СОКМ. Дом Поклевских-Козелл

Как-то утром, идя на работу, проходил мимо СОКМ'а (Свердловского областного краеведческого музея), что базируется в том же здании где МКСО (Министерство культуры Свердловской области) на ул.Малышева, 46. Давно я целился в этот музей - вот и разузнал режим работы. К тому же была продлена одна интересная выставка. И вот, в первый день весны 1 марта 2015 посетили этот музей.

Если я правильно понял, то в этом старинном особняке на первом этаже МКСО, а на втором СОКМ. И поскольку СОКМ под боком у МКСО, то здесь "головное" подразделение СОКМ'а, которое включает в себя еще несколько музейных площадок, в том числе и в некоторых городах Свердловской области. Плюс ко всему здесь выставочный центр - иногда экспонируются "бродячие" (временные) выставки.

Покупаем все билеты и поднимаемся на второй этаж осматривать экспозиции и выставки.

У входа в кусок старого Екатеринбурга нас встречают бюсты основателей города - Татищева и Де Генина.

Первый зал называется "Дары и дарители".

Известно, что СОКМ - это правопреемник УОЛЕ (Уральское общество любителей естествознания) основанного в Екатеринбурге 29 декабря 1870 года Онисимом Егоровичем Клером и закрытом в 1929 году решением органов советской власти. Членами УОЛЕ были ученые, врачи, купцы, коммерсанты, духовенство, писатели, дворяне, иностранцы, просто меценаты и многие другие - все те, кто вносил свой вклад в изучение и исследование Уральского края в естественно-историческом отношении.

Одним из членов УОЛЕ был род польских дворян Поклевских-Козелл. Поклевские-Козелл - польский дворянский род крупных предпринимателей, благотворителей и общественных деятелей, внесших большой вклад в развитие экономики и культуры Урала и Сибири.

Пивные короли Поклевские-Козелл - фамилия в своё время громкая, и в уральских делах с солидной репутацией. Родоначальник Альфонс Фомич Поклевский-Козелл, выходец из Польши. Предположительно выслан после восстания 1848 года. На Урале появился в середине 19 века и занялся торгово-промышленной деятельностью. В 1859 году стал управляющим Талицкого и Ертарского винокуренных заводов (выкупил их у казны). Развил бурную деятельность: приобрел еще несколько винокуренных заводов, построил новые, обзавелся железоделательными заводами, золотыми и асбестовыми приисками, лесными дачами на Урале, в Сибири и Башкирии.

Постоянное место жительства – в Талице. Крупные имения – в 17 городах и 10 сёлах, 58 домов в разных местах. В том числе в Екатеринбурге несколько, самый большой - Покровский проспект, 46 - каменный двухэтажный дом с мезонином, именно в нем мы сейчас и находимся.

Это были члены УОЛЕ и "дарители". В этом зале представлены "дары". Вот, например, мера-четверть талицкого завода Поклевских-Козелл из меди (1875 г.) и бутылка пивоваренного завода Поклевских-Козелл (кон.19 - нач.20 вв.)

Предметы из коллекции каслинского литья - переданы в дар УОЛЕ управляющим Кыштымским горным округом П.М. Карпинским в 1904 году.

Чучела куликов-турухтанов - переданы в дар УОЛЕ сысертским меценатом Д.П. Соломирским.

Образцы из коллекции горных пород и минералов Сысертской заводской дачи - переданы в дар УОЛЕ архитектором Б.Ф. Поляновским в 1872 году.

Книга почетных посетителей УОЛЕ 27 декабря 1888 - 10 июня 1910 гг. В ней оставили записи известные ученые, государственные, религиозные и общественные деятели. Среди них - министр финансов С.Ю. Витте; министр путей сообщения М.И. Хилков; художник А.Н. Бенуа; дрессировщик А.Л. Дуров; академик В.И. Вернадский; физиолог Н.А. Миславский; геологи К.И. Богданович, А.А. Иностранцев, А.П. Павлов; петрограф Ф.Ю. Левинсон-Лессинг; палеонтолог М.В. Павлова; директор Румянцевского музея И.В. Цветаев; основатель Минусинского музея Н.М. Мартьянов; инициатор создания Хабаровского музея генерал-лейтенант В.Г. Гродеков; епископы Екатеринбургский и Ирбитский Поликарп и Никанор; владельцы Верх-Исетского горного округа графы Стенбок-Фермор; Иркутский, Оренбургский, Пермский, Тобольский и Якутский губернаторы, участники VII Международного геологического конгресса.

Также стоит внимания интересная коллекция монет 18-20 веков.

Следующий зал - "Гостиная". Этот музей - это кусок времени жизни дворян Поклевских-Козелл в Екатеринбурге, каким он был в 19 веке. Гостиная, выполняя функцию комнаты для приема гостей, прежде всего была местом отдыха для всей семьи. В этой комнате домочадцы, собираясь вечерами, коротали время за любимым занятием: чтением книг, музицированием или рукоделием.

В этом зале стоит действующий рояль фирмы "Беккер", выполненный из кедра в середине 19 века. Он, как и два века назад, продолжает служить любителям классической музыки.

В интерьере зала есть фото старого Екатеринбурга с видом на Покровский проспект (ул.Малышева), создано на основе снимков известного екатеринбургского фотографа, фото-летописца И.А. Терехова.

Рядом висит точно такое же изображение, но только на интерактивном стенде. Здесь можно "ткнуть пальцем" и узнать подробнее о доме Поклевских-Козелл, Крестовоздвиженском православном храме, доме архитектора Малахова, католическом костеле св. Анны (ныне разрушен), Американской гостинице и о каменном мосте через Исеть.

В гостиной можно видеть столик для рукоделия со швейкой конца 19 века. В выдвижном ящичке стола обычно хранили предметы, необходимые для рукоделия: спицы, пяльцы, иголки, нитки.

Непременным предметом в убранстве гостиных того времени были и ломберные столы. Ломберный стол использовался для игры в карты.

Волшебный фонарь - проектор или "диафильм" 19 века. Детские воспоминания А.Н. Бенуа (1870-1960) русского художника: "Из всех оптических игрушек, когда-то меня пленивших, не было ни одной столь замечательной и значительной, нежели волшебный фонарь ... на елку 1878 г. я себе выпросил новый, собственный фонарь..."

Гости, приезжающие с визитом к хозяевам дома, вполне могли быть одеты в костюмы, представленные в этой витрине. Визитным платьем считалось "дневное платье, довольно строгое, чаще темных тонов, с длинными рукавами, обычно без выреза". Мужской визитный костюм представляет собой полуфрак с сильно скошенными закругленными полами из светлой, в торжественных случаях из темной ткани, с жилетом, застегнутом на верхние пуговицы. Мужской костюм дополняют шляпа-цилиндр из атласа, черные кожаные туфли и лайковые перчатки.

Следующий зал - "Кабинет". Кабинет - приют труда и вдохновенья. Здесь протекает деловая и творческая жизнь хозяина дома. Поэтому "мир рабочей комнаты" должен заключать в себе все, что необходимо человеку для его труда, умственного образования и отдыха:

В этой комнате два камина. С помощью таких каминов отапливали дом. Благодаря ним, в комнатах становилось тепло и уютно. Над каминами, в соответствии с модой тех лет, помещали зеркала, а на каминную полку ставили вазы, канделябры или часы.

В зависимости от потребностей и желания хозяина дома в его кабинете могли находиться и многие другие предметы. Так, например, можно видеть чугунное пресс-папье в виде египетского сфинкса - таким пресс-папье обычно придавливались листы писчей бумаги или бланки, которые в достаточном количестве всегда имелись на рабочем столе делового человека. Рядом спичечница "Слон", ручка которой выполнена в виде головы слона с поднятым кверху хоботом. Здесь же шкатулка-секретер, в которой могли хранить деньги, визитные карточки, деловые письма, дорогие сердцу подарки от родных и близких, а также драгоценности.

На другой полке представлена небольшая коллекция ножей. Такими ножами разрезали бумагу, распечатывали письма, разделяли страницы свежих газет, журналов и книг. Ножи изготавливались из металла, камня или кости. Их рукояти, а иногда и лезвия украшались резьбой или чеканкой.

Следующий зал интерьерной экспозиции - "Библиотека".

В зависимости от вкусов и пристрастий хозяев дома в библиотеке могла находиться литература самого разного содержания: научно-популярная, художественная, историческая, юридическая, для семейного чтения. Для хранения книг в домах состоятельных горожан обычно отводили отдельную комнату.

Необходимые для работы и семейного чтения книги, а также редкие рукописные пергаменты и первопечатные издания хранили в библиотеке.

Хорошая библиотека, на собрание которой порой тратили немало сил и средств, была гордостью хозяина дома. Книги выставляли в ряд на полках книжных шкафов с деревянными или со стеклянными дверцами.

В этом зале вы можете видеть книжный шкаф в стиле неоренессанс, изготовленный из дуба в восьмидесятых годах 19 века. Тяжелые, массивные дверцы шкафа украшены резными филенками с изображенными на них сценами из "Фауста" Гете. Шкаф был либо привезен из Германии, либо сделан местными мастерами для неизвестного нам поклонника Гете.

Как дополнение к книжному шкафу выступают высокие резные стулья и кресло из дуба конца 19 века. В таком кресле, удобно расположившись, можно было читать книги, листать газеты и журналы, - словом, заниматься всеми теми занятиями, которыми принято и приятно заниматься именно в библиотеке.

А также бронзовые скульптуры на древнегреческую тематику.

Назначение следующего зала непонятно. Вероятно, отсюда все убрали и оставили только крупную мебель. Далее мы идем в залы с временными выставкам.

Сначала мы проходим в зал, где "этнографическая выставка "красна изба углами".

На этой выставке предметы быта русских крестьян.

А также некоторые ремесленные изделия.

Люлька (зыбка) с накидкой, ватным одеялом и куклой-"пеленашкой". Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха, на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленутую куклу - считалось что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Спеленутую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели, и хранили её наравне с крестильной рубахой. А также я вспомнил, что люлька специально подвешивалась и крутилась, чтобы у ребенка развивался вестибулярный аппарат.

Далее следуем в зал посвященному отцу-основателю УОЛЕ Онисиму Егоровичу Клеру.

Вторая тема выставки - 200-летие дипломатических отношений между Россией и Швейцарией.

По стенам развешано множество современных фотографий и старинных дипломатических документов. В стеллажах некоторые экспонаты УОЛЕ, некоторые из вещей семьи Клер.

Онисим Егорович Клер - основатель УОЛЕ, его вдохновитель и бессменный секретарь до 1920 года. Автор работ по геологии и естествознанию, организатор "Записок УОЛЕ" и первого Краеведческого музея, преподаватель Екатеринбургской мужской гимназии.

Онисим Клер приехал в Россию из Швейцарии в 1862 году, когда ему было 17 лет. Окончил Санкт-Петербургский университет, стал преподавать французский язык в учебных заведениях. В 1867 году Онисим Клер переехал в Екатеринбург и стал преподавателем французского языка в мужской гимназии (ныне №9 на ул.Ленина). Сразу же после приезда 22-летний Онисим Клер начал интересоваться природой и достопримечательностями в окрестностях Екатеринбурга. В этом он нашел союзников в лице нового директора гимназии В.В. Всеволодова, управляющего Горным училищем Н.К. Чупина и других своих коллег по гимназии. Вскоре он высказал предложение создать подобное "общество любителей естествознания" на Урале и был поддержан.

Женился О.Е. Клер в октябре 1870 года на Наталье Николаевне Золотовой, дочери священника. Имел трех сыновей Модеста (краевед, геолог и гидролог), Георгия (зоолог и тенор-певец) и Владимира (зоолог, врач-гистолог), окончивших ту же гимназию, где он преподавал. Из шести родившихся дочерей выжила только одна — Христина, остальные пять умерли во младенчестве. Христина Клер преподавала французский язык в Шадринске и была примером для своих учеников и коллег.

До самой своей смерти в 1920 году Онисим Егорович был бессменным секретарём, а затем президентом УОЛЕ.

Далее мы идем осматривать замечательные картины на выставке Павла Рыженко "Исторический реализм". Об этом читайте следующий пост >>

---

Использована информация с музейных подписей и сайтов: 1723.ru и Википедия.