Северские писанцы и озеро Песчаное

#озеро, #родник, #писаница, #Северка, #Песчаное, #живность

В пятницу поехал домой с работы и вдруг заболела голова от городской суеты. Организм давал о себе знать и просился на природу. Не давали покоя только супер-пупер дожди, которые должны быть с грозами еще с четверга, но где они?? Прогноз менялся постоянно на ходу, часто врал. Но по данным в пятницу вечером, проливной дождь с грозой должен начаться в субботу, но на небе ни одной тучки. Чтобы выходные не прошли зря, решил твердо: надо завтра (в субботу 28 мая 2011) срочно куда-то выбраться, ибо в воскресенье точно будет ливень. Так и вышло. Потенциальные единомышленники разбрелись кто куда, поэтому снова один отправился "пешекэшерить".

Выбрал место которое недалеко - Северка. Оно наиболее подходило, т.к. есть электричка в 12 часов и было место, на которое давно хотел попасть, а также недавно восстановили кэш на озере Песчаном.

И вот, 28 мая, 12:30, и я на Северке. Иду уже по знакомой улочке. Какая-то бабулька проходящая мимо сгоревшего дома мне навстречу что-то пробурчала, мол, вот дом спалили, еще на Песчаном лес подполили гады...

Обычно в конце этой улицы (ул.Проезжая кажется) я сворачивал налево, но на этот раз мне направо - к горе Медвежка.

Красиво, не правда ли?

В лесу у подножия горы идет хорошая грунтовка обозначенная на всех картах. Но больше привлекла внимание тропка, которая вела прямо по крутому подъему в гору. Как это мне не залезть на гору Медвежка, подумал я, и начал подыматься по ней.

Возле тропы много деревьев помечены числами, так и не понял для чего это? Причем помечены в плотном участке...

Новое растение, которое не припомню, чтобы раньше встречал. Что за растение не опознал, но говорят в простонародье их называли "гусиными лапками".

Взобравшись на гору, так не хотелось с нее спускаться к дороге, да и не интересно просто идти по дороге - скучно. Поэтому, узрев уже другую тропку по вершине горы уходящую в нужном направлении, я решил идти по лесу.

Это то, что осталось от когда-то здесь стоявшей вышки, обозначенной на ГШ-картах.

Далее я пошел тоже по всяким тропам. Тропы то появлялись, то пропадали в густом черничнике. И постоянно на моем пути были паутины (даже на тропах!).В общем шел я просто в нужном мне направлении через смешанный лес и все чаще мне попадались липовые заросли.

А потом я набрел на какую-то просеку с очень хорошей широкой тропой.

Она то меня и вывела к ЛЭП. А там внизу та самая грунтовка.

Дальше я пошел вдоль ЛЭП пока мне не пришлось ее переходить и идти по другой дорожке. Возле дороги раскопали какую-то яму. Интересный тут какой-то грунт, словно песок со скалой.

Еще немного, и вот, я у главной цели.

Возле скалы уже оборудовано удобное стойбище с костровищем, но, как-то странно: практически нету мусора. Валялись рядом разве что пара ржавых консервных банок, я их кинул в костровище.

Особенностью этой скалы являются писаницы древних людей датируемыми 5 тысячелетней давности (3 тыс. лет до н.э.). Это "Северская писаница". Рисунки нанесены линиями шириной 10-15 мм. Цвет краски от бледно-красного до красно-оранжевого. "Северские писанцы" получили свое название, потому что на них были обнаружены рисунки - писаницы, оставленные нам далекими предками. Рисунки были обнаружены достаточно поздно, в 1985 году. Открыл этот памятник учитель Пронин В.Н., во время похода с группой школьников. Вот эскиз рисунков (фото взял с википедии):

Здесь довольно неплохо сохранилось изображение копытного, вероятно лося, заключенного в сетку, 10 фигур птиц, 5 условно-антропоморфных существ, также геометрические мотивы в виде линий, сетки, отдельных сложных фигур.

Эти писанцы относятся к изображениями эпохи неолита (3 тыс. лет до н.э.).

Северские писанцы представляют собой скалы, протянувшиеся с запада на восток на 15 метров, высотой около 5 метров и состоящие из гранита с матрацевидной формой выветривания. Южная и западная стороны скалы отвесны, северная и восточная практически пологи и представляют собой нагромождение валунов и каменных плит. Часть скалы была разрушена в 18-19 столетиях, здесь добывался камень для строительных нужд того времени.

Изображения птиц и антропоморфных существ, в общем контексте изображений Северской писаницы, можно отнести к сценам охоты на водоплавающую дичь.

Композиции Северской писаницы подчинены общей традиции наскальных изображений на Среднем Урале. Сюжеты с копытными, заключенными в сетку довольно распространены в регионе, (например, писаница на Режевском Шайтан Камне). Фигуры птиц имеют массивное квадратное туловище с довольно короткой шеей. Эта особенность подачи рисунка и само месторасположение памятника, в довольно болотистой в прошлом области, может свидетельствовать об изображении уток — самого распространенного представителя водоплавающей дичи.

Прикоснулся к истории и отправился искать тайник.

Жаль что тайник не действующий, но он живет. Хорошо хоть у меня было описание, так бы никогда не нашел.

Без комментариев, все итак написано.

Начал фотографировать скалу с разных сторон.

Почти на вершине скалы плоская площадка.

Вид сверху с этой площадки.

После осмотра устроил небольшой перекус. Потом подумал обратно спуститься к дороге и по ней пойти к озеру Песчаное. Но не интересно - вспомнил я и пошел дальше по заросшей липой просеке. Но нужно было уходить влево, поэтому пришлось снова нырять в лес и идти по заданному курсу. Пару раз было даже жутковато, то и дело слышались странные звуки, как-будто возле тебя какой-то зверь... В лесу попадались и другие гранитные останцы причудливой формы.

Показались молодые пихты.

А некоторые камни были полностью во мху, т.к. местность немного болотистая, но сухая.

А вот и другая просека, которую похоже проходил мимо ранее. Тоже болотистый, но сухой участок.

Разве что перед самой ЛЭП протекал вот такой ручеек.

Но и под ЛЭП были интересной формы валуны. По таким валунам я перепрыгивал до другой окраины ЛЭП. Дорожки почему-то там не оказалось, поэтому пошел по пожарной полосе на окраине.

И вскоре влез в болото! Вот думал вместо Северки сходить на "Кедровый остров" по боевому болоту, а получилось всего лишь по ЛЭПному болоту походить в качестве тренировки.

На одном из бугорков в травке грелась маленькая змейка. Мне кажется эта гадюка. Она даже никак не отреагировала, хотя я был всего лишь в метре от нее.

Вышел из болота и вздохнул спокойно. Но что-то ползает у меня по левому уху - оказался клещ. Во время же я его снял. Как удачно, но тут же и явная тропа появилась. Она меня вывела к какому-то поваленному забору.

А за забором какая-то кирпичная будка.

Похоже это бывшая насосная станция перекачки.

Будка стоит прямо у дороги обозначенной на гарминовской карте. Но я не помню чтобы я тут проходил, когда мы шли тут прошлой осенью от Исети.

Оказалось, что та основная грунтовка, про которую я думал, она совсем рядом.

А далее, немного пройдя вперед, нырнул вот в такой густой (на окраине у дороги) лес и пошагал в сторону озера.

Вот и тот выгоревший лес.

Озеро Песчаное. Место попсовое, но знаковое, обязательное для посещения всякого пеше/вело-туриста из Екатеринбурга (и окрестностей).

Доел остатки провизии и пошел к электричке. Дорога в лесу перегорожена камнями, но были объездки.

Обратно пошел не по грунтовой дороге, а по прямой тропе, которую я приметил еще осенью, но не знал куда она ведет. По направлению точно должна привести в поселок - вот и прекрасная возможность проверить.

И не зря! Тропа оказалась весьма живописной, приходилось переходить несколько мостиков и переправ.

В итоге тропа вышла к подножию горы Медвежки. Но покорять ее снова уже не хотелось, поэтому сделал по умному - обошел.

И не зря! У подножия горы оказался родник "Медвежья слеза".

Напротив родника еще один родник.

Уже в Северке приметил красивую яблоню.

По традиции фото электрички увезшей меня домой. Но вспышка снова отказалась работать и пока я ее отключал, электричка была уже совсем рядом.

Общий пробег составил около 13.5 км, и примерно 8 км это только переход по Северке (туда и обратно).

Следующее посещение в этих местах планирую вдоль водовода и, несомненно, "Кедровый остров"! К счастью (для меня) у меня есть описания и координаты некоторых потрясающих мест кроме горы Пуп (Евгение-Максимилиановских копей).

Использована информация с википедии.