Египет. День 10-11. Гора Моисея и монастырь Святой Екатерины

#гора, #святые места

16 ноября 2012, день 10. В этот день снова с утра купались в море. Только после вчерашней веселухи не совсем хорошо себя ощущал, это особенно проявилось когда плавал с трубкой над кораллами. В этот день вечером у нас запланирован уезд в ночь к горе Моисея и монастырю Святой Екатерины. Как говорится, самое самое оставили на последок, да и так сложились планы. Специально для этого были заготовлены неприкасаемые и практически последние 30$ на эту поездку.

Все твердили, мол, надо сделать так чтобы снова был этот гид Шериф, т.к. еще в воскресенье он проговорился, что в пятницу повезет народ на гору. Высказали свое пожелание и нам его удовлетворили. Шериф приехал в указанное время с транспортом и снова мы были первыми, кого собирали с отелей. В этот раз позитив: транспорт, как потом оказалось, был тесноват и мы заняли самые козырные места. Особенно балдел я - у меня было предостаточно пространства чтобы вытянуть ноги. Остальные ехали в тесноте и без особых удобств и ехали более 200 км.

Ехали мы по той же дороге, что и в воскресенье. Даже в потемках узнал поворот, где мы сворачивали в "цветной каньончик", только проехали дальше. Времени где-то уже за полночь (уже 17 ноября 2012), остановились в какой-то иконной лавке. Пока там русская монахиня рассказывала про иконы и житие Святой Екатерины, я осмотрелся и купил небольшую брошюру проф. Евангелос Папаиоанну, издание монастыря Св. Екатерины (русский вариант) за 3$. Историю Святой Екатерины знал итак вкратце и поэтому ничего нового не узнал. А вот книжного источника информации не было, а тут как раз "на месте" подвернулся эконом-вариант, хоть и переведенный, но достаточно интересный и информативный. Дальнейшая информация в этом посте будет именно из этой брошюры.

Шериф с нами на гору не пошел, он благополучно всех передал бедуинскому проводнику - Сулейману, причем русскоговорящему (что среди бедуинов редкость). Также выдали фонарики, но наши налобные оказались все равно лучше. Натаха оказывается подарила Шерифу магнит из Екатеринбурга и пряник. Дак тот видимо шепнул Сулейману чтобы он за нами "приглядывал" и помогал, и в итоге он постоянно всех подбадривал, особенно нас. Начали мы свой путь где-то в 1-2 ночи от стоянки транспорта, откуда дошли до стен монастыря. От монастыря практически в полной темноте длинной вереницей пошли по тропе в гору, идти около 6 км (по проекции, конечно же). На вершину горы ведут два пути. Один - это 3750 ступеней, вырубленных монахами в скалах. Этот путь короче (но не намного), но труднее. Другой, более легкий путь проложен египетскими властями в XIX веке, по нему можно даже подняться верхом (на верблюде). Мы конечно же пошли по второму варианту и встречные бедуины постоянно предлагали поехать на верблюде. В темноте их даже можно испугаться. Подниматься по своеобразному "пути покаяния" на верблюде - как-то не комильфо, так что я никого не видел на верблюде. Один даже русский мужик весь путь нес за спиной и на шее маленькую дочку, а та молодец, даже не стонала. Оглядываясь назад, было забавно наблюдать за тянущейся длинной лентой из фонариков.

На нашем пути то и дело встречались бедуинские ларьки и во многих из них вот такие убежища от ветра.

Ветер дует приличный. Чем выше, тем холоднее. Пока идешь, тепло, остановился - уже холодно, т.к. мокрый. У вершины в последних бедуинских ларьках бедуины выдают напрокат одеяла за 20 фунтов. Мы взяли одно на четверых, хоть немного, но помогло, от ветра спасает.

Все подымались ради того, чтобы встретить рассвет. Не знаю по какой легенде, но говорят, что с восходом солнца отпускаются грехи. Не знаю простились мне мои грехи или нет (если они есть вообще), но планку своей высоты я поднял. Теперь максимальная высота над уровнем моря, куда я взобрался пешком составила 2275 м! Хотя по паспорту гора Моисея (гора Синай) имеет высоту 2285 м. Наверное это все-таки погрешность показаний навигатора. Гора Моисея (также по арабски называется пик Джабаль-Муса), или, как называют ее ещё монахи, "священный пик” Моисея (по Библии - гора Хориву), имеет высоту 2285 метров над уровнем моря, взойти на неё от монастыря можно за два-три часа.

Солнце садится, также как и восходит, быстро. В тот день, утром уже было светло и солнце взошло, но его было не видно за дальними облаками. Лишь где-то через полчаса мы увидели его лучи.

С вершины горы открывается захватывающий дух вид, ради которого стоит потратить силы на восхождение. Синай - место встречи континентов и разъединения морей. Полуостров, который иногда ошибочно называют "60 тысяч квадратных километров пустоты", является воротами из Африки в Азию и мостом между Средиземным и Красным морями, по которым проходит кратчайший путь из Европы в Индийский океан и на Дальний Восток. Некоторые учёные утверждают, что слово "Синай" происходит от семитского "сен", что означает "зуб" - по форме его гор. Другие считают, что от богини луны Син, которой поклонялись доисторические обитатели пустыни. А среди арабского мира широко был распространен культ луны.

С незапамятных времён Синай был одним из важных мировых перекрёстков. В XVI веке до н.э. египетские фараоны проложили "дорогу бога Хора" через Северный Синай в Иерусалим. Великая "Виа Марис", дорога из долины Нила в Месопотамию, тоже шла по средиземноморскому побережью Синая. Римляне и набатеи пользовались пустынным путём с востока на запад Синая, получившим впоследствии наименование "дарб аль-хадж” - "дорога паломников". По ней египетские мусульмане отправлялись в паломничество в Мекку.

На первый взгляд гористый и засушливый Синай кажется непригодным для жилья. Его почвы не вспашешь, да и дождей мало. Изнуряющий зной днём и пронизывающий холод ночью дополняют унылую картину.

Но Синай - не однообразная пустыня. На севере, от Суэцкого канала до Эль-Ариша, протянулись широкие песчаные долины. За историю человечества их не раз пересекали многочисленные армии на пути к далёким империям. Именно через эти места фараоны посылали свои войска на завоевание Сирии и Канаана. А гиксосы, ассирийцы, персы, греки, арабы и турки вторгались в плодородную долину Нила. Район Аль-Tex в центре Синая - широкое известняковое плато. Дальше на юг, в треугольной оконечности полуострова, пейзаж напоминает лунный. Здесь громоздятся гранитные горы, с острыми вершинами горы Моисея (по Библии - гора Хориву), горы Св. Екатерины, гор Сербаль и Умм Шумар, где дети Израилевы бродили 33 века назад.

Одинокое величие Синая делает его захватывающе красивым. Современная цивилизация обошла его стороной. Пустыня почти необитаема. Если не считать прибрежных городков, полуостров населён лишь горсткой бедуинов, добывающих себе пропитание выращиванием фиников и кое-каких овощей да разведением коз у подножья гор, и монахами монастыря Св. Екатерины. А кроме них, в пустыне хозяйничают волки и лисы, гиены и горные козлы, газели и орлы. Под её поверхностью скрыты нефть и многие минералы, привлекавшие человека со времён Древнего Египта.

На вершине горы Моисея построена часовня, посвящённая Святой Троице. К северу от часовни есть пещера, где, согласно традиции, Бог сказал Моисею: "Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду”.

Шесть сотен лет спустя ещё один великий пророк Израиля, Илия, пришёл в эти края в поисках убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе Моисея, посвящённая этому пророку, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с богом.

Стоять на месте холодно. Я бегаю туда-сюда чтобы согреться и параллельно фотографирую.

Через некоторое время мы начинаем спускаться.

Мусорки у них конечно оригинальные. Но гора уже очень замусорена и никто ее чистить, наверное, уже не будет.

Вдали показалось какое-то строение и несколько деревьев. Мне стало интересно, что это, и пойти туда.

Как раз в это время Сулейман говорит, что у каждого есть выбор: идти обратно по той тропе как мы поднимались, либо идти по слегка укороченному пути, но чуть по сложнее. Конечно же мы не ищем легких путей...

Спускаемся и любуемся шикарными видами.

Туалет. Увидев, какая там очередь, сразу туда расхотелось заходить.

Комплекс с деревьями, который мы видели с высоты, - это пещерный храм пророка Илии и его колодец.

Забавный камень. А может быть это камень, на котором стояли Аарон, брата Моисея, и 70 старейшин, в то время как Моисей получил закон.

Далее проходим в очередную расщелину в скалах и за аркой спускаемся вниз.

Одна из скал очень напоминает верблюда.

Не знаю что это, но возможно это место где жил и молился византийский отшельник, святитель Григорий. Либо это православная часовня Богородицы. Точной информации у меня нет.

"Кактусо-колючки".

Постепенно все ближе становится монастырь Святой Екатерины.

Последние шаги при спуске с горы. Колени уже у всех дрожат от некоторого напряжения.

И вот мы входим на территорию монастыря с северного входа.

Монастырь Св. Екатерины - православный монашеский центр, существующий без перерыва с VI века. Вот уже 1400 лет стоит он в сердце синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Юстиниана (527-565 гг). Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён. Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места, где символическое значение описываемых в Ветхом завете событий интерпретируется благодаря молитвам Иисусу Христосу и деве Марии.

Монастырская живность. Наконец-то не рыжие кошки.

Первым делом начали искать туалет. Он оказался возле площадки, где растут оливковые деревья.

Стремление быть поближе к Богу и подальше от преследований со стороны римских язычников привело большое число первых христиан на Синай. Они нашли там спокойствие, тишину, уединение и святость. Начиная с III века монахи селились небольшими группами вокруг горы Хориву - возле Неопалимой купины, в оазисе Фиран и других местах Южного Синая. Точное местоположение этих святых мест до сих пор сохранилось в памяти местных жителей. Поиски святости привели других верующих в это же время в Святую землю, в гористую и знойную Иудейскую пустыню. Первые монахи постоянно терпели лишения. Природа была неласкова к ним, многие стали жертвами набегов кочевников. Но монахи продолжали прибывать на Синай. Первые монахи были главным образом отшельниками, жившими в одиночку в пещерах в крайней нужде. Они молились одни и сами добывали себе пропитание. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, чтобы послушать своих духовных наставников и получить святое причастие. Поскольку отшельники вели праведный образ жизни, они были естественными миссионерами среди населявших Синай языческих племён. К моменту арабского завоевания в VII веке большинство жителей Синая были христианами. В 313 году император Константин Великий даровал христианству статус признанной религии и предоставил свободу вероисповедования во всей Византийскои империи. Как и большинство последующих византийских правителей, он покровительствовал монашеским орденам, распространившимся в библейских землях. Эта атмосфера религиозной свободы вдохнула в монастицизм новую жизнь. Монахи Синая обратились с прошением к матери Константина, Елене, ища её поддержки. В 330 году по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвящённая Богоматери, и башня - убежище для монахов на случаи набегов кочевников. Паломники конца IV века сообщали, что на Синае была важная и процветающая община монахов.

Поворотным пунктом в истории синайского монастицизма стал VI век, когда император Юстиниан (527-565 гг) приказал построить мощные монастырские стены, окружившие предшествующие постройки Св. Елены, и замечательную церковь, сохранившуюся по сей день. Юстиниан прислал также солдат для охраны монахов. Надпись по-гречески, сделанная на одной из балок церковной крыши, обессмертила имена Юстиниана, его жены Теодоры и архитектора Стефаноса. Летописец императора, Прокопиус, рассказывает о возведении монастыря в своей книге "О строительстве". В монастырской библиотеке хранится ещё один любопытный манускрипт. Его автор. Евтихиос (Ибн аль-Батрак) - патриарх Александрийский, живший в IX веке, очень детально описывает строительство монастыря. Правда, в этих записях немало недостоверных сведений, поскольку они были сделаны много лет спустя после этого события.

Как и Св. Елена, Юстиниан посвятил церковь и сам монастырь Богоматери, поскольку согласно толкованию святых отцов. Неопалимая купина символизирует Благовещенье. Купина пылала, но не сгорела. Дав жизнь Всевышнему, она, тем не менее, навсегда осталась девственницей.

В конце VI века, после смерти Юстиниана и через несколько десятилетий после строительства церкви, было создано удивительное произведение искусства - мозаика Преображения Иисуса Христа. Её авторами, по-видимому, были сами монахи. Просветлевшее лицо Христа и восклицание Петра "Наставник! хорошо нам здесь быть" означали для святых отцов духовную вершину, на которую некоторые из них смогли подняться ещё при жизни. Так что смысл мозаики для первых священников монастыря очевиден. Более того, оба пророка, беседовавшие с Господом во время его Преображения - Моисей и Илия – слышали его голос и общались с Ним много веков назад на той же самой горе Хориву. Поэтому церковь получила название "Церковь Преображения Христа-спасителя".

Арабское завоевание
Согласно традиции, монахи монастыря Св. Екатерины в 625 году направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано. Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов. Монастырь был также освобождён от уплаты налогов. Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь. Но число монахов стало сокращаться. К началу IX века их осталось всего 30. Внутри монастыря была построена мечеть, чтобы добиться расположения менее великодушных правителей. По всей видимости, это произошло в XI веке.

Крестоносцы
С 1099 по 1270 год в монашеской жизни был период возрождения. Особый Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направлявшихся в монастырь паломников из Европы, число которых заметно возросло. Деревянные двери притвора церкви и латинские надписи в старой трапезной - напоминание о периоде крестоносцев.

Османский период
После нелёгкого периода правления мамлюков завоевание Египта Османской империей во главе с султаном Селимом I в 1517 году означало появление нового покровителя монастыря. Турецкие власти уважали права монахов и даже предоставили особый статус архиепископу.

Христианские правители Европы следовали примеру султанов. Они проявили большой интерес к монастырю - одаряли его и даже предоставляли владения в других странах. В XVII веке монастырь вёл обширную культурную и просветительскую деятельность. В Гераклеоне на острове Крит он открыл школу, где получили образование ведущие греческие мыслители того времени. Религиозная, духовная и культурная деятельность монастыря простиралась далеко за пределами родной ему Греции. Его филиалы были созданы в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в такой далёкой стране, как Индия.

Наполеон
В период завоевания Египта Наполеоном (1797-1804 гг) традиция покровительства монастырю со стороны правителя была сохранена. В галерее икон находится документ, представляющий собой Декларацию о покровительстве Наполеона. Наполеон также финансировал восстановление северного крыла монастыря, повреждённого сильной бурей в 1798 году.

Вторая половина XIX и первая половина XX веков оказались неблагоприятными для монастыря. Он потерял свои владения в России, Румынии, Турции и других местах. Тем не менее, он продолжал существовать и выполнять свои духовные и культурные функции. В 1966 году монастырь отметил 1400-летие своего существования. На торжествах присутствовали представители православных церквей и бывший король Греции Константин.

А вот и неопалимая купина. Доступ к ней ограничили, т.к. туристы стали ее изрядно обрывать. Соответственно, куст изрядно разросся. Это единственный куст такого рода на всем Синайском полуострове. Причем ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела.

Монастырь-крепость Юстиниана
Чтобы защитить многочисленных монахов, поселившихся вокруг Неопалимой купины, от набегов кочевников строители Юстиниана под руководством архитектора Стефаноса Айлисиоса возвели столь монументальную крепость, что её стены за 14 веков почти не обветшали. Исключение составляет северная сторона, которая была повреждена несколько раз. Последний её ремонт относится к 1801 году, периоду египетской авантюры Наполеона. Эта стена толщиной от двух до трёх метров построена из местного гранита. Высота её различна в зависимости от конфигурации местности - от 10 и местами до 20 метров.

Основной древний вход в монастырь, с его западной стороны, сейчас закрыт. Согласно методам обороны того времени, над ним сделана бойница, через которую можно было поливать нападающих кипящим маслом. Слева от этого входа есть другой, поменьше, которым и пользуются сейчас. Он тоже древний, с тремя обшитыми металлом дверьми.

Вдоль внутренней стороны стен находятся жилища монахов и другие строения. Внутри монастыря - двенадцать часовен. Поскольку монастырь построен на склоне горы, пришлось возвести арки, чтобы поддерживать кельи и другие строения. 60 из них до сих пор сохранились со времени строительства монастыря.

Церковь
Стефанос, архитектор монастырских стен, построил также церковь в северной части монастыря. Работы начались в 542 году и завершились через девять лет. Часовня Неопалимой купины, возведённая Св. Еленой, стала составной частью церкви.

Церковь построена из гранита в форме базилики, с проходами по обеим сторонами просторного центрального нефа, с апсидой и притвором. Стены и колонны, кровля и надписи сохранились со времён Юстиниана. В XVIII веке под древней кровлей был сделан потолок. Самые ранние из икон, находящихся в церкви, были написаны ещё в VI веке. Пол, внутреннее убранство и иконостас относятся к XVII - XVIII векам.

Деревянным входным дверям в церковь 1400 лет. Над ними - надпись по гречески: "Вот врага Господа; праведные войдут в них”.

Двери искусно украшены резьбой, выполненной византийскими мастерами, использовавшими ливанский кедр. Они состоят из четырех частей, с рельефами животных, птиц, цветов и листьев. Двери притвора сделаны крестоносцами в XI веке.

Вдоль базилики установлены двенадцать колонн - по числу 12 месяцев в году. Над каждой - византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц. Монолитные колонны сделаны из гранита и отштукатурены. Капители выполнены в необычном стиле. На них - кресты, флаги, кисти винограда, ягнята - традиционный символ Иисуса и другие христианские символы.

Вдоль каждого из боковых проходов находятся по часовни, а за ним - часовня Неопалимой купины.

В базилике не фотографировал. Еще в монастыре постигло небольшое разочарование - к мощам Св. Екатерины не допустили. Очень жаль. Напомню, что именем этой святой был назван Екатеринбург.

Св. Екатерина
Настоящее имя Св. Екатерины - Доротея. Она родилась в 294 году в Александрии. Согласно имеющимся о её жизни сведениям, Св. Екатерина закончила языческую школу, где изучала философию, риторику, поэзию, музыку, математику, астрономию и медицину. Красивая дочь аристократических родителей, она не знала недостатка в женихах, но отвергла все их предложения. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, женихе души, и обратил её в христианство. После крещения она получила имя Екатерина.

Во время преследования христиан в период правления императора Максиминуса в начале IV века Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в том, что он приносит жертвы идолам. Пятьдесят мудрецов, собранных со всей империи, пытались переубедить её, но тщетно. Более того, Екатерина сама убедила их в необходимости веры в Христа, цитируя при этом древнегреческих философов. Несмотря на пытки, она смогла обратить а христианство даже членов семьи императора и римскую аристократию. После казни Екатерины тело её исчезло. Согласно традиции, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас её имя.

Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки Екатерины, спустили их вниз и поместили в золотую раку в церкви.

Историю мученической смерти Св. Екатерины рассказали на западе крестоносцы и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых. И с XI века монастырь Преображения становится известен как монастырь Св. Екатерины.

Колокольня
Колокольня построена в 1871 году монахом по имени Григориус. В ней девять колоколов различного размера - дар российских царей, а также деревянный колокол (талантон), использовавшийся до появления металлических колоколов. Ныне перед обычными службами используют талантон, а колокола - в праздничные дни и перед божественной литургией.

В возрасте сорока лет Моисей покинул Египет и пришёл к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших своё стадо из источника. Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной стороны монастырской церкви.

Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением синайской пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе Хориву, чтобы они уверовали в Него.

Вот этот колодец. До сих пор снабжает водой.

Утюг, которым пользовались монахи в древности.

Еще немного осмотрелись.

А потом поехали на завтрак. Самая отвратная еда, которую довелось видеть и употреблять в Египте, была на этом завтраке в каком-то ближайшем 2*-отеле. Хорошо, что там были булочки и чай.

Вот так закончились наши путешествия в Египте и близлежащих странах. Что-то еще осталось не посещенным, но главные цели достигнуты. День закончился тем, что купил на базаре в олд-маркете себе удобный чемодан, который вечером набивал своим барахлом. Однако это еще не все, будет еще один пост бонусом. Так что, продолжение следует >>