Израиль. День 7. Иерусалим

#святые места

13 ноября 2012, примерно 1 час ночи. Мы прибыли в Табу - пограничный город. Как мы проходили границу: объехали все автобусы, остановились впереди, гид подсуетился и мы пошли ПЕРВЫЕ! Немного постояли в очереди на египетской границе, прошли ее, и пошли пешком к израильской. Израильская граница это вообще нечто: задают всякие вопросы, проверяют сумки (некоторых с особенным интересом). Не стоит пугаться, если у вас забрали паспорт (как у меня) и если говорят проходить дальше, паспорт потом вернут, когда сумки проверят. Хоть мы и прошли в первых числах, но очереди на израильской границе всегда большие и, увы, придется ждать всех из своей группы. Не совсем понравилось только как встречали и провожали нас с израильской границы в Эйлате - пограничном городе Израиля (как Таба в Египте). Всех подождали, кратко рассказали в какой автобус садиться, и все. Парадокс: автобус в Израиле был лучший, на котором я катался в ходе своего отпуска, спинки были тонкие и хорошие, пространства хватало, спать удобно - поэтому было комфортно, но был "похуже" классом того, что вез нас по Египту. Какое-то время мы были одни в темноте с водителем и без сопровождающего гида. Но мы люди русские, соображалка работает (© Задорнов), справились. Хотя многие говорят, что это в порядке вещей и своего гида обычно впервые видят на первой остановке - у Мертвого моря. Гиды были только экскурсионные. Но наш гид Игорь (похоже что украинского происхождения) сел к нам в автобус по пути еще в Эйлате и сразу же произвел впечатление толкового гида, как своими знаниями, так и поведением.

Обычно в Мертвом море купаются сразу же рано утром (в 5-6 утра), но это в жаркий (летний) период. Но сейчас ноябрь и это считается холодным временем года. Поэтому в Мертвом море мы купались на обратном пути и это весьма удобно, ибо купание это хоть какой-то физический отдых после всех поездок и кучи новой информации под жарким солнцем... А сейчас, по указаниям Игоря, все лишь сходили в туалет и купили кто какой лечебной грязи, т.к. потом времени не будет, и именно так и оказалось.

Поскольку у нас автобус из русско-говорящих национальностей, то на этой земле нас водили по христианским местам. В Иерусалиме упор делался на посещении храма Гроба Господня и попутно посетили стену плача со смотровой площадкой на город.

Итак, утро, примерно 7-8 часов утра, солнце еще не спеша только поднимается. А мы поднимаемся на высоту около 800-900 м над уровнем моря чтобы заехать в Иерусалим.

Проезжаем мимо Масличной горы (горы Елеон), где был "схвачен" или "арестован" Иисус из Назарета. Нам лишь сказали, посмотрите налево, вы видите Масличную гору, где было то-то... Автобус останавливается на подъеме в горку на узкой улочке, создает небольшую пробку, и все пассажиры выходят и идут к крепостной стене.

Заходим на территорию Старого города (историческую часть Иерусалима) и делаем остановку. Здесь нам Игорь рассказывает про сам Иерусалим. Старый город - это район современного Иерусалима площадью примерно в 1 км2. Здесь происходили все исторические события, и здесь находятся святые места трёх мировых религий: Храмовая гора и Стена Плача для иудеев (евреев), Храм Гроба Господня для христиан, Купол Скалы и мечеть Аль-Акса для мусульман. Сейчас мы видим часть мечети Аль-Акса, а когда пройдем чуть дальше увидим Стену Плача, а за ней Купол Скалы.

Стена Плача - западная часть крепостной стены (длиной 485 м) или подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, уцелевшая после разрушения римлянами в 70 году н.э. Эта часть стены является главной святыней иудаизма и есть место намоленное. Евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране и, как сказал гид, их молитвы выглядят как словно молящийся плачет, поэтому стену так и прозвали - стеной плача, стеной у которой молятся. По официальной версии, арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её "Стеной Плача". В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев - это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она - единственное, что осталось от Храма.

Эта стена была сложена при царе Ироде (37-4 годы до н.э.) в качестве опорной стены без скрепляющего раствора из рядов гладко обтёсанных камней. В настоящее время над иродианской кладкой возвышается ещё 19 рядов значительно меньших по размеру камней римской, византийской и позднейшей кладки.

Стена разделена на мужскую и женскую часть, и женская часть стены меньше мужской. На фото видна перегородка.

Кружки эти для иудеев. У них есть что-то типа ритуала, где они молятся и обязательно потом должны омыть руки.

А вот и евреи, которые молятся.

Вон тот еврей у стены, что в чёрной шляпе и с руками за спиной, головой мотает влево-вправо как какой-то "псих" или "дурачок", даже внешне похож )

К стене нужно обязательно подойти в головном уборе. У кого его нет, для тех есть временные еврейские маленькие шапочки. У меня есть капюшон - он сошел за головной убор. Обычаем миллионов людей всего мира стало вкладывать записки между камней Стены Плача. Считается, что мольба на записке оставленная в этой стене, дойдет до Всевышнего. Записку и я там оставил. Раз в полгода стену очищают от записок и где-то рядом их закапывают.

А это все исторические здания.

Игорь считал всех своих туристов таким образом: каждый подходил и бил его по ладони. А бита в его руках - это своего рода ориентир, чтоб если он его поднял, все ориентировались на эту биту. Другие гиды ходили с цветочком, с зонтиком или иным предметом, чтобы у него был свой ориентир. Иногда еще гиды условно называют свою группу.

Затем мы пошли к храму Гроба Господня через старый город, через мусульманский, а затем христианский квартал. Старый город исторически поделён на еврейскую, армянскую, христианскую и мусульманскую части. Евреи, христиане, мусульмане - их присутствие понятно, здесь с ними происходили многие исторические события. Откуда взялись армяне? Оказывается, армяне самая первая нация, которая приняла христианство всем этносом.

Мы шли совершая своеобразный крестный путь, ведь частично мы шли по Виа Долороза. Виа Долороза (лат. Via Dolorosa, букв. "Путь Скорби") - улица в Старом городе Иерусалима, по которой, как считается, пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия. На Виа Долороза находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа. Последние пять остановок находятся на территории Храма Гроба Господня. И здесь же находится Александровское подворье - единственное в Старом городе Иерусалима и самое близкое к Храму Гроба Господня русское владение. Представляет собой археологический и архитектурный комплекс, включающий в себя Порог Судных Врат (порог от городских ворот, через которые предположительно прошел Иисус Христос по пути на Голгофу), домовую церковь святого Александра Невского, часовню во имя Феодоровской иконы Божией Матери, археологические раскопки, небольшой музей и другие достопримечательности.

А вот, наконец-то, и храм Гроба Господня (Воскресения). Храм Гроба Господня стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. Таким образом, храм Гроба Господня это архитектурный комплекс, который сочетает в себе несколько "зданий-сооружений" и даже несколько храмов внутри. Я бы даже сказал, что это храм-музей на Голгофе посвященный событиям последних дней Христа (на земле). План храма и Голгофы честно взят с Википедии.

За свою многовековую историю храм Гроба Господня трижды полностью разрушался и восстанавливался заново. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было каких-то недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Нусейбе. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

Фотографировал я хаотично: то тут, то там. Но мой рассказ будет придерживаться в параллели событий последнего дня жизни Христа.

Сразу справа от входа находится винтовая лестница наверх - на гору Голгофу, где Иисус был распят. Голгофа 2 тысячи лет назад - это небольшая скала или холм, находившаяся за городскими стенами Иерусалима, на северо-запад от города. Считается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в древнем Иерусалиме.

В настоящее время она является частью Храма Гроба Господня. Это православный придел Голгофы. На фото распятие за престолом.

А это православный престол. Под православным престолом Голгофы находится серебряный круг отмечающий место, где стоял Крест Господень. К нему надо было как-то прикоснуться и перекреститься кажется.

Это часть вершины Голгофы закрытая стеклом (справа от православного престола). Здесь можно увидеть ту самую расселину в камне, которая образовалась в минуту последнего вздоха умирающего Иисуса. По мнению ученых, геологический возраст расселины может совпадать с первыми годами нашей эры - времени земной жизни Христа.

Справа от православного престола тоже что-то находится и возможно уже католическое.

Почему я так решил? Потому что пришел этот монах и с ним кто-то еще и там началась католическая служба.

Далее мы спустились с Голгофы обратно ко входным дверям. Здесь на мраморном полу лежит "камень миропомазания", на котором тайные ученики Иисуса Иосиф Аримафейский и член синедриона (высшее религиозное учреждение в древней Иудеи) Никодим помазали смирной и алоэ тело Иисуса. Камень этот выглядит как плита из бледно-розового мрамора. Над этим камнем горит восемь неугасимых лампад по числу представленных в храме христианских церквей.

За плитой помазания висит мозаическая икона с событиями: снятие тела с креста, быстрое "бальзамирование" (помазание), перенос тела в пещеру. Почему все делали быстро? Распятие произошло в пятницу накануне шабата и праздника Пасхи. Сподвижникам Христа необходимо было быстро его захоронить до наступления дня покоя - субботы.

Тело Христа сняли с креста, помазали его благовониями, обвили новой плащаницей и положили его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились. Источник: http://www.diveevo.ru/2/0/30/2194/

Далее мы отправились к основной части храма. Между камнем миропомазания и кувуклией находится место оплакивания трех Марий. Придел, часовня или киворий Трёх Марий напоминает, скорее, мраморную беседку. Это шестигранный купол на четырёх колоннах. Киворий стоит над круглой мраморной плитой, где, по преданию Армянской церкви и мнению православных, стояли три Марии (Богородица, Мария Магдалина и Мария Клеопова) в момент распятия Христа и оплакивали его (иначе - Место оплакивания).

В основной части храма под ротондой находится Кувуклия. Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus - круглый) - круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды часто расположены колонны. Здесь 18 колонн.

Кувуклия (от греч. - "покой, опочивальня", лат. Cubiculum) - это небольшая (6 х 8м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела. Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном ее соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.

Каждый год на пасху через это отверстие кувуклии в приделе Ангела появляется благодатный огонь. Благодатный огонь или Святой Свет - огонь, выносимый из Гроба Господня на особом богослужении, совершаемом ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вынос Святого Света символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа.

Это вход в кувуклию.

Перед входом в придел Ангела, слева, стоит свеча с благодатным огнем. Все кто уносит отсюда благодатный огонь, должны опалить 33 свечи (по числе прожитых лет Христа), но потушить должны не дуновением, а "об что-нибудь", для этого рядом стоит перевернутая "воронка".

Опаленные свечи, которые были отвезены домой, должны быть вновь зажжены и с этим огнем нужно обойти все углы дома по периметру (изнутри). Когда останется совсем маленький огарок, от него можно зажечь обычную свечу и таким образом благодатный огонь будет сохранен. Тушить также - не дыханием, а "чем-нибудь".

Чтобы войти во внутрь кувуклии, нужно выстоять длинную очередь. Благодаря сноровке гида Игоря, он быстро занял очередь, и мы были практически в первых рядах. Из-за того, что еще идет и уже заканчивается католическая литургия, очередь конечно идет медленно и народ возмущается, пытается надавить и протиснуться. Игорь помог монахам расставить ограждения дабы хоть как-то дисциплинировать толпу. Потом сам залез на ограждение и стал много рассказывать. Он так все интересно рассказывал, что даже люди совсем из чужих групп внимательно его слушали, позабыв про своих гидов. Вскоре подошла наша очередь и мне удалось сделать пару фотографий внутри кувуклии. Качество конечно ниочень, т.к. фотокать в темноте без вспышки и штатива... сами понимаете... Этот священный камень, по преданию, является частью того камня, который был отвален от двери Гроба, на нем сидел Ангел возвестивший о воскресении Христа. Поэтому этот придел кувуклии называется приделом Ангела. Считается, что это был Архангел Гавриил, тот кто возвестил когда-то Марии о том, что у нее скоро родится сын (непорочное зачатие).

А далее уже Гроб Господень. Сегодня только православные, армяне и католики имеют право поочередно служить здесь, поскольку именно эти вероисповедания сообща владеют Гробом Господним. Гроб Господень свободно доступен для любого паломника или посетителя в те часы, когда храм открыт и непосредственно на Гробе не совершается какая-либо служба. У Святого Гроба постоянно дежурит православный греческий монах. В том случае, когда желающих много и образуется очередь (то есть почти всегда), этот монах поторапливает паломников и не позволяет провести у Гроба более минуты.

Пока все решают вопрос сколько свечей купить и опалить их, я немного погулял и осмотрелся.

И похоже набрел на место, где подземный храм - место обретения Креста Господня. Животворящее древо Креста Христова было обнаружено св. царицей Еленой, оно было сброшено с другими крестами после распятия. Это место находилось глубоко в земле. С экскурсией мы сюда не заходили. Так что, если бы сам не прогулялся, то и не побывал тут.

А это последнее место куда мы зашли. Это величественный соборный храм Воскресения, непосредственно примыкающий к храму Гроба Господня. В храме возвышается четырехъярусный иконостас, часть икон из которого, а также иконы цикла "Страсти Христовы" - пожертвования русского императора Александра I. Три больших паникадила, из которых среднее отлито из чистого серебра, пожертвованы другим русским императором - Николаем I.

В центре храма Воскресения на мраморном полу возвышается небольшой каменный пьедестал с вазой на вершине. Традиция считает его "пупом земли". С древности христиане стали называть так Иерусалим, основываясь на словах пророка Иезекииля: "Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него - земли." (Иез.5:5). В самом же Иерусалиме, чуть ли не со времен святой царицы Елены, стали указывать Пуп Земли прямо напротив входа в пещеру Гроба Господня. Тогда же это место сделалось символическим христианским центром Земли, местом спасения всего человеческого рода. По православной традиции оно и сейчас находится внутри Храма Гроба Господня. Чтобы обозначить его точное местоположение, здесь ставят символическую невысокую мраморную чашу с шаром внутри, на котором начертан крест.

Чаша настолько легка, что её приковывают цепью, чтобы туристы и паломники не смещали или уносили её. Существует традиция, по которой все посетители должны коснуться на счастье чаши, символизирующей Пуп Земли. Вот и я прикоснулся к "Пупу земли".

А это подкупольная роспись собора.

Одна из многих икон. Понравилась множеством персонажей и красок.

А про эту колонну у входа в храм Википедия пишет следующее.
Согласно православному преданию, трещина появилась чудесным образом в Великую субботу 1579 года. В это время Османской империей правил султан Мурад III, а Патриархом был Софроний IV (1579-1608). Это предание гласит, что армяне подкупом добились у иерусалимского паши позволения им одним быть в храме Воскресения Христова в Великую субботу. Поэтому православный Патриарх вместе с народом не были допущены внутрь и вынужденно молились перед входом в храм. Ожидание уже сильно затянулось по сравнению с обычным временем и вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула и оттуда брызнул Огонь. Патриарх зажег свои свечи, от него зажгли все православные и все пришедшие в храм.

Наконец-то мы вышли из храма.

Последнее что запомнилось от Игоря это про недвижимую лестницу. Обратите внимание на деревянную лестницу на втором яруса фасада у правого окна. Лестница опирается на карниз, принадлежащий Греческой православной церкви, и приставлена к окну, находящемуся во владении Армянской апостольской церкви. Лестница является одним из символов межконфессиональных разногласий в христианстве. Почему недвижимая? Потому что есть информация, что эта лестница стоит на своем месте еще с 19 века, времени последней реконструкции (восстановления) храма.

Далее мы снова по узким улочкам стали выходить из старого города.

Игорь еще что-то рассказывал из истории Иерусалима, но честно говоря, я уже забыл о чем он говорил. Мы спустились вниз и ожидали свой автобус.

Впервые увидел оливковое дерево.

А потом по пути в Вифлеем сделали остановку в месте со смотровой площадкой на Иерусалим под названием "Haas Promenade" (только это название я нашел в интернете). Это набережная в районе Тайелет, по преданию, является местом, где Авраам увидел гору, где он должен был связать своего сына Исаака.

Сегодня среди мирных оливковых рощ это прекрасное место для романтических пикников.

Ну а дальше мы поехали в Вифлеем в храм Рождества Христова - в место где был рожден Иисус Христос. А это уже Палестина и по сути "недо-государство"...

Продолжение следует >>

Спасибо Википедии за дополнительную информацию, это отличный источник информации.