Дневник сплава по Койве

#скала, #водопад, #река Чусовая, #живность, #сплав

Все началось с того, что группа туристов из Березовского собралась в 2013 году на Алтай. В этот раз пригласили меня и, конечно же, я не смог устоять и согласился. На первом же собрании было принято решение сделать хотя бы пару своеобразных тренировок. Первую запланировали на первомайские праздники – сплав по реке Койва, вторую – восхождение на Конжак в июле. Сейчас я расскажу, как прошла первая тренировка - сплав по реке Койва в Пермском крае.

Итак, действующие лица. Самый главный участник, наверно ради которого вся эта затея и была задумана - Соня, 8 лет, далее "ребенок". Очень забавный и веселый ребенок...

Затейник, отец ребенка - Алексей.

Завхоз, продснаб, или просто Ирина.

Второй главный, затейник массовик, глав.ред. Другой газеты - Сергей karambolll.

Данил, муж Ирины.

Лена, главный повар, муза и любовь Сергея.

И, просто я, рассказчик, сплавной дебютант - Алексей.

До этого момента, в сплаве я участвовал только один раз, это было прошлой осенью, и то это было на резиновой надувной лодке и заняло один ноябрьский день. Так что предстоящий полноценный сплав был у меня дебютом. Полноценный сплав это преодоление большого расстояния по реке за несколько дней. Исторически сложилось так, что сплав это, прежде всего перемещение груза по реке, этакая логистика получается. Сейчас сплав это один из видов водного туризма, только в качестве груза выступает "шмурдяк" - имущество участников и "балласт" - "необычный" груз или особый пассажир. Основным нашим шмурдяком было две бочки с провизией (всем мы говорили, что это спирт, а столь необычная ёмкость была для того, чтобы ночью прочая живность не съела наши запасы), а балласт, т.е. особый пассажир - это ребенок.

Наша тактико-техническая обстановка была такова. Плывем с 1 по 5 мая, в праздничные дни и по большой воде! Плывем по реке Койва, которая находится в Пермском крае, от Березовского до Чусового ехать почти 400 км. Четыре человека плывут на классическом катамаране и двое на байдарке, плюс один ребенок, закрепленный за катамараном как пятый пассажир, но на деле (по желанию) пассажир либо катамарана, либо байдарки. Отдельное спасибо за предоставленные плавсредства дяде Мише – Михаилу Данилову, известной туристической личности в г.Березовский. Преодолеть за 5 праздничных дней предстояло около 150 км, от моста у п.Промысла до города Чусовой. Забегая вперед сразу скажу, что план выполнили, хотя по началу были сомнения. Расстановка сил происходила следующим образом. Один автомобиль загружен плавсредствами и всем инвентарем, другой автомобиль грузится участниками. Едем на место старта, выгружаемся. Потом водители перегоняют автомобили на место финиша – г.Чусовой. Ставим машины на стоянку и на такси уезжаем на место старта. Разумеется, оплата такси входит в общий бюджет, который еще подразумевает провизию. Один из таких водителей был я…

1 мая.

Когда мы с Ириной вернулись на место старта, нас уже ждали собранные плавсредства и готовящийся обед. На старте целые пробки, несмотря на погоду. Проезжающие мимо автомобили все сигналят – завидуют? Или подбадривают? Завтраки, обеды и ужины на каждый день были расписаны заранее и расфасованы по отдельным пакетам с маркировками 1О, 1У, 2З, ..., 4У, 5З, 5О.

Тут первая проблема: когда мыли посуду, случайно утопили крышку от котелка. Так и не выловили.

Все пообедали, собрались. Приехали чуть ли не самые первые, а отплыли чуть ли не самые последние, долго собирались и непогода вносила свои коррективы, все-таки "не май месяц" однако... (температура чуть выше нуля и дождь). Проплываем первый населенный пункт Теплая гора. В этот день проплыли около 10 километров. Время семь вечера, пора вставать на стоянку. При швартовке, первый десантирующийся утонул по пояс, это был Сергей. Классика жанра: на сплаве и не искупаться это не по фэн-шую...

Выбрали одну свободную и неплохую стоянку, рядом ручей, причалили. Лагерь формировался: кто-то по дрова, кто-то на костер, кто-то готовит еду, кто-то ставит палатки и т.д. В этот момент из виду потерян ребенок, который в погоне за праздничными первомайскими шариками угодил в реку (как говорят) по шею.

В срочном порядке ребенок высушен, переодет и отогрет. В дальнейшем и до конца сплава ребенок был здоровее всех взрослых! Вот что значит будущий лыжник-чемпион.

Это была первая ночевка и первый ужин. Также это был самый холодный и дождливый день.

2 мая.

Первая ночь. Ночью дождь, а утром все палатки в снегу, а трава в инее. Мы проспали! Просыпаемся поздно и выдвигаемся в обеденное время. Было решено, что плывем без обеда и сразу на ужин. Нам плыть до Старого Бисера, откуда начинается большинство сплавов по Койве. Нас приветствуют по берегам такие же сплавщики как и мы, некоторые даже приглашали на гороховый суп. Ноги у всех замерзли, ведь вода не горячая. Плывем без обеда, т.к. выехали поздно, делаем только санитарные остановки.

Плывем и наслаждаемся запахом пихтового леса и пением птиц.

В этот день впервые обогнали другой катамаран. И этот обгон позволил нам занять отличное место стоянки, правда, без ручья… Проплыли более 20 км. Вторая проблема: немного порвался гермомешок, пришлось зашивать.

3 мая.

Мы учли ошибки прошедших двух дней и завели будильник по раньше. Позавтракали, собрались и отплыли. Ребенок плывет на законном месте – на катамаране, подбадривает нас барабанной дробью по бочкам. Даже появились никоторые поклонники – соседние сплавщики, которых мы обгоняли.

Вскоре проплыли Старый Бисер.

Появилась связь. Сделали остановку и все отзвонились переживающим мамам и папам, что, все хорошо, плывем и все счастливы.

Полюбовались на небольшой водопадик напротив.

Водопадов и бурлящих ручьев потом было много.

Стало теплее, дождя не было. Была остановка с горячительным подкреплением. После горячительного подкрепления эффективнее поплылось. Даже ребенок потребовал чаще подобные остановки, чтобы быстрее плыли.

Дожди были, но уже не такие значительные как ранее. После одного из них на небе появилась яркая радуга.

Долго ожидали Федотовский порог. Но больше переживали, ведь его можно спокойно обойти слева. Сразу после порога устроили экспресс-обед.

К вечеру "палаточный поселок RedFox" расположился на правом берегу реки Койвы и мы приступили к приготовлению долгожданного ужина. Проплыли около 50 км.

Я считаю, это была лучша стоянка, несмотря на то, что на ней не было ручья.

4 мая.

Ночью был сильный ветер, который шатал палатки. Утром просыпаемся, все палатки во льду, инея нет, но над лесом туман. Это к теплу, подумали мы, и потом так и было.

Наша дежурная палатка проснулась в 7 утра. Костер разожжен, каша сварена, пора всех будить. В роли будильника лучше всех справился ребенок с миской и ложкой.

Это был самый богатый на события и предпоследний день сплава. Через какие-то 12 км и полтора часа мы приплыли в Кусье-Александровский. Там был искусственный и самый впечатляющий водопад. Нам уральцам в диковинку натуральный водопад, ведь мы так привыкли к искусственным водопадам, и такой был именно в этом попутном поселке.

Плывем мы и плывем, гребем и гребем... Нам встречаются крутые скалы и изумительные пещеры.

В какой-то момент вмешивается непогода. Постоянно дует встречный ветер, и, как следствие, встречное течение и сложности в гребле. Даже спортсмены не в силах преодолеть непогоду. В один из таких моментов нас прижало к кустам, да не просто кустам, а целым зарослям полноценных деревьев - ивняка. Это поистине была стихия, а именно момент, когда человек не способен управлять природой. Одна из больших веток прошлась по нам, прошла между правобортных пассажиров, через ребенка, который увернулся на "лежанке" по середине катамарана, и в конечном итоге задела меня. Изначально я сидел справа спереди катамарана, а в этот день пересел назад слева. В этом месте было мало точек зацепа, и по воле обстоятельств я оказался за боротом, т.е. угодил в воду. Я упал в воду, но успел зацепиться за борт. Остальные сманеврировали и развернули катамаран в кустах. Мне же оставалось только взобраться на свое место. Но река была глубокая из-за паводков, дно ногами не дастаю. Мне холодно, нужно выйти на берег, для этого я проплыл под катамараном (благо было под рамой расстояние под голову и было за что ухватиться). На берегу я, наконец, нащупал ногами дно и смог, опираясь на кусты, взобраться на катамаран. Нам нужно найти байдарку, которая далеко уплыла вперед. Я мокрый и в шоке сел на весло. Была договоренность с байдаркой: доплыть до ЛЭП и остановиться на обед. ЛЭП мы проплыли давно, а их не видать. Поэтому плывем и гребем. Поскольку один из соучастников промок, то нужно срочно остановиться. Остановились через километр, я переоделся в сухой комплект белья и пролечился текилой с вафелькой.

Кстати, у нас были не пластмассовые весла, а настоящие самодельные металлические! Позже, мы проплываем Усть-Койву и река Койва вливается в воды реки Чусовой. Один из первых камней на Чусовой который мы видим - скала Красный камень. День близится к своему завершению.

По плану у нас посещение пещеры Чудесница. Но не тут то было… В теплое время года, оказывается, ручей Поныш полноводный и в брод его пройти не просто. Оборудованной пешеходной тропы нет. Поэтому после некоторой неудачи, проплываем где-то не более километра и находим стоянку на реке Чусовой, готовимся к последней ночевке. Я сушусь по максимуму. В этот день мы проплыли без обеда, ужин у нас был двойной. Проплыли 55 км.

5 мая.

Это последний день. Мы плывем только по реке Чусовой, а это значит, что река широкая и течения минимум, значит грести от души. Хоть и плыть всего около 25 км. В последний день, словно погода благоволила нам: было тепло и солнечно, мы не плыли против ветра, и плыли по течению. И река позволила нам причалить у печально известного места под названия Створ.

Здесь с 1943 по 1953 годы располагался лагерь политзаключённых Понышствор. В конце 1942 года советское правительство приняло решение о строительстве на реке Чусовой Понышской ГЭС. Ответственным за её возведение стало Главное управление лагерей (ГУЛАГ) при НКВД СССР. Тысячи людей, немалую часть которых составляли так называемые "политические", в глухой тайге рубили лес, корчевали пни, подготавливая ложе водохранилища и базу будущей гидроэлектростанции, добывали уголь, строили бараки, жилые и хозяйственные объекты. В 1946 году отдельный лагерный пункт №1 "Створ" ИТК №10 приобрёл статус лагеря "для принудительных каторжных работ", в котором опять же должны были отбывать и отбывали до 1953 года "политические" заключённые, осуждённые по печально известной 58-ой статье УК РСФСР. После смерти Сталина и массовых амнистий зона сохраняла статус "политической". В основном её контингент составляли бывшие советские военнопленные, прошедшие через фашистские концлагеря. В 1962 году участок "Створ" ИТК №10 был преобразован в самостоятельную колонию общего режима №33, просуществовавшую до 1972 года. С закрытием зоны прекратил своё существование в 1975 году и посёлок Створ, в котором проживали семьи охранников.

В таком печальном месте все же есть жизнь. Успел здесь сфотографировать бурундучка.

Потом еще сделали остановку. До Чусового оставалось 11,5 км. Там сфотографировал интересные цветы.

Вскоре подплываем к городу Чусовой. С Чусовскими землями связано имя легендарного атамана Ермака, который отсюда отправился в свой сибирский поход из Чусовского городка. Даже на флаге и гербе города желтая ладья символизирует движение дружины Ермака в Сибирь. В прошлом году я побывал в месте, где погиб Ермак и закончился его поход. Теперь я практически нахожусь там, откуда его поход начался.

Причалили на правом берегу и наш сплав закончился. Водители пошли на стоянку за машинами, остальные разбирали плавсредства и укладывались.

Еще когда мы ставили машины 1 мая на стоянку, водитель такси нас отвез на место, где сплавщики причаливают. Так что мы уже знали где завершить свой сплав. Таксист также помог найти стоянку. Еще тогда я запомнил, что от берега до стоянки идти около 2 км и можно взять фотоаппарат, - есть что по фотографировать.

Сам город Чусовой находится в "котловане" гор и холмов. Скалы красивы и являются памятниками природы. Названий несколько, всех не запомнил, помню только, что есть Гребешок.

На протяжении длинного участка вдоль реки Чусовой тянется железная дорога.

Проходили мимо железнодорожного вокзала.

Очень удивило и порадовало то, как разрисованы некоторые автобусные остановки.

Какой-то старинный электрический локомотив.

Заприметили исторический сквер. Обязательно зашли в него.

Эту конструкцию возвели в 1998 году рабочие ж.д. узла ст.Чусовская и ОАО "Чусовской металлургический завод" в связи с 430-летием (с 1568 г.) освоения Чусовских земель, а также в год 120-летия первой железной дороги Урала и в преддверии 120-летия ОАО "ЧМЗ".

В Чусовом после окончания Великой Отечественной войны работал русский писатель Виктор Астафьев. Еще на этом месте когда-то стояло здание железнодорожного училища - первого чусовского "Дома знаний".

Еще тут стоит большая двусторонняя плита с барельефом, на которой похоже изображен атаман Ермак. На плите также написаны названия населенных пунктов, сел и деревень. Но больше всего мне понравилось то, что было на полу под этой вертикальной плитой. На полу лежат металлические плиты с картой-барельефом реки Чусовой с указанием всех скал. Я пришел к выводу, что здесь указана вся река Чусовая от границы областей (Пермская и Свердловская) до Верхних и Нижних Чусовских городков, от которых и шагнул в Сибирь Ермак.

Взяли машины со стоянки и вернулись к берегу. Погрузились. При выезде из города пообедали в кафе. Картошка с мясом и сыром была наивкуснейшей, до сих пор вспоминаю. Перевалили из Европы в Азию и поехали домой. А завтра снова трудовые будни.

Наши сухопутные транспортные средства.

Сплав удался. Спасибо всем!