарыстау и Ярыштау находятся их макамы. Сподвижников Посланника Аллаха (с.д.с.) звали Зубайр бен Зайд, Абдрахман бен Зубайр и Усман бен Талха. Это подтверждает и Султан Аулия Мауляна Шейх Мухаммад Назим аль Хаккани (кс). Башкиры первыми из тюркских народов приняли Ислам, приняли осознанно и по доброй воле. Именно поэтому они прочно держались за свою веру.
В конце XVI века, после падения чингизидских ханств, башкиры вошли в состав Русского царства, условия присоединения к которому гарантировали им вотчинное право на землю, свободу вероисповедания, внутреннее самоуправление. Взамен башкиры должны были платить ясак в виде пушнины и меда, а также нести военную службу. Однако царское правительство не всегда следовало этим договоренностям. Начались многочисленные восстания башкирского народа, которые бушевали в течение XVII и XVIII веков.
Получается, что на Нарыстау находятся могилы Зубаира сына Заита и Абдрахмани сын Зубаира, здесь – на Ярыштау находится могила третьего сахаба (сподвижника) ислама на Башкирской земле - Талха сына Усмана. Мемориальный комплекс появился на этой горе сравнительно недавно в 2014 году.
Утром здесь был рой мошек.
На горе пониже похоже начинают разработку нефтяники.
А дальше мы поехали искать чишминские мавзолеи.