Палестина. День 7. Вифлеем и Мёртвое море

#святые места, #море

После Иерусалима мы отправились в Вифлеем. Это город в Палестинской автономии, на территории западного берега реки Иордан, в исторической области Иудея, столица провинции Вифлеем; центр паломничества и туризма. Расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним. Вифлеем - это священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию, родился Иисус Христос. Основная достопримечательность города это Пещера Рождества, величайшая христианская святыня, где родился Иисус Христос. Над пещерой построена Базилика (тип строения прямоугольной формы) Рождества Христова и снаружи больше похожа на небольшую крепость, чем на храм. Базилика построена в 326 году при святой Елене, примерно в то же время когда построен первый храм Гроба Господня. Наряду с храмом Гроба Господня, базилика Рождества Христова является одним из двух главных христианских храмов Святой земли.

Вифлеем расположен на западном берегу реки Иордан, на территории, которую оспаривают Израиль и Палестинская автономия, добивающаяся полной независимости. Это обстоятельство часто создаёт неспокойную обстановку в городе. Палестина, как государство, в настоящее время находится в процессе создания. Формирование палестинского государства предусматривается на территории западного берега реки Иордан и сектора Газа. Провозглашение Государства Палестина состоялось 15 ноября 1988 года в Алжире. В 1994, в результате Соглашений в Осло между Израилем и Организации освобождения Палестины от 13 сентября 1993 была создана Палестинская национальная администрация (ПНА). Сейчас ПНА управляет лишь частью территорий на западном берегу реки Иордан, а Сектор Газа в 2007 году перешёл под контроль радикального движения ХАМАС (в пер. с араб. "Исламское движение сопротивления") - палестинское исламистское движение и политическая партия.

Фактически, здесь между Иерусалимом и Вифлеемом, границы тоже нет, но есть блокпост, который в спокойное время никак не проверяет. Израильтянам запрещено находиться на территории Палестины. Гид Игорь тоже по сути не имел права там находиться, но проехал с нами нелегально. Еще по шутил: "Если захотите меня сдать, то цена тут одна - 30 серебренников...". Интересно так, вот я сравниваю, допустим, Екатеринбург это одно государство, а Березовский - это маленькое "недо-государство", как Израиль и Палестина. Ну да ладно, хватит лирики. Едем мы все по холмистым дорогам...

И останавливаемся у магазина, в котором продается много всего на христианскую тему.

Я там ничего не купил. Купил только дудку из бамбука на улице за 1$, которая кстати недавно треснула и пришла в негодность. Но интересно было посмотреть на изделия из дерева.

Чего там только нет. И кресты...

... и иконы...

В общем, все что надо и не надо. Все так о попсело. На христианском Боге видимо хорошо зарабатывают, ведь народ много покупает.

Мы остановились на какой-то автобусной парковке, а дальше пошли пешком в горку. Как уже говорил, храм Рождества Христова больше похож на крепость, нежели чем на храм.

Базилика Рождества Христова - единственный христианский храм в Палестине, который ни разу не подвергался разрушению. Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Даже когда персы вошли в церковь во время персидского нашествия в 614 году, и увидев на мозаиках стен первой постройки храма среди волхвов, одежды своих предков, они не разрушили храм.

Прямо под Базиликой Рождества Христова расположены:

Базилику Рождества Христова окружают:

Поздняя звонница справа на фото принадлежит армянскому монастырю св. Троицы. А дальше прямо - врата смирения.

На базилике развивается флаг Палестины.

"Врата смирения" - основной (западный) вход в базилику. Обычному человеку можно войти только склонив голову.

Я думаю, стоит раскрыть понятие "Базилика". Базилика (в пер. с греч. "царский дом") - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов. Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Проще говоря, это тип римской архитектуры (перенятой от греков), где в здании нечетное число вытянутых помещений, разделенные рядом колонн. Это центральный неф базилики.

Пока все стоят в огромной очереди к "серебрянной звезде" дабы освятить свеже купленные кресты и прочую религиозную атрибутику, я решил снова походить и осмотреться. Вышел из основного храма через вот эту дверцу в соседний двор.

А там двор и проход в другой храм. Справа северная стена базилики. Под решеткой на полу - световая отдушина скриптория Иеронима.

В центре дворика в стиле эпохи крестоносцев, на колонне, установлена статуя Иеронима Стридонского, пишущего "Вульгату" (латинский перевод Священного Писания), череп у его ног символизирует бренность мирской суеты, которую попирает монах своим аскетическим образом жизни. Стридон - город в римской провинции Далмация (восточное побережье Адриатического моря в 1 тыс. лет до н.э.).

Софроний Евсевий Иероним - церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается как в православной, так и в католической традиции как святой и один из учителей Церкви. Главные работы Иеронима - латинский перевод Ветхого завета, сделанный с древнегреческого языка и еврейского текста Ветхого Завета, и редакция латинской версии Нового завета. Наследие Иеронима также составляют более 120 его писем. Святой Иероним считается покровителем всех переводчиков.

Далее я зашел в храм Святой Екатерины. В глаза бросилась комната исповеди. Впервые вижу ее в реале, до этого только в фильмах.

Типичное католическое убранство я видел только в фильмах. Теперь смотрю воочию.

Церковь св. Екатерины была построена в 1881 году архитектором Гийемо, на месте августинского монастыря 12 века, который стоял на месте византийского монастыря 5 века, связанного с именем св. Иеронима Стридонского. Церковь освящена именем св. Екатерины, что связано со св. Паулой и её дочерью, св. Евстохией, ученицами Иеронима, для которых александрийская святая служила образцом благочестия.

Ежегодно 25-го декабря католический патриарх Иерусалима проводит здесь торжественную Рождественскую мессу, которая транслируется в СМИ по всему миру.

Красивые картины из дерева.

В храме увидел некоторую лестницу вниз. Смотрю народ там ходит. Вот и я решил туда сходить.

А там, как оказалось, целый подземный ход к пещерам.

Лестница ведёт вниз в пещеры Невинных младенцев (убиенных царем Иродом) и св. Иеронима, которые соединяются с пещерой Рождества Христова. С 1 века н.э. они использовались христианами в качестве мест погребения, в них находятся гробницы св. Иеронима и св. Паулы.

Могила святого Иеронима Стридонского в пещере под базиликой, где он провел много лет. Эта пещера тоже принадлежит католикам.

Барельеф святого Иеронима Стридонского в пещере под базиликой.

Грот Иеронима Стридонского в пещере под базиликой.

В пещере много надписей на латыне и др. языках.

Армянский алтарь в Базилике Рождества Христова в Вифлееме.

Теперь я вышел в основную часть храма под центральным нефом.

Нашел своих, они почти приблизились к месту, где "серебряная звезда". Серебряной звездой отмечено место рождения Христа. Она вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду (которая возникла на небе в момент рождения Иисуса Христа и указала путь волхвам). Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам. За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы.

Мы вот вот уже подошли к дверям, и вот они перед нами захлопнулись - началась католическая служба. Но у нас поджимает время. Ведь мы еще не обедали, а нам еще ехать на Мёртвое море. Всей группой, с некоторым разочарованием, уходим из храма. Уходя, останавливаемся, чтобы поглядеть на колонны и хорошо сохранившуюся под полом базилики византийскую мозаику.

Балочная конструкция перекрытий центрального нефа.

Выходим на улицу. Напротив храма, через площадь, находится какая-то мечеть.

Затем мы едем в ресторан при каком-то отеле в Вифлееме. А потом едем обратно в Иерусалим. Прощаемся с Игорем и едем по той же извилистой дороге в сторону Эйлата и попутно наблюдаем Мёртвое море и искусственно высаженные пальмы.

Приехали к Мертвому морю в то же место, где и были утром. Нам сразу говорят, что у нас на все час-полтора. Быстро переодеваемся и выходим в море. Навигатор показывает -381 м ниже уровня моря. Странно, вроде бы должно быть ниже -450 м ??!!

Мажемся из единственного пакетика грязи, который Натаха купила еще в 2009 году, и купаемся.

Утонуть в этом море невозможно. Вода жирная и сильно минерализована. Пару раз лизнул и ты труп.

Позы можно принимать любые, все равно всплываешь как поплавок. И купаться надо по 10-15 минут с перерывами. У нас таких перерывов нет, все торопят.

Соль там присутствует большими камушками. Как на галечном пляже, только вместо камней соль.

И вот так под конец этого дня я искупался в Мёртвом море.

А потом мы поехали на Иорданскую границу, ведь она закрывается в 19:30. Об этом уже следующая история.

Вот так мы посетили Святую землю. Жаль, что в базилике Рождества Христова не все посетили, а там много чего осталось, впрочем как и в храме Гроба Господня. Основную причину вижу в том, что везде очереди и много тратится времени на всякие покупки/магазины и приходится ждать пока все собирутся в автобус. Мёртвое море понравилось. Но в нем купаться надо не так чтобы скоре скорее, а наслаждаться без оглядки на время, и наверное все-таки это лучше в Иордании. Ибо Израиль дорогая страна, а Иордания ниочень и приятнее.

В фильме "Код Да Винчи" сказали одну фразу, которую я запомнил очень хорошо. Иисус был таким же человеком как и мы с вами. Люди сотворили себе бога и во имя этого бога во все века всегда лилась кровь. Например, отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой земле был поводом для начала Крымской войны. Если не льется кровь, то это продается... Я ходил по этим храмам не как паломник, а как человек, кому интересна история.

Спасибо в очередной раз Википедии за большой объем информации.

З.Ы. Когда мы купались на Мертвом море, над нами раза три пролетели какие-то военные самолеты. Уже потом, позже, мы узнали, что в тот день Израиль обстрелял Сектор Газа.

Продолжение следует >>