Касли

После посещения "каслинских джунглей", мы немного погуляли по городу Касли.

Немного из исторической справки.

23 мая 1747 года основан как посёлок Каслинский при строительстве промышленниками Коробковыми чугуноплавильного и железоделательного завода. 25 февраля 1929 года Касли становится посёлком городского типа, а 29 июля 1942 года получает статус города. Город расположен среди озёр Иртяш, Большие Касли, Малые Касли, Киреты и Сунгуль.

Одной из главных достопримечательностей города Касли является Музей художественного литья. На гербе города изображен восстающий конь под попоной и с уздечкой (без повода) в скошенном слева серебром и золотом поле. Прообразом коня на муниципальном гербе стала скульптура Петра Карловича Клодта (1805-1867) - этюд к конной группе Аничкова моста, выполненный на Каслинком заводе в 1900 году.

Поскольку наши дальнейшие "гуляния" будут проходить в другой части города, я решил машину перегнать. По совету Павла (Uraloved) поехал парковаться к церкви.

Так уж получилось, что наш (гостевой) маршрут проходит по улице Ленина. На этой улице стоит чугунный памятник Ленину. Как потом выяснилось, Ленин стоит на пересечении с улице Советской, на которой находится музей каслинского литья.

Авторы памятника – скульпторы А.С. Гилев и А.П. Суленев, архитектор В.П. Чертовиков. Произведение отлито в чугуне на Каслинском заводе. Высота статуи – 2,6 метра. Постамент облицован плитами сероватого мрамора. Общая высота памятника – 5,5 метра. Открытие его состоялось 6 ноября 1957 года. Привычный образ: одежда – пиджак/пальто, "лысая" голова, в одной руке кепка, вторая рука на лацкане пальто, изображен идущим.

Припарковался возле церкви и пошел навстречу к остальным. Встретились мы около памятника трудовой и боевой славы Ленинского комсомола. Памятник в Каслях установлен в 1957 году, и идентичный в 1958 году в Верхнем Уфалее. Эти обе композиции разработаны каслинским мастером А.С. Гилевым, отлиты в чугуне на машиностроительном заводе в Каслях.

Памятник представляет собой трехфигурную символическую группу. Ее составили: металлург с "пикой", колхозница со снопом пшеницы и воин с автоматом, объединенные вокруг знамени. Автору удались образы сами по себе, но объединить всю композицию в полной мере в единое художественное целое оказалось невозможно. Знамя лишь формально выступает объединяющим символом, поскольку находится в центре композиции.

Привлекло старинное внимание здание кинотеатра Россия.

Зашли в него полюбопытствовать и вышли через пять минут.

Далее пошли к церкви в честь Вознесения Господня, у которой я и припарковался. Как и большинство других уральских храмов середины 19 века построена в эклектическом русско-византийском стиле. Говорят, под ней есть подземный ход, который до сих пор цел.

Церковь в честь Вознесения Господня заложена 29 июня (12 июля) 1843 г. на добровольные пожертвования граждан и ежемесячные рублевые отчисления из жалованья работников Каслинского железоделательного завода. Освящение приделов храма состоялось: 28 июня (11 июля) 1852 г. – южного (во имя Святого Пророка Илии); 28 июня (11 июля) 1855 г. – северного (во имя Священномученика Харлампия); 1 (14) июля 1855 г. – главного (в честь Вознесения Господня). Храм 1-этажный, крестово-купольный, с 1 апсидой (апсида - полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом), 5 куполами и колокольней. Сложен из кирпича, оштукатурен. Шлемовидные купола покрыты листовым оцинкованным железом. Диаметр главного купола – 11 м, высота колокольни с крестом – 56 м.

Первые полвека храм не отапливался. Летом 1904 по инициативе церковного старосты А.И. Шелегова были сложены так называемые голландские печи, которые служат до сих пор. В оформлении храма использовано каслинское чугунное литье. Полы паперти, притвора и средней части храма выстланы узорчатыми плитами. Здание расположено на возвышенности и является главной высотной доминантой города. Храм был закрыт в марте 1930 г.; из него изъяли материальные ценности, разрушили иконостасы, сняли колокола и кресты. В здании разместили зернохранилище.

В 1943 году храм был вновь освящен и возвращен верующим. Об этом нам рассказали поподробнее в храме. В годы войны представители духовентсва попросили Сталина вернуть им храмы, а взамен те обещали помогать для фронта. Сталин согласился.

Кроме того, узнал для себя некоторую новую информацию, как об этом храме, так и о христианстве. Например:

Еще при входе в храм заметили символ "всевидящее око". Такой символ обычно присутствует у масонов и на 1$-купюре.

Точного толкования я не услышал. Основная версия: всевидящее око (Бога?), которое все видит и все наши деяния...

Немного "потеряли" времени в храме, но это никак не отразилось на наших планах. Далее пошли к музею художественного литья. Пришли, а там целый автобус стоит рядом.

Музей внешне представляет из себя маленькое желтое здание напротив большего в размерах военкомата. С учетом того, что туда "влез" целый автобус и там не "продохнуть", мы решили подойти позже.

Я предложил перекусить (ибо время уже 14:00) у памятника землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, который всего в паре кварталов. Ведь там место достаточно безлюдное, на берегу водоема - короче, удобно перекусить. Там еще и скамейки оказались с тыла памятника, а я их и не видел.

Перекусили. Снова толкнул идею в массы: пройти по льду водоема и закольцеваться. К тому же еще будем проходить мимо другого памятника. Где-то в этот момент кто-то крикнул: "Посмотрите на небо". В небе было необычное атмосферное явление.

Это было нечто похожее на движущийся шар и след его издавал спектр, - конечно, ведь все это на фоне солнца. Постепенно след расплылся по небу. Сысертские метеорологи, к которым ребята обратились за комментарием, считают, что мы увидели след от попавшего в земную атмосферу ледяного метеорита: "Скорее всего, это ледяная глыба из космоса. Попав в слои атмосферы, она тает и кипит. В этом облаке она и несется к земле. Видим, конечно, этот процесс облаком. Редкое природное явление". По другим непроверенным версиям это обломки ракет или объектов из космоса. Примечательно два факта: видели только над Каслями и нигде больше, и нету никакой официальной информации.

Ступили на лед и пошли дальше.

Вскоре приближались к памятнику борцам, павшим за революцию.

Рядом с памятником стоит еще один памятник на братской могиле товарищей, убитых бандами Колчака во время Гражданской войны 1918-19 гг.

Что до самого памятника, то это уже не единственный экземпляр, который я видел. Точно такой же стоит в Свердловской области в Сысерти, Ревде, Полевском. И еще такой же стоит в городах Челябинской области, и даже в Тульской и Пермском крае.

В 1921-1928 годах в Каслях жил и работал скульптор Константин Александрович Клодт (по матери - внук известного русского скульптора П.К. Клодта. При его участии в 1922 году создан памятник борцам, павшим за революцию. Композиция тиражировалась в чугуне. Исследователи не приводят авторского названия этого произведения. Композиция выражает отзвуки победы и веры народа в то, что любые попытки посягнуть на завоевания революции в будущем потерпят крах. Произведение несет в себе дух революционного порыва трудящихся, характерный для того времени.

Этот камень стоит справа от круглой колонны из серого гранита, на которой и стоит памятник "Памятник борцам, павшим за революцию".

Покидаем это место и направляемся в музей.

Продолжение следует >>

Использована информация с Каслинского городского портала и Википедии. Использованы фотографии Uraloved'a и Dvedevmed'a.